Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:50, курсовая работа
Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой;
ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1 СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 5
1.1 Понятие «индивидуальный подход» 5
1.2 Отличие понятий «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «персонификация воспитания» 6
1.3 Проблема индивидуального подхода в трудах великих педагогов 8
1.4 Особенности индивидуального подхода 10
ЧАСТЬ 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 12
2.1 Учет индивидуальных особенностей 12
2.2 Индивидуальные особенности личности ребенка 13
ЧАСТЬ 3 ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 17
3.1 Условия осуществления индивидуального подхода 17
3.2 Принципы индивидуальной работы 18
3.3 Этапы индивидуальной работы 19
3.4 Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье 22
3.5 Технология индивидуального подхода 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А. Коменский, Д.Ж.Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а затем Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе воспитания.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями
доказано, что существует прямая зависимость
между физическим, умственным и нравственным
развитием человека.(11,с.81-
Физическое воспитание тесно
связано с трудовым и нравственным
воспитанием ребенка. Активность в
трудовой деятельности во многом зависти
от состояния его здоровья, и наоборот.
Игры также содействуют развитию
и укреплению таких его нравственных
качеств, как воля, дисциплинированность,
организованность и т.д. Нельзя не отменить
также связи физического
Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.
Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.
В процессе правильного физического
воспитания при условии индивидуального
подхода к каждому ребенку
у всех детей пробуждается интерес
к выполнению культурно-гигиенических
навыков, к прогулкам на свежем воздухе,
занятиям физкультурой. Решая задачи
физического воспитания дошкольников,
воспитатель должен осуществлять повседневный
контроль, своевременно применять профилактические
игры, соблюдать необходимые
Особенности организма дошкольника
требуют внимательного
Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.
Умственное воспитание формирует
систему представлений об окружающем
мире, интеллектуальные умения и навыки,
развивает интерес и
В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.
Трудовое воспитание знакомит
детей с трудом взрослых, с профессиями.
Детей обучают доступным
Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности. Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает малыша, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребенке с рождения.
Целенаправленное эстетическое развитие ребенка с раннего возраста помогает ему раскрыть себя наиболее полно, создает условия для динамики творческого роста.
Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.
Взрослый для ребенка – прежде всего соучастник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.(23, с.181-182).
Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства , смелость, решительность, уверенность в себе.
К концу дошкольного периода
ребенок владеет необходимыми качествами
и свойствами личности для того,
чтобы приступить к систематическому
овладению общественно-
Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий в жизни (связь биологического и социального) существенно отличается друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения.
В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни . Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.
Таким образом, развитие и
формирование человека проходит ряд
этапов, каждый из которых характеризуется
своими особенностями и
Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма.
Педагогический критерий возрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка.(5,с.112-115).
1.2. Методы, средства
и формы воспитания детей
Методы воспитания - это способы взаимосвязанной
деятельности воспитателей и воспитанников,
направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов
уточняет: методы воспитания - совокупность
способов и приемов воспитательной работы
для развития потребностно-мотивационной
сферы и сознания учащихся, для выработки
привычек поведения, его корректировки
и совершенствования.
Средства воспитания - это относительно
независимые источники формирования личности.
К ним относят виды деятельности (труд,
игра), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения
и явления духовной и материальной культуры
(искусство, общественная жизнь), природа. К
средствам относят также конкретные мероприятия
и формы воспитательной работы (вечера,
собрания). Некоторые считают, что средства
- более широкое понятие, включающее в
себя методы, формы и собственно средства.
Выделяются иногда приемы воспитания
как часть метода, подчиненная ему и входящая
в его структуру: например, создание эмоционального
настроя с помощью музыки при проведении
беседы с воспитанниками ; переход на «вы»
с воспитанником , когда ему делают замечание.
Вечер, поход, литературный спектакль,
интеллектуальная игра, беседа на этическую
и другую тему и т.д. - это формы
воспитательной работы. Однако можно
заметить, что они названы среди
методов и средств. Это говорит
о том, что в науке нечетко
разделяются методы, средства и формы
воспитания. Тем не менее методы - одна
из основных категорий воспитания, знание
сущности методов воспитания повышает
эффективность их использования.
Познанию методов способствует их классификация
(деление предметов на группы по какому-либо
признаку). В педагогике нет строго научной
классификации методов. Эмпирически выделены
и наиболее изучены пять методов: убеждение,
упражнение, пример, поощрение, наказание.
В основу одной из последних классификаций
положена концепция деятельности, согласно
которой выделены три группы методов воспитания
по их месту в процессе воспитания (Ю.К.Бабанский).
1 гр. Методы формирования сознания личности
(взглядов, оценок). 2 гр. Методы организации
деятельности, опыта поведения. 3 гр. Методы
стимулирования деятельности и поведения.
Выделение первой группы основано на
принципе единства сознания и поведения.
Сознание как знание, совокупность представлений
о мире определяет поведение и одновременно
формируется в нем. Вторая группа методов
выделена на основе тезиса о формировании
личности в деятельности. Третья группа
отражает потребностно-мотивационный
компонент деятельности: одобрение или
порицание поступка формирует поведение.
Ниже охарактеризованы методы воспитания
по данной и другим классификациям.
Методы воспитания проявляют свое содержание через:
• непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования, приказа, угрозы, наказания, поощрения, личного примера, авторитета, просьбы, совета);
• создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
• общественное мнение референтной группы, например, коллектива (школьного, студенческого, профессионального), личностно значимого для воспитанника, а также благодаря авторитетному для него человеку — отцу, ученому, художнику, государственному деятелю, деятелю искусства, и средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио);
• совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру;
• процессы обучения и самообразования и передачи информации, социального опыта в кругу семьи, в процессе дружеского и профессионального общения;
• погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постольку при их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личности воспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решения воспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.
К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов воспитания. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию, помогает понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам. Так, например, выделяют три группы методов (Г. А. Щукина).
1) ориентированные
на формирование
2) направленные
на достижение единства
3) использующие поощрения и наказания.
П.И. Пидкасистый предлагает другую группировку методов воспитания:
- педагог способствует восприятию мира;
- педагог помогает ребенку осмысливать этот мир;
- педагог инициирует созидание мира вне и внутри личностной структуры ребенка.
Согласно более или менее разделяемой всеми учеными классифи- кации методы воспитания в отечественной науке объединяются в четыре группы и составляют такую систему:
Информация о работе Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании