Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1 СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 5
1.1 Понятие «индивидуальный подход» 5
1.2 Отличие понятий «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «персонификация воспитания» 6
1.3 Проблема индивидуального подхода в трудах великих педагогов 8
1.4 Особенности индивидуального подхода 10
ЧАСТЬ 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 12
2.1 Учет индивидуальных особенностей 12
2.2 Индивидуальные особенности личности ребенка 13
ЧАСТЬ 3 ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 17
3.1 Условия осуществления индивидуального подхода 17
3.2 Принципы индивидуальной работы 18
3.3 Этапы индивидуальной работы 19
3.4 Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье 22
3.5 Технология индивидуального подхода 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 175.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Воспитание детей  дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема…………………………………………………………………………...…7         

1.1.Возрастные и индивидуальные  особенности детей………………….....

        1.2. Задачи и методы воспитания детей дошкольного возраста………….14 

        1. 3 Теоретические  подходы к понятию и организации  индивидуального  

подхода к детям  дошкольного возраста…………………………………………21

Глава 2. Индивидуальный подход в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения………………………………………………………….29         

2.1.Учет индивидуальных  особенностей……………………………..……29        

2.2.Единство осуществления  индивидуального подхода в детском  саду 

               и семье……………………………………………………………………32         

2.3.Специфика организации  индивидуального подхода в процессе  

               трудового воспитания и игровой деятельности………………………35         

2.4.Организация предметно-развивающей  среды как основы 

               индивидуального подхода……………………………………………..39

Заключение…………………………………………………………………………..42

Список литературы………………………………………………………………….44

Приложения………………………………………………………………………….46

Приложение 1……………………………………………………………………….46

Приложение 2………………………………………………………………………..47.

Приложение 3……………………………………………………………………….48

Введение

Дошкольное образовательное  учреждение – первое и самое ответственное  звено в общей системе народного  образования. Обладая высокой пластичностью  функций мозга и психики, ребенок  имеет  большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.        

Период от рождения до 6 лет  имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка.  У детей, занимающихся в ДОУ по образовательной программе, формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения, отражающие отношение к универсальным человеческим ценностям. Дети становятся все более самостоятельными, независимыми от взрослых. Обогащается их социальный опыт, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное  новообразование – осознание своего социального «Я». Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво учатся организованности, что ведет к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей к самоорганизованности – формирует предпосылки на всю жизнь к организации своей деятельности, учебы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе.(3,с.12-15).

Всестороннее развитие каждого  человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности  выявить, «выполнить» себя, в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться  на индивидуальность.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального  подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка  преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние  условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

Возрастные роли человеческого  фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной  работе как важной форме воспитания». 
        Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. «Индивид» есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни, – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, - является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия  на ребенка, и именно потому это общий  принцип воспитания. Вместе с тем  в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.

Индивидуальный подход нацелен  в первую очередь на укрепление положительных  качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве  можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

Индивидуальный подход требует  от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях  поведения.

Индивидуальный подход является органической частью педагогического  процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

В педагогике принцип индивидуального  подхода должен пронизывать все  звенья воспитательной и учебной  работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие  задачи воспитания, которые стоят  перед педагогом, работающим с коллективом  детей, решаются им посредством педагогического  воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических  особенностей и условий жизни.

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением  ко всему прекрасному. Процесс всестороннего  развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы  воспитания и обучения в детском  саду были направлены на воспитание и  обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Антропонимы  дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Антропонимы  задачи воспитания остаются неизменными  для всех. Как же быть в таком  случае? С помощью индивидуального  подхода мы найдем «ключ» к каждому  ребенку.

Индивидуальный подход –  один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода  носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении  дифференцированного подхода к  детям:

-        знание и понимание детей; 
-        любовь к детям; 
-        основательный теоретический баланс; 
-         способность педагога размышлять и умение анализировать.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект  собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

Объект исследования - целенаправленный процесс воспитания и обучения детей  дошкольного  возраста в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование индивидуального  подход будет способствовать более  успешному процессу обучения и воспитания детей дошкольного возраста в  условиях ДОУ.

Предмет: использование индивидуального  подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Проблема нашего исследования в наличии индивидуальных особенностей у детей  дошкольного возраста и необходимости использования индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения.

Цель исследования: теоретически обосновать влияние индивидуального  воздействия на воспитание и развитие детей дошкольного возраста.

Задачи:

1.Теоретически обосновать  значение и роль индивидуального  подхода в  воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

2.Раскрыть роль педагога  в осуществлении индивидуального  подхода.

3.Доказать необходимость  и значение единства требований  в осуществлении индивидуального  подхода в детском саду и  семье.

4.Разработать методические  рекомендации для педагогов по  использованию индивидуального  подхода в ДОУ.

I.Воспитание детей дошкольного возраста

как психолого-педагогическая проблема

1.1.Возрастные  и индивидуальные особенности  детей.

Педагогика – одна из социальных наук, которая исследует процесс  воспитания человека, т.е. ее предметом  является воспитание, процесс целенаправленного  формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического, формируется личность – существо социальное.

Воспитание и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного  и целенаправленного воздействия  на личность и поведение ребенка, а обучение - процесс, основная цель которого состоит в развитии его  способностей.

Воспитание и обучение представляют собой разные, но взаимосвязанные  стороны единой педагогической деятельности, и обе они в действительности практически всегда реализуются  совместно, так что отделить обучение от воспитания, как процессы и результаты, не представляется возможным. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, а занимаясь обучением, одновременно и воспитываем. Тем не менее, оба  процесса в аналитических целях  в педагогической психологии обычно рассматриваются отдельно, так как  они по своим целям, содержанию/методам, ведущим видам реализующей активности различны. Воспитание осуществляется в основном как межличностное  общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации  и характера личности, формирования черт личности и человеческих поступков, в то время как учение, реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, ориентировано, в конечном счете, на интеллектуальное и когнитивное  развитие ребенка.

Различны, как правило, методы обучения и воспитания. Обучение имеет  дело с познавательными процессами ребенка, а воспитание - с чувственными и межличностными отношениями. Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний от одного человека к другому, а также формирование у обучаемого умений и навыков, в то время как  методы воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, а также чувств, норм и  правил поведения. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком  предметного мира, материальной культуры, а методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Воспитание и обучение человека в той или иной степени  являются предметом исследования в  разных науках: философии, социологии, истории, педагогике, психологии. В  философской литературе вопросы  воспитания рассматриваются под  углом зрения становления в человеке собственно человеческих черт, здесь  выясняется место системы воспитания и обучения в обществе. Социологические  аспекты образования охватывают структуру и содержание деятельности различных социальных групп и  институтов, которые выполняют воспитательные и обучающие функции и являются частью системы образования. Историческая проблематика образования охватывает обновление и преобразование учебно-воспитательных институтов, содержания и методов  обучения и воспитания в различные  доисторические эпохи. Но более всего, конечно, с проблематикой обучения и воспитания связаны педагогика и психология. Педагогика традиционно  рассматривает цели и задачи обучения и воспитания, его средства и методы, способы их реализации на практике.

В трудах многих зарубежных и отечественных мыслителей прослеживается важная идея о необходимости уважительного  отношения к маленькому человеку – ребенку, необходимость защиты его прав на свободу и развитие.

Дети дошкольного возраста нуждаются в особенном внимании со стороны взрослых.

Чаще всего воспитание определяется как целенаправленное формирование личности. Воспитание –  целенаправленный процесс разностороннего, полноценного развития ребенка в  соответствии с его возрастными  возможностями.(12,с.103-107).

В современной педагогической науке есть точка зрения, согласно которой целью воспитания считается  подготовка всесторонне гармонически развитой личности.

Таким образом, можно сказать, что на современном этапе развития нашего государства, на фоне политических и экономических изменений, которые  коснулись и системы образования, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка, что полностью соответствует  Конвенции о правах ребенка: в  статье 29 Конвенции записано, что  воспитание должно быть направлено на развитие ребенка, его умственных и  физических способностей в их полном объеме.

К задачам воспитания детей  дошкольного возраста относится  физическое, умственное, трудовое, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, социальное развитие.

В детских садах и школах принята групповая форма организации  учебных занятий. Однако ребенок  мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями  характера, темперамента, ума. Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности педагогов и воспитателей.  Эта особенность педагогического процесса нашла отображение в принципе индивидуализации развития детей в процессе обучения.

Каждый ребенок помимо общих свойств, имеет индивидуальные качества, которые могут положительно или отрицательно влиять на ход учения.

Индивидуализация обучения предполагает учет этих особенностей и соответствующую организацию  учебно-воспитательного процесса.

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые  необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности  его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому присущи  свои возможности и ограничения  в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские  и юношеские годы. Если же возможности  этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной  мере использованы, то в более поздние  годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время  не могут дать эффекта при попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.(13,с.156-164).

Информация о работе Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании