Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1 СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 5
1.1 Понятие «индивидуальный подход» 5
1.2 Отличие понятий «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «персонификация воспитания» 6
1.3 Проблема индивидуального подхода в трудах великих педагогов 8
1.4 Особенности индивидуального подхода 10
ЧАСТЬ 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 12
2.1 Учет индивидуальных особенностей 12
2.2 Индивидуальные особенности личности ребенка 13
ЧАСТЬ 3 ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 17
3.1 Условия осуществления индивидуального подхода 17
3.2 Принципы индивидуальной работы 18
3.3 Этапы индивидуальной работы 19
3.4 Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье 22
3.5 Технология индивидуального подхода 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 175.08 Кб (Скачать файл)

А.С. Макаренко считал принцип индивидуального  подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Именно А.С. Макаренко разработал и внедрил в жизнь педагогику «прикосновение к личности», правда, применял её к трудновоспитуемым детям уже школьного возраста. Придавая большое значение индивидуальному подходу, А.С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы.11

Проблема индивидуального подхода  к детям получила всестороннее и  оригинальное развитие в практическом опыте талантливого педагога, пытливого  исследователя и учёного В.А. Сухомлинского. Сам термин воспитание В.А. Сухомлинский рассматривал именно с этих позиций. «Воспитание, - писал он, - это прежде всего человековедение. Без знания ребёнка - его умственного развития, мышления интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания».12

Вопрос об индивидуальном подходе  к детям занимает значительное место  в трудах и других советских педагогов. Е.А. Аркин говорит об индивидуальном подходе к дошкольникам в физическом воспитании, Р.И. Жуковская - в игровой  деятельности, А.П. Усова  -  в процессе обучения и умственного развития детей на занятиях. В произведениях  Е.А. Флёриной, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной рассматриваются методы и приёмы индивидуального подхода к детям в развитии их творческих способностей и дарований. Я.И. Ковальчук считал, что индивидуальный подход к детям дошкольного возраста оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка, если он осуществляется в определённой системе: изучение проявлений ребёнка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, чётких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку в общей педагогической работе со всеми детьми. При этом необходимо помнить, что индивидуальный подход имеет смысл только при всестороннем, моральном и нравственном развитии личности ребёнка.13

1.4 Особенности индивидуального  подхода

Индивидуальный подход в обучении ориентируется на индивидуально-психологические  особенности ребенка, строится с  учётом этих особенностей.

Дошкольная группа, как правило, состоит из детей с разным развитием, разными особенностями мышления, памяти и внимания. Часто педагоги строят образовательный процесс, ориентируясь на «среднего воспитанника». Это  приводит к тому, что «сильные»  дети искусственно сдерживаются в развитии, теряют интерес к занятиям, которые  не требует от них умственного  напряжения, а «слабые» дети, наоборот, часто обречены на хроническое отставание и также теряют интерес к занятиям, потому что это требует от них  слишком большого умственного напряжения. Индивидуальный же подход в образовательном  и воспитательном процессе ориентирован не на «среднего» ребенка, а на всех ребят группы.

Индивидуальные особенности детей  учитываются при выборе и применении отдельных методов и приёмов  воспитания, при подборе игр и  заданий. Методы и приемы индивидуального  подхода целесообразно применять  на всех этапах образовательного и  воспитательного процесса, для усвоения и закрепления новых знаний, для  формирования и закрепления и  отработки умений и навыков.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей дошкольников являются планомерные  систематические наблюдения за ребенком. Главное заключается в том, чтобы  всесторонне изучить ребенка  и озираться на его положительные  качества в преодолении имеющихся  недостатков. В этом и состоит  понимание индивидуального подхода.

 

ЧАСТЬ 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  РЕБЕНКА

2.1 Учет индивидуальных особенностей

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния  и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятиях и  общая работоспособность. Нужно  знать раннее перенесенные ребенком заболевания, тяжело отразившиеся на его  здоровье, хронические болезни, состояние  зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Весьма важно знать особенности  познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы. С  учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в  учебно-воспитательном процессе: более  сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее  развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать  индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять  изучению чувственно-эмоциональной  сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее  существенным является знание характера  каждого ребенка с тем, чтобы  учитывать его при организации  коллективной деятельности, распределение  общественных поручений и преодолении  отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями  домашней жизни и воспитания, которые  оказывают значительные влияния  на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого  ребенка создает условие для  успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

2.2 Индивидуальные особенности  личности ребенка

В основе индивидуального подхода  лежит выявление особенностей ребенка. У детей одного возраста много  общих, типичных для данного периода  особенностей физического и психического развития, которые определяются как  возрастные.

Отличительные возрастные особенности  дошкольников выражаются в следующем:

  • интенсивность протекания процессов физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга;
  • быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, что создает благоприятные условия для воспитания и обучения;
  • наиболее сензитивный период для развития речи, воображения(пик развития воображения 4-5 лет), восприятия, различных форм мышления(наглядно-действенное, наглядно-образное); и что самое главное, для нашего исследования, развития художественных способностей;
  • склонность детей к повторению, что способствует приобретению и закреплению навыков, но повторение должно сочетаться с постепенным нарастанием и усложнением материала;
  • легкое запоминание услышанного, часто механическое, без осмысления и переработки мысли. Именно поэтому необходимо выяснять понимает ли ребенок материал, кроме того, выяснение степени понимания детьми своих высказываний способствует развитию у них логического мышления;
  • эмоциональность и впечатлительность. От этого зависит во многом развитие ряда психических свойств личности.

Общие возрастные особенности у  каждого ребенка проявляются  по-разному, в зависимости от его  индивидуальности. Каждый ребенок неповторим. Индивидуальность человека обусловлена  многими причинами, такими как:

  1. Тип функциональной асимметрии мозга. Ребенок рождается с доминированием либо левого, либо правого полушария головного мозга. Левое полушарие можно назвать аналитическим, классификационным, абстрактным, алгоритмическим, последовательным, индуктивным. Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, синтетическое, конкретное, эвристическое, параллельное (одновременное, а не последовательное), дедуктивное. Ребенку с преобладанием левого полушария свойственно рационально-логическое, знаковое мышление; с преобладанием правого - пространственно-образное, интуитивное. Как видно, уже на данном уровне, дети по-разному будут воспринимать информацию; к тому же у первых необходимо развивать качества, присущие вторым, и наоборот.
  2. Тип высшей нервной деятельности и тип темперамента (см. приложение 1). Павлов И.П. выделил 3 основных свойства нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность. Определенное сочетание свойств представляет собой тип ВНД, с каждым из которых связан тип темперамента:

Сила, уравновешенность, инертность. Флегматический темперамент. Дети - флегматики спокойные, терпеливые, ровно относятся  к окружающим, малоподвижны.

Сила, уравновешенность, подвижность. Сангвинический темперамент. Дети- сангвиники деятельны, общительны, легко адаптируются в новых условиях.

Сила, неуравновешенность. Холерический темперамент. Дети-холерики вспыльчивы, порывисты, повышено возбудимы, за все берутся с увлечением, но быстро теряют интерес к начатому.

Слабость. Меланхолический темперамент. Дети-меланхолики необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы, тяжело адаптируются к новым условиям.

Конечно, «чистые» типы встречаются  крайне редко, как правило существуют смешанные, промежуточные типы. Но все же учитывать особенности преобладающего темперамента очень важно, и именно в этом и будет заключаться индивидуальный подход.

Половые различия. Мальчики и девочки  уже с самого рождения  существенно отличаются друг от друга:

  • девочки несколько опережают мальчиков в развитии;
  • острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму;
  • мальчикам, для их полноценного развития требуется большее пространство, чем девочкам;
  • девочки играют и рисуют более на романтические темы, а интересы мальчиков сходятся на технике, сражениях, подвижных играх;
  • мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки - на отношения между людьми;
  • девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики же долго раскачиваются и к тому времени, как они достигли уровня работоспособности, девочки уже заметно стали уставать;
  • у девочек в дошкольном возрасте лучше развита речь, часто сильнее в физическом плане, их биологический возраст выше; но ответы девочек более однообразны и однотипны, среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят; не по этому ли среди гениев абсолютное большинство мужчин?
  • мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, девочки обычно лучше выполняют типовые задачи, но гораздо более тщательно;
  • мальчики боле возбудимы, раздражительны, беспокойны, нетерпеливы, несдержанны, нетерпимы, неуверенны в себе и даже более агрессивны, чем девочки;
  • мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор - быстро снимают эмоциональное напряжение и переключаются на продуктивную деятельность, у девочек же все наоборот - они склоны долго переживать по поводу сказанного им.14

Условия жизни ребенка, его окружение, особенности внутрисемейного воспитания - все это накладывает отпечаток  на характер ребенка, его привычки, а значит, обуславливает необходимость  индивидуального подхода.

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что каждая личность не может  быть похожа на другую, т.е. индивидуальна. Индивидуальность - это общее и особенное, что отличает одного человека от другого, делает его неповторимым; своеобразие психики и личности индивида.

ЧАСТЬ 3 ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ПОДХОДА

3.1 Условия осуществления индивидуального  подхода

По мнению Ковальчук Я.И. осуществление  индивидуального подхода возможно при определенных условиях:

  1. Органическое сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива. Зная особенности коллектива в целом и всех его членов в отдельности, педагог может правильно направлять деятельность и поведение каждого ребенка, воспитать у него умение подчинить свои личные интересы общим.
  2. Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка. Это должно сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью; педагогу необходимо в своем обращении с детьми быть тактичным, естественным и искренним; недопустимо в присутствии ребенка пренебрежительно о нем отзываться, называть его отсталым, неразвитым. Индивидуальный подход требует от воспитателя любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка.
  3. Единство требований к малышу как работников детского учреждения, так и родителей. Нельзя добиться положительных результатов в воспитании вне связи с семьей.15

Сущность индивидуального подхода  выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед  педагогом, решаются им посредством  педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его  психологических особенностей и  условий жизни, где главная точка  опоры - ориентир на положительные качества малыша. В основе индивидуального  подхода лежит выявление особенностей ребенка, а его осуществление  возможно при определенных условиях.

3.2 Принципы индивидуальной работы

Индивидуальная работа – это  деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого  ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода  к учащимся в обучении и воспитании.

Эффективность такой работы зависит  от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и  помнить при этом о том, что  она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и  психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель  определяет методы и формы воздействия  на личность каждого ребенка. Все  это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической  технологии воспитания на диагностической  основе. В индивидуальной работе с  детьми педагогики-воспитатели руководствуются  следующими принципами:

Информация о работе Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании