Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ЧАСТЬ 1 СУЩНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 5
1.1 Понятие «индивидуальный подход» 5
1.2 Отличие понятий «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», «персонификация воспитания» 6
1.3 Проблема индивидуального подхода в трудах великих педагогов 8
1.4 Особенности индивидуального подхода 10
ЧАСТЬ 2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА 12
2.1 Учет индивидуальных особенностей 12
2.2 Индивидуальные особенности личности ребенка 13
ЧАСТЬ 3 ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА 17
3.1 Условия осуществления индивидуального подхода 17
3.2 Принципы индивидуальной работы 18
3.3 Этапы индивидуальной работы 19
3.4 Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье 22
3.5 Технология индивидуального подхода 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 175.08 Кб (Скачать файл)

Выражение «дети – это  зеркало семьи» точно передает смысл  ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности : в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости.

Подражая близким, любимым  людям, следуя их «урокам жизненной  философии»,  ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми.        

Таким образом, современная  наука подчеркивает приоритет семьи  в воспитании ребенка, проявляющийся  в многообразии форм воздействия, в  диапазоне ценностей, которые осваивает  подрастающий человек.        

Однако далеко не все семьи  в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные : одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога.        

Да, работа воспитателей с  семьями – труд нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального  подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка.        

В воспитании маленького ребенка  многое строится на формировании положительных  привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка  взрослые будут договариваться о  требованиях к нему, о методах  воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении значительно выше, чем возможности детского сада. Детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.         

Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной  работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей.        

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи  и детского сада (В.К.Котырко, С.А.Ладыви) наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.        

Положительные результаты в  воспитании детей достигается при  умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту  работу всех членов коллектива дошкольного  учреждения и членов семей воспитанников.         

Формы работы могут быть самые  разные, - это посещения семьи  и ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские конференции. Но приоритет  остается за индивидуальной формой.        

Таким образом, можно сделать  следующие выводы:

  1. Работу, как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями, можно успешно проводить только на основе знания особенностей быта и воспитания детей в семье.
  2. Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между условиями воспитания, формированием особенностей поведения и спецификой их проявления.
  3. Положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты только в том случае, если между родителями и воспитателями достигнуто единство требований в отношении к детям и вся работа проводится по плану и систематично.
  4. Необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу о возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в своих детях хорошее, и плохое анализировать их поступки.
  5. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия воспитания детей.
  6. Изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала  планомерной работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их, в различных видах деятельности.

2.3.Специфика организации  индивидуального подхода.

1.В процессе трудового  воспитания.

Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с  дошкольной ступени - одна из важнейших  задач.        

В «Программе воспитания в  детском саду» подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего  развития личности. Определенно содержание трудового воспитания : ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда  в жизни общества.  

В решении задач трудового  воспитания  принцип индивидуального подхода приобретает особо важное  значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, интерес к занятиям.         

Правильная организация  трудового воспитания ребенка с  самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего  развития. В организации трудового  воспитания детей младшего дошкольного  возраста в подборе методов и  наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей  группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно  знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что  дети устают , теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.        

Необходимо согласовывать   требования  к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.         

Для осуществления индивидуального  подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.        

Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой  деятельности показывает, с одной стороны,  большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего. 

Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального  подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация  их в процессе коллективного труда.  

Большое значение для индивидуального  подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт  к семьей, единство требований к  ребенку в детском саду и дома.

Индивидуальные проявления в трудовой деятельности  - очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо  - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

Индивидуальный подход оказывает  положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при  условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как  непрерывный, четко организованный процесс.

Приемы и методы индивидуального  подхода не являются  специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской  деятельности педагог постоянно  должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив  является той силой, которая укрепляет  в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом  такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности  за общее дело.

Работа педагога высококвалифицированная, она требует постоянного повышения  педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать  детей, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый  к воспитанию подрастающего поколения.

На всех ступенях системы  народного образования необходимо оказывать семье помощь в осуществлении  воспитания детей. В работе с родителями педагог должен помочь им научиться познавать своих детей с научной позиций, а не через призму своих суждений, которые далеко не всегда бывают объективными.

2.В процессе игровой  деятельности. 

В игре проявляются и через  нее формируются все стороны  психической жизни ребенка. Через  те роли, которые ребенок выполняется  в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие  нравственные качества, как скромность, гуманность.

Индивидуальность  ребенка в играх проявляется  в самостоятельном развитии его

замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального  подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и  характер участия в различных  играх.        

Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений , как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива. 

В процессе проведения дидактических  игр выясняется степень умственного  развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность  или нерешительность, быстрая или  медленная переключаемость с  одного действия на другое.

Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель  должен развивать в них такие  нравственные качества как  доброжелательность, стремление  принести пользу игровому коллективу.

Руководство воспитателей игрой  всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны  единого воспитательного процесса.

Зная индивидуальные особенности  детей ,их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело.

В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет  дидактические игры. Они способствуют расширению представления в окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д.  В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью.

Таким образом, в игровой  деятельности, в правильной организации  ее заложены большие возможности  для эффективного индивидуального  педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно  с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого  ребенка.

2.4.Организация  предметно-развивающей среды как  основы индивидуального подхода  к детям.

Среда – одно из основных средств развития личности ребенка  источник его индивидуальных знаний и социального опыта.

Предметно-развивающая среда  не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и лежит в основе его  самостоятельной деятельности, являясь  своеобразной формой самообразования. Обязанность взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть  перед глазами детьми весь спектр возможной среды и направить  их усилия на использование ее отдельных  элементов.

При проектировании предметно-развивающей  среды в ДОУ необходимо учитывать  следующие факторы:

-индивидуально социально-психологические  особенности ребенка;

-своеобразие его эмоционально-личностного  развития;

-индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

-любознательность, исследовательский  интерес и творческие способности.

Рассмотрим, как каждый из этих факторов конкретизируется при  построении предметно-развивающей  среды.

Социально-психологические  особенности детей дошкольного  возраста предполагают стремление участвовать  в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время  от времени возникающую потребность  в уединение. При этом для обеспечения  оптимального баланса совместных и  самостоятельных действий детей  создаются зоны для разных видов  детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, театрализованной и т.д., а также  условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности детей в групповой  комнате, спальне, приемной.

Учет индивидуальных особенностей эмоционально-личностного развития ребенка требует проектирования своеобразных «зон приватности» - специальных  мест, где каждый ребенок хранит свое личное имущество6 любимую игрушку, открытку, украшения, подарки от друзей и т.д. большое значение придается организации экспозиции фотографий детей и членов их семей, личных альбомов. Чрезвычайно важна поддержка каждого ребенка в процессе экспонирования разнообразных детских работ.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-развивающая  среда должна обеспечивать право  каждого ребенка на любимое занятие. Для этого при зонировании  помещений дошкольного образовательного учреждения предусматривается периодическое  обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей, что создает условия для  персонифицированного общения воспитателей и детей.

Информация о работе Проблема индивидуального подхода в дошкольном образовании