Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и не достаточная разработанность данного направления исследований определило выбор темы курсовой работы: «Формы и методы работы социального педагога с трудными подростками».
Решение данной проблемы определило и цель исследования: изучить особенности форм и методов работы социального педагога с трудными подростками.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Основа социально-педагогической деятельности при работе с трудными подростками.
Психофизиологические особенности подросткового возраста.
Особенности отклонения в поведении трудных подростков.
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике отклонений в поведении подростков.
1.3.1. Предупреждение отклонения в поведении.
1.3.2. Правовая защита трудных подростков.
1.3.3. Неформальные объединения подростков.
Глава II. Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками.
Основные формы и методы работы социального педагога с трудными подростками.
Опытно-экспериментальная работа по коррекции отклоняющего поведения трудных подростков.

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Формы и методы работы СП с трудными подростками.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. Подросток значительно чаще сам ставит перед собой определенные цели, сам планирует свою деятельность и нередко проявляет значительную настойчивость, выдержку, решительность и даже мужество в процессе достижения этих целей.

В большинстве случаев настойчивость подростков является еще незрелой, что выражается в неумении достигать поставленной цели во всех видах деятельности. Большинство подростков проявляют волю в каком-нибудь одном виде деятельности.

Общее развитие воли у подростков идет в направлении ослабления роли непосредственно переживаемых эмоций и усиления сознательного регулирования поведения, значение непосредственных побуждений и эмоций как стимула действий продолжает оставаться еще весьма значительным. Это проявляется в импульсивности подростков, их нетерпеливости, несдержанности. Многие не умеют владеть собой, не умеют сдерживать свои порывы. Подростки торопятся быстрее перейти к действию, вследствие чего ошибаются.

Данная особенность накладывает определенный отпечаток на характер протекания эмоций у подростка.

Прежде всего, для подростка характерна повышенная эмоциональность. Повышенная возбудимость объясняет некоторую склонность подростка к аффектации - страстному, резкому и бурному выражению переживаемых чувств. Нередко именно в такой форме он реагирует на кажущуюся или действительную несправедливость учителя, родителей, несправедливую оценку, выговор.

Подростки сравнительно часто и быстро переходят от радости к огорчению,    от    самонадеянности    к    застенчивости,    от    удовольствия    к неудовольствию и наоборот. В подростковом возрасте чувства значительно более связанны с интеллектуальной сферой, хотя и здесь непосредственные восприятия и впечатления играют преобладающую роль.

Значительное развитие у подростков приобретают моральные чувства. Нередко они неохотно выполняют свой долг, считая выполнение его тягостной обязанностью. Порой они нарушают нравственные нормы, особенно, если не понимают их смысла, сталкиваются с неразумными и непонятными, с их точки зрения, запрещениями и правилами.

Особенности соматического и полового развития подростков имеют не только непосредственное отношение к здоровью и работоспособности в последующие годы, но и в значительной мере определяют полноценность социального развития.

Начинается половое созревание с повышения активности центральной нервной системы, вслед за которым повышается активность эндокринных желез.

В нормальных условиях между силой раздражителя и реакцией на него нервной системы существует определенная зависимость, имеющая возрастные и индивидуальные особенности. В подростковом возрасте эти соотношения нарушаются, что связано с возбужденным состоянием центральной нервной системы.

Характерно, что у девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана - повышенная обидчивость, плаксивость, беспричинная смена настроения, у мальчиков - изменение поведения и двигательных реакций.

Речь подростков порою делается замедленной, замедляются и ответные реакции на речь взрослых, обращенную к ним. Для получения исчерпывающего ответа приходится задавать им дополнительные вопросы. Как бы «вытягивать» из них ответ.

В то же время наблюдается и повышенная утомляемость подростков. Утомление   развивается   в   две   фазы:   на  первой   появляется  двигательное беспокойство: на второй фазе появляется сонливость, дремота  или напротив сильное возбуждение.

В подростковом возрасте   внешность становится одним из факторов самоутверждения личности.  В связи с этим у подростков нередко   возникает чувство внутреннего протеста против происходящих изменений, но внешности  и в психическом состоянии.

В отдельных  случаях чувство протеста против этих изменений  может достигать болезненной степени и приводит к некоторым нежелательным поведенческим реакциям: нервной анорексии (т.е. отказу от пищи).

Чаще всего наблюдается у девочек. Они настолько чувствительны к любым критическим  замечаниям об их внешности, что отказ от пищи  может   развиться буквально из-за пустяка.

Неоднородность периода полового созревания по интенсивности и характеру психологических сдвигов дала основание психологам выделять две фазы: негативную и позитивную. Действительно, для этого возраста характерны  нарушения самочувствия, настроения, различные отклонения в поведении, однако расценивать их следует с учетом особенностей неврологических  и физиологических сдвигов изменяющих характер реакции подростка на определенные явления  среды.

 

1.2.  Особенности  отклонения в поведении трудных  подростков.

Все сказанное нами выше относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.

По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в противоправных действиях, а 5% — совершают преступления — это так называемые трудные подростки, или, иначе, педагогически запущенные дети «группы риска». Они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение.

Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, делают только то, что им интересно. В школе они нарушают дисциплину, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, считают себя неудачниками. Такие подростки бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме, пропаганда секса — к подростковой беременности. Именно подростки в результате физического или сексуального насилия прибегают к самоубийству.

Педагогическая запущенность усугубляется социальным «беспределом». В современных условиях детская беспризорность подходит к уровню 20-х гг. Новые экономические отношения привели к незащищенности подростков на производстве. Практика отчисления их из школы и сокращение числа ПТУ привела к тому, что четырнадцатилетние оказались не у дел, так как по КЗоТу Российской Федерации (ст. 173) принимают на работу только с 16 лет. В результате на 30% увеличилось число убийств и тяжких телесных повреждений. Разбой, грабеж, изнасилование — число этих преступлений, совершенных подростками в последние годы, растет. В 90-е гг. по сравнению с предшествующим десятилетием преступность подростков увеличилась вдвое, охватив контингент всех категорий учебных заведений, которые раньше считались благополучными (школы, техникумы, вузы).

Контингент трудных подростков неоднороден. Можно разделить его на три группы:

Первая группа — психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. В школе такие учащиеся паясничают, демонстративно не подчиняются, прогуливают занятия.

Вторая группа — подростки с ускоренным половым развитием и с повышенной эффективностью, возбудимостью, агрессивностью. Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.

Третья группа — подростки с расторможенностью влечений: им свойственны гиперсексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков. Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянные конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.[2 стр.140]

Отклонения в поведении охарактеризованных выше групп подростков возникают в результате педагогической запущенности.

Помимо охарактеризованных выше существуют подростки, нарушения, точнее, отклонения в поведении которых являются результатом аномалии развития организма.

Обратимся к исследованию Н. Вайзмана. Он пишет, что у подростков с остаточной органической патологией снижена работоспособность, рассеянное внимание. Они раздражительны и эмоционально неустойчивы, знания их ограничены, они осваивают программу только при условии занятия с репетиторами, и то чаще только до V—VIII классов. Естественно, что у таких детей в дальнейшем возникают трудности с трудоустройством. Если их и берут на работу, то вскоре увольняют за профнепригодность. Только 25% подростков с органической патологией впоследствии смогли создать семью, трудиться, разумно вели себя в быту, учились в техникумах .[2, стр.144-146] Эта категория подростков также входит в «группу риска» и пополняет ряды несовершеннолетних правонарушителей.

В последние годы ученые зафиксировали пик подростковых самоубийств. Их причиной являются психологические особенности полового созревания; крушение любви, разочарование, обиды. Подростки размышляют о смысле жизни и смерти и часто, абстрагируя от своей личности понятие смерти, покушением на убийство стремятся познать ее сущность. Подчас они сами своим эгоцентризмом создают реакцию неприятия окружающими, становятся объектом осуждения, угроз, что также приводит к попытке самоубийства.[2,стр.88-89]

Среди трудных подростков распространены побеги из дома. Основная причина побегов — плохое обращение в семье, причем чаще со стороны матери (60—70%), чем со стороны отца. Ученые объясняют это как психологическими, так и социальными причинами: тяжелым экономическим положением семьи, безработицей, ущербным составом семьи (неполные семьи), слишком молодым или, наоборот, пожилым возрастом родителей. Кроме того, играет важную роль и поведение самого ребенка, который провоцирует плохое обращение.

Подростки-беглецы чаще всего бывают ограблены, избиты, становятся наркоманами, вовлекаются в преступные группы, в семью почти никогда не возвращаются. Часть из них уходят из семьи, стремясь к свободе, независимости.

В соответствии с характером отклонений в поведении психологи выделяют типы детей, которые требуют разного подхода со стороны социального педагога. Так, одному ребенку необходимо помочь обрести самостоятельность и стойкость, другого нужно занять общественной работой, чтобы он стал лидером, или включить в такую деятельность, где бы он мог проявить смелость и уверенность в себе. Некоторые подростки не любят захваливания, других следует увлечь творчеством или трудом. У ребят замкнутых, эмоционально-холодных нужно развивать культуру общения. Встречаются подростки с быстрой утомляемостью, раздражительные, склонные к депрессии, с преобладанием плохого настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторонах жизни.

Одной из форм отклонения в поведении подростков является подростковая наркомания. За последние годы употребление наркотиков среди подростков возросло в 6—8 раз. Распространяется «семейная наркомания», когда родители приобщают к наркотикам малолетних детей. Известно, что большая часть современных подростков хотя бы один раз употребили наркотики. Подростки тянутся к сверстникам, общению, стремятся выйти из-под опеки взрослых, демонстрируют свою независимость. Именно в этом возрасте подверженные влиянию моды, стремясь удовлетворить любопытство и быть взрослым и независимым, они становятся наркоманами. Наркомания, в свою очередь, ведет к преступлению.

Исследования подростковой наркомании показали, что главной причиной употребления наркотиков подростками являются безнадзорность, социальная деградация родителей, распад семьи, нездоровый быт и материальная необеспеченность.[3, стр.254]

Рука об руку с наркоманией идет подростковая проституция. К сожалению, проблема подростковой проституции мало исследована, а ведь с ней социальный педагог довольно часто сталкивается в своей работе. Как считают специалисты, сейчас только в Москве занимаются проституцией не менее 10 тыс. детей. Это «девочки по вызову», «мальчики на подхвате». Во время социологического опроса московских проституток 87% из опрошенных были несовершеннолетними.

Особенность детской проституции состоит в том, что дети, в отличие от взрослых, идут на половую связь неосознанно, из-за любопытства, желания быть взрослыми. С ними рассчитываются не деньгами, а вещами, ужином в ресторане, сигаретами, спиртными напитками. Они занимаются проституцией в подвалах, на чердаках, в подъездах, на вокзалах.

Они неизбежно втягиваются в преступные группы, попадают в зависимость к сутенерам. Проститутками становятся чаще всего выпускницы детских домов, которые находят защиту в лице «доброго дяди» или «доброй тети».

Вступая в половую связь в состоянии опьянения или под воздействием наркотиков, подростки, как правило, не задумываются над нравственными устоями своей жизни, для них характерен низкий нравственный уровень. К проституции ведет ранняя половая распущенность. По статистическим данным, большинство потерпевших от изнасилования своим безнравственным поведением способствовали совершению преступления, вели беспорядочный образ жизни.

Подростковая проституция — трагедия современного общества. Для ее преодоления уже недостаточно только педагогических мер. Необходимы принятие соответствующих законов, разработка и реализация соответствующих государственных программ. На государственном уровне необходимо добиваться повышения жизненного уровня общества, сглаживания социального неравенства, повышения статуса семьи оказанием ей всемерной помощи и поддержки. Необходимо установить контроль за средствами массовой информации, разлагающими молодежь, ввести уголовную ответственность за деятельность сутенеров, вернуть школе доброе имя наставника подрастающих поколений.

В числе объективных причин отклоняющегося поведения подростков следует назвать и положение дел в народном образовании: школа устранилась от воспитательной работы, кружковая и секционная работы почти на нуле, учителя не меняют своего отношения к ученикам и методов учебно-воспитательной работы с ними в зависимости от их изменения; падает престиж знаний, знания, которые дает школа, редко применимы в практике жизни. На фоне ослабления влияния школы в сознание подростка внедряются криминальные нормы отношений. Положительный герой — это ловкач, преступник, циник, ждущий от жизни только наслаждений.

Информация о работе Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками