Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 21:50, курсовая работа
Актуальность и не достаточная разработанность данного направления исследований определило выбор темы курсовой работы: «Формы и методы работы социального педагога с трудными подростками».
Решение данной проблемы определило и цель исследования: изучить особенности форм и методов работы социального педагога с трудными подростками.
Введение 2
Глава I. Основа социально-педагогической деятельности при работе с трудными подростками.
Психофизиологические особенности подросткового возраста.
Особенности отклонения в поведении трудных подростков.
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике отклонений в поведении подростков.
1.3.1. Предупреждение отклонения в поведении.
1.3.2. Правовая защита трудных подростков.
1.3.3. Неформальные объединения подростков.
Глава II. Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками.
Основные формы и методы работы социального педагога с трудными подростками.
Опытно-экспериментальная работа по коррекции отклоняющего поведения трудных подростков.
Заключение
Литература
Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может:
Программы групповой профилактической
работы могут быть разработаны как информационно-
Особенности социально - педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой -объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как: принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним его психологических, физиологических, половых и возрастных особенностей, - были бы обеспечены и управленческим и технологическим.
Это означает, что для обеспечения эффективной реализации технологии индустриально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть:
Кроме того, он должен обладать следующими личностными и профессиональными характеристиками:
Оказание индивидуальной конфедициальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с опасными для здоровья зависимостями -задача еще более сложная, чем эффективная социально-профилактическая работа по проблемам наркомании. Самостоятельно социальный педагог способен оказывать такого рода квалифицированную помощь только при условии получения специальной подготовки в форме второго высшего или дополнительного образования, подтвержденных соответствующим документом.[20]
Использование социально-психологических технологий также предполагает диагностику отношений личности с социумом, выявление особенностей социальной ситуации развития ребенка или подростка развитие и коррекцию прежде всего интериндивидных (направленных на других) свойств личности через ее групповую поддержку, отражение, эмпатию, идентификацию, эффект присутствия и другие психологические механизмы.
Мы провели игровую коррекцию поведения подростков в группе. Игровая коррекция поведения является групповой формой коррекционной работы. Игровая коррекция используется при различных формах нарушения поведения, неврозах, страхах, школьной тревожности, нарушениях общения у детей.
Развитие любой групповой деятельности проходит ряд стадий, или фаз. Групповой процесс, возникающий в ходе занятий игровой психокоррекции, по мнению А.С. Спиваковской (1988), проходит три отчетливо выявляемых этапа: ориентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе детям предоставляется возможность спонтанной игры. Тактика педагога наименее директивна. На этом этапе решаются следующие задачи:
На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчезают, дети становятся более активными. Тактика ведущего на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача ведущего — продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприятных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры, разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в психике ребенка, совершается разрешение многих внутренних конфликтов, которые носят подчас бурный и драматичный характер. Почти всегда встречаются проявления агрессии, негативизм — протест, Направленный против педагога. К концу этой стадии гамма противоречивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии как к взрослому, так и к партнерам по игре. На третьем этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача ведущего — обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность Целью этого периода является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. Необходимо добиться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь. Тактика педагога подчинена внутренней динамике игрового процесса, ее изменения соответствуют этапам психокоррекционного процесса.
I этап. Тактика педагога наименее, директивна. Он наблюдает за игрой, детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоится в новой обстановке; может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы: невербальные средства общения; поощрение спонтанной активности ребенка.
II этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция педагога становится более активной. Приемы; интерпретация; отражение; демонстрация более адекватных способов поведения; внушение; создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определенного способа действия; использование специальных игр.
Ш этап. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими перед ним проблемами. Педагог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое уважение.
Психокоррекционные занятия мы проводили по следующей структуре.
Каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. Основная цель занятий — сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Основной акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Занятия строились по определенной схеме и состояли из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики. Временные характеристики зависят от возможностей педагога и заинтересованности детей.
1-й этап. Разминка.
Занятие начинается с общей разминки. Ее задача: сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этой задачи выполняется несколько упражнений-игр на внимание или подвижная игра.
2-й этап. Мимические и пантомимические этюды.
Задача, выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
3-й этап. Игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Задача выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
4-й этап. Игры и этюды, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Задача: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
5-й этап. Окончание занятия, психомышечная тренировка.
Задача: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упрядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение, самочувствия и настроения.
После проведенной нами работы поведение детей намного улучшилось, они стали более адекватно действовать, научились справляться с возникающими перед ними проблемами. Что приводит к выводу о том , что с подростками имеющими отклонения в поведении, которых мы относим к детям «группы риска» необходимо проводить систематически психокоррекционную работу направленную на коррекцию поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Завершая описание нашей исследовательской курсовой работы можно подтвердить гипотезу что, процесс формирования культуры поведение младших школьников будет успешным, в том случае если работа над усвоением нравственных норм и культуры поведения будет проводиться систематически, будут учитываться индивидуальные особенности тех форм и методов, которые представлены в работе, если у младших школьников будет наблюдаться потребность и положительная мотивация в развитии и совершенствовании культуры поведения.
Как показало наше исследование, изначальный уровень нравственной воспитанности учащихся II класса был на хорошем уровне.
Проведённое нами диагностическое исследование и специальная работа, направленная на формирование и развитие в детях положительных нравственных качеств и правильных форм поведения заключалась в организации практической деятельности по воспитанию в учениках нравственных качеств и связанных с ними привычек культурного поведения.
В результате проведенной работы мы добились следующих результатов:
Информация о работе Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками