Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 21:50, курсовая работа
Актуальность и не достаточная разработанность данного направления исследований определило выбор темы курсовой работы: «Формы и методы работы социального педагога с трудными подростками».
Решение данной проблемы определило и цель исследования: изучить особенности форм и методов работы социального педагога с трудными подростками.
Введение 2
Глава I. Основа социально-педагогической деятельности при работе с трудными подростками.
Психофизиологические особенности подросткового возраста.
Особенности отклонения в поведении трудных подростков.
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике отклонений в поведении подростков.
1.3.1. Предупреждение отклонения в поведении.
1.3.2. Правовая защита трудных подростков.
1.3.3. Неформальные объединения подростков.
Глава II. Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками.
Основные формы и методы работы социального педагога с трудными подростками.
Опытно-экспериментальная работа по коррекции отклоняющего поведения трудных подростков.
Заключение
Литература
При формировании банка данных уточняются следующие позиции:
На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации - эмоциональное принятие и переживание детских проблем.
II этап. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.
Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.
Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.
Социальный педагог на этом этапе выполняет следующую работу:
Социальный педагог использует в работе апробированный утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики. При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.
III этап. Разработка и утверждение программ социально педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью.
По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их явного разрешения как индивидуально, так и в группах.
Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.
Общественные программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.
Индивидуальные, групповые и: общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.
Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:
Проекты индивидуальных,
групповых программ экспортируются и
рецензируются социально-
консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.
IV этап. Социальный педагог занимается обеспечением условий реализации программ:
Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем, когда представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.
Реализация функциональных направлений деятельности социального педагога в рамках организационной технологии создает каркасную основу для применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации.[6]
Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:
Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска.
Одной из таких проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Очевидно, что решение этой проблемы, которая уже приобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов социальной сферы, но и государственных структур, средств массовой информации, общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Социальный педагог может обеспечить в школе:
Социально-педагогическая технология индивидуально-групповой профилактической работы с детьми по проблемам наркотиков в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие направления деятельности социального педагога:
1. Формирование и исследование банка данных детей, склонных к зависимостям.
Социальный педагог, на основе банка данных детей группы риска, формирует отдельный — закрытый для постороннего доступа — банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняются сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников.
2.Разработка «портрета» зависимостей несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Ее цель конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении.
Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения:
а) к употреблению веществ,
б) к употребляющим,
в) к распространению,
г) к возможной помощи;
3. Исследование источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных учреждениях.
Данная функция - очень важный компонент работы социального педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может поступать.[7]
Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны должен организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже потребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители.
4. Разработка схем организации
контактов с детьми и родителями.
Организация положительных
устойчивых контактов
социального педагога с потенциальными
клиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается:
В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.
Основными принципами организации контакта должны выступать:
5. Консультирование
Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве:
6. Разработка
программ профилактической
Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного воздействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.
Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы с зависимостями, могут разрабатываться и реализовываться социальным педагогом только под контролем научного консультанта - профессионального специалиста по вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в этой области, и др.)
Информация о работе Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками