Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и не достаточная разработанность данного направления исследований определило выбор темы курсовой работы: «Формы и методы работы социального педагога с трудными подростками».
Решение данной проблемы определило и цель исследования: изучить особенности форм и методов работы социального педагога с трудными подростками.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Основа социально-педагогической деятельности при работе с трудными подростками.
Психофизиологические особенности подросткового возраста.
Особенности отклонения в поведении трудных подростков.
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике отклонений в поведении подростков.
1.3.1. Предупреждение отклонения в поведении.
1.3.2. Правовая защита трудных подростков.
1.3.3. Неформальные объединения подростков.
Глава II. Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками.
Основные формы и методы работы социального педагога с трудными подростками.
Опытно-экспериментальная работа по коррекции отклоняющего поведения трудных подростков.

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Формы и методы работы СП с трудными подростками.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

При формировании банка данных уточняются следующие позиции:

    • каковы основания постановки на учет;
    • какие структуры работают с подростком;
  • какая работа проводится для разрешения проблемы; что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы;
  • нет ли детей, которые имеют основания, но на учет не поставлены.

На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, специалист соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации - эмоциональное принятие и переживание детских проблем.

II этап. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.

Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.

Социальный педагог на этом этапе выполняет следующую работу:

    • изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;
    • исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.

Социальный педагог использует в работе апробированный утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики. При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и последующих мер влияния социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.

III этап. Разработка и утверждение программ социально педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью.

По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их явного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.

Общественные программы разрабатываются для решения проблем, присущих нескольким группам или части школьного коллектива, и включаются в общешкольную программу.

Индивидуальные, групповые и: общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.

Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:

  • целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической 
    деятельности, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных органов;
  • прогнозируемости;
  • измеряемости ожидаемых результатов.

Проекты индивидуальных, групповых программ экспортируются и 
рецензируются социально-психологической службой, научными

консультантами и выносятся на обсуждение методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.

IV этап. Социальный педагог занимается обеспечением условий реализации программ:

  • распределяет совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, управлением образования и руководством школы, сообразно целям и задачам программ, участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон;
  • организует реализацию и осуществляет индивидуальные социально-педагогические программы;
  • организует, координирует, контролирует и принимает участие в реализации групповых и общественных программ;
  • отслеживает результаты;
  • информирует: комиссию по делам несовершеннолетних о результатах взаимодействия межведомственных структур по реализации индивидуальных программ, выполненных по заказу комиссии; директора школы о ходе выполнения программ; педагогический коллектив о результатах взаимодействия внутри школьных структур по выполнению программ; начальника управления о результатах взаимодействия внутри школьных структур по выполнению программ, консультирование.

Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем, когда представителями системы профилактики возложенные на них функции исполняются ненадлежащим образом.

Реализация функциональных направлений деятельности социального педагога в рамках организационной технологии создает каркасную основу для применения определенных социально-педагогических технологий индивидуальной или групповой работы с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации.[6]

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска имеют свои составляющие и этапы, каждый из которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:

  • во-первых, позволяет конкретизировать особые проблемы ребенка, 
    при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики,  так и  во  время,  и  по  окончании  социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;
  • во-вторых, содержательно связан с последующим и предыдущим 
    этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения  или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально педагогической ситуации;
  • в-третьих,  сам по  себе может рассматриваться  как инструмент 
    стабилизации положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.

Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска.

Одной из таких проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Очевидно, что решение этой проблемы, которая уже приобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень многих специалистов социальной сферы, но и государственных структур, средств массовой информации, общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Социальный педагог может обеспечить в школе:

  • профилактику опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической);
  • оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями.

Социально-педагогическая технология индивидуально-групповой профилактической работы с детьми по проблемам наркотиков в общеобразовательном учреждении включает в себя следующие направления деятельности социального педагога:

1. Формирование  и исследование банка данных  детей, склонных к зависимостям.

Социальный педагог, на основе банка данных детей группы риска, формирует отдельный — закрытый для постороннего доступа — банк данных детей, склонных к зависимостям, который дополняются сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников.

2.Разработка      «портрета»      зависимостей      несовершеннолетних      в образовательном учреждении.

Ее цель конкретизация общих тенденций развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении.

Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения:

  • типов       веществ,       употребляемых       учащимися       (алкоголь, 
    наркотические вещества, медицинские препараты);
  • опыта употребления веществ;
  • источников приобщения к веществам;
  • мест распространения веществ;
  • очагов возможного возникновения зависимостей;
  • отношения несовершеннолетних:

а) к употреблению веществ,

б) к употребляющим,

в) к распространению,

г) к возможной помощи;

3. Исследование  источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных учреждениях.

Данная функция - очень важный компонент работы социального педагога, связанный с необходимостью тщательной, постоянной экспертизы как самой информации о несовершеннолетних, употребляющих вещества, вызывающие зависимость, их проблемах, путях распространения веществ, так и каналов, по которым эта информация может поступать.[7]

Социальный педагог, осуществляя свою работу в рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны должен организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже потребляющих, которые вызывают беспокойство в связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители.

4. Разработка схем организации контактов с детьми и родителями. 
Организация     положительных     устойчивых     контактов     социального педагога с потенциальными клиентами — несовершеннолетними и их родителями — заключается:

  • в установлении доверительно-уважительного тона отношений, с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения к их проблемам и возможным трудностям;
  • в донесении до потенциального клиента — ребенка, родителя значимости для преодоления возможных опасных зависимостей, как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующей конфиденциальность и тайну обращения;
  • в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними.

В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.

Основными принципами организации контакта должны выступать:

      • эмоциональное и интеллектуальное сопереживание
      • заинтересованность
      • содействие
      • доверие

5. Консультирование

Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве:

      • инструмента организации контактов с потенциальным клиентом;
  • способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенные проблемы с алкоголем наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним, обращающимся с разнообразными вопросами.

6. Разработка  программ профилактической работы.

Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного воздействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.

Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы с зависимостями, могут разрабатываться и реализовываться социальным педагогом только под контролем научного консультанта - профессионального специалиста по вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в этой области, и др.)

Информация о работе Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками