Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и не достаточная разработанность данного направления исследований определило выбор темы курсовой работы: «Формы и методы работы социального педагога с трудными подростками».
Решение данной проблемы определило и цель исследования: изучить особенности форм и методов работы социального педагога с трудными подростками.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Основа социально-педагогической деятельности при работе с трудными подростками.
Психофизиологические особенности подросткового возраста.
Особенности отклонения в поведении трудных подростков.
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике отклонений в поведении подростков.
1.3.1. Предупреждение отклонения в поведении.
1.3.2. Правовая защита трудных подростков.
1.3.3. Неформальные объединения подростков.
Глава II. Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками.
Основные формы и методы работы социального педагога с трудными подростками.
Опытно-экспериментальная работа по коррекции отклоняющего поведения трудных подростков.

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Формы и методы работы СП с трудными подростками.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

Статья 176. Лица моложе21 года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра. Медицинские осмотры лиц моложе 21 года осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 178. Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.

Статья 180. Заработная плата работникам моложе 18 лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

Труд работников моложе 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников...

Статья 181. Работодатель обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и др.), направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Отказ в приеме на работу в счет установленной квоты лицам, указанным в части первой настоящей статьи, запрещается и может быть обжалован ими в суд.

 

1.3.3. Неформальные объединения подростков.

Учитывая, что так называемые трудные подростки составляют большинство в различных неформальных объединениях, мы решили  остановиться на них подробнее.

Обратимся к истории. Неформальные молодежные группы впервые возникли после второй мировой войны в европейских странах в результате неприятия молодежью государственных и экономических систем, социальных и духовных ценностей общества. Это был протест против существующих порядков и поиск более справедливых форм человеческого существования.

В конце 40-х и начале 50-х гг. небольшие группы молодежи пытаются противопоставить себя обществу. Они появлялись с особыми прическами и в необычной одежде. Их жесты, язык, поведение, их музыка, интерес к политике заставляли обращать на них внимание. Это были битники, искавшие смысл жизни за пределами существующего общественного строя.

В середине 50-х гг. во многих европейских странах среди безработной молодежи появились «сердитые молодые люди» от 14 до 20 лет, в кожаных пиджаках, многие из них потеряли в войну отцов. Как протест против своего положения они громили витрины магазинов и рекламы.

Позднее возникло движение теддов. Свою ярость они обрушивали не только на материальные ценности, но и на случайных прохожих, особенно чернокожих.

В начале 60-х гг. юноши от 12 до 20 лет организовались в группу mods. Это были дети квалифицированных рабочих. Учась или работая в будни, они бунтовали по воскресным дням.

Наиболее массовым было движение хиппи. Они выдвигали человеколюбивую систему ценностей. Их лозунг: «Творите любовь, а не войну». Постоянными атрибутами их одежды стали разнообразные предметы национальных культур: буддийские четки, индийские амулеты и талисманы, европейская гитара и губная гармошка. Символом движения были цветы. Они осуждали отцов за то, что их общество отошло от естественных потребностей человека, уничтожает личность, индивидуальность каждого. Они выступали против формальных законов общества. В 1964 г. под влиянием хипп-движения произошло массовое выступление студентов, вылившееся в демонстрации, баррикады, столкновения с полицией. В знак протеста против капиталистических отношений хиппи создавали коммуны. Они организовывали небольшие мастерские, сельскохозяйственные фермы, пытались уйти от товарно-денежных отношений, отдавая товары в своих магазинах бесплатно, но это приводило к разорению.

В этот период от хиппи отделяется группа йипи, которые звали народ к революционным преобразованиям. В 1968 г. 15 тысяч йипи организовали марш в Чикаго, где обсуждались кандидаты в президенты США. Три дня полиция демократической Америки дубинками и слезоточивыми газами жестоко избивала подростков. После этого движение йипи прекратило свое существование.

Разочарование и подавленность молодежи привели к кризису движения хиппи, уходу от политики и проникновению в их движение идеи сексуальной революции. Члены коммун хиппи вели общее хозяйство, сообща воспитывали детей, некоторые имели общих сексуальных партнеров.

В 70-е гт. среди молодежи возникают различные религиозные секты, умеренно конфликтующие с обществом, движение «зеленых», группы новой демократии и группы защиты прав женщин и безработных.

В ряде стран появляется движение рокеров-мотоциклистов, в которое входили по преимуществу молодые люди из рабочих семей. Они испытывали чувство свободы, пролетая на большой скорости по ночным городам. В ФРГ возникло движение фашистского толка — нацирокеров.

В настоящее время массовое распространение приобрели фэн-клубы, где часто пропагандируются экстремизм и насилие, межнациональная вражда. Так, футбольный матч на кубок Европы ФРГ — Турция западногерманские фанаты превратили в демонстрацию ненависти к туркам.

Группа попперов выступает против протестующего поколения отцов, предлагая не видеть отрицательное в жизни, а наслаждаться существующими благами, находить их в окружении.

Огромной популярностью пользуются панки. Считая себя брошенными обществом, они стремятся вызвать к себе отвращение окружающих: расписывают лица, наголо бреют голову, ходят в рваной одежде с собачьими ошейниками или цепями от унитаза на шее.

Новое молодежное неформальное движение кибер-панкизм имеет два направления. Первое — кибер-панки, осознающие свою принадлежность к этому движению. Это преимущественно молодежь. Вторые — люди разного возраста, просто увлеченные компьютером и дистанцирующиеся от первых. Увлечение техникой помогает им расширить связи с миром, познать разные сферы жизни.

В России неформальные группы молодежи появились после Отечественной войны. В период перестройки их число выросло. Воспроизводя внешние формы западных молодежных движений, они имеют свою специфику. Вероятно, они не были вполне органичны для нашего общества, поэтому в них не возникало резких клановых границ. Часто различные неформальные группы вполне лояльно относятся друг к другу. Их члены (хиппи, металлисты, панки) могут переходить из одной группы в другую.

Почему молодежь тянется к неформальным группам? Одни — из любопытства, не вникая в философию движения, другие видят в движении интересную форму проведения времени, для третьих — это поиск оригинального образа жизни.

У хиппи своя философская платформа, своя форма поведения. В их клуб может вступить каждый, участвующий в мероприятиях системы. Движение хиппи в России возникло в 60-е гг. на фоне интереса молодежи к джинсовой одежде. В конце 70-х гг. хиппи стали вытесняться панками, металлистами, брейкерами, но в 80-е гг. интерес к движению хиппи возобновился.

Московская организация хиппи тогда составляла около 2 тысяч человек в возрасте 13—36 лет из самых разных социальных слоев (школьники, студенты, рабочие, научная, техническая и художественная интеллигенция). Стремясь к свободе, они часто меняли работу, многие устраивались ночными сторожами, что освобождало время днем и позволяло заниматься любимым делом. В своей среде хиппи выделяли «пионеров» (недавно вступивших в клуб), «олдов» (старых членов клуба, серьезно вникающих в политику, религию, мистику, искусство) и «мамонтов» (костяк организации). Хиппи носят длинные волосы на прямой пробор (длинные волосы, считают хиппи, помогают контакту с космосом, с космическим разумом), лоб и затылок охватывает тонкая повязка, многие отпускают бороду. И одежда и поведение объясняются стремлением не отрываться от природы. Они ходят в джинсах, свитерах, нередко рваных, старомодных пальто. Носят украшения, на шее джинсовый мешочек с документами. Зимой они живут в городе, летом путешествуют, разбивают палаточные города. В основе их философии — внутренняя свобода человека, независимость от общества, свобода в любви, что способствует единению людей. Они проповедуют пацифизм, выступают против службы в армии, верят в иную, высшую реальность, медитацию, которая поможет выйти в иную реальность. Хиппи — это вызов современному обществу.

Распространенным в России является движение панков. У них петушиные прически, кожаный пиджак на голом теле, грубый жаргон, вызывающее поведение. Их появление в общественных местах сопровождается драками, грабежами.

Группы мажоров (псевдоамериканцы, псевдоангличане, псевдофранцузы) предпочитают носить только вещи из этих стран, собираются у гостиниц, где останавливаются иностранцы, демонстрируют приобретенные одежды. В их среде культивируется образ сильного, предприимчивого человека, владеющего несколькими языками, они против наркотиков и за активный спорт.

Есть у нас и свои рокеры. Так же, как и западные рокеры, они носятся по улицам городов и сел на мотоциклах без глушителей, демонстрируя тем самым свое пренебрежение к обществу. Они угоняют чужие мотоциклы, часто не имеют водительских прав, вступают в связь с уголовными элементами.

Саталлисты — это поклонники определенного певца, футбольной команды, фанаты.

Металлисты — сейчас наиболее распространенная молодежная неформальная группа, включающая поклонников тяжелого металлического рока, черного металлического рока и скоростного металлического рока. Членов группы отличает агрессивный внешний вид, черная одежда, металлические украшения на груди, перевернутый крест, лейблы со словом сатана на английском языке. Они агрессивны, исповедуют культ сатаны, проповедуют расизм и шовинизм, к ним тянутся подростки, которых привлекает их внешний вид.

Однако среди металлистов встречаются и вполне миролюбивые подростки, это ценители металлического рока, они не конфликтуют с официальными организациями.

Получили распространение правоэкстремистские группы. В их числе неофашисты. Черная куртка, узкие брюки, белая рубашка с узким галстуком, кирзовые сапоги или ботинки, татуировка свастики — все это атрибуты этих групп. Они проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, привержены черной магии, занимаются спортом. Во главе групп чаще всего взрослый с реакционными взглядами. Такие группы социально опасны.

Члены левоэкстремистских групп поклоняются видным советским политическим деятелям. Они пострижены под полубокс,

волосы зачесаны назад, носят значки своих кумиров, отвергают западную культуру, освистывают западных певцов.

Социальному педагогу, чтобы работать с такими подростками, убедительно вести с ними диалог, следует знать особенности каждой группы, каждого подростка. Необходимо собрать данные о существующих группах в городе, поселке, районе: кто в них входит, подвержены ли они наркомании и разврату, занимаются ли спекуляцией, есть ли среди них правонарушители. Важно выяснить интересы членов группы, их культурный уровень, идеалы, убеждения, стремления, узнать о структуре групп, правилах приема в них, характер лидерства, об отношении членов группы к обществу. Ученые проанализировали причины, по которым подростки оказываются в неформальных объединениях. Среди этих причин:

    • потребность в друзьях;
    • стремление познать необычное, в том числе современное западное искусство;
    • неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива;
    • отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе;
    • потребность в эмоциональных впечатлениях;
    • отсутствие индивидуального подхода в школе при наличии задержки в умственном развитии у отдельных учеников;
    • невнимание к подросткам и конфликты в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность;
    • оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, свобода;
    • возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях.

Педагог, работающий с подобными подростками, прежде всего, должен помнить о необходимости индивидуального подхода к каждому участнику группы, дифференцированном подходе к каждой группе. Запрещение группы может только спровоцировать противоправные действия подростков. Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении, убедить их в том, что они заблуждаются, показывая истинные ценности отечественной и зарубежной культуры. Необходимо найти с этими подростками общий язык, найти пути создания условий для их самовыражения и самореализации.

Однако в тех случаях, когда деятельность группы приобретает противоправный характер (если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм), следует применить запрет. В таких случаях необходимо разобщить группу, переориентировать ее цели на общественно полезные, нейтрализовать лидеров. При этом еще раз напомним: главное работать с каждым подростком в отдельности.

Сейчас во многих городах России накоплен опыт работы Центров социально-педагогической реабилитации дезадаптированных подростков. Так, в Таганроге и Пскове в подобных Центрах разработаны программы обучения каждого подростка в отдельности. На базе УПК они получают рабочую профессию.

Для трудных подростков в 1994 году в г. Клину Московской области в упоминавшемся ранее Центре реабилитации «Надежда». В него собрали подростков 14-16 лет, стоявших на учете в инспекции по делам несовершеннолетних за различные общественные нарушения. Большинство из них были из многодетных, малообеспеченных или неполных семей, кто-то не имел родителей. Этим детям была нужна самая разнообразная помощь: материальная, социальная, помощь в устройстве на работу до совершеннолетия, в освоении специальности.

Информация о работе Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками