Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 21:50, курсовая работа
Актуальность и не достаточная разработанность данного направления исследований определило выбор темы курсовой работы: «Формы и методы работы социального педагога с трудными подростками».
Решение данной проблемы определило и цель исследования: изучить особенности форм и методов работы социального педагога с трудными подростками.
Введение 2
Глава I. Основа социально-педагогической деятельности при работе с трудными подростками.
Психофизиологические особенности подросткового возраста.
Особенности отклонения в поведении трудных подростков.
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике отклонений в поведении подростков.
1.3.1. Предупреждение отклонения в поведении.
1.3.2. Правовая защита трудных подростков.
1.3.3. Неформальные объединения подростков.
Глава II. Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками.
Основные формы и методы работы социального педагога с трудными подростками.
Опытно-экспериментальная работа по коррекции отклоняющего поведения трудных подростков.
Заключение
Литература
Все эти особенности трудных детей и подростков необходимо учитывать социальному педагогу в работе с ними. Эта работа включает три аспекта. Первый — социальный: приобретение и развитие социальных качеств личности, опыта общения и освоение общественных норм поведения. Второй — культурный: ознакомление с окружающим миром, овладение культурными ценностями общества, информационной и речевой культурой, культурой поведения и отношений, соответствующим образованием. Третий — психолого-педагогический: психическое и личностное развитие ребенка, его обучение и воспитание в семье, в детском саду, в школе.
1.3.Социально-педагогическая работа по профилактике отклонений в поведении подростков.
1.3.1.Предупреждение отклонения в поведении.
Отклонения в поведении (девиантное поведение) — поступки, не соответствующие нормам и правилам общества, которые включают правовые, политические, эстетические, религиозные нормы, обычаи и традиции.
Чтобы предупредить отклонение в поведении подростков, необходимо прежде всего познакомить их с этими нормами.
Далее вовлечение подростков в деятельность поможет им в приобретении навыков общественного поведения в различных воспитательных учреждениях. Наибольшую воспитательную ценность имеет труд производительный, когда уже сами продукты труда оказывают материальное стимулирование. Одна из форм участия подростков в труде —самообслуживание, организуя которое важно показать ребятам его значимость для окружающих. Работа, например, в школьной столовой и дома по хозяйству (стирка, уборка комнат) приучает ребят заботиться о близких, воспитывает в них аккуратность и упорство. Важно, чтобы труд для подростка не был в тягость, чтобы он был разнообразным и интересным. При этом нужно понимать, что даже самый монотонный труд может быть таковым, если подросток видит в нем смысл и пользу.
У детей с девиантным поведением нарушена способность нормального человеческого общения. Они потеряли доверие к взрослым, грубы и заносчивы со сверстниками. Поэтому воспитание способности общения — одно из важных направлений их социализации. Следует учитывать, что отчужденность подростков часто возникает вследствие их закомплексованности, низкой самооценки, важно воспитывать у них чувство собственного достоинства, а для этого проявлять к ним повышенную заботу, поверить в них, в воспитательной работе с ними опираться на положительные качества их личности.
В труде и общении, в разнообразной творческой деятельности воспитываются нравственные начала личности, формируются ее цели и идеалы, интересы и потребности, полезные для общества. Способствует предупреждению отклонений в поведении так называемый метод реконструкции характера, суть которого в перевоспитании, изменении сознания подростка с опорой на нравственные качества личности. При этом важно учитывать, что дети, подростки с девиациями в поведении часто имеют различные психические отклонения, у них наблюдается задержка интеллектуального развития. Указанный метод предполагает составление индивидуальных программ как познавательной, так и общественно полезной деятельности.
В чем выражается педагогическая поддержка трудного подростка? Социальный педагог помогает трудному подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Работу с подростком необходимо спланировать так, чтобы он уверовал в реальность поставленной цели.
Эти задачи можно решить только при знании личности, задатков и способностей подростка, для чего проводятся опрос, анкетирование интересов, диагноз способностей и самооценки подростка. С целью социализации подростка, его профессиональной ориентации социальный педагог организует разнообразные дела, например конкурс на лучшее кулинарное изделие, изготовление муляжей для школьных кабинетов, карт, схем; участие в ремонте школы; помощь пенсионерам по хозяйству и т.п.
Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания — предупреждения или преодоления различных отклонений в поведении ребенка или подростка.
Процесс перевоспитания представляет трудность как для воспитанника, так и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути, воспитатель — поверить в человека, проанализировать его прошлое, настоящее, увидеть перспективу, поставить воспитательную цель и добиваться ее осуществления. Социальный педагог помогает ребенку в корне изменить свое поведение и деятельность, сознание и стремления, чувства и волю. Он включает подростка в общественно полезный труд, приобщает его к спорту. Он стимулирует подростка на самовоспитание и самообразование.
Процесс перевоспитания можно подразделить на 4 этапа:
Первый этап — изучение подростка и окружающей его среды.
Второй этап — обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Он включает беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности.
Третий этап — это процесс накопления подростком нравственно положительных качеств, поступков. Важно постоянно держать этот процесс под контролем и при небольших подвижках поощрять ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения. Цель социального педагога в работе с трудными детьми (подростками) состоит в том, чтобы помочь им преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения. В этом ему помогает ориентация на идеал, обрести который помогает ему педагог.
Четвертый этап перевоспитания — самовоспитание, когда воспитанник должен самостоятельно выйти из кризиса.
На всех перечисленных этапах воспитатель выступает в роли консультанта.
Следует также учитывать, что в процесс перевоспитания кроме воспитателя включается коллектив воспитанников, в который попадает подросток. Здесь воспитатель выступает в роли координатора, направляя коллектив на перевоспитание товарища.
В реабилитационном центре социальный педагог работает с группой, поэтому изучает не только каждого воспитанника в отдельности, но и группу в целом. Он должен знать все нюансы отношений воспитанников в группе, степень влияния группы на каждого подростка, какие дела больше всего интересуют группу, как она строит свои отношения со средой.
Следует помнить, что группы трудных подростков часто характеризуют враждебность, агрессивность, замкнутость по отношению к внешнему миру. Педагог оздоравливает обстановку созданием клуба, спортивной секции, технических кружков, включением в группу воспитанных подростков.
В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опыту А. С. Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает всю ее безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше, он понимает, что сможет достичь успеха, если изменит свои привычки и поступки.
Работая с трудными подростками, социальный педагог на каждого воспитанника составляет психологическую карту.
Учитывая, что трудные подростки чаще всего чрезмерно возбудимы, социальному педагогу нужно выбрать такой вид деятельности, который будет способствовать воспитанию у них сдержанности, терпеливости и терпимости. Однако следует помнить, что трудный подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими детьми.
Работая в реабилитационном центре с подростками, социальный педагог должен помнить о ряде условий, которые помогут ему достичь успеха.
Важное условие, без которого не может состояться процесс перевоспитания, — установление контакта с подростком.
Подробная технология достижения взаимопонимания между педагогом и воспитанником разработана психологом Л. Б. Филоновым. В этом процессе он выделяет несколько этапов: нахождение точек соприкосновения во взглядах, обнаружение увлечений подростка и особенностей поведения, определение отрицательных качеств его личности и реакции на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия'.
Ученые разработали программу экономических и правовых знаний, необходимых подростку. Овладевая этими знаниями, подросток легче адаптируется в окружающей среде, и в дальнейшем, при вступлении в самостоятельную жизнь, его социализация проходит более спокойно и безболезненно, чем при отсутствии таких знаний. В некоторых школах для учащихся IX классов проводятся занятия факультатива «Основы социальной защищенности», на которых даются экономические и правовые знания с учетом интересов ребят, а также формируются умения по защите ими своих интересов и социальных гарантий. На занятиях факультативного курса обсуждаются вопросы трудовых отношений, трудоустройства, налогообложения, изучается закон Российской Федерации «О занятости населения». Большинство занятий носят практический характер. Так, при изучении тем, связанных с рынком труда, ученики разбирают ситуацию «Конфликт на бирже труда». Проводится деловая игра «Поиск работы».
Одна из форм предупреждения правонарушений подростков — это их вовлечение в правоохранительную деятельность, где социальный педагог работает в тесном контакте с комиссией по делам несовершеннолетних.
1.3.2
Правовая защита трудных
В работе с трудными подростками социальный педагог нередко занимается их правовой защитой. Поэтому ему следует знать правовые акты, которые направлены на защиту несовершеннолетних:
Однако существующее законодательство не обеспечивает в полной мере правовую защиту несовершеннолетних. Несовершенство современного законодательства привело к тому, что многие подростки, не получив среднего образования, оказываются на улице. Так, Закон РФ «Об образовании» вызвал отчисление подростков из школ. Отсутствие четкого регулирования ст. 13 Закона РФ «О занятости населения РСФСР» ведет к нерешенным проблемам их занятости, неправомерной эксплуатации их труда коммерческими структурами. Прием на работу школьников (во время каникул) должен осуществляться только с согласия их родителей, педагогического совета и профсоюзного комитета. Должен быть составлен договор, где обусловливается оплата труда. По окончании работы должна быть выдана справка, данные которой впоследствии вносятся в трудовую книжку.
В Международной организации труда (МОТ) на основании Декларации прав ребенка (1959) предусмотрено право ребенка на труд, охрану и защиту труда. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возраста, ему не должны поручаться работы, вредные для его здоровья или образования, которые бы препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию. Минимальный возраст приема на работу — 15 лет.
Международной организацией труда предусмотрены работы, где разрешается труд несовершеннолетних:
Социальному педагогу при осуществлении охраны прав ребенка следует добиваться от нанимателей и должностных лиц соблюдения:
Социальный педагог должен учитывать, что в подростковом возрасте (14—18 лет) понижена сопротивляемость организма, что при неблагоприятных условиях (пыль, шум, вибрации, токсические вещества) приводит к патологии в развитии.
Мы приведем извлечения из Кодекса законов о труде.
Глава XII. Труд молодежи
Статья 17 3. Не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя.
Статья 17 5. Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
Информация о работе Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками