Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 21:50, курсовая работа
Актуальность и не достаточная разработанность данного направления исследований определило выбор темы курсовой работы: «Формы и методы работы социального педагога с трудными подростками».
Решение данной проблемы определило и цель исследования: изучить особенности форм и методов работы социального педагога с трудными подростками.
Введение 2
Глава I. Основа социально-педагогической деятельности при работе с трудными подростками.
Психофизиологические особенности подросткового возраста.
Особенности отклонения в поведении трудных подростков.
1.3. Социально-педагогическая работа по профилактике отклонений в поведении подростков.
1.3.1. Предупреждение отклонения в поведении.
1.3.2. Правовая защита трудных подростков.
1.3.3. Неформальные объединения подростков.
Глава II. Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками.
Основные формы и методы работы социального педагога с трудными подростками.
Опытно-экспериментальная работа по коррекции отклоняющего поведения трудных подростков.
Заключение
Литература
Первичный прием в Центр проводит педагог-психолог, который определяет, какой вид помощи может оказать Центр.
Центр «Надежда» - это не исправительное учреждение, а место, где подростку помогают приобрести навыки самопомощи, где он преодолевает кризис без насилия и без давления. Подростку дается шанс выбрать верный путь, и он сам приходит к решению изменить свою жизнь.
После обследования разрабатывается индивидуальная программа социальной реабилитации, куда входит трудовая, учебная, культурная и спортивно-оздоровительная деятельность подростка.
В Центре созданы цеха: швейный {20 мест), столярно-слесарный (20 мест), художественно-оформительский, где подростки работают и получают специальности столяра, слесаря, швеи, декоратора; они шьют постельное белье, пижамы, халаты, спецодежду, новогодние костюмы, изготовляют простейшую мебель.
В центре осуществляется развитие задатков и таланта, эстетическое воспитание подростков. Самым продуктивным является швейный цех, где после обучения девушки получают 2-й разряд. Каждая швея обучается отдельно по индивидуальной программе, поскольку, во-первых, девушки в Центр поступают в разное время, и, во-вторых, большинство из них не обладают элементарными трудовыми навыками и не желают трудиться. Здесь особенно проявляется профессионализм воспитателя и мастера трудового обучения. Продукция Центра пользуется спросом.
В художественно-оформительском цехе подростки занимаются резьбой по дереву и росписью. Тарелки, разделочные доски и панно, украшенные городецкой росписью, также пользуются спросом.
За свой труд ребята получают зарплату, вначале ученическую, а потом с выработки.
Много внимания в Центре уделяется спорту, сюда в спортивный зал приходят также и ребята, не работающие в Центре.
В Центре создана комната психологической разгрузки, где психолог проводит групповые и индивидуальные занятия, воспитанники в этой комнате отдыхают во время перерыва в работе.
Учитывая, что многие подростки пришли в Центр после вспомогательных школ, учебные группы состоят из 10-12 человек, что дает возможность мастеру-воспитателю или педагогу индивидуально работать с каждым, постоянно осуществлять за каждым психологический контроль.
На реабилитации в Центре подросток может находиться от нескольких дней до неопределенно длительного срока. Он может получить разовую консультацию, пройти курс реабилитации, рассчитанный на определенный срок, периодически обращаться за помощью, по его желанию такая помощь может оказываться и анонимно.
Педагоги Центра ставят своей задачей изменить отношение подростка к учебе, восстановить его связи со школой, привить навыки общения со взрослыми и сверстниками, восстановить контакты с семьей и внутри семьи. Занятия с подростками, которые обучаются во вспомогательных школах или с ярко выраженным девиантным поведением проводятся индивидуально.
Центр реабилитации несовершеннолетних «Радость» был создан в г. Клину в 1995 г. на базе ранее существовавших подростковых клубов по месту жительства. Была поставлена цель вовлечь подростков в общественно полезный труд, обеспечить им социальную реабилитацию. Для этого были использованы материальные базы учреждений культуры, спорта и народного образования.
Сотрудники Центра анализируют причины кризисного состояния каждого подростка, проводят психологическое, медицинское и педагогическое обследование, на основании этого составляются индивидуальные карты-программы реабилитации каждого. Большинство мероприятий проводятся совместно с родителями, что помогает восстановить утраченные контакты подростков с семьей.
В состав Центра входят 9 подростковых и 2 спортивных клуба, в которые приходят подростки из всех микрорайонов города.
Во главе каждого клуба стоит педагог-организатор. У каждого педагога-организатора имеется паспорт микрорайона с его подробной социальной характеристикой: с конкретными цифрами и списками проживающих в нем многодетных и неполных семей, детей-инвалидов, трудных подростков и т.д.
Нетрадиционными формами досуга подростков являются детская телестудия и театр манекенщиц «Атлантида», школа моды «Вернисаж», школа начинающего журналиста. Подростки занимаются прикладным творчеством в кружках вязания, вышивки, макраме, мягкой игрушки, игрушек из глины и др.
Подростки оказывают помощь инвалидам и престарелым, создают трудовые отряды, проводят праздники в школах, детских домах и интернатах.
В Центре работает отделение социально-правовой помощи, где подростки и их родители могут получить юридическую консультацию специалиста.
В Центре уделяется большое внимание организации совместного досуга детей и взрослых.
В подростковом клубе «Соколенок» создан театр «Сказка». В клубе собираются на отдых родители с детьми, молодые семьи, те, кто любит театр, поэзию, музыку и здоровый образ жизни.
Члены клуба «Семья» встречаются с интересными людьми, организуют семейные посиделки («Опять на Руси самовары поют» - с конкурсом на лучший пирог, играми-викторинами «Интеллектуальная семья», «Устами младенца»). В клубе организован домашний театр взрослых «Ключ», где десять молодых мам и пап готовят спектакли для малышей и взрослых. Театры «Сказка» и «Ключ» проводят новогодние праздники, спектакли для семей «группы риска», при этих театрах создана творческая лаборатория «Нулевой класс актера», где специалисты занимаются с одаренными детьми.
Некоторые подростковые клубы стали центром спортивной, оздоровительной и туристской работы. Так, в клубах «Юный турист» и «Атлант» работают футбольная, теннисная, шахматно-шашечная секции, фотокружки.
С целью повышения эффективности работы клубов разработаны критерии оценки их деятельности и принято положение о смотре-конкурсе подростковых клубов Центра.
В положении продумана система поощрения участников смотра и награждения победителей по итогам учебного года, введена балльная система оценки показателей.
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие направления деятельности клубов: театральное; совместный отдых детей и взрослых; туристско-оздоровительное; возрождение народных традиций; техническое творчество; прикладное искусство; работа с трудными подростками и многодетными семьями; милосердие; нетрадиционные формы досуга.
Эти направления легли в основу тематических программ работы с детьми и подростками по месту жительства.
По программе «Мир детства - мир игр» проводятся конкурсы, игры, детские праздники, тематические вечера для детей и взрослых.
По программе «Интеллект. Увлечение. Интерес» проводятся творческие конкурсы, интеллектуальные игры, работают кружки, клубы по интересам, любительские объединения.
По программе «Открытое сердце» работают бюро добрых услуг, трудовые отряды, клуб «Милосердие», проводятся праздники для детей-сирот в детских домах, школах-интернатах, социальном приюте.
По программе «Отечество» проводятся встречи с народными умельцами, интересными людьми, экскурсии в музеи, по историческим местам.
По программе «Дети - семья - микрорайон» организуются консультации по проблемам семьи, совместно с центром «Доверие» детям и их родителям оказывается медицинская помощь, создаются семейные клубы, проводятся народные и семейные праздники, организуется летний отдых подростков в городе на базе подростковых клубов.
По программе «Свой голос» в городе работает школа начинающего журналиста «Юнпресс», «школа поклонников моды «Вернисаж», театр юных манекенщиц «Атлантида», детская телестудия, выпускаются любительские фильмы.
По программе «Подросток» осуществляется постоянная связь с комиссией по делам несовершеннолетних, налаживаются контакты с семьями трудных подростков, проводятся мероприятия по организации отдыха для детей из неблагополучных семей.
По программе «Атлант» проводятся спортивные мероприятия и туристские соревнования, туристские походы клуба «Юный турист», показательные выступления по кикбоксингу клуба «Атлант».
По программе «Поиск» осуществляется методическая помощь вновь создаваемым коллективам в сфере досуга с учетом новых условий жизни населения, пропагандируются новые формы работы, разрабатываются сценарии, программы, проводятся консультации по различным проблемам учебно-воспитательной работы.
Глава II. Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками.
2.1. Основные
формы и методы работы
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально- педагогическая работа с трудными подростками.
Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что и приводит к разного рода негативным последствиям психологического и социального характера. Поэтому вполне закономерно, что появилось еще одно название данной категории детей, которое введено Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» — «ребенок, оказавшийся в социально опасной ситуации».
Это понятие высвечивает как главное судьбу самого ребенка, его неоднозначную, рисковую социальную перспективу. Такой ребенок нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.
Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально -
педагогических технологий работы с ними. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:
Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска требует участия в этой деятельности разных специалистов ведущая роль принадлежит социальному педагогу, и прежде всего социальному педагогу общеобразовательного учреждения.
Это обусловлено тем, что в поле зрения общеобразовательных учреждений находятся практически все дети, поскольку, они обязаны посещать школу. Даже если ребенок не обучается в школе, социальный педагог имеет возможности и полномочия выявлять таких детей, проживающих в микрорайоне, который он обслуживает.
Поэтому только школа может обеспечить наиболее полное выявление детей, оказавшихся в социально опасной ситуации.
Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:
Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработка программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Эти функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.
I этап. Формирование банка данных детей и подростков группы риска. Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так
как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.
Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с инспекторами отделов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, участковыми инспекторами органов внутренних дел, представителями органов опеки и попечительства управления образования, социальной защиты, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних.
В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках:
Информация о работе Процесс организации работы социального педагога с трудными подростками