Продуктивные методы обучения на уроках русского языка как средство интеллектуального развития младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:59, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы стоит изучение использования продуктивных ме-тодов обучения на уроках русского языка, как средство интеллектуального развития младшего школьника.
Объектом нашей работы является процесс интеллектуального развития младших школьников.

Содержание работы

Введение ................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретическое обоснование интеллектуального развития младшего школьника ................................................................................................................ 6
1.1. Понятие «интеллект» и «интеллектуальное развитие»…………………… 6
1.2. Психолого-педагогические основы интеллектуального развития младшего школьника………………………………………………………………………... 17
Выводы по первой главе ....................................................................................... 24
Глава II. Продуктивные методы обучения на уроках русского языка как средство интеллектуального развития младшего школьника ........... ……………. 26
2.1. Различные подходы к классификации методов обучения ......................... 26
2.2. Использование проблемного и исследовательского методов в обучении русскому языку младших школьников………………........................................ 34
2.3. Изучение опыта использования продуктивных методов в обучении русскому языку ........................................................................................................... 50
Выводы по второй главе ....................................................................................... 55 Заключение ............................................................................................................ 57
Список литературы ……….…………………………………………………….. 59
Приложение…………………………………………………………………….... 62

Файлы: 1 файл

Продуктивные методы обучения на уроках русского языка.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

Департамент образования  и науки Кемеровской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кемеровский  педагогический колледж»

 

ПЦК социально-гуманитарных дисциплин

  

          

 

 

 

 

 

 

Продуктивные  методы обучения

на  уроках русского язык как средство

интеллектуального развития младшего школьника

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

 

 

Работа допущена к защите                                     Выполнила:

« ___»  __________ 2010 г.                                    студентка V курса

                                                                                   группы 700

Работа защищена                                                     Сахновская В. К.

  «___ » __________ 2010г.                                     Научный руководитель:

                                                                                   преподаватель русского языка

с оценкой _____________                                        Башкина Е. Ю.                    

                                              

                                        

 

 

 

                                            Кемерово 2010

Содержание

 

Введение ................................................................................................................... 3

Глава I. Теоретическое обоснование интеллектуального развития младшего школьника ................................................................................................................ 6

1.1. Понятие «интеллект»  и «интеллектуальное развитие»……………………  6

1.2. Психолого-педагогические основы интеллектуального развития младшего школьника………………………………………………………………………... 17

Выводы по первой главе ....................................................................................... 24

Глава II. Продуктивные методы обучения на уроках русского языка как средство интеллектуального развития младшего школьника ........... …………….  26

2.1. Различные подходы  к классификации методов обучения ......................... 26

2.2. Использование проблемного и исследовательского методов в обучении русскому языку младших школьников………………........................................ 34

2.3. Изучение опыта использования продуктивных методов в обучении русскому языку ........................................................................................................... 50

Выводы по второй главе ....................................................................................... 55 Заключение ............................................................................................................ 57

Список литературы ……….…………………………………………………….. 59

Приложение…………………………………………………………………….... 62

 

                        

 

 

 

 

 

                                          Введение

 

         Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи  и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей  означает, что в окружающей нас действительности есть еще много  неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание  мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и  взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы  и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся  всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие - важнейшая сторона  подготовки подрастающих поколений.

Успех интеллектуального  развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся  к учебе,  уровень знаний,  готовность  к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

 Большинство ученых признают, что развитие интеллектуальных умений школьников невозможно без использования продуктивных методов обучения, в частности исследовательского метода и проблемного обучения.

Психологической основой вышеуказанных методов обучения является теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С. Л. Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в интеллектуальном развитии человека.

  Значительный  вклад в раскрытие проблемы  интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др.

Исследовательский же метод в обучении является двигателем познавательной активности. Исследовательская работа дает возможность повысить уровень абстрагирования  учебных навыков, креативности. Формируются и укрепляются основные операции мышления (способность классифицировать, обобщать, определять понятия), повышается способность к распределению, переключению и концентрации внимания, развивается наблюдательность, улучшаются процессы восприятия, запоминания, повышается словарный запас. Однако следует заметить, что исследовательские задания должны быть доступны ученику, учитывать уровень его актуального и ближайшего развития.

  Хотя данная  проблема достаточно обстоятельно  рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы должного внимания не получила. Поэтому мы и выбрали для своей дипломной работы следующую тему: «Продуктивные методы обучения на уроках русского языка как средство интеллектуального развития младшего школьника».

Целью дипломной работы стоит изучение использования продуктивных методов обучения на уроках русского языка, как средство интеллектуального развития младшего школьника.

Объектом  нашей работы является процесс интеллектуального развития младших школьников.

Предметом – продуктивные методы, в частности проблемное обучение и исследовательский метод на уроках русского языка.

     Исходя из объекта и предмета дипломного исследования для достижения поставленной цели, нами были определены следующие задачи:

1.Раскрыть понятия: «интеллект»; «интеллектуальное развитие».

2.Выявить психолого-педагогические основы интеллектуального развития  младших школьников.

3. Рассмотреть различные подходы к классификации методов обучения.

4.Изучить возможности использования проблемного и исследовательского методов в обучении русскому языку младших школьников. 

5.Изучить опыт использования продуктивных методов в обучении русскому языку.

6. Разработать уроки с элементами продуктивных методов обучения в разных образовательных системах, а также подобрать дидактический материал по одной из грамматических тем.

7. Разработать методические рекомендации по использованию продуктивных методов обучения.

При реализации задач исследования использовались следующие методы:

- изучение и  анализ психолого-педагогической  и методической литературы;

- изучение опыта работы передовых учителей;   

-анализ деятельности учителей по применению продуктивных методов обучения.

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Теоретическое обоснование интеллектуального развития младшего школьника.

1.1. Понятие «интеллект» и «интеллектуальное развитие».

 

  В последнее время психология приобретает все большее значение в жизни каждого отдельно взятого человека и общества в целом. Она беспрестанно продолжает проникать в новые сферы человеческой деятельности, расширяя багаж своих возможностей, сведений и методов, тем самым, становясь на один уровень с такими серьезными науками, как физика, математика и т. д.

С появлением прикладного человекознания, в первую очередь древней философии,  возникла  настоятельная  потребность  в  систематизации наблюдений. Создаются первые труды в области изучения темперамента, характера и способностей. И в дальнейшем почти все разделы дифференциальной психологии формируются под воздействием возникших в разных областях человеческой деятельности запросов: выявление среди поступающих в школу детей с задержками развития с целью создания для них специальных классов, отбор наиболее пригодных для той или иной профессии кандидатов, создание индивидуально-ориентированных приемов психотерапии.

  Одной из первоочередных задач таких исследований (а их можно назвать дифференциально-психологическими)   является   выявление   механизмов образования формальных характеристик. Для этих целей разрабатываются различные классификации формальных свойств индивидуальности человека. Исследование способностей и интеллекта занимают одно из центральных мест в дифференциальной психологии. Задача по измерению человеческого интеллекта и общих - а затем и специальных - способностей была продиктована нарастающими запросами специалистов практиков: учителей, воспитателей, руководителей больших коллективов, которые рассматривают интеллект как характеристику со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться собственной активностью. При этом стоит отметить, что к интеллекту нельзя применить оценочно-содержательные характеристики. Интеллект не может быть «порядочным», «моральным», «злым» или «добрым». Чем же именно характеризуется интеллект?

    Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект» (от лат. intellectus – понимание, познание). Для большинства психологов в настоящее время это понятие ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям.

     Интеллект – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

     Имеются и более конкретные определения интеллекта:

    Для Ж. Пиаже интеллект – общий регулятор поведения.

    М. Шюрер считает, что интеллект - является относительно постоянной структурой онтогенетически обусловленных способностей индивида постигать и создавать осмысленные или также функциональные связи.

       Для С. Л. Рубинштейна интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей.

       Оригинальный подход к пониманию интеллекта предложил Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. По его мнению, эта организация связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека, которые являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека.

       Л. М. Веккер считает интеллект категорией, охватывающей целостно функционирующую совокупность познавательных процессов.

       Согласно Дж. Гилфорду, интеллект – многомерное явление, некоторое сложное свойство, которое можно оценивать по трем измерениям: характеру, продукту и содержанию. Умственная операция, включение в интеллектуальное действие, может быть:

-по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание;

-по продукту: единица, класс, отношение, система, трансформация, рассуждение;

-по содержанию: действие с объектами, символами, преобразование смыслов (семантические операции), поведение.

Интеллектуальные  операции – термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения действий, перешедших во внутренний план и ставших обратимыми благодаря координации с другими умственными действиями. Когда действия из внешней формы переходят во внутреннюю, они оказываются доступными для перестраивания и обращения (можно представить себе и переход объекта в новое состояние, и возвращение его к исходному). Критерием сформированности интеллектуальных операций является появление конструкции инвариантов или понятий сохранения.

При изучении общих  закономерностей процесса мышления всегда проявляются и индивидуальные различия. Их, прежде всего, пробуют объяснить особенностями интеллекта. Интеллект можно понимать как внутреннюю структуру, которая отбирает, организует и преобразует информацию. Интеллект – это приспособление для адаптации, поскольку его наличие позволяет разумно действовать, быстро адаптироваться к изменениям и обучаться.

Первые диагностические  процедуры для измерения интеллекта были предложены в 1904 г. В них предлагалось оценивать интеллект суммарно, одним показателем – коэффициентом интеллекта (IQ – intelligence quotient). Впоследствии показатель получил название «общий интеллект».

Модель интеллекта Дж. Гилфорда включает 120 различных  интеллектуальных процессов – частных способностей. Они образуются как всевозможные сочетания операций, содержаний и мыслительной деятельности. Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера.

А сколько у  человека «интеллектов»? Один или несколько? Суть этого вопроса в том, что  один и тот же человек может  оказаться гением, например, на литературном поприще и абсолютным бездарем в математике; многие выдающиеся люди страдают полной неспособностью к практическим делам: вбить в стену гвоздь для них – труднейшая проблема. Если верной является гипотеза о множественности интеллекта, то и измерений должно быть несколько. [6, 46-49]

Информация о работе Продуктивные методы обучения на уроках русского языка как средство интеллектуального развития младшего школьника