Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:59, дипломная работа
Целью дипломной работы стоит изучение использования продуктивных ме-тодов обучения на уроках русского языка, как средство интеллектуального развития младшего школьника.
Объектом нашей работы является процесс интеллектуального развития младших школьников.
Введение ................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретическое обоснование интеллектуального развития младшего школьника ................................................................................................................ 6
1.1. Понятие «интеллект» и «интеллектуальное развитие»…………………… 6
1.2. Психолого-педагогические основы интеллектуального развития младшего школьника………………………………………………………………………... 17
Выводы по первой главе ....................................................................................... 24
Глава II. Продуктивные методы обучения на уроках русского языка как средство интеллектуального развития младшего школьника ........... ……………. 26
2.1. Различные подходы к классификации методов обучения ......................... 26
2.2. Использование проблемного и исследовательского методов в обучении русскому языку младших школьников………………........................................ 34
2.3. Изучение опыта использования продуктивных методов в обучении русскому языку ........................................................................................................... 50
Выводы по второй главе ....................................................................................... 55 Заключение ............................................................................................................ 57
Список литературы ……….…………………………………………………….. 59
Приложение…………………………………………………………………….... 62
1.2.Психолого-педагогические
основы интеллектуального разви
Особенности интеллектуального развития детей младшего школьного возраста заключаются в том, что этот возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности. Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 - наполовину, а к 12 годам - на три четверти. Некоторые авторы называют еще более ранние сроки и соответственно еще большую роль детства, младших школьников в общем умственном развитии. Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задается наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:
-самостоятельность мышления,
-быстрота и прочность усвоения учебного материала,
-быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
-умение отличить существенное от несущественного,
-различный уровень аналитико- синтетической деятельности,
-критичность ума. [11, 35-37]
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. К концу младшего школьного возраста школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
В начале младшего школьного возраста
восприятие - недостаточно дифференцированно.
Из-за этого ребенок "иногда путает
похожие по написанию буквы и цифры. Хотя
он может целенаправленно рассматривать
предметы и рисунки, им выделяются, так
же как и в дошкольном возрасте, наиболее
яркие, "бросающиеся в глаза" свойства
- в основном, цвет, форма и величина.
Для того чтобы ученик более тонко анализировал
качества объектов, учитель должен проводить
специальную работу, обучая его наблюдению.
Если для дошкольников было характерно
анализирующее восприятие, то к концу
младшего школьного возраста, при соответствующем
обучении, появляется синтезирующее восприятие.
Развивающийся интеллект создает возможность
устанавливать связи между элементами
воспринимаемого. Это легко прослеживается
при описании детьми картины.
Стадии:
2-5 лет - стадия перечисления предметов
на картине;
6-9 лет - описание картины;
после 9 лет - интерпретация (логическое
объяснение).
Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.). У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, их произвольная механическая память лучше. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания.
В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Младший школьник (в отличие от старшего школьника, который может заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата, который ожидается в будущем) обычно может заставить себя упорно работать при наличии «близкой» мотивации (похвалы, положительной отметки). В младшем школьном возрасте внимание становится концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. [8, 13-15]
Уровень развития самостоятельности мышления достигается через наглядно-действенный, наглядно-образный и словесно-логический вид. В 1классе дети выполняют задания преимущественно на осуществление реальных действий. Наряду с этим включаются задания на формирование наглядно-образного мышления. Что способствует развитию у школьников интеллектуальной гибкости, умение полемизировать с самим собой, действовать аргументированное, доказательно. Словесно-логическое мышление предусматривает выполнение заданий абстрактного содержания. Такого рода задания формируют умение у детей четко, последовательно, доказательно выражать свои мысли. Это могут быть и нестандартные задания. Количество таких заданий увеличивается в объеме материала по годам обучения. В процессе применения таких заданий повышается уровень аналитико-синтетической деятельности, критичности ума.
Детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируются речевой слух, артикуляция. Однако предрасположенность к языку, сочетание благоприятных внутренних условий для полноценного становления речи - явление временное. Возможность быстрого овладения языковыми формами с годами явно уменьшается. Более того, если формирование речи по каким-либо причинам вовремя не осуществляется, то ее развитие в последующем крайне затрудняется. Более зрелый мозг и приобретенный жизненный опыт не являются стимулирующим фактором в начальном усвоении речи.
Аналогично развиваются восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы - все это дает возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку.
Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога - развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Это достигается путем внесения определенных изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой. Изменение содержания в обучении, например русскому языку, осуществляется за счет:
-введения дополнительной лексики во время словарно- орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;
-увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах уроков;
-расширения объема работы с понятиями и терминами;
-включения в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера.
Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.
Более значительные изменения предусматриваются в организации процесса обучения русскому языку. Они связаны с реализацией ряда новых принципов проведения уроков, введением нового этапа урока русского языка в 1-м классе, существенным изменением методики проведения каждого структурного этапа урока во всех классах начальной школы.
К новым принципам, наряду с общепринятыми, относятся следующие:
Упражнения, направленные на развитие интеллекта на уроке русского языка на первых годах, способствуют решению важных проблем:
1. С первых
уроков создается тип
2. Использование заданий на формирование, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления освобождает учителя от необходимости изыскивать другие упражнения для решения важнейших задач - мобилизации и развития внимания школьников, решать которые в обязательном порядке призван каждый педагог на первом году обучения школьников.
3. Решение заданий каждой из трех групп требует выражения в виде логического, доказательного, развернутого, последовательного рассуждения вслух, учит с помощью слов воспроизводить ход мысли, называть результат.
Интеллектуальные способности развиваются в деятельности и для их развития нужна высокая познавательная активность детей. Но не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления.[3, 5-8]
Выводы по первой главе.
Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект». По утверждению Р. Стернберга, интеллект - способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Наряду со множеством интеллектов существует несколько их измерений. Интеллект развивается под влиянием различных факторов, один из таких факторов – обучение.
Характеризуя мышление человека, в первую очередь подразумевают его интеллектуальные способности, т.е. те способности, которые обеспечивают "включение" человека в достаточно широкий круг деятельностей и ситуаций.
Интеллект - относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и осознанную оценку ее. Интеллектуальные качества - качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта