Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:59, дипломная работа
Целью дипломной работы стоит изучение использования продуктивных ме-тодов обучения на уроках русского языка, как средство интеллектуального развития младшего школьника.
Объектом нашей работы является процесс интеллектуального развития младших школьников.
Введение ................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретическое обоснование интеллектуального развития младшего школьника ................................................................................................................ 6
1.1. Понятие «интеллект» и «интеллектуальное развитие»…………………… 6
1.2. Психолого-педагогические основы интеллектуального развития младшего школьника………………………………………………………………………... 17
Выводы по первой главе ....................................................................................... 24
Глава II. Продуктивные методы обучения на уроках русского языка как средство интеллектуального развития младшего школьника ........... ……………. 26
2.1. Различные подходы к классификации методов обучения ......................... 26
2.2. Использование проблемного и исследовательского методов в обучении русскому языку младших школьников………………........................................ 34
2.3. Изучение опыта использования продуктивных методов в обучении русскому языку ........................................................................................................... 50
Выводы по второй главе ....................................................................................... 55 Заключение ............................................................................................................ 57
Список литературы ……….…………………………………………………….. 59
Приложение…………………………………………………………………….... 62
в).Поисковая беседа
Это самый распространённый метод проблемного обучения и в той или иной мере используется на большинстве уроков, включая уроки-лекции. В зависимости от сложности задания степень охвата учащихся поисковой деятельностью различна: от выступлений сравнительно небольшой группы наиболее подготовленных учеников до фронтального письменного ответа всего класса. Независимо от количества активных участников ученики, как правило, выполняют самостоятельно не все этапы поиска, а только некоторые, чередуясь с учителем. Поэтому иногда этот метод называется в педагогической литературе частично-поисковым. Выбор вопросов для заданий должен способствовать формированию умений и навыков анализа сущности явлений общественной жизни (оценка событий и их значения, выяснение причинно-следственных связей, тенденций развития, сравнение родственных и противоположных событий и явлений). Важно сообщить учащимся не только необходимые для обобщения факты, но и использовать их опорные знания, умения, навыки, жизненный опыт. Таким образом, воспроизведение и творчество выступают как две стороны единого целостного процесса познания.[13, 42-44]
Рассмотрим возможности введения проблемной ситуации при изучении отдельных тем на уроках русского языка в начальной школе.
Учитывая сложность изучения грамматического материала необходимо так построить учебную деятельность, что бы учащиеся не только не потеряли интереса к изучаемой программе, но и постоянно были заинтересованы в изучении родного языка, отражающего их интеллектуальное развитие. При этом нельзя забывать о доступности столь абстрактного грамматического материала.
Формирование грамматических знаний, умений, навыков осуществляется на различных этапах урока, таких как объяснение нового материала (знания), закрепление (формирование умений и навыков) и проверка. На всех этих этапах не только возможно, но и необходимо использовать проблемную ситуацию, т. к. каждый раз решаются иные задачи и достигаются различные результаты.
При изучении имени существительного ведущим методом было введение на различных этапах урока элементов проблемной ситуации. Объяснение нового материала считается одним из сложных этапов урока, поскольку дети получают сведения неизвестные, либо частично известные. Традиционное объяснение осуществляет учитель, предлагая учащимся знания в готовом виде. Проблемное обучение предполагает иной подход: школьники под руководством учителя сами «получают» необходимые сведения, т. е. как бы самостоятельно ведут исследования данного вопроса. При изучении имени существительного важнейшими являются следующие понятия: предметность, одушевленность и неодушевленность, родовая принадлежность и изменение по числам. На начальных уроках посвященных имени существительному дается представление о предметности, понимаемое не только, как конкретный предмет (что учащимся младших классов понятно) и, соответственно идет с конкретными существительными. Включение в урок абстрактных существительных, таких как темнота, холод, и др. вызывает затруднение в понимании. Доказательство их принадлежности к имени существительному - решение проблемной ситуации. В русском языке категория одушевленности, неодушевленности не представляет особых трудностей. В начальные классы отбирается только бесспорный материал, который не требует грамматического определения одушевленности, а только лексического (случаи типа кукла не рассматриваются). Но в качестве упражнения, направленного на развитие интеллектуальных способностей, умения анализировать, делать выводы, можно предложить детям материал, расширяющий рамки программы.
Категория рода имени существительного в русском языке является классификационной. Учащиеся получают представление о роде как об обязательной характеристике слова. Методически целесообразно строить объяснения, используя жизненный опыт учащихся. Так ребенку известно, что все люди делятся на мужчин и женщин и соответственно слова, могут быть мужского и женского рода. Сначала примеры подбираются по половому признаку (девочка, мальчик), с постепенным абстрагированием этого понятия (средний род). [16, 55-56] (Приложение 2)
Ребенок младшего школьного возраста психологически готов, открыт для восприятия знаний. Задача учителя сделать так, чтобы интерес этот не угас, чтобы желание учиться увеличивалось, а знания становились прочными и осознанными. Одним из принципов дидактики является принцип сознательности и активности в обучении. Частично поисковый, затем исследовательский метод способствуют реализации вышеуказанного принципа дидактики. Исследовательский метод- это поисковая деятельность учащихся по решению новых для них проблем.[14, 33-34]
Как показывает практика, начальная школа - это период в обучении, когда создаются наиболее благоприятные психологические предпосылки для формирования познавательной активности ребенка, его способности воспринимать учебную информацию, для формирования навыков исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность базируемся на исследовательской активности и исследовательском поведении, но в отличие от них, она осознанная, целенаправленная. Развивающийся человек изначально находится в противоречивом состоянии выбора - исследовать или принимать на веру. Этот выбор мы совершаем постоянно и в большинстве случаев неосознанно. Позиции пассивного принятия, следование внешним требованиям, потребность в стабильности и определенности в ряде случаев оказывается социально необходимой для успешной социальной адаптации.
Если ребенка, начиная с начального звена школы, ориентировать на исследовательскую позицию, его знания будут крепче. Развитая исследовательская позиция позволяет растущему человеку успешно взаимодействовать с изменяющимися реалиями внешнего мира, социального окружения. Вот почему важно для школы, начиная с начального звена, развивать исследовательскую позицию личности. Исследовательская позиция - не только то, что актуализируется в ситуации неопределенности, но и та позиция, исходя из которой, человеку надо попадать в эти ситуации, находить их; а после нахождения ситуации, требующей исследовательской деятельности, - последовательно пройти основные этапы исследования. [22, 29]
Этапы исследовательской деятельности (по С.П. Аржанову).
Первоначальный ориентировочный этап | ||
Погружение в окружающую действительность, выделение учебно-исследовательской ситуации | ||
Организация деятельности | ||
Осуществление исследования как совокупности разных видов мыслительной, практической, коммуникативной деятельности | ||
Получение, обобщение, систематизация данных, презентация результатов исследования | ||
Творческое и самостоятельное применение метода |
По утверждению Н.Г. Алексеева, исследовательский метод способствует формированию когнитивных качеств:
- физические и физиологические качества;
-интеллектуальные качества: любознательность, эрудированность, вдумчивость, сообразительность, логичность, «коэффициент интеллекта», осмысленность, обоснованность, способности к анализу и синтезу, способность находить аналогии, использовать различные формы доказательств, пытливость, проницательность, поиск проблем, склонность к эксперименту, умение задавать вопросы, видеть противоречия, формулировать проблемы и гипотезы, выполнять теоретические и экспериментальные исследования, владеть способами решения различных задач, делать выводы и обобщения;
-владение культурными нормами и традициями;
-способность обозначить свое понимание или непонимание по любым возникающим вопросам;
-структурно-системное видение изучаемых областей в их пространственной и временной иерархии;
-выбор фундаментальных объектов среди второстепенных, отыскание соподчиняющих связей между ними;
-наличие личностного понимания смысла каждого из изучаемых учебных предметов;
-умение сопоставлять культурно-исторические аналоги со своими образовательными продуктами и результатами одноклассников;
-способность к отысканию причин происхождения культурно исторического объекта или явления;
-способность воплощать добываемые знания в духовные и материальные формы, строить на их основе свою последующую деятельность.
Организуя исследовательскую работу на уроках русского языка в начальной школе, следует держать ориентир на лингвистическое (языковое) развитие, которое включает:
- осознание (понимание) ребенком соотнесенности окружающего мира и слова, способного рассказать об этом мире; слово образуется, изменяется, используется в речи по определенным правилам,
- сохранение
и развитие чувства языка и
интуиции по мере
- формирование
приемов лингвистического
- осознание себя носителем русского языка,
- развитие мотивов и средств речевой деятельности.
Организовывая
исследовательскую деятельность
- правильности (произносительной, грамматической, лексической, словообразовательной, орфографической) основных видов речевой деятельности - говорения, чтения и письма,
- речевого слуха, умения слышать и слушать себя и других,
- диалогической
и монологической форм
- способности
и готовности строить
Исследовательской деятельности способствует наличие в учебниках средств организации учебно-познавательной деятельности (условное обозначение, аналитические планы, памятки и так далее), сформулированы результаты, к которым должны прийти дети (признаки и определения понятий, способы распознавания изучаемых фактов языка, алгоритмы действий, орфографические правила и так далее).
Особое место в учебниках занимают сведения о языке, которые даются детям в основном для размышления, более глубокого понимания, в отдельных случаях - для запоминания. Исследовательской деятельности на уроках русского языка способствуют аналитические планы. Это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание.
Их назначение:
- способствовать осознанию учащимся смысла выполняемой работы, помочь детям сосредоточиться на главном, вспомнить, воспроизвести знания, необходимые для выполнения задания, выбрать способы деятельности,
- раскрыть связь между целью работы и теми знаниями и способами деятельности (познавательными действиями), которые необходимы для достижения положительного результата,
- оставить учащихся в ситуацию выбора возможных вариантов рассуждения, объяснения, поиска, монологических высказываний относительно выполняемого задания и выявленных связей и закономерностей в наблюдаемых языковых явлениях,
- способствовать осознанию не только того, как надо действовать, но и, почему предпочтительно действовать так, а не иначе.
Существующая система обучения, в основном базирующаяся на репродуктивном принципе освоения знаний, часто «вытравляет» личностно значимую способность занимать исследовательскую позицию на уроках. Задача педагога - грамотно организовать исследовательскую деятельность ребенка. Дети, в основном все, по своей природе психологически готовы к исследованиям.
Следует помнить, что иногда учащиеся не могут сознательно усвоить содержание, потому, что не воспринимают учебную задачу как проблемную ситуацию, которую надо разрешить.
Важно заметить, что включать детей в исследовательскую деятельность в младшем звене необходимо постепенно. Уже в первом классе необходимо создавать проблемные ситуации, напоминающие научный поиск. Ученик пытается сам найти ответ на вопрос, разрешить проблемное задание. Обычно правильный ответ он находит с помощью учителя. Однако желания, стремление ученика самому искать и предлагать варианты решения рождает высокую познавательную активность, приучает мыслить самостоятельно, придает познавательной деятельности творческий характер, ставит на путь исследования. Главное внимание сосредотачивается на формировании проблемной ситуации. Все объяснения учителя и усвоение знаний учащимися строится как разрешение субъективно переживаемой учениками проблемы. Проблемные вопросы конструируют систему изучения материала. [19, 51-52]
Исследовательский метод в проблемном обучении требует наиболее полной самостоятельности обучаемых. Его качественная особенность - в постепенном переходе от имитации научного поиска, что тоже полезно к действительному научному или научно-практическому поиску.
Исследовательская деятельность в младшем звене предполагает планирование отдельных умственных операций, которые должен совершать ученик. Для этого существуют памятки, опорные таблицы, схемы и так далее. Например, учащимся встречается в тексте слова храбреть, храбрость, строение, построение. Выдвигается проблема определения отношения к частям речи. Ученик указывает признаки первого слова и указывает на глагол. Следующий шаг требует произвести определенные действия со вторым словом, учащийся убеждается, что это не глагол. Он возвращается в исходное положение, вспоминает признаки и выбирает другую часть речи. Поиск правильного ответа среди нескольких вариантов позволяет всесторонне усвоить учебный материал школьникам - во-первых, интересно; во-вторых, они привыкают самостоятельно воспроизводить знания, осуществлять самостоятельные исследования.