Продуктивные методы обучения на уроках русского языка как средство интеллектуального развития младшего школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:59, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы стоит изучение использования продуктивных ме-тодов обучения на уроках русского языка, как средство интеллектуального развития младшего школьника.
Объектом нашей работы является процесс интеллектуального развития младших школьников.

Содержание работы

Введение ................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретическое обоснование интеллектуального развития младшего школьника ................................................................................................................ 6
1.1. Понятие «интеллект» и «интеллектуальное развитие»…………………… 6
1.2. Психолого-педагогические основы интеллектуального развития младшего школьника………………………………………………………………………... 17
Выводы по первой главе ....................................................................................... 24
Глава II. Продуктивные методы обучения на уроках русского языка как средство интеллектуального развития младшего школьника ........... ……………. 26
2.1. Различные подходы к классификации методов обучения ......................... 26
2.2. Использование проблемного и исследовательского методов в обучении русскому языку младших школьников………………........................................ 34
2.3. Изучение опыта использования продуктивных методов в обучении русскому языку ........................................................................................................... 50
Выводы по второй главе ....................................................................................... 55 Заключение ............................................................................................................ 57
Список литературы ……….…………………………………………………….. 59
Приложение…………………………………………………………………….... 62

Файлы: 1 файл

Продуктивные методы обучения на уроках русского языка.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)

       Исходя из анализа литературы, мы раскрыли сущность продуктивных методов обучения, интеллектуального развития, выявили их психолого-педагогические основы. Мы рассмотрели возможность интеллектуального развития в условиях проблемного обучения и применения исследовательского метода, их организацию и руководство в процессе обучения. Раскрывая эти вопросы, мы убедились, что продуктивные формы обучения - фактор интеллектуального развития школьников.

       Сравнив особенности проблемного и традиционного обучения, мы пришли к выводу, что главным отличием данных видов обучения следует считать целеполагание   и   принцип  организации педагогического процесса. Преимущества проблемного обучения состоят в том, что усваиваются не только результаты научного познания, но и сам процесс получения этих результатов, формируя познавательную деятельность обучающихся и развивая их творческие способности. Исходя из вышесказанного, сделали вывод о необходимости учитывать данные особенности при построении уроков русского языка с элементами продуктивных методов обучения.

      Нами были разработаны несколько уроков с элементами проблемного обучения в разных образовательных системах, а также подобран дидактический материал по теме « Род имени существительного». В плане применения исследовательского метода нами представлен следующие материалы: урок по теме «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова», виды исследовательских задании.

      Каждый урок направлен не только на изучение теоретического языкового материала, но и на формирование умений, на организацию умственной деятельности учащихся, способствующей интеллектуальному развитию младших школьников.

      Представлен опыт работы учителя по проблеме «Использование проблемного и исследовательского методов на уроках русского языка с целью повышения интеллектуального развития обучающихся», в котором показана положительная динамика результативности обученности учащихся.

 

 

 

 

 

                                   

 

                                  

 

 

                               Список литературы

 

1. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н.Г. Алексеев // Исследовательская работа школьников. – 2001. -  № 1. – С.24-25.

2. Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение как средство эффективности учения школьников [Текст] : учебно- методическое издание / Ю.К. Бабанский. - Ростов-на-Дону: М.: Академия, 1999. - 535с.

3. Бакулина, Г.Н.  Интеллектуальное развитие младших  школьников на уроках русского  языка. 1 класс. [Текст] : учебное пособие / Г.Н. Бакулина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 223с.

4. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] :  учебно- методическое издание / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 476с.

5. Гоноболин, Ф. Н. Психология младшего школьника [Текст] : учебно- методическое издание / Ф.Н. Гоноболин. - М., 1973. - 387с.

6. Доман, Г. Как развивать интеллект ребенка [Текст] : учебно- методическое издание / Г. Доман. - М.: Изд-во АСТ, 2000. - 326с.

7. Жинкин, Н.И. Психологические основы мышления и речи [Текст] / Н.И. Жинкин //Русский язык в школе. – 1965. - № 3. – С.92-94

8. Жукова, З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры [Текст] / З.П.Жукова //Среднее образование. – 2006. - № 5. – С.13-15

9. Жукова, З.П. Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов [Текст] / З.П.Жукова // Среднее образование. - 2006. - № 11. – С.6

10. 3ак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников [Текст] : учебно- методическое издание / А.З. Зак. - М.: Просвещение, 2001. - 305с.

11. 3ак, А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников [Текст]:  учебно- методическое издание / А.З. Зак. - М.: Воронеж, 2000. - 337 с.

12. 3еленина, Л.М. Русский язык в начальной школе [Текст] : учебно- методическое издание / Л.М. Зеленина. - М.: Просвещение, 2004. - 353 с.

13. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке [Текст] : учебно- методическое издание / И.А. Ильницкая. – М., 2004. - 284 с.

14. Камышников, В.Н. Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта школьников [Текст] / В.Н. Камышников. //Средне специальное образование. – 2002. - № 6. – С.33-34

15. Кульневич, С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III. [Текст] / С.В. Кульневич. //Учитель. Проблемные уроки. - 2006. – С.65

16. Лептина, И.Н. Применение эффективных технологий обучения на уроках русского языка в начальной школе [Текст] / И.Н. Лептина. //Учитель. – 2003. - № 1. – С.55-56

17. Лернер, И.Я Проблемное обучение [Текст] / И.Я. Лернер// Педагогика и психология. – 1974. - № 7. – С.8-11

18. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе [Текст] : учебно- методическое издание / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1977. - 317с.

19. Медведев, Т.И. Исследовательская работа в начальной школе [Текст] / Т.И. Медведев. //Учитель. - 2008. - № 2. – С.51-52

20. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок в начальной школе или как открывать знания вместе с детьми [Текст] / Е.Л. Мельникова.//Начальная школа: плюс-минус. - 1999. - № 4. – С.36-37

21. Никифоров, Н.П. Исследовательский метод обучения в начальной школе [Текст] / Н.П. Никифоров. //Учитель. – 2003. -  № 3. – С.19

22. Обухов, А.С. Исследовательская позиция личности [Текст] / А.С. Обухов. //Школьные технологии. - 2005. - № 3. – С.29

23. Поздняк, С.Н. Мониторинг уровня предметных достижений в начальной школе [Текст] / С.Н. Поздняк. //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - №5. – С.38-41

24.Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах [Текст] : учебное пособие / М.С. Соловейчик. - М., 1994. – 254с.

25.Соловейчик, М. С. Русский язык. Теория и практика начального обучения [Текст] : учебное пособие / М.С. Соловейчик. - М., 1995. – 234с.

26.Тихомирова, Л. Развитие интеллектуальных способностей школьника [Текст] : учебно- методическое издание / Л. Тихомирова. – Ярославль : Академия развития, 2001. -229 с.

27. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения [Текст] : учебное пособие / А.В. Хуторской. – М., 2000. - 426 с.

                                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

                                                                   Приложение 1.                       

Виды  проблемных ситуаций.

 

Пример 1. Выполнение упражнения по шагам в заданиях, которые ведут к   выводу.

Тема: Правописание глаголов с - тся, - ться.

Проблема: Что  такое - ся и на что указывает?

Самостоятельное составление алгоритма.

- Ученики сравнивают глаголы по составу и делают вывод, что - ся - это  суффикс.

- Чем интересен  суффикс?

- Как называется  форма глагола, которая возвращает  действие на себя?

Прочитайте  на странице 84.

Пример 2. Составление схемы-подсказки.

Тема: Запятая  в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом  предложении с однородными членами и союзами и, а, но.

Проблема: Какова роль союзов в предложении? В каких  случаях ставится  и не ставится запятая?

Задание: Составить  схему-подсказку, перед какими союзами  ставится и не  ставится запятая в простом предложении и в сложном.

Пример 3.

Тема: Разбор глагола  как части речи.

1. Что такое глагол?

2. Какой постоянный признак есть у глагола?

3. Как изменяются глаголы?

4. Как определить спряжение глагола, если окончания у него безударное?

5. Почему при разборе глагола как части речи сначала указывают спряжение, а потом время, число и все остальные признаки?

 

                                                                                     

       Приложение 2.

Задание с элементами проблемного обучения по теме: «Род имени существительного»

 

Задание.

Вспомните, что вы знаете об имени существительном. Распределите слова в три руппы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Объясните, почему вы так сделали? По какому признаку вы их распределяли?

Народ, доска, завод, полотно, город, поезд, река, год, зеркало, свет.

Прослушайте текст  и сделайте вывод по теме нашего урока.

За столом обедали 3 женщины: русская, немка и армянка. Внезапно со стола упала суповая  ложка.

     - Ага! - проговорила русская женщина, вспомнив старинную примету.            

    -Какая-то  дама собралась к нам в гости.  Ложка упала!

     - Почему дама? - удивилась немка. - Ложка - «(der Loffel» - мужского рода.

Должен прийти мужчина.

Русская возмутилась:

      - Ну, вот еще! Это если ножик упал, тогда пришел бы мужчина. Ножик мужского рода.

      - Ха - ха - ха! - засмеялась немка. - Ножик  - мужского? Нет, «das Меssег» - род средний: если ножик упадет, это ничего не значит.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую:

       - Простите, я ничего не понимаю.  Как ложка может чем-то напоминать  мужчину или женщину? Она не  может быть ни тем, ни другим.

       - Что скажете? Кто из них  прав? Имеют ли одинаковый род имена существительные в разных языках? (недоумение, проблемная ситуация).

 

                                                                                                      

Приложение 3.

Этапы исследовательской деятельности при  изучении нового материала

Урок русского языка в 1-м классе по теме: Слова, которые обозначают признаки предметов. (Традиционная система обучения).

Задачи: 1. Познакомить  с особенностями слов, которые  обозначают признаки

               предметов.

               2.Развивать умение наблюдать,  сравнивать, обобщать.

               3.Развивать аккуратность.

 I.Организационный момент

II. Повторение ранее изученного материала

1.Минутка  чистописания 

-На минутке чистописания мы напишем букву, которая будет следующей в данном ряду: б, в, г, д, ж,...

 (Это звонкие согласные, написанные по алфавиту, поэтому следующей должна быть буква з).

 -Определите последовательность букв в цепочке: Ззае Ззяю Ззёи Ззэы Зз...

(Заглавная  3, строчная з чередуются с двумя гласными с начала и двумя гласными с конца алфавита).

- Напишите начатый ряд букв в данной последовательности, ориентируясь на алфавит.

2.Словарно-орфографическая  работа 

- Новое слово, с которым вы сегодня познакомитесь, спряталось в цепочке букв. Внимательно посмотрите на цепочку, найдите слоги в следующем порядке: СГ, СГС, СГС. Сложив их в указанной последовательности, вы получите слово.

 

 -Какое получилось слово?

( Получилось слово карандаш).

-Что такое карандаш?

( Карандаш - это предмет, которым рисуют).

-Произнесите хором слово карандаш. На какой слог падает ударение?

(Ударение падает на третий слог).

-Посмотрите правописание слова карандаш в орфографическом словаре, запишите его в тетрадь, подчеркните безударные гласные. Сравните между собой слова карандаш и пенал. Найдите общие существенные и несущественные признаки.

   Варианты ответов:

Карандаш и  пенал — это школьные принадлежности. Карандаш и пенал не тонут в воде! Карандаши пенал могут изготавливаться из дерева.

- Дайте характеристику слову карандаш.

( Слово карандаш Отвечает на вопрос что? , обозначает предмет. Это имя существительное).

III. Изучение нового материала

      1.Выделение учебно-исследовательской ситуации

-Сравните слова записанные на доске. Чем они отличаются друг от драга? Как это определить?

мед, жаркие, трава, сладкий, поле, зеленая, дни, большое.

      2.Планирование хода исследования, организация деятельности

- Прочитайте написанные на доске слова. Выделите из них имена существительные и задайте вопросы, на которые они отвечают.

 Что? Мед.  Что? Трава. Что? Поле. Что? Дни.

      3.Исследовательская деятельность

Учитель оформляет  на доске следующую запись:

     что  ?    мед

     что?    трава

     что?     поле

     что?     дни

- Что обозначают имена существительные и как они подчеркиваются?                                  

(Имена существительные обозначают предметы и подчеркиваются одной чертой).

Учитель вносит дополнение в запись на доске:

           предметы

   что?    мед

   что?   трава

   что?  поле

   что?   дни

- Прочитайте оставшиеся слова.

(Жаркие, сладкие, зеленая, большое).

-К каждому существительному подберите одно из этих слов, подходящее по смыслу.

( Мед сладкий, трава зеленая, поле большое, дни жаркие).

- Что обозначают подобранные к существительным слова?

( Подобранные к существительным слова обозначают признаки предметов).

- Задайте вопросы к словам, обозначающим признаки предметов.

( Мед какой? сладкий; трава какая? зеленая; поле какое? большое; дни какие? жаркие).

Учитель продолжает запись на доске:

предметы        признаки предметов

   что? Мед      какой? сладкий.

   что? Трава     какая? зеленая.

   что? Поле      какое? большое.

   что?  Дни       какие? жаркие.

- Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными. Они подчеркиваются волнистой линией.

       4.Итоговый этап. Обобщение результатов исследования

Информация о работе Продуктивные методы обучения на уроках русского языка как средство интеллектуального развития младшего школьника