Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:59, дипломная работа
Целью дипломной работы стоит изучение использования продуктивных ме-тодов обучения на уроках русского языка, как средство интеллектуального развития младшего школьника.
Объектом нашей работы является процесс интеллектуального развития младших школьников.
Введение ................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретическое обоснование интеллектуального развития младшего школьника ................................................................................................................ 6
1.1. Понятие «интеллект» и «интеллектуальное развитие»…………………… 6
1.2. Психолого-педагогические основы интеллектуального развития младшего школьника………………………………………………………………………... 17
Выводы по первой главе ....................................................................................... 24
Глава II. Продуктивные методы обучения на уроках русского языка как средство интеллектуального развития младшего школьника ........... ……………. 26
2.1. Различные подходы к классификации методов обучения ......................... 26
2.2. Использование проблемного и исследовательского методов в обучении русскому языку младших школьников………………........................................ 34
2.3. Изучение опыта использования продуктивных методов в обучении русскому языку ........................................................................................................... 50
Выводы по второй главе ....................................................................................... 55 Заключение ............................................................................................................ 57
Список литературы ……….…………………………………………………….. 59
Приложение…………………………………………………………………….... 62
Соотношение теоретического и
фактического материала в
2.3. Изучение
опыта использования
Интеллектуальное развитие обучающихся зависит от применения продуктивных методов в обучении. В 2010 году нами, был изучен опыт работы по данной проблеме. Мы сделали вывод, что применение проблемного и исследовательского методов на уроках русского языка в начальной школе возможно и ведет к повышению интеллектуальных способностей младших школьников.
Тюгаева Н.Ю. педагог высшей категории, учитель начальных классов, Каменской средней общеобразовательной школы, стаж работы 25 лет.
Каменская средняя общеобразовательная школа Промышленновского района Кемеровской области представляет собой общеобразовательное учреждение, где учатся обычные дети, а также дети - нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Таким образом, контингент учащихся разнороден и представлен различными социальными слоями: 10 % - из семей служащих, 82 % - из семей сельских рабочих, 8 % семей – безработные.
Школа находится рядом с районным центром Промышленная, в котором имеется библиотека, РМЦ, дом детского творчества, школа искусств, спортивная школа. Многие учащиеся посещают районные внешкольные учреждения дополнительного образования.
Традиционное обучение
не позволяет обеспечить
Тюгаева Н.Ю. в 2002 году, начала работать над проблемой «Использование проблемного и исследовательского методов на уроках русского языка с целью повышения интеллектуального развития обучающихся».
Для изучения исходного состояния интеллектуального развития учащихся 4 класса она использовала методику, разработанную на основе тестов структуры интеллекта. При распределении учащихся по уровням интеллектуального развития оказалось, что к концу 1-го класса ни один из них не был отнесён к высокому уровню, только у 30 % учащихся класса показатель развития интеллекта был выше среднего, у 40 % - средний, у 23 % - ниже среднего, 7% учащихся характеризовались низким уровнем интеллектуального развития. К концу 4-го класса было выявлено, что высокий уровень интеллектуального развития имеют 10%, выше среднего 46%, средний уровень 32%, ниже среднего 12%. Эти данные свидетельствуют о том, что был выбран верный путь решения проблемы интеллектуального развития младших школьников, один из которых совершенствование способов практической деятельности младших школьников.
Теоретической базой, на которой строился учебный процесс, явились методические положения Г.А. Бакулиной. Она кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка. Ее система обучения направлена на повышение качества устной и письменной речи детей, обеспечивает активное включение школьников в постановку, формулировку и решение учебных задач. Методический подход Г.А. Бакулиной включает в себя идею комплексного интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка в условиях традиционной системы обучения, нашедшую своё отражение в поурочных разработках основных тем курса в 1-4 классах.
Теоретическая анализ, проведённый Тюгаевой Н.Ю. по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил выделить следующие показатели интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка:
- сформированность умений школьников дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных;
- сформированность их умений обобщать и абстрагировать;
- сформированность умений устанавливать логические связи и отношения между понятиями и явлениями.
Система работы учителя по интеллектуальному развитию учащихся через совершенствование способов практической деятельности включает в себя следующие компоненты:
1. Диагностику уровня интеллектуального развития младших школьников и таких показателей степени его проявления, как сформированность умений дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных; обобщать и абстрагировать; устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
2. Организацию учебно-познавательной деятельности школьников по их интеллектуальному развитию через использование различных комбинаций способов практической деятельности, через применение методики проблемного обучения, исследовательского метода.
3. Создание психолого-педагогических условий для реализации интеллектуального потенциала младших школьников.
4. Рефлексию эффективности работы учителя по интеллектуальному развитию младших школьников в учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка.
Изучение применения проблемного и исследовательского методов на уроках русского языка с целью повышения интеллектуального развития обучающихся показало, следующие результаты: 100 % учащихся не снизили успеваемость при переходе из начальной школы в среднюю, так как не было рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях (по традиционной методике 20 % учащихся снижают успеваемость). (Приложение 5,6)
Этому способствовала:
1) Систематическая самостоятельная работа (в том числе исследовательская) на уроках в начальной школе;
2) Преобладание творческих заданий над действиями по образцу, с применением продуктивных методов (проблемный и исследовательский);
3) Целенаправленное использование приемов активизации внимания;
4) Большое количество дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы.
Характеристики мотивационно - личностного развития учащихся, позволяют судить о результативности и качестве образовательного процесса, основанного на исследовательской деятельности.
Из таблицы (Приложение 7) видно, что показатель основных знаний, умений, навыков выше среднерайонного (Каменская СОШ, средний показатель по Промышленновскому району).
Все это позволяет сделать вывод, что уровень предметной обученности по русскому языку (по итогам 4 класса в Каменской средней общеобразовательной школе, учитель Тюгаева Н.Ю., анализ за 2006 год) достаточно высок, создана прочная база для обучения в основной школе.
Диагностика учебного процесса очень важно для уроков русского языка. Виды мониторинга разнообразны. Важно, чтобы этот процесс был направлен на соблюдение требований к уровню подготовки учащихся. Отслеживать необходимо не только уровень обученности, качественную успеваемость, но и развитие исследовательских способностей, давать характеристику мотивационно-личностного развития обучающихся.
Анализ системы работы педагогов в этом направлении, в том числе учителя Каменской средней общеобразовательной школы Тюгаевой Н.Ю. по применению продуктивных методов на уроках русского языка показал рост качественной успеваемости, высокую мотивацию и познавательную активность обучающихся, стремление подавляющего большинства к успеху, высокий уровень эмоционального отношения к учебе. К концу обучения русскому языку в начальной школе (4 класс) повысился процент учащихся, у которых преобладало творческое над действием по образцу, не было учащихся, снизивших успеваемость по данному предмету. На 11 % к концу года (4 класс) увеличилась качественная успеваемость.
Анализ соотнесения результатов, полученных в результате тестирования, с имеющимися журнальными отметками, показывает, что группа учащихся, имеющая отметки «отлично», показывает и самые высокие результаты 90,6 %. Разница в результатах выполнения тестов в сопоставлении с группами журнальной успеваемости достигает лишь от 5 до 10%. При этом тесты, используемые в мониторинге показали высокий уровень надежности. [23, 38-41]
По мнению А.В. Хуторской, обучение эффективно, когда ученик осознает необходимость своего обучения, ставит или принимает цели занятия, когда участвует в планировании и организации своей деятельности, в ее осознании, самоконтроле и самооценке. Результаты практической деятельности подтверждают эту мысль. Учитывая опыт учителей исследования ученых, можно сформировать следующие рекомендации по использованию продуктивных методов обучения:
1. Ставь учеников в ситуации самоопределения по отношению к изучаемому вопросу. В этом случае они смогут определить свои цели и проявлять активность в их достижении.
2. Учите детей задавать вопросы. Вопрос - важнее ответа, так как открывает, а не закрывает познание.
3. В обучении всегда вводите альтернативные подходы, позиции и точки зрения к любому существенному вопросу. Заранее подготовьте к уроку сведения о борьбе идей из истории вопроса; если альтернативных подходов не обнаружится среди учеников, приведите исторические сведения.
4. Отыскивайте с учениками причины всего, что изучаете. Поощряйте гипотезы детей, работайте с их версиями как с личностным содержанием образования, помогая достроить его до целостного вида.
5. В ходе образовательного процесса делайте остановки и предлагайте ученикам проанализировать выполненную; ими деятельность. Рефлексивная позиция требует отдельного времени, но многократно повышает результативность освоения учебного курса. [1, 24-25]
Выводы по второй главе.
Существует множество
Суть эффективности учения школьника посредством проблемного обучения состоит в активизации его мышления путём создания проблемных ситуаций, в формировании познавательного интереса и моделирования умственных процессов.
Таким образом, первая особенность проблемного обучения состоит в том, что оно обеспечивает прочность знаний и особый тип мышления, вторая - глубину убеждений, третья - творческое применение знаний в жизни. Эти три особенности имеют наибольшую социальную значимость и обеспечивают выполнение основной задачи школы. Основные пять особенностей имеют социально-дидактический характер и обуславливают эффективность действий первых трех.
Исследовательский метод – путь к развитию творческих способностей. Его первоочередная задача – умение осуществлять поиск. Он неразрывно связан с проблемным обучением. Вцелом они составляют продуктивную форму обучения, главные плюсы которой – повышения качества образования. Этот метод востребован в обучении. Он способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Ещё одной особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Пройдя такую цепочку, ребенок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться. Наиболее благоприятные условия для формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста в процессе обучения их родному языку создается в том случае, если в качестве содержания такого обучения выделена система понятий, раскраивающая сущность фонематического принципа письма и опирающихся на него способов осуществления орфографического действия. Процесс формирования орфографического действия, ориентированного на фонематический принцип письма, включает в себя анализ и содержательное обобщение лексических, грамматических, словообразовательных, фонематических свойств слова и эффективнее в том случае, если применяются продуктивные методы обучения (проблемный и исследовательский).
Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения. Немалая роль в этом отводится технологии продуктивных методов обучения.
Рассматривая продуктивные