Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:59, дипломная работа
Целью дипломной работы стоит изучение использования продуктивных ме-тодов обучения на уроках русского языка, как средство интеллектуального развития младшего школьника.
Объектом нашей работы является процесс интеллектуального развития младших школьников.
Введение ................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретическое обоснование интеллектуального развития младшего школьника ................................................................................................................ 6
1.1. Понятие «интеллект» и «интеллектуальное развитие»…………………… 6
1.2. Психолого-педагогические основы интеллектуального развития младшего школьника………………………………………………………………………... 17
Выводы по первой главе ....................................................................................... 24
Глава II. Продуктивные методы обучения на уроках русского языка как средство интеллектуального развития младшего школьника ........... ……………. 26
2.1. Различные подходы к классификации методов обучения ......................... 26
2.2. Использование проблемного и исследовательского методов в обучении русскому языку младших школьников………………........................................ 34
2.3. Изучение опыта использования продуктивных методов в обучении русскому языку ........................................................................................................... 50
Выводы по второй главе ....................................................................................... 55 Заключение ............................................................................................................ 57
Список литературы ……….…………………………………………………….. 59
Приложение…………………………………………………………………….... 62
Младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. Оно происходит на ранних этапах становления личности. Каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Основа интеллектуального развития задается наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. К концу младшего школьного возраста школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
На уровень интеллекта влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими воздействиями. Один из таких факторов – обучение.
Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога - развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность. Это достигается путем внесения определенных изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой.
Глава2. Продуктивные методы обучения на уроках русского языка как средство интеллектуального развития младшего школьника.
2.1. Различные подходы к классификации методов обучения.
Метод обучения – это
способ взаимосвязанной и
В мировой и отечественной
практике предпринято много
Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели. Рассмотрим некоторые из них:
1. Классификация методов по источнику
передачи и характеру восприятия информации
(Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Выделяются
следующие методы:
а) пассивное восприятие - слушают и смотрят
(рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);
б) активное восприятие - работа с книгой,
наглядными источниками; лабораторный
метод.
2. Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):
а) приобретение знаний;
б) формирование умений и навыков;
в) применение приобретенных знаний;
г) творческая деятельность;
д) закрепления;
е) проверки знаний, умений и навыков.
3. Классификация методов по источникам
передачи информации и приобретения знаний
(Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т.
Огородников и др.). Методами этой классификации
являются:
а) словесные — живое слово учителя, работа
с книгой;
б) практические — изучение окружающей
действительности (наблюдение, эксперимент,
упражнения).
4. Классификация методов, сочетающая методы
преподавания и соответствующие им методы
учения или бинарные (М.И. Махмутов). Данная
классификация представлена следующими
методами:
а) методы преподавания: информационно
- сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический,
объяснительно-побуждающий, побуждающий;
б) методы учения: исполнительный, репродуктивный,
продуктивно-практический, частично-поисковый,
поисковый.
5. Классификация методов по организации
и осуществлению учебно-познавательной
деятельности; методам ее стимулирования
и мотивации; методам контроля и самоконтроля
(Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена
тремя группами методов:
а) методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности:
- словесные (рассказ, лекция, семинар,
беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация
и др.), практические (упражнения, лабораторные
опыты, трудовые действия и д.р.),
- репродуктивные и проблемно-поисковые
(от частного к общему, от общего к частному),
- методы самостоятельной работы и работы
под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности:
методы стимулирования и мотивации интереса
к учению (используется весь арсенал методов
организации и осуществления учебной
деятельности с целью психологической
настройки, побуждения к учению), методы
стимулирования и мотивации долга и ответственности
в учении;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью
учебно-познавательной деятельности:
методы устного контроля и самоконтроля,
методы письменного контроля и самоконтроля,
методы лабораторно-практического контроля
и самоконтроля.
6. Классификация методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).
7. Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении предложена немецким дидактом Л. Клинбергом.
а) Монологические методы:
- лекция;
- рассказ;
- демонстрация.
б) Формы сотрудничества:
- индивидуальные;
- групповые;
- фронтальные;
- коллективные.
в) Диалогические методы: - беседы.
8. Классификация методов К. Сосницкого
(Польша) предполагает существование двух
методов учения:
а) искусственное (школьное);
б) естественное (окказиальное).
Этим методам соответствуют два метода
обучения:
а) преподносящее;
б) поисковое.
9. Исходя из того, что целостный педагогический
процесс обеспечивается единой классификацией
методов, которая в обобщенном виде включает
в себя все остальные классификационные
характеристики методов Б.Т. Лихачев, называет
ряд классификаций как бы составляющих
классификацию классификацией. За ее основу
он берет следующие:
- Классификация по соответствию методов
обучения логике общественно-исторического
развития.
- Классификация по соответствию методов
обучения специфике изучаемого материала
и форм мышления.
- Классификация методов обучения по их
роли и значению в развитии сущностных
сил, психических процессов, духовно-творческой
активности.
- Классификация методов обучения по их
соответствию возрастным особенностям
детей.
- Классификация методов обучения по способам
передачи и получения информации.
- Классификация методов обучения по степени
эффективности их идейно-воспитательного
воздействия, “влияния на формирование
сознания детей, внутренних мотивов”
и стимулов поведения.
- Классификация методов обучения по основным
этапам обучающе-познавательного процесса
(методы этапа восприятия — первичного
усвоения; методы-этапа усвоения-воспроизведения;
методы этапа учебно-творческого выражения).
В выделенных Б.Т.Лихачевым классификациях
отдается предпочтение последней как
научно-практической, синтезирующей в
обобщенном виде характеристики методов
обучения всех других классификаций.
10. Классификация (типология) методов преподавания,
изложенная в “Введении в общую дидактику”
В. Оконя (Польша), представлена четырьмя
группами:
а) методы усвоения знаний, основанные
главным образом на познавательной активности
репродуктивного характера (беседа, дискуссия,
лекция, работа с книгой);
б) методы самостоятельного овладения
знаниями, называемые проблемными, основанные
на творческой познавательной активности
в ходе решения проблем:
- классический проблемный метод (по Дьюи),
модифицированный под польскую систему
образования, в нем присутствуют четыре
важных момента: создание проблемной ситуации;
формирование проблем и гипотез их решения;
упорядочение и применение полученных
результатов в новых задачах теоретического
и практического характера;
- метод случайностей
(Англия и США) относительно
прост и основан на рассмотрени
- ситуативный метод основан на введении
учащихся в сложную ситуацию, задача понять
и принять нужное решение, предвидеть
последствия этого решения, найти другие
возможные решения;
- банк идей — это метод мозгового штурма;
основан на групповом формировании идей
решения какой-либо задачи, проверке, оценке
и выборе нужных идей;
- микро-преподавание — метод творческого
обучения сложной практической деятельности,
используется в основном в педагогических
вузах; на видеомагнитофон записывается,
например, фрагмент школьного урока, а
затем проводится групповой анализ и оценка
этого фрагмента;
- дидактические игры — использование
игровых моментов в учебном процессе служит
процессу познания, учит уважать принятые
нормы, способствует сотрудничеству, приучает
как к выигрышу, так и к проигрышу. К их
числу относятся: инсценированные забавы,
т.е. игры, симулятивные игры, деловые игры
(они не получили большого распространения
в польской школе);
в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с номинацией эмоционально-художественной активности:
- импрессивные методы;
- экспрессивные методы;
- практические методы;
- учебные методы;
г) практические методы (методы реализации
творческих задач), характеризующиеся
преобладанием практическо-технической
деятельности, изменяющей окружающий
мир и создающей его новые формы: они связаны
с выполнением различных видов работ (например,
по дереву, стеклу, выращиванию растений
и животных, изготовлению тканей и т.д.),
разработкой моделей работ (рисунка), формированием
подходов к решению и выбор лучших вариантов,
построение модели и проверка ее функционирования,
конструирования заданных параметров,
индивидуальная и групповая оценка выполнения
задания.
Основанием такой типологии методов является
у В. Оконя идея постоянного развития творческих
основ личности через структурирование
преподаваемых знаний и методов преподавания.
“Информация, которая необходима человеку,
всегда предназначена для какой-то цели,
а именно для познания структуры действительности,
уклада окружающего нас мира природы,
общества, культуры. Структурное мышление
- это такое мышление, которое объединяет
известные нам элементы этого мира. Если,
благодаря удачному методу обучения, эти
структуры укладываются в сознание молодого
человека, то каждый из элементов в этих
структурах имеет собственное место и
связан с другими структурами. Таким образом,
в представлении учащегося образуется
своеобразная иерархия - от самых простых
структур наиболее общего характера до
сложных.
Понимание основных структур, имеющих
место в живой и неживой природе, в обществе,
в технике и искусстве, - может способствовать
творческой деятельности, основанной
на познании новых структур, подборе элементов
и установлению связей между ними”.
11.Классификация методов по типу (характеру)
познавательной деятельности (М.Н. Скаткин,
И.Я. Лернер). Характер познавательной
деятельности отражает уровень самостоятельной
деятельности учащихся. Этой классификации
присущи следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный)
б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);
в) проблемное изложение знаний;
г) частично-поисковый (эвристический);
д) исследовательский.
Эта классификация способствует продуктивному обучению, характеризуется тем, что посредством выше указанным методам ученик самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственной исследовательской, творческой деятельности. Проблемное изложение - промежуточная группа. Оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска. [27, 6]
В ряд названных классификаций методов
обучения можно было бы еще добавить десятка
два-три. Все они не лишены недостатков,
и в то же время имеют много положительных
сторон. Универсальных классификаций
нет, и не может быть. Учебный процесс -
это динамичная конструкция, это следует
понимать. В живом педагогическом процессе
и методы получают свое развитие, принимают
новые свойства. Объединение их в группы
по жесткой схеме не оправдано, так как
это сдерживает совершенствование учебного
процесса.
По-видимому, следует идти по пути их универсального
сочетания и применения с целью достижения
высокой степени адекватности решаемым
учебным задачам. На каждом этапе учебного
процесса одни методы занимают доминирующее,
другие - подчиненное положение. Одни методы
в большей степени, другие в меньшей обеспечивают
решение учебных задач. Отметим и то, что
невключение хотя бы одного из методов
даже в его подчиненном положении в решение
задач урока существенно снижает его эффективность.
Пожалуй, это сравнимо с отсутствием хотя
бы одного из компонентов, даже в очень
малой дозе, в составе лекарственного
препарата (это снижает или вовсе изменяет
его лечебные свойства).
Свои функции выполняют
и методы, применяемые в учебно-воспитательном
процессе. К ним относятся: обучающая,
развивающая, воспитывающая, побуждающая
(мотивационная), контрольно-коррекционная
функции. Знание функциональных возможностей
тех или иных методов позволяет осознанно
применять их.[4, 10-14]
В процессе обучения, как правило, используют разнообразные методы обучения, но на эффективное развитие интеллектуальных способностей влияет применение продуктивных методов обучения.
2.2. Использование проблемного и исследовательского методов в обучении русскому языку младших школьников.