Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 15:59, дипломная работа
Целью дипломной работы стоит изучение использования продуктивных ме-тодов обучения на уроках русского языка, как средство интеллектуального развития младшего школьника.
Объектом нашей работы является процесс интеллектуального развития младших школьников.
Введение ................................................................................................................... 3
Глава I. Теоретическое обоснование интеллектуального развития младшего школьника ................................................................................................................ 6
1.1. Понятие «интеллект» и «интеллектуальное развитие»…………………… 6
1.2. Психолого-педагогические основы интеллектуального развития младшего школьника………………………………………………………………………... 17
Выводы по первой главе ....................................................................................... 24
Глава II. Продуктивные методы обучения на уроках русского языка как средство интеллектуального развития младшего школьника ........... ……………. 26
2.1. Различные подходы к классификации методов обучения ......................... 26
2.2. Использование проблемного и исследовательского методов в обучении русскому языку младших школьников………………........................................ 34
2.3. Изучение опыта использования продуктивных методов в обучении русскому языку ........................................................................................................... 50
Выводы по второй главе ....................................................................................... 55 Заключение ............................................................................................................ 57
Список литературы ……….…………………………………………………….. 59
Приложение…………………………………………………………………….... 62
- Расскажите все что вы узнали об имени прилагательном, опираясь на данную таблицу:
предметы признаки предметов
что? Мед какой? сладкий.
что? Трава какая? зеленая.
что? Поле какое? большое.
что? Дни какие? жаркие.
(Имена прилагательные обозначают признаки предметов. Они отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Подчеркиваются волнистой чертой).
Физкультминутка
-На физкультминутке будут звучать имена существительные и имена прилагательные. Если услышите слово, отвечающее на вопрос кто? или что? — подпрыгиваете и хлопаете ладонями над головой. Если назову слово, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие?, -приседаете, руки на пояс.
Сады, ребенок, холодная, лето, кудрявый, страна, тополь, молодые, ручей, звонкое, капля.
IV.Закрепление
Упражнение 1
Внимательно посмотрите на предмет, изображенный на картинке. Назовите его признаки в следующем порядке. Первый ученик называет предмет и один из его признаков с вопросом. Например, яблоко (какое?) красное. Второй ученик называет предмет, вопрос, признак и новый признак данного предмета. Например, яблоко (какое?) красное, большое. И т. д. Полную цепочку слов запишите по памяти. Изображенные на картинках предметы: дом, береза, озеро, листья.
Упражнение 2
Прочитайте загадки. О каких животных идет речь? Какие слова вам помогли узнать каждого животного? Сгруппируйте прилагательные по их признакам. К именам прилагательным задайте вопросы. Запишите.
Загадка 1
Летом у него шерсть серая, зимой белая. Уши длинные, а хвост короткий. Он пугливый.
Загадка 2
У этого зверя шерсть рыжая, мордочка узкая. Он хитрый и ловкий.
Варианты ответов:
Серая (какая?), белая (какая?), рыжая (какая?) - цвет.
Длинные (какие?), короткий (какой?), узкая (какая?) - размер.
Пугливый (какой?), хитрый (какой?), ловкий (какой?)- характер.
Упражнение3
Внимательно прочитайте написанные слова. Постарайтесь их запомнить (через 1—2 минуты вторые слова каждого словосочетания стираются). Ориентируясь на первое слово, запишите сочетания полностью. Задайте вопросы к именам прилагательным.
вода мутная котенок ласковый
медведь косолапый мед липовый
облако белое работа интересная
цветы луговые тетрадь школьная
Первые слова сочетаний сгруппируйте по орфограммам.
Упражнение 4
Прочитайте. Найдите в предложениях ошибки. Замените повторяющиеся слова подходящими по смыслу именами прилагательными.
1. Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны.
2. Большие корабли
бороздят большие моря и
3. На красивой клумбе растут красивые незабудки и красивые анютины глазки.
Справка:
1. Трусливый, боязливый, робкий.
2. Бескрайний, огромный, мощный.
3. Живописный, милый, миловидный, красивый.
Объясните, почему не использовали в первом предложении слово робкий, в третьем - миловидные.
Варианты ответов:
1. Самыми пугливыми животными считаются трусливые зайцы и боязливые серны.
Слово робкий обозначает качество человека.
2. Мощные корабли бороздят огромные моря и бескрайние океаны.
3. На красивой клумбе расту т милые незабудки и живописные анютины глазки.
Слово миловидный обозначает качество человека.
V.Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- На какой
вопрос отвечают имена
- Что они обозначают?
- Как подчеркиваются?
Исследовательский метод на уроках русского языка
Урок русского языка в 4-м классе по теме:
«Повествование и описание - два типа текстов. Роль имен прилагательных в речи».
Цели: 1.Ознакомиться с видами текстов
- описанием и повествованием,
закрепить знание о роли имен прилагательных в речи.
2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
3. Формировать умение работать в парах.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент.
II.Повторение ранее изученного материала.
1.На доске страничка из
31 января - Афанасий Ломонос.
•Афанасий Береги нос.
• Афанасий Ломонос пробирает до слез.
• Береги нос в Афанасьевский мороз.
• Если на Афанасия вьюга да метель, весна затянется.
Чтение народных названий данного дня (в честь архиепископов Александрийских святителей Афанасия и Кирилла, преподобного Афанасия Сяндемского).
- Зачитайте
поговорку. О чем она? Какую
примету открывает народный кал
- Запишем дату в тетрадь и оформим работу.
2. Орфографический анализ слов.
- Наблюдения за природой и ее изменениями всегда важны для человека. Природа радует глаз и душу человека, помогает ему или, наоборот, мешает его деятельности. Поэтому очень нужно уметь замечать интересное, видеть необычное в обыденном. И мы с вами сейчас попробуем рассказать о сегодняшнем дне, 31 января 2006 года. О каких предметах и явлениях нам предстоит рассказать?
Дети называют, а учитель вывешивает на доске слова:
Снег Тени
Иней Свет
Мороз Птицы
Январь Деревья
Вьюга Солнце
В тетрадях по середине страницы запись слое в столбик с выделением изученных орфограмм.
3. Упражнение в сочетаемости слов (подбор глаголов и имен прилагательных)
- Какие действия совершают данные предметы и явления. Предлагаю в помощь слова из словаря: СВЕРКАТЬ, и СЕРЕБРИТСЯ, (РЕБРО), запомните их правописание и используйте в рассказе.
В тетрадях в 3-й
столбик вписываются слова
Снег - сверкает;
Иней — серебрится и т.д. т. е. появляется столбик глаголов.
III.Изучение нового материала.
Чтобы сложилось более точное и яркое представление о природе сегодня нам еще нужны слова. Какие? (Имена прилагательные)
Запись слов в первый столбик по смысловой связи:
Пушистый снег сверкает.
Узорный иней серебрится и т.д.
1. Исследовательская работа
- Можно составить
рассказ по-разному, это
Работа по плану:
- что вы себе представили;
- одну или
несколько картин можно
- ключевые слова (выписать);
- какой частью речи являются слова;
- каким членом
предложения являются ключевые
слова (главные или второстепе
- сделайте вывод: какой это текст, описание или повествование.
Ребята работают по вариантам в группах (каждый вариант делится на 2 группы).
1-й вариант получает текст-повествование
2- ой получает текст - описание и работают самостоятельно по плану.
Рабочие варианты текста:
1-й вариант
В природе жизни почти незаметно. Деревья, за исключением хвойных, стоят голые. Видны только некоторые млекопитающие и оставшиеся на зиму птицы: синицы, дятлы, пищухи, овсянки и другие.
Клесты начинают строить деревья на хвойных деревьях. Под кустом, на мягкой постельке из листьев спит еж.
Спит в берлоге медведица. В своей глубокой норе спит барсук. Волк, лисица, хорек и куница бродят в поисках пищи. Заяц - беляк обгладывает молодые осинки. Лоси начинают терять рога; сбрасывает рога и благородный олень.
"Календарь российского земледельца"
2-й вариант:
ЗИМА
Кто в пуховой шубке белой
Легкой поступью и смелой
Вышел в час утра?
На кудрях ее пушистых
Много блесток золотистых,
Много серебра.
Эти локоны седые,
Крупно в кольца завитые,
Бьются о плечо.
Рукавичкою взмахнула –
Раз! Куда бы не взглянула,
Застлан бел ковер...
Кверху руку поднимает –
Вмиг деревья накрывает
Чистым серебром.
По вершинам бродят взоры –
И роскошные узоры
Вытканы кругом!
Эта белая шубейка
Всем знакома, чародейка, -
Матушка-зима.
Благо солнечный и ясный,
Чуть морозный, но прекрасный
Выдался денек!
Л. Чарская (Л.А. Чурикова)
2. Выступление с сообщениями по плану от каждой группы
Вопросы можно задавать учащимися другого варианта.
Учитель: С какой целью написаны эти тексты? (Повествование - чтобы рассказать о событиях и животных, описание - с целью передачи чувств, отношения к описанному, яркий образ создать.)
КАКОЙ? ( КАКАЯ?) ОПИСАНИЕ
КАК? ПОВЕСТВОВАНИЕ
IV. Закрепление
Работа по учебнику. С. 117 упр. 202.
Работа в парах. Даны два текста. Работать можно по ранее данному плану.
Задание:
- определить тип текста;
- выписать ключевые слова (1 вар. - описание, 2 вар. - повествование)
Проверка фронтально.
- А.Куприн - текст-описание,
т.к. много прилагательных, ярко
описан парк, особое настроение.
Нет последовательности
- К. Паустовский
- текст-повествование, т.к.
Задание:
На доске стихотворение "Иней "
ИНЕЙ
По деревьям серебристая
Перекинулась фата –
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама –
Так украсила искусная
Ветки дерева зима...
Г. Галина (Г.А.Эйнерлинг)
Выразительное чтение детьми.
- Определите тип текста. С помощью каких слов автору удалось передать настроение? (Метафора, эпитет и др. имена прилагательные)
- Подумайте
и скажите, какова РОЛЬ имен
прилагательных в тексте-
Запись стихотворения в тетради (можно по памяти).
V. Домашнее задание: составить текст о сегодняшнем дне, выберите близкий вам тип текста.
- Что может вам помочь? (Слова из тетради, собственные наблюдения, творчество).
VI. Итог урока
- Вернемся к рассказу о сегодняшнем дне. Какой тип текста вы стали бы использовать и почему?
- В чем особенности одного и другого текстов? (По замыслу звучит вопрос КАК? или КАКОЙ? Будет ли последовательность событий или одна картина в подробном изложении.)
Сравнительная степень обученности с 2-4 классы (всего 15 учащихся).
№ п/п |
Уровень |
Его характеристика |
Количество учащихся | |||
1кл |
2кл |
3кл |
4кл | |||
1. |
Различения, узнавания |
Характеризует низшую степень обучение. Школьник может лишь констатировать, что материал учитель объяснил, но воспроизвести его устно или письменно не может. Ответы учащихся односложны, наблюдаются попытки угадать правильный ответ. |
2 |
2 |
1 | |
2. |
Запоминания |
Может пересказать содержание определенного текста, правила, однако до конца не понимает его сути, то есть характеризует количество информации, а не смысловую ее сторону. Усвоение материала на основе заучивания. |
4 |
2 |
2 | |
3. |
Понимания |
Нахождение признаков, связей, анализ, синтез. Применение правил логического умозаключения. Умеет воспроизвести учебный материал, объяснить, привести примеры, сделать вывод. Имеет собственные суждения об объекте, может воспроизвести знания на практике. |
3 |
4 |
5 | |
4. |
Элементарные умения и навыки |
Отработаны элементарные умения использовать теоретические знания на практике. Учащийся умеет реализовывать свой «багаж» знаний, решает задачи, применяя усвоенные законы, правила. |
4 |
4 |
4 | |
5. |
Перенос знаний, умений, навыков в новую ситуацию |
Умеет творчески применять полученные знания в новой нестандартной ситуации. Дает ответ на любой вопрос. Констатирует новые способы деятельности, находит оригинальные подходы. |
2 |
3 |
3 |
Приложение 6.
Качественная успеваемость по русскому языку (конец года).
2 класс |
3 класс |
4 класс |
59% |
66% |
70% |