Проверка методики обучения говорению на раннем этапе обучения ИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 13:20, дипломная работа

Описание работы

Цель заключается в разработке и экспериментальной проверке методики обучения говорению на раннем этапе обучения ИЯ.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены основные задачи:
Определить зависимость использования игровых методик от научно-практических исследований в области дошкольной педагогики, детской психологии, «детского лингвострановедения», методики обучения ИЯ и т. д.
Классифицировать игровые приемы обучения ИЯ согласно принципам их организации.
Изучить популярные современные методические пособия для детей дошкольного возраста и проанализировать игровые приемы, предложенные данными пособиями.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы использования игровых приемов на ранней ступени обучения иностранному языку
Особенности развития детей дошкольного возраста 6
Роль игры в психологическом развитии ребенка 17
Методология использования игровых приемов в овладении иностранным языком 27
Выводы по главе 1 39

Организация обучения ИЯ с использованием игровых приемов
Особенности организации учебного процесса с использованием игровых приемов 41
Экспериментальная проверка предложенной методики работы по овладению ИЯ с использованием игровых приемов 46
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список литературы 60

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 791.40 Кб (Скачать файл)

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ  ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

 

 

Содержание

Введение 3

  1. Теоретические основы использования игровых приемов на ранней ступени обучения иностранному языку
    1. Особенности развития детей дошкольного возраста 6
    2. Роль игры в психологическом развитии ребенка 17
    3. Методология использования игровых приемов в овладении иностранным языком 27

Выводы по главе 1 39

 

  1. Организация обучения ИЯ с использованием игровых приемов
    1. Особенности организации учебного процесса с использованием игровых приемов  41
    2. Экспериментальная проверка предложенной методики работы по овладению ИЯ с использованием игровых приемов 46

Выводы по главе 2 56

Заключение 58

Список литературы 60

Приложение 1 62

Приложение 2 63

 

 

 

 

 

Введение

Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос о формировании творческой личности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих и языковых способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте, когда изменятся характер деятельности ребенка. Этот вид деятельности Л. С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности и формирование творческой личности посредством игровых приемов [2]. Организация обучения детей дошкольного возраста является одной из проблем современной методики преподавания. Особенно это касается обучения иностранному языку, которому уделяется большое внимание в современном мире.

 Данная проблема является очень актуальной и объясняется целым рядом факторов. Во-первых, учебный процесс ставит своей задачей поддерживание интереса у учащихся, самым эффективным решением для этого являются игровые приемы. Во-вторых, развитие устной речи является очень важным фактором в обучении иностранным языкам. Игровая ситуация позволяет создать условия для раскрытия коммуникативной функции языка, а также обеспечить формирование естественной языковой среды. Все это может быть успешно осуществлено в процессе учебной игры.

О важности игровых приемов говорят многие теоретики и практики. Л.С. Выготский пишет: «отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию. За игрой  стоят  изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра – источник развития и создает зону ближайшего развития.… По существу, через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка» [2, стр. 219].

Крупнейший теоретик игровой деятельности Д. Б. Эльконин выделяет в игре важнейшие для ребенка функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы; средство познания; средство развития умственных действий; средство развития произвольного поведения.

В данной работе мы осветим лингводидактические, методологические и психологические аспекты использования игровых приемов, проанализируем литературу, посвященную изучению игровых приемов, и выявим влияние игры на эффективность учебного процесса.

Гипотеза данного исследования состоит в том, что использование игровых приемов в обучении ИЯ способствует росту эффективности формирования коммуникативной компетенции.

Объектом исследования выступает процесс обучения устной речи (говорению) на ИЯ с использованием игровых приемов. Предметом исследования является методика обучения говорению дошкольников с помощью игровых приемов.

Цель заключается в разработке и экспериментальной проверке методики обучения говорению на раннем этапе обучения ИЯ.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены основные задачи:

    1. Определить зависимость использования игровых методик от научно-практических исследований в области дошкольной педагогики, детской психологии, «детского  лингвострановедения», методики обучения ИЯ и т. д.
    2. Классифицировать игровые приемы обучения ИЯ согласно принципам их организации.
    3. Изучить популярные современные методические пособия для детей дошкольного возраста и проанализировать игровые приемы, предложенные данными пособиями.
    4. Предложить игровую методику обучения иностранному языку на раннем этапе, способствующую лучшему усвоению языкового материала.
    5. Экспериментально проверить эффективность предложенной игровой методики.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

    • метод сбора информации;
    • наблюдение за процессом преподавания;
    • анализ литературы по избранной проблеме;
    • беседы с опытными преподавателями;
    • изучение педагогического опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы использования игровых приемов на ранней ступени обучения иностранному языку

 

    1. Особенности развития детей дошкольного возраста

Игровая деятельность в дошкольном возрасте является проявлением протекающих на данном этапе психологических процессов. Ниже мы подробно изучим материал, освещающий переход детей от раннего детства к дошкольному возрасту и выявим общие условия развития ребенка-дошкольника. Выготский утверждает, что, подходя к изучению каждого возраста, раньше всего надо спросить, какие новообразования возникают в данном возрасте, т.е. что в процессе развития на данной ступени созидается нового, не бывшего на предыдущих ступенях, ибо сам процесс развития заключается в первую очередь в этом возникновении новых образований на каждой ступени процесса. Новообразования возникают к концу каждого возраста, представляя собой результат происшедшего в этот период развития.

В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки. Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами: он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал, и сегодня он заслужил право отдохнуть. Ребенку предстоит овладеть способностью рефлексировать на все привходящие обстоятельства и свои цели. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения [2].

Малыш не только учится жить. Он уже живет, и любые внешние влияния, в том числе и воспитательные воздействия взрослых, приобретают разное значение в зависимости от того, как принимает их ребенок, в какой мере они соответствуют сложившимся у него ранее потребностям и интересам. При этом во многих случаях воспитательные влияния, требования, которые взрослые предъявляют к ребенку, неизбежно оказываются для него противоречивыми. Так, например, малышу всячески прививают интерес к предметам, игрушкам, действиям с ними. Это приводит к тому, что игрушки приобретают для ребенка большую притягательную силу. И в то же время от него требуют, чтобы он, считаясь с другими детьми, уступал игрушку, признавал права сверстника. Должно пройти немало времени, прежде чем у ребенка сложатся психологические черты, позволяющие увязывать между собой разнородные побуждения, подчинять одни из них другим, более значимым [15].

Отличительной  особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются, прежде всего, тем, что непосредственно окружает ребенка, попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Если, например, рeбенок заплакал от огорчения, то его нетрудно утешить — дать взамен игрушку, которой он лишился или другую. Но уже в начале раннего детства в связи с формированием устойчивых представлений о предметах начинают возникать чувства и желания, связанные с предметами, о которых ребенок помнит, хотя и не видит их перед собой в данный момент. Установление связи чувств и желаний с представлениями делает поведение ребенка более целенаправленным, менее зависимым от конкретной ситуации, создает основу для развития речевой регуляции поведения, т. е. выполнения действий, направленных на словесно обозначенные цели. Поскольку поведение детей определяется характером их чувств и желаний, большое значение имеет развитие у них таких чувств, которые побуждают учитывать интересы других людей, поступать в соответствии с требованиями взрослых [2].

Уже в младенчестве у детей начинает формироваться любовь, симпатия к близким людям — матери, отцу, воспитательнице в яслях. В раннем детстве эта симпатия приобретает новые формы. Ребенок стремится получить от взрослого похвалу, ласку, огорчается, если взрослый им недоволен. Примерно к середине второго года, если ребенок общается с другими детьми, чувство симпатии переносится и на них. Оно выражается в сочувствии, помощи пострадавшему ребенку, иногда в желании поделиться сладостями, игрушками. Ребенок легко заражается чувствами других людей. Так, в группе, когда один-два ребенка начинают плакать, этот плач подхватывают и другие, и он нередко распространяется на всех малышей.

В раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную от всех других персону. Он начинает произвольно овладевать своим телом, совершая целенаправленные движения и действия: он ползет, идет, бежит, принимает разнообразные позы, свойственные взрослым, и совершает преобразования со своим телом, свойственные исключительно пластике малолетнего ребенка. Он повисает на стуле вниз головой, смотрит на мир сквозь свои ноги, согнувшись пополам, радостно ощущая гибкость своего тела и произведенную им перевернутость мира. Ребенок пристально наблюдает все статические изменения своего тела и чувственно переживает мышечные чувства, которые возникают при всяком новом движении или замирании. Прислушиваясь к себе внутреннему, ребенок изучает и себя внешнего. Он играет со своей тенью; наблюдает за тем, “как шалят” и как действуют его ручки и ножки; он рассматривает себя в зеркале, пристально глядя себе в глаза и весело наблюдая свои гримасы и движения.

В раннем возрасте лицо ребенка интенсивно развивается конституционно и мимически. Лицо заметно меняет свои пропорции — круглая форма лица начинает постепенно переходить в овальную, что связано с изменениями лицевого черепа. По мере развития ребенка выразительность его мимики становится все более разнообразной и более определенной. В раннем возрасте намечаются новые тенденции в развитии мимики. Появляется большое разнообразие выразительных мин, которыми ребенок может уже достаточно успешно управлять, рефлексируя при этом на реакции близких взрослых. Умилительными физиономиями и сопряженными с ними позами ребенок достаточно успешно пользуется при взаимодействии со взрослыми. Просящие взгляды и лукавые полуулыбки, заглядывание снизу-вверх в глаза из-под склоненной головки и другие действующие на взрослых гримасы говорят о том, что ребенок раннего возраста начинает рефлексировать на свои мимические и пантомимические возможности и достаточно успешно пользоваться этим в лучшие моменты общения. В то же время подавляющее число мимических выражений ускользает от внимания, не контролируется ребенком и поэтому его чувства хорошо читаются взрослыми [1].

Тело — прежде всего организм человека в его внешних физических формах и проявлениях. Телесное развитие ребенка сопряжено с его психическим развитием. “Я” человека не только духовно, но и телесно, в частности оно является проекцией некоторой поверхности: образ “Я” включает особенности всего внешнего облика. Телесные переживания ребенка занимают одно из главных мест в процессе развития. Несмотря на наличие дифференцированной кинестезии уже в младенческом возрасте, ребенок именно в раннем возрасте начинает осваивать свое телесное, физическое “Я”. В это время ребенок глубоко прочувствует наличие у себя частей тела, участвующих в его действиях и деятельности. Самоощущение ребенка (его “образ самого себя”, М. И. Лисина) возникает еще в младенчестве [12]. Но этот первичный образ еще синкретичен и неустойчив. Лишь в раннем возрасте опыт движений и действий, опыт телесного и практического общения с другими людьми продвигает ребенка в самопознании и в формировании отношения к своему телу.

Особое место в телесном развитии занимает телесная дифференциация. В процессе двигательного развития у ребенка происходит значимая для телесного и психического развития дифференциация функций левой и правой руки. Одна из рук начинает преимущественно выполнять главные действия в разных видах деятельности. В раннем возрасте дифференциация правой и левой руки только начинает себя обнаруживать. Однако важно продвигать ребенка в этом отношении, так как есть указания на то, что у детей, продвинутых в телесном развитии, быстрее определяется право - или леворукость и они обретают общую гармоничность в движениях и действиях.

Информация о работе Проверка методики обучения говорению на раннем этапе обучения ИЯ