Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 13:20, дипломная работа
Цель заключается в разработке и экспериментальной проверке методики обучения говорению на раннем этапе обучения ИЯ.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены основные задачи:
Определить зависимость использования игровых методик от научно-практических исследований в области дошкольной педагогики, детской психологии, «детского лингвострановедения», методики обучения ИЯ и т. д.
Классифицировать игровые приемы обучения ИЯ согласно принципам их организации.
Изучить популярные современные методические пособия для детей дошкольного возраста и проанализировать игровые приемы, предложенные данными пособиями.
Введение 3
Теоретические основы использования игровых приемов на ранней ступени обучения иностранному языку
Особенности развития детей дошкольного возраста 6
Роль игры в психологическом развитии ребенка 17
Методология использования игровых приемов в овладении иностранным языком 27
Выводы по главе 1 39
Организация обучения ИЯ с использованием игровых приемов
Особенности организации учебного процесса с использованием игровых приемов 41
Экспериментальная проверка предложенной методики работы по овладению ИЯ с использованием игровых приемов 46
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список литературы 60
Общение взрослого с ребенком
нацелено на формирование характерных
для каждого
возрастного периода способов решения
игровых задач.
Отличительной
чертой сюжетно-ролевой игры является
наличие
взаимодействия
детей со взрослыми и сверстниками. Совместные
игры
требуют
умения ставить и принимать игровые задачи,
поставленные
сверстниками,
договариваться друг с другом о способах
и средствах
решения
игровых задач, понятно излагать свои
мысли, тактично
отказываться,
если игровая задача не интересна ребенку.
Игровое общение
становится
содержательным, если ребята хорошо владеют
ролевым поведением (наделяют персонажей характерными
действиями, интонацией, речью) и способны
свободно применять все средства игрового
замещения: действия с игрушками, с разнообразными
предметами-заместителями, с воображаемыми предметами;
пользоваться выразительным жестом и
словом.
Особое значение в старшем дошкольном возрасте
приобретает согласование замыслов, помогающее
выстраивать общую сюжетную линию в коллективных
играх. Это, в свою очередь, связано с умением
образно мыслить, комбинировать впечатления,
полученные из разных источников, фантазировать. В процессе
развертывания сюжета дошкольники могут
усваивать различные типы взаимоотношений и некоторые
формы поведения. Усвоение норм и правил поведения
с помощью игровых ролей не происходит
стихийно, так как ребенку трудно самостоятельно
выделить нравственную сущность человеческой
деятельности. В этом случае требуется
помощь взрослого. Разный уровень воспитанности,
жизненного и игрового опыта делает иногда трудным
выбор темы игры, согласование ролей и
т.п. На этом фоне могут возникнуть конфликты при сговоре
о совместной игре или в процессе реализации
ее сюжета. В этом случае воспитатель сталкивается
с
реальными
взаимоотношениями, негативные проявления
которых он снимает
путем
организации здоровой в нравственном
плане жизни детского
коллектива.
Роль взрослого в самостоятельных играх старших дошкольников специфична. С одной стороны, он внимательно и тактично наблюдает за играющими, бережно относится к замыслам детей. С другой стороны, он аккуратно направляет замысел и действия детей, используя в основном косвенные приемы руководства (совет, подсказка, вопрос и др.) Создавая проблемные ситуации, воспитатель гибко влияет на замысел способов отображения действительности. При этом, выступая как равноправный партнер, он может включаться в игру для связи отдельных игровых моментов, или подавать со стороны реплики-советы по содержанию игры для коррекции ролевых отношений.
Большое влияние на творческое
поведение детей оказывает поведение
взрослых,
которые являются примером во всем для
детей. Педагог должен
быть
уважаем детьми, предохранять их от стрессового
состояния. В силу
этого
необходимо воздержаться от оценок в ходе
творческих начинаний
детей.
Недопустим критический настрой по отношению
к деятельности детей. Важно поощрять детей за высказывание
оригинальных замыслов.
Руководствуясь
тем, что подкрепление увеличивает вероятность
их
появления.
Еще одним важным аспектом стимулирующей
творческой деятельности педагога является то, что она дает толчок
застенчивым детям принять
участие
в той или иной активности. Такие дети
очень часто нуждаются в
примере.
Задав тон какой-нибудь активности, и видя,
что дети, даже самые
робкие,
принимают в ней участие, воспитатель
может незаметно выйти из
игры,
предоставить тем самым детям полную самостоятельность.
Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам создают условия, в которых педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов обучения. В этой ситуации необходимо подходить к решению ряда методических проблем с точки зрения активизации деятельности всех участников педагогического процесса, и, прежде всего, – учителя. Именно учитель должен выбрать из множества современных методов обучения иностранному языку те, которые наилучшим образом соответствуют его темпераменту, внутренним потребностям, интеллекту и желаниям. При этом он должен учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, его интересы, способности, увлечения в каждом конкретном классе.
Использование игрового метода обучения – достаточно интересный и эффективный в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого определенного возраста. Использование этого метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосфере общения и помогать учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения.
Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игровых приемов стали для учащихся приятным занятием. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь.
Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Ученики повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому, игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Ряд ученых, занимающихся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности. Й.Хейзинга отмечал, что «человеческая культура возникла и развертывается как игра» [23]. Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и качественным, так как:
Использование игрового метода обучения способствует выполнение важных методических задач:
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр. Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
Говоря о классификации игр необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Например, Ж.Пиаже выделяет три основных типа игры, которые он соотносит с этапами развития ребенка:
М.Ф.Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида игр:
По характеру игровой методики игры можно разделить на:
Необходимо остановиться на ролевой игре. В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.
Исследователи разработали определенные правила ролевых игр, а именно:
Информация о работе Проверка методики обучения говорению на раннем этапе обучения ИЯ