Проверка методики обучения говорению на раннем этапе обучения ИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 13:20, дипломная работа

Описание работы

Цель заключается в разработке и экспериментальной проверке методики обучения говорению на раннем этапе обучения ИЯ.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены основные задачи:
Определить зависимость использования игровых методик от научно-практических исследований в области дошкольной педагогики, детской психологии, «детского лингвострановедения», методики обучения ИЯ и т. д.
Классифицировать игровые приемы обучения ИЯ согласно принципам их организации.
Изучить популярные современные методические пособия для детей дошкольного возраста и проанализировать игровые приемы, предложенные данными пособиями.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы использования игровых приемов на ранней ступени обучения иностранному языку
Особенности развития детей дошкольного возраста 6
Роль игры в психологическом развитии ребенка 17
Методология использования игровых приемов в овладении иностранным языком 27
Выводы по главе 1 39

Организация обучения ИЯ с использованием игровых приемов
Особенности организации учебного процесса с использованием игровых приемов 41
Экспериментальная проверка предложенной методики работы по овладению ИЯ с использованием игровых приемов 46
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список литературы 60

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 791.40 Кб (Скачать файл)

Общение взрослого с ребенком нацелено на формирование характерных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач. 
Отличительной чертой сюжетно-ролевой игры является наличие 
взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками. Совместные игры 
требуют умения ставить и принимать игровые задачи, поставленные 
сверстниками, договариваться друг с другом о способах и средствах 
решения игровых задач, понятно излагать свои мысли, тактично 
отказываться, если игровая задача не интересна ребенку. Игровое общение 
становится содержательным, если ребята хорошо владеют ролевым поведением (наделяют персонажей характерными действиями, интонацией, речью) и способны свободно применять все средства игрового замещения: действия с игрушками, с разнообразными предметами-заместителями, с воображаемыми предметами; пользоваться выразительным жестом и словом.

 Особое значение в старшем дошкольном возрасте приобретает согласование замыслов, помогающее выстраивать общую сюжетную линию в коллективных играх. Это, в свою очередь, связано с умением образно мыслить, комбинировать впечатления, полученные из разных источников, фантазировать. В процессе развертывания сюжета дошкольники могут усваивать различные типы взаимоотношений и некоторые формы поведения. Усвоение норм и правил поведения с помощью игровых ролей не происходит стихийно, так как ребенку трудно самостоятельно выделить нравственную сущность человеческой деятельности. В этом случае требуется помощь взрослого. Разный уровень воспитанности, жизненного и игрового опыта делает иногда трудным выбор темы игры, согласование ролей и т.п. На этом фоне могут возникнуть конфликты при сговоре о совместной игре или в процессе реализации ее сюжета. В этом случае воспитатель сталкивается с 
реальными взаимоотношениями, негативные проявления которых он снимает 
путем организации здоровой в нравственном плане жизни детского 
коллектива.

Роль взрослого в самостоятельных играх старших дошкольников специфична. С одной стороны, он внимательно и тактично наблюдает за играющими, бережно относится к замыслам детей. С другой стороны, он аккуратно направляет замысел и действия детей, используя в основном косвенные приемы руководства (совет, подсказка, вопрос и др.) Создавая проблемные ситуации, воспитатель гибко влияет на замысел способов отображения действительности. При этом, выступая как равноправный партнер, он может включаться в игру для связи отдельных игровых моментов, или подавать со стороны реплики-советы по содержанию игры для коррекции ролевых отношений. 

Большое влияние на творческое поведение детей оказывает поведение 
взрослых, которые являются примером во всем для детей. Педагог должен 
быть уважаем детьми, предохранять их от стрессового состояния. В силу 
этого необходимо воздержаться от оценок в ходе творческих начинаний 
детей. Недопустим критический настрой по отношению к деятельности детей. Важно поощрять детей за высказывание оригинальных замыслов. 
Руководствуясь тем, что подкрепление увеличивает вероятность их 
появления.

Еще одним важным аспектом стимулирующей творческой деятельности педагога является то, что она дает толчок застенчивым детям принять 
участие в той или иной активности. Такие дети очень часто нуждаются в 
примере. Задав тон какой-нибудь активности, и видя, что дети, даже самые 
робкие, принимают в ней участие, воспитатель может незаметно выйти из 
игры, предоставить тем самым детям полную самостоятельность.

 

    1. Методология использования игровых приемов в овладении иностранным языком

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам создают условия,  в которых педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов обучения.  В этой ситуации необходимо подходить к решению ряда методических проблем с точки зрения активизации деятельности всех участников педагогического процесса, и, прежде всего, – учителя. Именно учитель должен   выбрать из множества современных методов обучения иностранному языку те,  которые наилучшим образом соответствуют его темпераменту, внутренним потребностям,  интеллекту и желаниям.  При этом он должен учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, его интересы, способности, увлечения в каждом конкретном классе.

Использование игрового метода обучения –  достаточно интересный и эффективный в организации учебной деятельности учащихся.  Данный метод может использоваться на любой ступени обучения с определенной адаптацией для каждого определенного возраста.  Использование этого метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосфере общения и помогать учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения.

Поэтому важно,  чтобы уроки с использованием игровых приемов стали для учащихся приятным занятием. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на этом языке,  но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием,  она требует огромной концентрации внимания,  тренирует память,  развивает речь.

Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний:  от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Ученики повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому, игра, по мнению многих ученых,  есть вид развивающей,  социальной деятельности, форма социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Ряд ученых, занимающихся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно, а порой и неожиданно способности любого человека,  а ребенка в особенности.   Й.Хейзинга отмечал, что «человеческая культура возникла и развертывается как игра» [23]. Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс  более содержательным и качественным, так как:

  • игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и,  тем самым,  является эффективным средством управления учебным процессом;
  • обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся,  носящий характер особого вида практики,  в процессе которой усваивается до 90% информации; игра – свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения, саморазвития для её участников;
  • игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения этой цели;
  • в игре команды или отдельные ученики изначально равны; результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности,  способностей,  выдержки, умений, характера;
  • обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
  • состязательность –  неотъемлемая часть игры –  притягательна для учащихся; удовольствие,  полученное от игры,  создает комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;
  • в игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ,  что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;
  • игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения [23]. Все это позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности.

Использование игрового метода обучения способствует выполнение важных методических задач:

    1. Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
    2. Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
    3. Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Место и роль игрового метода в учебном процессе,  сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр. Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

    1. Обучающая функция заключается в развитии памяти,  внимания, восприятия информации,  развития общеучебных умений и навыков,  а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает,  что игра как особо организованное занятие,  требующее напряжения эмоциональных и умственных сил,  а также умения принять решение.  Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся,  т.е.  игра таит в себе богатые обучающие возможности.
    2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке,  что помогает воспитанию такого качества как вежливость.
    3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке,  превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
    4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения,  объединении коллектива учащихся,  установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений,  основанных на иностранном языке.
    5. Релаксационная функция –  снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
    6. Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации.
    7. Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Говоря о классификации игр необходимо заметить,  что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными,  так и отечественными исследователями,  которые занимались проблемой игровой деятельности. Например, Ж.Пиаже выделяет три основных типа игры, которые он соотносит с этапами развития ребенка:

  1. игры-упражнения –  первые игры ребенка,  связанные с захватыванием, действиями с игрушками (первый год жизни);
  2. символические игры,  основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов (ранний дошкольный возраст);
  3. игры с правилами, которые являются ролевыми играми[16].

М.Ф.Стронин, автор ряда книг, посвященных обучающим играм,  которые используются в обучении иностранным языкам, выделяет два вида игр:

  1. подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;
  2. творческие игры,  цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

  1. предметные;
  2. сюжетные;
  3. ролевые;
  4. деловые;
  5. имитационные;
  6. игры-драматизации[19].

Необходимо остановиться на ролевой игре. В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра – это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.

Исследователи разработали определенные правила ролевых игр, а именно:

  • Учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;
  • Учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других - взять на себя воображаемую роль;
  • Участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли;
  • Участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не на их закреплении.

Информация о работе Проверка методики обучения говорению на раннем этапе обучения ИЯ