Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 13:20, дипломная работа
Цель заключается в разработке и экспериментальной проверке методики обучения говорению на раннем этапе обучения ИЯ.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены основные задачи:
Определить зависимость использования игровых методик от научно-практических исследований в области дошкольной педагогики, детской психологии, «детского лингвострановедения», методики обучения ИЯ и т. д.
Классифицировать игровые приемы обучения ИЯ согласно принципам их организации.
Изучить популярные современные методические пособия для детей дошкольного возраста и проанализировать игровые приемы, предложенные данными пособиями.
Введение 3
Теоретические основы использования игровых приемов на ранней ступени обучения иностранному языку
Особенности развития детей дошкольного возраста 6
Роль игры в психологическом развитии ребенка 17
Методология использования игровых приемов в овладении иностранным языком 27
Выводы по главе 1 39
Организация обучения ИЯ с использованием игровых приемов
Особенности организации учебного процесса с использованием игровых приемов 41
Экспериментальная проверка предложенной методики работы по овладению ИЯ с использованием игровых приемов 46
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список литературы 60
В связи с этим важно подчеркнуть, что при обучении общению посредством использования игровых приемов, участниками общения, а соответственно и взаимодействия на уроке, являются не только учащиеся между собой, но и учащиеся и учитель. Так как речевое взаимодействие происходит при равноправных отношениях между участниками, а отношения между учителем и учащимися носят учебный характер, то проблема создания взаимодействия на уроке является сложной, многоаспектной.
Игровые приемы, использованные в эксперименте можно назвать ситуациями, в которых учитель является непосредственным участником взаимодействия, т. е. «ситуацией непосредственного взаимодействия» с учащимися. Учитель выполняет общие и специфичные функции. Среди общих функций выделяются те, которые учитель осуществляет при выборе предмета речевого взаимодействия: функцию «побудителя» и при организации совместных действий с учащимися функцию «организатора». Предмет речевого взаимодействия не только отвечает интересам учащихся, но и вызывает разнообразие мнений. При работе с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка.
При прохождении темы “Animals” детям было предложено сыграть в игру. Сначала дети садятся в круг, и один шепчет соседу слева на ухо название животного. Второй ребенок начинает его показывать, а остальные отгадывать, употребляя вопрос “Is it a …?” . Тот, кто отгадает, продолжает цепочку, придумывает животное и шепчет соседу слева. И так по кругу, пока не пройдут все. Задание оказалось не таким легким, как изначально показалось детям. Как только у них не оказалось зрительной опоры на картинку или написания названия животного, у них тут же возникли трудности. Им приходилось полагаться только на произношение своего соседа, который шептал слово. Зачастую произношение у детей, только начинающих учить язык, не очень хорошее. Трудности тут также добавил шепот. Дети путали животных, показывали других. Все это вызывало смех и веселье. Надо было проявить не только свои знания английского, но и творческие возможности. То, что дети работали не в парах, где они общаются только с тем, кто им более близок, это помогло им более раскрепоститься.
В этом задании тяжелее всего было Артему, так как он, позиционируя себя как «всезнайку», боялся ошибиться, что он и сделал в итоге, но дети не обратили на это внимания, и в последующих заданиях он смело высказывал свое мнение, уже без опасений быть плохо оцененным, так как понял, что ничего страшного в этом нет. Дети чувствовали себя комфортно, сидя в кругу, что, несомненно, сплотило их. Учитель стоял в конце кабинета, занимая позицию невидимого наблюдателя, поначалу дети обращали внимание и боялись что-то сказать, но потом совсем забыли о его присутствии. Несмотря на то, что игры на начальном этапе проводятся под наблюдением учителя, важно не создавать им преграду для общения, чтобы они не чувствовали, что их кто-то координирует. Пусть лучше они ошибаются, и об этих ошибках им скажет их ровесник и партнер по игре, иначе замечания учителя или его подсказки во время игры могут негативно повлиять на дальнейшее развитие ребенка, а самое главное правило, опять же, не навредить.
Обучение ИЯ на начальном этапе должно приносить радость, нельзя перенапрягать детей домашним заданием или рутинными, скучными упражнениями и текстами. Надо из всего составлять игру, импровизировать, создавать ситуации, приближенные к реальной жизни, ведь дети очень гибкие создания, они могут изобразить любого, будь то взрослый человек или животное. Руководствуясь этим правилом, при прохождении темы «Семья» была задана следующая ситуация: показать день из жизни семьи. Дети разбились на две команды, в каждой команде по 2 мальчика и одной девочке. Один мальчик был папой, второй – сыном, а девочка – мамой. Ничто не приносит детям большего удовольствия, как поиграть во взрослых, поэтому данная игра была принята с большим энтузиазмом. На подготовку давалось 10-15 минут, детям нужно было сначала написать, а потом выйти и показать, причем молча, что каждый из членов семьи делает в течение дня. Например, сначала они показывают, как они завтракают, потом – как собираются на работу или учебу, ужин, совместную прогулку и т.д. Вторая группа не сидит без действия, они должны записывать в тетрадь, что они увидели. Учитель сидит в конце класса и тоже наблюдает, делая свои заметки, тем самым учитель тоже принимает участие в игре. После того, как первая группа показала сценку, дети из второй группы озвучивают, какие виды деятельности они увидели. Первая группа должна была либо согласиться, либо нет. Учитель тоже принимает участие в обсуждении, но естественно, только поверхностное, давая право вопроса-ответа ученикам. Потом дети меняются местами.
Чтобы сценки не оказались одинаковыми, учитель дает разные времена года. Действия одной команды происходят летом, другой – зимой. Такая игра произвела неизгладимое впечатление на детей, они начали просить играть в такие игры каждый урок, ведь только на уроке им дается возможность поиграть во взрослых, примерить на себя нереальные для них на данный момент ситуации. Все это, конечно же, способствует развитию ИЯ. За время проводимых игр, учениками не было сказано ни одного слово по-русски, видно, что им доставляет удовольствие говорить по-английски.
Абсолютно другая ситуация была, когда дети механично заучивали диалоги или делали пересказы текстов, они останавливались, спрашивали что-то по-русски, не понимали, что говорят, потому что делали это механически, без логических и смысловых пауз.
Делая вывод о значении ролевых игр, необходимо подчеркнуть, что, с одной стороны, они формируют личностные качества учащихся в течение учебного процесса и помогают дальнейшей социализации в обществе. Характеристика игр, применяемых в преподавании ИЯ, представлена в таблице 1. За 2 месяца проведения подобных уроков с применением исключительно игровых приемов, активность детей явно увеличилась. Они стали веселее, добрее по отношению друг к другу, даже стали иногда садиться вместе с другим, когда отсутствовал друг. Между ними больше не было преград, также пропал лингвистический барьер. Если раньше каждый раз надо было начинать с одного и тоже, с попыток «разговорить» детей, то сейчас это происходило само собой, без привлечения учителя. Стало заметно, что теперь учитель стал только координатором работы на уроке, а не ее инициатором.
Таблица 1.
Описание ролевых игр
Название темы |
Игра |
Задачи и ход игры |
Наблюдения за участниками игры |
Family |
“Daily Routine” |
Задачи: 1. Помочь детям наладить взаимодействие в коллективе; 2. Приобщить к миру взрослых; 3. Формировать умение сообщать информацию. Ход игры: дети делятся на 2 группы, задается ситуация, по которой надо разыграть немую сценку. Вторая группа отгадывает действия первой. |
Детям нравится играть во взрослых, они прекрасно создают заданную им ситуацию, ведут себя раскрепощенно, развлечение превалирует. |
Animals |
“Whisper & Guess” |
Задачи: 1. Научить понимать речь без опоры на зрительный материал; 2.Развивать воображение. Ход игры: дети садятся в круг и по очереди шепчут соседу слева загаданное животное, задача соседа - показать, остальных - отгадать. |
Поначалу дети стесняются, но с каждым новым «голящим» начинают раскрепощаться и работать уже с большим энтузиазмом, не боясь совершить ошибок. |
Colours |
Задачи: 1.Научить быстро реагировать на смену игровой ситуации; 2. Закрепить знания цветов на ИЯ. Ход игры: Дети сидят в кругу на стульчиках, один ребенок ходит по внешнему кругу и повторяет одно и то же название цвета на английском языке, каждый раз дотрагиваясь до головы (или плеча) каждого сидящего ребенка. В какой-то момент водящий ребенок произносит название другого предмета. Ребенок, до которого водящий дотронулся в этот момент, встает и пытается поймать водящего, обегая круг. Если ему это не удается, он сам становится водящим. |
Детям нравилось, что можно было не только применять знания английского языка, но и подвигаться, побегать. Хорошая концентрация помогала им быстро реагировать на изменения в ситуации. |
Результаты экспериментальной работы положительны. Родители стали замечать, что если раньше ребенок не хотел идти на урок, то сейчас рвется, так как там ему интересно и там у него друзья. У них сложился маленький крепкий коллектив, где каждый готов поддержать другого и помочь, они перестали играть во «всезнаек» и «тихонь», если что-то непонятно, сразу говорят об этом. Доброжелательная и игровая обстановка очень благотворно влияют на характер и обучение ребенка. Таким образом, можно еще раз игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка Но, естественно, работать только с использованием игрового метода дидактически неверно, так как тогда обучение потеряет свой основной смысл. Игровой метод должен сочетаться с другими методами обучения, и поэтому мы можем говорить только об использовании определенных игровых ситуаций (моментов) на уроке иностранного языка. Участники ролевой игры не должны действовать индивидуально, а только коллективно, реплики одного должны вызывать ответную реакцию другого, а за реакцией следует действие партнера.
Учитель чаще всего проводит игру на завершающем этапе при закреплении речевых навыков. Однако подготовка к ней осуществляется заблаговременно с самого начала изучения той или иной темы. В ходе работы по подготовке к ролевой игре проигрываются микроситуации, небольшие сценки, разыгрываются диалоги. Особо следует отметить в проведении деловых и ролевых игр роль учителя.
Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.
Выводы по главе 2
В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащихся с учебным материалом, с предметом обучения, а как особым образом организованное общение или особая разновидность общения. Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками — эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия. Многие преподаватели уже активно используют игровые технологии. Они сами убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока можно услышать от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.
Успех использования игр, по нашему убеждению, зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.
Конечно, урок иностранного языка — это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуации.
Опыт убедил, что игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает труд (овладение иностранным языком) радостным, творческим и коллективным, что и подтверждает нашу гипотезу.
Заключение
Как известно, большое значение в организации учебного процесса имеют игровые приемы. Они способствуют активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения. Они удовлетворяют потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность.
Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. И обучаемые должны вносить значительный вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование игровых приемов. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т. д.
Использование игровых приемов положительно влияет на формирование познавательных интересов школьников, способствует осознанному освоению иностранного языка. Игровые приемы содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь организует учебную деятельность и управляет ею.
Информация о работе Проверка методики обучения говорению на раннем этапе обучения ИЯ