Проверка методики обучения говорению на раннем этапе обучения ИЯ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 13:20, дипломная работа

Описание работы

Цель заключается в разработке и экспериментальной проверке методики обучения говорению на раннем этапе обучения ИЯ.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены основные задачи:
Определить зависимость использования игровых методик от научно-практических исследований в области дошкольной педагогики, детской психологии, «детского лингвострановедения», методики обучения ИЯ и т. д.
Классифицировать игровые приемы обучения ИЯ согласно принципам их организации.
Изучить популярные современные методические пособия для детей дошкольного возраста и проанализировать игровые приемы, предложенные данными пособиями.

Содержание работы

Введение 3
Теоретические основы использования игровых приемов на ранней ступени обучения иностранному языку
Особенности развития детей дошкольного возраста 6
Роль игры в психологическом развитии ребенка 17
Методология использования игровых приемов в овладении иностранным языком 27
Выводы по главе 1 39

Организация обучения ИЯ с использованием игровых приемов
Особенности организации учебного процесса с использованием игровых приемов 41
Экспериментальная проверка предложенной методики работы по овладению ИЯ с использованием игровых приемов 46
Выводы по главе 2 56
Заключение 58
Список литературы 60

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 791.40 Кб (Скачать файл)

Важным, однако, является не только вопрос, какие признаки учащихся необходимо учитывать, но и вопрос, как, каким способом выбирать данные признаки, ибо это предопределяет методическую позицию педагога и практическую реализацию дифференцированного подхода к преподаванию иностранного языка. Существующая классификация, основанная на градации выбора свойств учащихся [14], включает следующие признаки:

    1. Выбор совокупных признаков. Под этими признаками понимается набор непосредственно не связанных между собой особенностей учащихся. В данный состав входят: а) уровень языковых знаний и индивидуальные особенности обучаемых; б) интеллектуальность и мотивация; в) общеобразовательный уровень, уровень языковых знаний, мотивация и эмоциональные особенности; г) психологическая комфортность в учебной группе и стремление использовать любую возможность для говорения на изучаемом языке; д) возраст, пол, когнитивные стили и мотивация.
    2. Выбор интегральных признаков. В качестве таковых выступают когнитивные типы (или, иначе, стили учебной деятельности) учащихся. Как утверждают психологи, существуют два когнитивных типа обучаемых: поленезависимые люди, которые легко освобождаются от поля, или фона, окружающего какую-либо фигуру, восприятие которых носит целостный характер; полезависимые люди, с трудом отделяющие фигуру от фона, обладающие дробным восприятием[17]. Ученые считают, что такому делению аналогично по своей методической сути рассматриваемое в нейролингвистических исследованиях разграничение роли правого и левого полушарий мозга в изучении второго языка. При этом разграничении отмечаются следующие характерные особенности учащихся: с доминированием правого полушария - зрительная и слуховая память, решение интуитивных задач, освоение оценочных, переносных значений лексических единиц и т.д.; с доминированием левого полушария - вербальная память, решение логических задач, освоение буквальных, прямых значений лексических единиц и т.д.
    3. Выбор комплексных признаков. Эти признаки связаны с психологической структурой личности, под которой обычно понимают устойчивый набор (комплекс) систематизированных психологических качеств (свойств) обучаемого.
    4. Выбор иерархических признаков. В качестве указанных признаков предлагается рассматривать иерархию социально-педагогических, социально-психологических, индивидуально-психологических и биологических признаков учащихся.
    5. Сторонники биологической теории, идеи которых восходят к работам Ж. Пиаже [16], полагают, что развитие человека предопределено врожденными задатками, наследственностью, природными особенностями нервной системы. Однако, на современном этапе, считается, что именно сочетание социальных, психологических и других особенностей обучаемого определяет успех в овладении вторым языком. Иначе говоря, в спектр его свойств, крайними полюсами которого являются социальные и биологические особенности, входят следующие социально-педагогические, социально-психологические, индивидуально-психологические и биологические признаки: социальная среда, цели и сроки обучения, контекст усвоения иностранного языка, национальность, мотивация, стили учебной деятельности, пол и др.
    6. Выбор отдельных признаков. Примером такого выбора могут служить интеллектуальные тесты, занимающие существенное место в зарубежной педагогике. С помощью этих тестов определяют, как правило, коэффицент умственного развития (intelligence quotient, IQ) и проводят соответствующее деление учащихся.

Сравнивая все рассмотренные выше способы выбора признаков учащихся, и опираясь на исследования ученых, мы пришли к выводу, что в целях осуществления поэтапной дифференциации обучения иностранному языку с использованием игровых приемов наиболее плодотворным представляется использование иерархических (социально-педагогических, социально-психологических, индивидуально-психологических и биологических) признаков учащихся с последовательным выбором отдельных признаков. Это значит, что преподаватель получает возможность учитывать признаки учащихся постепенно - сначала наиболее общие свойства (тип обучаемых, национальность и др.), а затем наиболее частные свойства (индивидуальные особенности интересов обучаемых, специфические характеристики их памяти, мышления и др.).

Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения — как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего — увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения — «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Учитель должен иметь полное представление о структуре игры, четко и ясно объясняет смысл заданий и способы оформления решений по этим заданиям. В ходе игры она поддерживает постоянный контакт с игровыми группами. Умело создает атмосферу сотрудничества.

При подготовке к ролевой или деловой игре учитель всегда использует материал, в котором наиболее ярко выражена коммуникативная направленность. В современных учебниках имеется большое изобилие информационных текстов, которые довольно легко пересказать, но которые очень трудно использовать для общения. Учитель расширяет эти тексты вопросами, переводит разговор в такую плоскость, в которой изученная информация нужна для применения. Учащиеся получают возможность внести свои личные оценки в изученное, подобрать дополнительный материал.

В соответствии с системой обучения иностранному языку игру можно разделить на два типа:

Первый тип составляют грамматические, лексические игры способствующие формированию речевых навыков. Отсюда его название «Подготовительные игры». Овладение грамматическим материалом прежде всего создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Лексические игры, логически продолжают «строить» фундамент речи.

Второй тип «Творческие игры». Цель этих игр — способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков — характерные качества речевого умения — могут, как нам представляется, быть проявлены в аудитивных и речевых играх, составляющих данный тип. Игры этого типа тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки. По своей сути они межтемны, поэтому рекомендуется их использовать при повторении материала.

 

2.2 Экспериментальная  проверка предложенной методики  работы по овладению иностранным  языком с использованием игровых  приемов

В экспериментальном исследовании принимала участие группа детей от 6 до 8 лет. По мнению педагогов и психологов, это оптимальный возраст, чтобы начинать изучать иностранный язык. Если заниматься без перенапряжения по два раза в неделю, то к концу школы уровень будет достаточный и для сдачи ЕГЭ, и для получения иностранного сертификата. Например, кембриджского FCE (First Cambrige Certificate in English) по английскому языку. Он подтверждает, что владение английским языком на уровне Upper-Intermediate – Advanced (выше среднего – продвинутый). Такой сертификат открывает дорогу для обучения в любом англоязычном вузе, он же необходим для устройства на работу за рубежом.

За год до школы большинство детей уже достаточно усидчивы и способны концентрировать внимание для целенаправленных занятий. Они готовы постигать новые знания. Речевой аппарат к этому времени достаточно сформирован, чтобы не только разучивать отдельные слова, но и пытаться говорить на языке. Собственно, готовность говорить и может послужить главным индикатором момента, когда надо начинать заниматься. Если ребенок хорошо и разнообразно говорит на родном языке, достаточно усидчив и может хотя бы 20 минут заниматься предложенным ему делом, то на курсы идти можно.

В возрасте 6 – 8 лет малыш уже должен знать, что такое дисциплина. Ведь, как известно, плодотворного обучения без этого не бывает. В 8 лет ребенок уже полностью готов к учебной деятельности. И даже если язык он начнет учить в этом возрасте, то уже через год освоит все то, что другие дети учили, начиная с 6 лет и раньше.

Эксперимент проводился в 2012 году. Группа состоит из 6 человек: 4 мальчика, 2 девочки. Уровень обучения – начальный (A1 – Beginner). Группа довольно сплоченная, несмотря на то, что учатся вместе всего один год. Мальчики более бойкие и активные, чем девочки.

Только один из детей ранее уже изучал английский: Артему М. 7 лет, его мать работает учителем ИЯ и уже с ранних лет (3-4 года) понемногу учила его языку, поэтому у ребенка есть некоторые знания языка, но в основном это просто лексика, отдельно грамматику не изучал. Мальчик достаточно активный, видны лидерские задатки, при случае не упустит упомянуть, что «этому его уже мама учила». Остальные дети не пытаются с ним соперничать в знании языка. Также в группе есть 2 брата, Саша и Кирилл, тоже 7 лет, по темпераменту меланхолики, но скрупулезно учат все, что задают. Видно, что английский язык приносит им удовольствие, и они к нему тянутся, но стесняются групповой активности, только если это не работа в парах, где они могут поработать друг с другом. Никита самый младший из всей группы, ему 6 лет. Ребенок замкнут в себе, по разговорам с родителями стало ясно, что в общеобразовательной школе ребенка задирают. Мальчик постоянно что-то рисует, его тяжело вовлечь в работу класса, но если ему нравится задание или тема, он может очень хорошо работать на уроке, видно, что есть потенциал, который только осталось развить.

Что касается девочек, Кристины и Веры, обеим по 7 лет, достаточно веселые и активные, но немного стеснительные. Большинство мальчиков в классе их пугают, и если разбить класс на группы, и посадить с ними одного из мальчиков, они тут же «закрываются». Так как девочки являются одноклассницами в общеобразовательной школе, то на уроке они, в основном, разговаривают только друг с другом.

Коллектив класса можно назвать дружным. Он состоит из отдельных групп по симпатиям, которые взаимодействуют, и дети, в основном, доброжелательны друг к другу. В повседневном настроении учащихся чаще преобладает мажорный, приподнятый, бодрый тон. Родители говорят о них как  об очень талантливых и одаренных детях. Многие из них занимаются спортом или посещают музыкальную школу. Родители учащихся по составу – представители интеллигенции, почти все имеют высшее образование. Образованы инициативные группы родителей, которые оказывают большую помощь в воспитательной работе, принимают активное участие в подготовке и проведении классных дел. В процессе обучения использовался учебник, предназначенный для детей от 6 лет: New Chatterbox. Все дети уже умеют писать и читать на родном языке, именно поэтому был выбран этот учебник, так как он уже предполагает работу с чтением и письмом на ИЯ.

New Chatterbox – это многоуровневый, увлекательный игровой курс английского языка для детей. Автором является Дерек Стрэндж; издательство: Университет Оксфорд (см. приложение 1).

Курс направлен на приобретение ребёнком коммуникативных навыков общения на иностранном языке. Обилие песен, считалок, рифмовок, социокультурная информация, детективная история, игры делают уроки английского языка интересными, познавательными, но в то же время весёлыми и непринуждёнными. В курсе New Chatterbox учащиеся знакомятся с алфавитом, изучают такие темы, как: семья, одежда, животные, части тела, формы, цвета, счет, еда, предметы в классе и т. д. Дети учатся знакомиться и общаться на иностранном языке, начиная с составления простейших высказываний диалогической и монологической речи, поют, читают и запоминают структуры иностранного языка путём многократного повторения за учителем или диктором на аудиозаписи.

Каждый уровень включает в себя красочный учебник с забавными картинками и героями, тетрадь для письменных заданий, диск для прослушивания новых грамматических и лексических единиц, раздаточный материал.

Отличие курса New Chatterbox в том, что дети приходят на уроки с удовольствием, в игровой и увлекательной форме знакомясь с миром иностранного языка. Очень интересно выглядит тетрадь с различными заготовками для рисунков и индивидуальной работы (см. приложение 2). Курс New Chatterbox послужит отличным дополнением к школьной программе по английскому языку.

УМК построен на следующих принципах:

- личностно-ориентированный  характер обучения;

- соблюдение деятельностного характера обучения;

- приоритет коммуникативной  цели в обучении;

- сбалансированное обучение  устным и письменным формам  общения;

- дифференцированный подход;

- аутентичность материала;

- социокультурная направленность;

- учет опыта обучающихся в родном языке;

- развитие когнитивных  способностей обучающихся;

- широкое использование  современных технологий обучения.

Обилие красочного материала и игр позволяет делать каждый урок по- своему уникальным. В отличие от других учебников, New Chatterbox не требует дополнительного поиска заданий и игровых приемов на каждую пройденную тему.

Итак, использование игр на уроках иностранного языка позволяет глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, развить его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в команде и т.д.), Целью нашей экспериментальной работы было укрепление отношений в коллективе, которое бы лучше способствовало усвоению языка, посредством игровых приемов. Именно речевое взаимодействие является центральным моментом общения, в том числе и иноязычного, и обеспечивает как обмен информацией, так и организацию совместных действий, позволяющих реализовать общение. Взаимные действия собеседников помогают избежать их конфронтации и осуществить поиск общей позиции. Таким образом, обеспечивается речевое взаимодействие (взаимозависимость, взаимная активность партнеров, взаимодополнения, подсказки) и создается комфортное общение.

Информация о работе Проверка методики обучения говорению на раннем этапе обучения ИЯ