Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 13:06, дипломная работа
Актуальность исследования. В современных стремительно меняющихся условиях жизни возросла роль качественного образования как одного из важнейших факторов развития личности человека. Обновление системы образования в Казахстане затронуло не только начальную, основную и профильную школу, но и систему дошкольного образования.
Осуществление дошкольной ступени образования предусматривается в условиях различных моделей образовательных учреждений: на базе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), общеобразовательной школы, центра развития ребёнка, учреждения дополнительного образования и др.
Введение
3
1
Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе
6
1.1
Значение предшкольной подготовки детей к обучению в школе
6
1.2
Сущность готовности дошкольника к обучению в школе
15
1.3
Условия формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада
28
2
Опытно- экспериментальная работа по формированию психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения
40
2.1
Организация и методика исследования
40
2.2
Диагностико-коррекционная программа
53
2.3
Интерпретация результатов исследования
53
Заключение
73
Список использованной литературы
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность.
Цельюнашей работыбылпоиск эффективных путей формирования всех компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского образовательного учреждения.
В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели взгляды отечественных психологов на проблему психологической готовности детей к обучению в школе, психологическую характеристикустаршего дошкольного возраста, особенности диагностической и коррекционной работы по формированиюу детей компонентов готовности к школьному обучению.
Итак, проведенное нами экспериментальное исследование позволяют сформулировать следующие выводы:
Все это убеждает в эффективности разработанной программы.
В дальнейшей
своей работе мы планируем углубить и
расширить коррекционно-развивающие мероприятия,
стимулирующие развития компонентов готовности
к школе у старших дошкольников в условиях
детского образовательного учреждения.
Списокиспользованной литературы
1Анастази А. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2004. – 480 с.
2 Анисимова Т.Б., Плотникова Т.В. Скоро в школу. – Ростов-на-Дону, 2005.
3Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. – 2004. – № 10.
4 Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
5Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
6Бардышева Т.Ю. Для самых-самых маленьких. – М.: Карапуз, 2000.
7Белая А.В., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М.: АСТ, 2002.
8 Белякова Г.П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений: Дисс… канд. пед. наук. – М., 1982. – 146 с.
9 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
10 Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
11 Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР, 1951. – Вып. 36.
12 Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии. 1976. – № 4.
13 Бородкина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа. 2002. – 10. – С.71-76.
14 Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Педагогика, 1994. – 108 с.
15 Вьюнова Н.И, Гайдар К.М, Темнова Л.В. Психологическая готовность к обучению в школе. – М.: Академический проект, 2003. – 256 с.
16. Гончарук Г. Язык движений // Дошкольное воспитание. – 2000. – №№ 9-10.
17. Грамота.
Литература и речь. Работа со
школой: Сборник практических
18. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
19. Дмитриева
С.Н. Реализация принципа
20Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз». – Астана, 2009. – 72 с.
21Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с. – (Руководство практического психолога).
22 Зарпина З.З., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Литур, 2001.
23 Камолова Э.В. Проблемы взаимодействия педагога и психолога в детском саду и начальной школе: проблемы и перспективы. – Воронеж, 2003.
24 Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 3. – С. 65-67.
25 Коленцева Н.Г. Активизация процесса формирования готовности дошкольников к обучению в школе: Дис ... канд. пед. наук. – Киев., 1989. – 147 с.
26 Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб: Речь, 2003. – 240с.
27 Конышева Н.М. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап жизни? // Начальная школа. – 2002. – № 1. – С.96-100.
28 Копытина М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению на занятиях в детском саду: Дисс… канд. псих.наук.
29 Короткова Н.А. Организация предметной и развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста // Организация, содержание и методическое обеспечение подготовки детей к школе: по материалам Всероссийского совещания «Деятельность органов управления образованием по организации и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста» / Сост. Е.Г. Хайлова. – М.: ФИРО, 2007. – С. 53-59.
30 Костыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика для детей 2-4 лет из серии «Школа раннего развития», 2002.
31 Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987. – 77 с.
32 Лаврентьева М.В. Современные аспекты подготовки детей к обучению в школе в условиях детского сада // Дошкольное образование.
33 Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. – М.: Просвещение, 1981. – 290 с.
34 Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1997. – 380 с.
35 Лич П. Развитие ребенка. – М., 1992.
36 Луговская А. Если ребенок боится идти в школу. – М., 2002.
37 Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
38 Милосердова Г.В. Готов ли ребенок к школе? – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
39 Мухина В.С. Психология детства и отрочества. – М.: Академия, 2003. – 488 с.
40 Нежнова Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1988. – № 1. – С.24-27.
41 Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.
42 Новые формы работы с семьей: Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений г. Рубцовска. – Рубцовск: МОУ ДО «Информационно-методический центр», 2004.
43 Парамонова Л., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4.
44 Пашкова М.М. Организационно-педагогические условия развития ребенка в системе «детский сад – школа»: Дисс… канд. пед. наук. – Сыктывкар, 2000.
45Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993.
46 Петровский. А.В.Психология личности. – М.: Просвещение, 1995.
47 Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1994.
48 Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием. – М., Академия, 1999. – 432с.
49 Рубина Е.Н. Психологические основы обучения дошкольников // Начальная школа. – 2005. – № 8.
50 Хлыбова Т.Б. Особенности обучения немецкому языку в детском саду: Дисс… канд. пед. наук. – М., 2000. – 143 с.
51 Щербакова Т.Н. Игры с пальчиками / Серия журнала «Карапуз»
Приложение А
(обязательное)
Методические рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ поподготовке дошкольников к обучению в школе.
Предлагаем методические рекомендации родителям и педагогам, направленные на развитие памяти, мышления, речи, произвольной сферы и внимания. Эти же задания могут быть использованы и для первичной диагностики уровня развития детей.
Наша задача состоит не в том, чтобы удалить, устранить нежелательные недостатки, а в том, чтобы выявить и устранить их причину. Корректировать надо не следствие, а причину - это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребенком.
Развитие Памяти.
Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминания материала: моторную, зрительную, вербальную и логическую. Однако выделить их в чистом виде довольно сложно и возможно только в искусственных условиях, т.к. в реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве или в определенных сочетаниях, например: для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно сокращается по 15-20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности: рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам. Кроме того, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: им предъявляется на определенное время какая-либо сюжетная картинка, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляется похожая картинка, в которой не достает каких-либо деталей или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети [23].
Для развития вербально-моторной памяти целесообразно использовать упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти, с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, Вы просите ребенка выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т.д.
Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения: Вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем попросить назвать слова, которые он запомнил.
Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Усложняя задание, можно предложить детям для запоминания какой-либо рассказ с четко выделенными смысловыми блоками.
Как уже отмечалось выше, для детей 6-7 лет более естественно запоминание такого материала, который включен в игровую деятельность. Поэтому, работая с предложенными выше заданиями, желательно использовать игровые приемы, например включая сюжетные игры про разведчиков, космонавтов, бизнесменов и др.
Развитие мышления
К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления [24]. Таким образом, на этом возрастном этапе у ребенка развиваются разные виды мышления, способствующие успешному овладению учебной программой.
Для развития наглядно-действенного мышления самым эффективным способом является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования.
Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать. Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его.
Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:
Информация о работе Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе