Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель исследования - определить педагогические условия, разработать средства и способы деятельности учащихся, позволяющие оптимально реализовать образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, как правовых курсов, так и внеучебной деятельности в процессе формирования правовой культуры.
Гипотеза исследования. Формирование правовой культуры старшеклассников - длительный процесс, ориентированный на личность, ее индивидуальные особенности. Результатом этого процесса станет формирование личности, способной самостоятельно выбирать способ поведения в разных правовых ситуациях в соответствии с современным уровнем культуры
Введение …………………………………………………………….………………3
1 Формирование правовой культуры как фактор существования правового государства и гражданского общества………...………………………….……..7
1.1 Основы теории правовой культуры....................................................................7
1.2 Правовая культура как часть процесса социализации личности учащегося………………………….……………..………………………….....28
2 Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры
учащихся в общеобразовательной школе……………………………………...62
2.1 Состояние проблемы правовой культуры в теории воспитания…………....62
2.2 Особенности процесса правового воспитания в средней общеобразовательной школе..…………………..………………….………….78
2.3 Наиболее эффективные методы и формы осуществления правового воспитания и формирования правовой культуры………………..………….86
2.4 Диагностика уровня правовой культуры учащихся…………………………88
Заключение………………………………………………………...……………….94
Список литературы………………………………………………………...………96
Содержание
Введение ………………………………………………………
1 Формирование правовой
культуры как фактор
1.1 Основы теории правовой культуры......................
1.2 Правовая культура
как часть процесса
2 Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры
учащихся в
2.1 Состояние проблемы правовой культуры в теории воспитания…………....62
2.2 Особенности процесса
правового воспитания в
2.3 Наиболее эффективные методы и формы осуществления правового воспитания и формирования правовой культуры………………..………….86
2.4 Диагностика уровня
правовой культуры учащихся…………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Последние годы в Республике Казахстан ознаменовались стремительными изменениями во многих сферах общества, трансформируется общественное сознание, пересматривается система ценностей, провозглашается курс на формирование правового государства и гражданского общества. Страна вступила на путь модернизации социально-экономических и правовых отношений, формирования нового типа правовой системы, отвечающей новым требованиям и реалиям. Успех в этом может обеспечить, с одной стороны - совершенствование законодательства и государственного управления, а с другой стороны - субъективный фактор - подготовленность личности к жизни в новых условиях, принятие каждым и реализация принципа верховенства права, высокий уровень правовой культуры граждан.
Признание естественных прав человека, обновление законодательства требует изменения подходов к формированию правовой культуры молодежи. На всех уровнях необходимо осознание того, что нельзя относиться к человеку как средству достижения государственных интересов. Общество должно создать условия для знакомства каждого с основными правами и обязанностями, научить реализовывать и защищать их в рамках закона, подготовить к самостоятельному решению жизненно важных правовых проблем.
Именно школа может помочь в осуществлении этих задач, став идеальным местом обучения и воспитания в духе демократии, основанной на равенстве, уважении, терпимости, поиске мирных решений конфликтов разного уровня.
Вместе с тем, в реальной жизни обнаруживается противоречие между требованиями общества к личности в условиях демократических преобразований и уровнем развития индивидуальной правовой культуры. Причины этого различны: еще очень мал опыт формирования правового сознания школьников через учебные курсы правового содержания, ощущается дефицит хороших учебников, пособий, подготовленных кадров учителей. Необходимо также совершенствование методики преподавания правовых курсов в школе.
В ранней юности происходит формирование ценностных ориентаций, выбор жизненного пути, профессиональное и социальное самоопределение. Именно на этом возрастном этапе можно говорить о том или ином уровне сформированности правовой культуры, или, о ее отсутствии.
Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества и, в частности, учащихся школ внесли философы, юристы, педагоги, психологи, учителя-практики.
О правовой культуре первыми заговорили философы Г.Риккерт и О.Шпенглер, их последователями были представители неогегельянской философии права.
Еще Б.А.Кистяковский, JI.И.Петражицкий отмечали в своих исследованиях взаимосвязь нравственности и права в формировании личности.
Решающую роль в формировании концепции правовой культуры сыграли социологи (М.Вебер, Э.Дюркгейм, Ф.Теннис) и, особенно, социологи права. Среди них можно назвать в первую очередь французского социолога права Ж.Гурвича, который разрабатывал идеи «социальной реальности права». Видный русский социолог, социолог права и культуролог П.Сорокин неоднократно обращался к теме «культура и право».
Анализу сущности правовой культуры, ее структуры посвящены работы юристов Е.В.Аграновской, Е.А.Зорченко, В.И.Каминской, А.Р.Ратинова.
Юристы включают в структуру правовой культуры правосознание. Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А., Фарбер И.Е. дают определение понятия правосознание, Мицкевич А.В., Соколов Н.Я. характеризуют структуру правосознания,
Долгова A.И. анализирует особенности правосознания различных категорий молодежи.
В работах С.С.Алексеева, В.С.Нерсесянца, И.Е.Фарбера определяется социальная ценность права, его личностное начало, что важно для осознания современных подходов к правовому воспитанию.
Проблемы правового воспитания рассматриваются в работах Н.П.Вербицкого, И.Ф.Рябко, Е.В.Татаринцевой, В.В.Тишенко.
Методика измерения
эффективности правового
Основой для построения
учебно-воспитательного
Значимы для нашего исследования Л.С.Выготского, B.А.Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.
В работах О.С.Богдановой, В.М.Коротова, Б.Т.Лихачева, Э.И.Моносзона, Г.Н.Филонова и других рассмотрены научно-педагогические основы формирования и развития личности несовершеннолетних, в частности, затронуты вопросы развития нравственного и правового сознания, культуры поведения.
Важными представляются выводы Т.Н.Мальковской о том, что интерес к труду, месту человека в обществе сопряжен с социальной позицией молодежи, их правовым, нравственным самосознанием.
Для анализа процесса
правового воспитания полезно было
обращение к работам И.С.
Особенности старшего школьного возраста исследованы психологами И.С.Коном, Д.И.Фельдштейном.
Вопросы развития и воспитания элементов правовой культуры рассматривались В.Г.Баженовым, В.В.Берманом, С.А.Морозовой, Н.Г.Огурцовым, В.Ф.Подгорным, Н.Г.Суворовой, Я.В.Соколовым, А.Е.Тарасом.
Особенно существенны для нашего исследования работы Г.П.Давыдова, А.Ф.Никитина, В.М.Обухова. Большой вклад в научное осмысление проблемы правового воспитания внес Г.П.Давыдов, им разработаны социально-педагогические основы правового воспитания, определен отбор юридических знаний, усвоение которых необходимо для формирования правовой культуры, формы внеклассной и внешкольной работы, условия эффективного функционирования системы правового воспитания. Важны исследования А.Ф.Никитина о формировании правовой культуры учащихся.
Формирование социально-
Дидактические аспекты нравственно-правового воспитания отражены в работах В.П.Беспалько, М.А.Данилова, Б.П.Есипова, В.В.Краевского, И.Я.Лернера.
При выявлении условий, способствующих повышению эффективности правового воспитания, мы основывались на работах педагогов о роли практической направленности знаний на формирование познавательной активности учащихся, о содержании и методах обучения (И.Я.Лернер) .
Проблемы гражданского воспитания рассматриваются с учетом исследований Л.И.Новиковой, Ю.П.Сокольникова, Н.Г.Суворовой и др.
Анализ вышеуказанных материалов позволил нам сделать вывод: несмотря на наличие довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. Среди наиболее актуальных остается исследование особенностей формирования правовой культуры старшеклассников.
Основной проблемой
Дальнейшего совершенствования требуют формы и методы правового воспитания. Недостаточно изучены каналы получения учащимися правовой информации, уровень ее качества и усвоения, механизм трансформации полученных знаний в убеждения и соответствующее поведение. В дальнейшей теоретической разработке нуждается методика диагностики эффективности работы по формированию правовой культуры старшеклассников.
Исходя из важности и актуальности
рассматриваемой проблемы, ее недостаточной
научно-теоретической и
Обьектом исследования является гражданско-правовое образование учащихся школы.
Предмет исследования - процесс формирования правовой культуры старшеклассников в ходе учебной и внеучебной деятельности в условиях общеобразовательной школы.
Цель исследования - определить педагогические условия, разработать средства и способы деятельности учащихся, позволяющие оптимально реализовать образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, как правовых курсов, так и внеучебной деятельности в процессе формирования правовой культуры.
Гипотеза исследования. Формирование правовой культуры старшеклассников - длительный процесс, ориентированный на личность, ее индивидуальные особенности. Результатом этого процесса станет формирование личности, способной самостоятельно выбирать способ поведения в разных правовых ситуациях в соответствии с современным уровнем культуры. Этот процесс будет более успешным, если:
- обеспечить оптимальную
- процесс гражданско-правового
образования явится логическим
продолжением изучения пропедев
- содержание правовых курсов
будет сочетать в себе научност
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Определить сущность и специфику правовой культуры старшеклассников.
2. Выявить оптимальные условия, способствующие формированию правовой культуры школьников старших классов.
3. Определить особенности формирования правовой культуры в процессе учебной и внеурочной деятельности.
4. Разработать практические рекомендации по организации в общеобразовательной школе работы в этом направлении.
Методологическую основу исследования составляют философские концепции о ценностном подходе к человеку, признание общечеловеческой ценностью его прав и свобод, идея понимания личности как единства биологического, социального и культурного, об активной позиции личности в процессе ее формирования, об использовании личностно ориентированного подхода к процессу ее становления.
Поставленные задачи определили методы исследования. Ведущим методом являлся преобразующий эксперимент. В процессе исследования использовались различные методы: аналитические - анализ и обобщение философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; анализ процесса организации преподавания правовых курсов в старших классах средней школы; эмпирические - изучение и обобщение передового опыта работы учителей; различные виды наблюдения; опрос учащихся, их родителей, учителей; изучение результатов деятельности учащихся (сочинения, контрольные и творческие работы); метод диагностических ситуаций.
Научная новизна исследования состоит: в характеристике правовой культуры старшеклассников как педагогического феномена (его сущности, содержания, структуры), в уточнении подходов к отбору содержания правового курса в средней школе: реализация принципа логичности (наращивания знаний), научности, практической значимости для учащихся данного возраста, в определении педагогических условий, способствующих эффективному формированию правовой культуры старшеклассников, гражданских качеств личности, в совершенствовании методических приемов работы в старших классах по формированию правовой культуры, в основу которых положены личностно-ориентированныи подход, принцип уважения прав личности.