Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель исследования - определить педагогические условия, разработать средства и способы деятельности учащихся, позволяющие оптимально реализовать образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, как правовых курсов, так и внеучебной деятельности в процессе формирования правовой культуры.
Гипотеза исследования. Формирование правовой культуры старшеклассников - длительный процесс, ориентированный на личность, ее индивидуальные особенности. Результатом этого процесса станет формирование личности, способной самостоятельно выбирать способ поведения в разных правовых ситуациях в соответствии с современным уровнем культуры
Введение …………………………………………………………….………………3
1 Формирование правовой культуры как фактор существования правового государства и гражданского общества………...………………………….……..7
1.1 Основы теории правовой культуры....................................................................7
1.2 Правовая культура как часть процесса социализации личности учащегося………………………….……………..………………………….....28
2 Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры
учащихся в общеобразовательной школе……………………………………...62
2.1 Состояние проблемы правовой культуры в теории воспитания…………....62
2.2 Особенности процесса правового воспитания в средней общеобразовательной школе..…………………..………………….………….78
2.3 Наиболее эффективные методы и формы осуществления правового воспитания и формирования правовой культуры………………..………….86
2.4 Диагностика уровня правовой культуры учащихся…………………………88
Заключение………………………………………………………...……………….94
Список литературы………………………………………………………...………96
Гегель, развивая идеи гражданского
воспитания и роли в нем права
в теоретическом труде «
Обращение к воспитательному потенциалу права для формирования гражданина характерно и для передовой демократической мысли России. Характерной особенностью разрешения проблемы взаимосвязи законов и воспитания является тождественность гражданственности и революционности, антикрепостническая направленность правового воспитания. Эти идеи нашли свое отражение в трудах Радищева А.И., декабристов, русских революционеров-демократов [Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. [К 150-летию со дня смерти. 1802—1952] / Под общ. ред. и со вступит. статьей И. Я. Щипанова. — М.: Госполитиздат, 1952. — 676 с.: п.].
В годы Советской власти в обществе возникает и формируется осознание важности правового воспитания для подрастающих поколений.
Разработкой этой проблемы в аспекте гражданского воспитания занималась Крупская Н.К., которая считала, что школа должна готовить людей с ясным осознанием того, что «благо отдельного человека связано с благом целого» [Крупская Н. К. Избранные педагогические произведения. — М.; Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1948. — 360 с.: портр.].
Наиболее значимым событием
в поддержку правового
Вместе с тем следует признать, что на рубеже 20-30 годов идеи правового воспитания молодежи в советской педагогической науке были утрачены. Это связано с рядом объективных и субъективных причин, породивших отчуждение права от мира духовных ценностей, что явилось результатом отсутствия какого- либо правового порядка в повседневной жизни, юридического нигилизма.
В научном обиходе, теории и практике понятие правовое воспитание вновь появляется в 50-е годы и определяется как целенаправленное систематическое воздействие на личность для формирования правового сознания, развития правовых чувств, выработки навыков и привычек правомерного поведения, нетерпимого отношения к правонарушениям (64, 6 Юридический словарь. /Сост. А. Азрилиян, О. Азрилиян, Е. Калашникова, О. Квардакова. – М.: Институт новой экономики, 2009, - 1152 с. ).
Правовое воспитание представляет собой одно из направлений социализации личности. Поэтому его можно рассматривать как функциональное звено, своего рода подсистему общей системы воспитания гражданина правового государства.
Правовое воспитание сложный и противоречивый процесс, имеющий свою объективную обусловленную специфику, особые черты. Эта специфика связана с особенностями предмета, выражена в особых целях и задачах правового воспитания, реализуется в разнообразных формах и методах и, в первую очередь, с воспитательной функцией права в нашем обществе.
Специфика правового
воспитания на современном этапе
обусловлена прежде всего потребностями
общества в построении правового
государства, необходимостью воспитания
высокой правовой культуры населения,
защиты законных прав и свобод граждан,
для регулирования отношений между правовыми
требованиями общества и государства,
его законодательной исполнительной и
судебной деятельностью (56, 131 Электронный
ресурс: Концепция развития образования
Республики Казахстан до 2015 года, Астана,
2004. http://www.tem-school21.ucoz.
В теории и практике педагогики, правоведения существуют различные подходы к определению целей и задач правового воспитания. Достаточно длительное время целью правового воспитания считалось повышение уровня правового сознания. На наш взгляд это недостаточно, так как сознание и поступки людей находятся в единстве и взаимообусловленности. Как правило, поведение человека тождественно его сознательно принимаемым решениям. Само же сознание формируется в процессе активной социальной деятельности. Отождествление же формирования правового сознания и процесса правового воспитания может привести к размыванию целенаправленного процесса названного вида воспитания в общей системе социального становления личности в одном случае, либо к подмене общих закономерностей социализации граждан воспитанием.
Рябко И.Ф. считает, что
правовое воспитание есть определенная
система целенаправленного
Аналогичную точку зрения высказывают Самощенко И.С. и Тишенко В.В., которые полагают, что «правовое воспитание выступает как процесс двоякого рода: с одной стороны, на правовое сознание личности влияют социально-экономические условия, общественно-политический срой, а также непосредственное социальное окружение (микросреда), а с другой - воздействуют организационно-идеологические факторы, специальная деятельность по развитию уровня правосознания граждан нередко называемая, правовым воспитанием в собственном (узком) смысле слова» (49, 4 Самощенко, И.С. , Тищенко В.В. Юридическая наука и правовое воспитание / И.С. Самощенко., В.В. Тищенко.// Советская юстиция. 1973. -№23.-С. 12.).
В научной литературе существуют различные подходы в определении целей правового воспитания. Так, например, Давыдов Г.П. обращает внимание на сочетание глубоких правовых знаний устойчивой правовой убежденности, умений применять правовые знания для объяснения окружающей жизни, отстаивать правовые убеждения, руководствоваться ими в своем поведении, формирование иммунитета к негативным противоправным явлениям в молодежной среде и непримиримого отношения к правонарушениям, активной гражданской позиции, в предупреждении антиобщественных проявлений и борьбе с ними (16, 8-12 Давыдов Г.П. Основы правового воспитания учащихся общеобразоватеных школ: Дисс. . докт.пед.наук. -М.: 1985. 378с.).
В педагогике сформировалась концепция, в соответствии с которой проводится «грань между воспитанием в прямом смысле и развитием людей» (15, 14 Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура : Методологические проблемы. -М.: Наука, 2003. -280 с.) . Подобная грань была определена и в юридической науке между правовым воспитанием как «видом общественной деятельности - целеустремленной и организованной работой государственных органов» и «всем процессом формирования правового сознания и правовой культуры членов общества» (26, 160 Мурадьян Э.М. Правовое воспитание школьников. - М., 2005. - 45с.) . Такое размежевание способствует привлечению внимания к организованной правовоспитательной деятельности как таковой.
В теории и методике правового воспитания было предложено выделить тройственную иерархию целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности: формирование системы правовых знаний (ближайшая цель), формирование правовой убежденности (промежуточная цель), формирование мотивов привычек, правомерного, социально активного поведения (конечная цель) (12, 26 Правовая культура и вопросы правового воспитания ./Сборник научных трудов. - М., 2004.- 202с.).
Такого же мнения придерживается Татаринцева Е.В., которая видит главную цель правового воспитания в обеспечении правомерного поведения. Однако, по ее мнению, достижение этой цели нельзя считать достаточным, так как «законопослушное поведение может быть лишь проявлением нежелания вступать в конфликт с обществом и претерпевать неблагоприятные последствия такого конфликта». Поэтому в своей работе Татаринцева Е.В. подчеркивает особую значимость эмоционально-волевой сферы (59, 10-11 Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (методология и методика): Методическое пособие. - М.: Высш. шк., 2003. - 175 с.).
Существует точка зрения о невозможности выделить правовое воспитание в самостоятельное направление процесса формирования личности в контексте нравственного (44, 159-160 Фарбер Е.И. Правосознание как форма общественного сознания. -М.: Юридическая литература, 2003.- 206с.).
«Разговор нужно вести о нравственно-правовом воспитании, утверждая приоритет морали над правом на основании того, что нормы морали обладают более эффективными стабилизирующими свойствами в отношении мотивации поведения, чем нормы права» (37, 23 Боголюбов JI.H. Программа курса «Введение в обществознание». 8-9 классы //Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин. - М.: Издательство «Центр гуманитарного образования», 1998.- 224с.) .
Мы же отмечаем самостоятельность правового воспитания в системе формирования гражданина. Что касается взаимодействия морали и права, то теснейшее использование их норм в формировании общей культуры личности как регулятора общественных отношений на современном этапе просто необходимо. Взаимодействие нравственного и правового воспитания может быть рассмотрено как процесс воспитания высокой гражданственности личности. Противопоставлять же взаиморастворять эти два направления воспитания в данной ситуации ошибочно. Близость этих форм общественного сознания объективно обусловлена, но они отличаются по кругу охватываемых общественных отношений, критериям оценок поведения людей, по формам воплощения идей, взглядов, оценок.
Ряд авторов, Галимов М.М., Мураметс О.Ф. (10, 28 Галимов М.М., Мурометс О.Ф. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1976. – С. 116) и другие считают, что строгое разграничение видов воспитательной деятельности возможно лишь в теории, а не на практике. Еще А.С. Макаренко показал ошибочность взглядов педагогов игнорирующих значение права в педагогике. Он разъяснил, что без опоры на комплекс правовых явлений, существующих в социалистическом обществе, без правового воспитания невозможно сформировать чувство гражданского и общественного долга.
Жилинский С.М. справедливо замечает, что недооценка значения правового воспитания на практике приводит к искусственному объединению его проблематики с иными направлениями идеологической работы, к неточностям в социальном планировании, затрудняет контроль и эффективную организацию этой деятельности (37, 49-50 Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) Учебник / М.: Издательство НОРМА , 2001.- 672 c.).
Несмотря на различные
подходы в определении
2.2 Особенности процесса правового воспитания в средней общеобразовательной школе
Общая цель правового воспитания состоит в формировании высокой правовой культуры личности.
Представив правовую культуру в собственном понимании как совокупность знаний права, уважения к закону и проявления правовой активности нами были определены конкретные задачи правового воспитания в рамках этой общей цели.
Таким образом, правовое воспитание как процесс, конечной целью которого является формирование правовой культуры, будет иметь следующие задачи:
а) формирование системы знаний о нормах права и правилах поведения
б) формирование уважения к праву и законности, к государству в лице его конкретных органов и учреждений;
в) формирование готовности исполнять нормы права проявляя правовую активность, привитие навыков правомерного поведения.
Конкретные