Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель исследования - определить педагогические условия, разработать средства и способы деятельности учащихся, позволяющие оптимально реализовать образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, как правовых курсов, так и внеучебной деятельности в процессе формирования правовой культуры.
Гипотеза исследования. Формирование правовой культуры старшеклассников - длительный процесс, ориентированный на личность, ее индивидуальные особенности. Результатом этого процесса станет формирование личности, способной самостоятельно выбирать способ поведения в разных правовых ситуациях в соответствии с современным уровнем культуры
Введение …………………………………………………………….………………3
1 Формирование правовой культуры как фактор существования правового государства и гражданского общества………...………………………….……..7
1.1 Основы теории правовой культуры....................................................................7
1.2 Правовая культура как часть процесса социализации личности учащегося………………………….……………..………………………….....28
2 Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры
учащихся в общеобразовательной школе……………………………………...62
2.1 Состояние проблемы правовой культуры в теории воспитания…………....62
2.2 Особенности процесса правового воспитания в средней общеобразовательной школе..…………………..………………….………….78
2.3 Наиболее эффективные методы и формы осуществления правового воспитания и формирования правовой культуры………………..………….86
2.4 Диагностика уровня правовой культуры учащихся…………………………88
Заключение………………………………………………………...……………….94
Список литературы………………………………………………………...………96
На третьем этапе (стадия РЕФЛЕКСИИ) учитель исходит из того, что «рефлексия - это способность человека к самосознанию, форма теоретической идеальной деятельности, направленная на осмысление собственных действий, своей практической деятельности» (К.Я.Вазина).
Создаются условия для соотнесения учащимся результата и учебных действий с задаваемыми ему педагогом нормативными рамками деятельности, с одной стороны, и собственными целями, ценностями и возможностями - с другой. Для этого учитель организует межгрупповое взаимодействие учащихся, в процессе которого с помощью вопросов на понимание, задаваемых учащимися друг другу, анализируется результат, оценивается способ его получения.
1.2 Основы теории правовой культуры
Современный период развития нашей страны характеризуется становлением правового государства и гражданского общества, основополагающие идеи которых закреплены в Основном законе - Конституции. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. В обоих случаях речь идет о правах личности и поэтому очевидно, что в качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, ее право на самореализацию, которое утверждается на признании права индивидуальной, личной свободы.
Из этого следует, что правовая культура как общества, так каждой личности в отдельности, играет немаловажную роль в формировании правового государства и гражданского общества. То есть, правовая культура - это определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития складывающийся из отдельных элементов. К ним относятся: право, правосознание, правовая деятельность, правовая идеология и т.п. Однако выделение этих структурных элементов правовой культуры условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявляться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах. И самое главное состоит в том, что все эти элементы не могут существовать без своего носителя-субъекта - человека, группы людей, населения в целом.
Раскрытие содержания правовой культуры необходимо начать с понимания права. В правовой культуре как универсальном явлении отражается отношение к праву. Право не сводится к воле властвующего субъекта (государства), напротив, оно (государство) связано им, право есть отношение, полюсами которого выступают, с одной стороны, государственная власть, с другой - граждане государства. И в последних заключается самая верная гарантия верховенства права над государственной силой.
Развивая идею о связанности государства правом, необходимо затронуть и вопросы об источниках права. Элементом правовой культуры является уровень развития всей системы юридических актов, то есть текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.
Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является Конституция государства. Любой юридический акт должен быть правовым, то есть отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе.
Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определение терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д.
При определении качества правовой культуры общества должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов-документов: правоприменительных и правореализационных.
Анализ указанных правовых актов позволяет сделать вывод об уровне правовой культуры и культуры общества в целом.
Важный показатель правовой культуры - это уровень правосознания как общества, так и отдельной личности. Лазарев В.В. определяет правосознание как сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практики его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей (61, 180 Основы права. Учебное пособие. Под ред. Лазарева В.В. М.: Юристъ, 2001. — 448 с. ) .
В научной литературе выделяют три уровня в структуре правового сознания: познавательный, оценочный и волевой, считая измеримыми такие элементы правового сознания как знание права, отношение к праву, мотивы правомерного поведения. Основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная. Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний. Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного и противоправного поведения (20, 57 Агешин Ю.А. Правовые знания и культура человека. -М. : Юридическая литература, 2003. -64с.).
Обобщая вышесказанное о правовом сознании личности как одном из элементов правовой культуры, мы пришли к выводу о том, что правовая культура личности проявляется, во-первых, в знании действующего законодательства. Конечно, нельзя требовать от гражданина знания всех законов, всех нормативных актов. Речь идет, прежде всего, о знании Конституции, основных прав, свобод и обязанностей. Во-вторых, правовая культура личности проявляется в уважительном отношении к праву, предполагает уважение чужих прав, добросовестное исполнение своих обязанностей. В-третьих, правовая культура характеризуется стремлением гражданина строить свое поведение в соответствии с предписанием юридических норм, своего рода моделей поведения. Правовая культура способствует тому, чтобы нормы права выполнялись гражданином добросовестно, в силу привычки.
Следующим элементом правовой культуры является уровень развития правовой деятельности. Она состоит из теоретической - деятельность ученых- юристов, образовательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе и правоприменительной деятельности.
Следующим структурным элементом правовой культуры является правовая идеология. Другими словами, уровень правовой культуры общества зависит от формирования правовой идеологии в данном обществе. Уровень правовой культуры - это обобщенный показатель, отражающий место и роль права в жизни общества. А правовая идеология включает: представления людей о желаемых законах; их отношение к существующим законам, их одобрение или неприятие.
Правовые идеи (правовая идеология) воплощают осознание людьми своих интересов в праве. Лившиц Р.З. считал, что «на первых порах появления и становления новых идей они находятся в некотором противостоянии с действительностью. Чем демократичнее, плюралистичнее общество, тем легче новые идеи пробивают в нем дорогу к реальности, к воплощению в жизнь. И наоборот, чем тоталитарнее общество, чем меньше оно склонно к плюрализму, тем активнее и энергичнее оно борется с новыми идеями, препятствуют их развитию» (27, 83 Лившиц Р. 3. Теория права. Учебник – М.: Издательство БЕК, 2008. – 224 с.).
Итак, в правовых идеях формируются намерения людей претворить свои разносторонние интересы в нормы, установить на основе своих интересов и с их учетом определенный порядок в обществе. Правовые идеи включают обращенность к настоящему - отношение к существующим нормам, отношение позитивное или негативное, а также обращенность к будущему - представления о желаемых правовых нормах.
Таким образом, рассмотренные выше структурные элементы позволяют сформулировать на уровне обобщенного представления определение правовой культуры. Прежде чем приступить к этому, необходимо отметить, что в силу условности выделения этих элементов, в научной литературе существует множество подходов к трактовке как самой категории «правовой культуры», так и ее структурных компонентов, в связи с тем, что понятие правовой культуры многоаспектно.
Поэтому для формулировки собственного понимания содержания правовой культуры необходимо на уровне теоретического осмысления обратиться к различным подходам в определение правовой культуры и выделении ее структурных элементов в научной литературе.
«Под правовой культурой, - пишут Каминская В.И. и Ратинов А.Р., - предполагается понимать системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей» (20, 42 Каменская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 2004. - 202 с.) .
По мнению этих авторов, в состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные комплексы:
Нельзя не отметить правильность
и практическую важность постановки
вопроса о неблагоприятных
Однако, при всем этом требуется наличие элементарного уровня правовой культуры гражданина, предполагается непременное и обязательное знание им закона: действует правило, согласно которому незнание закона не освобождает от ответственности. Подобными требованиями закрепляется обязательный уровень правовой культуры граждан в качестве общего «культурного эталона».
Кейзеров Н.М. в структуру
правовой культуры включает помимо правосознания
еще и уровень
Лазарев В.В. справедливо подчеркивает, что правовая культура предполагает определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности; результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, судебная практика и т.д.) (61, 184-188 Основы права. Учебное пособие. Под ред. Лазарева В.В. М.: Юристъ, 2001. — 448 с.).