Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры учащихся в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить педагогические условия, разработать средства и способы деятельности учащихся, позволяющие оптимально реализовать образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, как правовых курсов, так и внеучебной деятельности в процессе формирования правовой культуры.
Гипотеза исследования. Формирование правовой культуры старшеклассников - длительный процесс, ориентированный на личность, ее индивидуальные особенности. Результатом этого процесса станет формирование личности, способной самостоятельно выбирать способ поведения в разных правовых ситуациях в соответствии с современным уровнем культуры

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….………………3
1 Формирование правовой культуры как фактор существования правового государства и гражданского общества………...………………………….……..7
1.1 Основы теории правовой культуры....................................................................7
1.2 Правовая культура как часть процесса социализации личности учащегося………………………….……………..………………………….....28
2 Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры
учащихся в общеобразовательной школе……………………………………...62
2.1 Состояние проблемы правовой культуры в теории воспитания…………....62
2.2 Особенности процесса правового воспитания в средней общеобразовательной школе..…………………..………………….………….78
2.3 Наиболее эффективные методы и формы осуществления правового воспитания и формирования правовой культуры………………..………….86
2.4 Диагностика уровня правовой культуры учащихся…………………………88
Заключение………………………………………………………...……………….94
Список литературы………………………………………………………...………96

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 853.50 Кб (Скачать файл)

На третьем этапе (стадия РЕФЛЕКСИИ) учитель исходит из того, что «рефлексия - это способность человека к самосознанию, форма теоретической идеальной деятельности, направленная на осмысление собственных действий, своей практической деятельности» (К.Я.Вазина).

Создаются условия для  соотнесения учащимся результата и  учебных действий с задаваемыми  ему педагогом нормативными рамками  деятельности, с одной стороны, и  собственными целями, ценностями и  возможностями - с другой. Для этого  учитель организует межгрупповое взаимодействие учащихся, в процессе которого с помощью вопросов на понимание, задаваемых учащимися друг другу, анализируется результат, оценивается способ его получения.

 

 

1.2 Основы теории правовой культуры

 

 

Современный период развития нашей  страны характеризуется становлением правового государства и гражданского общества, основополагающие идеи которых закреплены в Основном законе - Конституции. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. В обоих случаях речь идет о правах личности и поэтому очевидно, что в качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, ее право на самореализацию, которое утверждается на признании права индивидуальной, личной свободы.

Идеями формирования правового государства и гражданского общества пронизана «Стратегия - 2030», выдвинутая Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым, и одно из направлений он видит в повышении уровня правовой культуры. В своем Послании народу Казахстана Президент отметил, что «нельзя забывать и о том, что правовая деятельность заключается не только в правотворчестве и правоприменении: необходимо разработать комплекс мер в целях повышения уровня правовой информированности, грамотности граждан, роста их правовой культуры. Общеизвестно, что чем выше уровень правовой культуры общества, чем лучше население знает законодательство, тем меньше проблем на стадии исполнения закона» (5, с.11 Электронный ресурс: «Послание президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана» Дата: 14.12.12 http://news.ivest.kz/25977399-poslanie-prezidenta-rk-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana?mobile=1).

Из этого следует, что  правовая культура как общества, так каждой личности в отдельности, играет немаловажную роль в формировании правового государства и гражданского общества. То есть, правовая культура - это определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития складывающийся из отдельных элементов. К ним относятся: право, правосознание, правовая деятельность, правовая идеология и т.п. Однако выделение этих структурных элементов правовой культуры условно, так как нет правовой деятельности, осуществляемой отдельно от правового сознания, а правосознание может проявляться лишь в правовой деятельности и ее результатах - правовых актах. И самое главное состоит в том, что все эти элементы не могут существовать без своего носителя-субъекта - человека, группы людей, населения в целом.

Раскрытие содержания правовой культуры необходимо начать с понимания права. В правовой культуре как универсальном явлении отражается отношение к праву. Право не сводится к воле властвующего субъекта (государства), напротив, оно (государство) связано им, право есть отношение, полюсами которого выступают, с одной стороны, государственная власть, с другой - граждане государства. И в последних заключается самая верная гарантия верховенства права над государственной силой.

Развивая идею о связанности  государства правом, необходимо затронуть и вопросы об источниках права. Элементом правовой культуры является уровень развития всей системы юридических актов, то есть текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.

Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является Конституция государства. Любой юридический акт должен быть правовым, то есть отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе.

Закон должен быть совершенным и  с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким  и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определение  терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения  источнике и т.д.

Обращаясь к  широко представленной сегодня отечественной  и европейской литературе, можно  увидеть, что учение о правовом государстве  выделяет в качестве источников права  правовые нравственные ценностные принципы, обычное право и судебную практику. В Конституции Республики Казахстан в ст.4 сказано, что «действующим правом в Республики Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики» (1, с. 5 Электронный ресурс: Конституция Республики Казахстан http://www.constitution.kz/razdel1/).

При определении качества правовой культуры общества должно учитываться  и состояние индивидуальных правовых актов-документов: правоприменительных и правореализационных.

Анализ указанных правовых актов позволяет сделать вывод  об уровне правовой культуры и культуры общества в целом.

Важный показатель правовой культуры - это уровень правосознания  как общества, так и отдельной  личности. Лазарев В.В. определяет правосознание как сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практики его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей (61, 180 Основы права.  Учебное пособие. Под ред. Лазарева В.В. М.: Юристъ, 2001. — 448 с. ) .

В научной литературе выделяют три уровня в структуре  правового сознания: познавательный, оценочный и волевой, считая измеримыми такие элементы правового сознания как знание права, отношение к праву, мотивы правомерного поведения. Основные функции правосознания - познавательная, оценочная и регулятивная. Познавательной функции соответствует определенная сумма юридических знаний. Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции - поведенческая реакция в виде правомерного и противоправного поведения (20, 57 Агешин Ю.А. Правовые знания и культура человека. -М. : Юридическая литература, 2003. -64с.).

Обобщая вышесказанное о правовом сознании личности как одном из элементов правовой культуры, мы пришли к выводу о том, что правовая культура личности проявляется, во-первых, в знании действующего законодательства. Конечно, нельзя требовать от гражданина знания всех законов, всех нормативных актов. Речь идет, прежде всего, о знании Конституции, основных прав, свобод и обязанностей. Во-вторых, правовая культура личности проявляется в уважительном отношении к праву, предполагает уважение чужих прав, добросовестное исполнение своих обязанностей. В-третьих, правовая культура характеризуется стремлением гражданина строить свое поведение в соответствии с предписанием юридических норм, своего рода моделей поведения. Правовая культура способствует тому, чтобы нормы права выполнялись гражданином добросовестно, в силу привычки.

Следующим элементом  правовой культуры является уровень  развития правовой деятельности. Она  состоит из теоретической - деятельность ученых- юристов, образовательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе и правоприменительной деятельности.

Правоприменительную деятельность можно рассматривать  как сложный процесс, образуемый из следующих основных звеньев: доведение содержания нового правового акта до граждан и должностных лиц государственных учреждений, общественных организаций; принятие ими решения, вытекающих из этого акта; реализация принятых решений; контроль за их исполнением. Оптимальное функционирование каждого звена указанного процесса требует высокого уровня правовой культуры, а он далеко не всегда соответствует элементарным требованиям, например, знанию закона. Одним из существенных недостатков в реализации действующего законодательства является несовершенство практики информирования граждан и должностных лиц о содержании законов. Поэтому в целях правовой информированности, воспитания правовой культуры населения, укрепления законности, правопорядка и дисциплины Министерством юстиции Республики Казахстан были разработаны проекты Положения о правовом всеобуче, Положения об организации правового всеобуча военнослужащих и гражданского персонала в Вооруженных Силах, Положения о правовой аттестации руководящих кадров и специалистов органов исполнительной власти и их подведомственных предприятий, учреждений и Концепции правового обучения учащейся молодежи в Республике Казахстан, которые утверждены Постановлением Президента Республики Казахстан «О мерах по организации правового всеобуча в Республики Казахстан» от 21 июня 1995 года (3 Электронный ресурс: Постановление Президента Республики Казахстан от 21 июня 1995 г. N 2347 О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан. Источник: vseobuch.doc) . Более подробно раскрытие сущности правовой информированности мы рассмотрим далее.

Следующим структурным  элементом правовой культуры является правовая идеология. Другими словами, уровень правовой культуры общества зависит от формирования правовой идеологии  в данном обществе. Уровень правовой культуры - это обобщенный показатель, отражающий место и роль права в жизни общества. А правовая идеология включает: представления людей о желаемых законах; их отношение к существующим законам, их одобрение или неприятие.

Правовые идеи (правовая идеология) воплощают осознание людьми своих интересов в праве. Лившиц Р.З. считал, что «на первых порах появления и становления новых идей они находятся в некотором противостоянии с действительностью. Чем демократичнее, плюралистичнее общество, тем легче новые идеи пробивают в нем дорогу к реальности, к воплощению в жизнь. И наоборот, чем тоталитарнее общество, чем меньше оно склонно к плюрализму, тем активнее и энергичнее оно борется с новыми идеями, препятствуют их развитию» (27, 83 Лившиц Р. 3. Теория права. Учебник – М.: Издательство БЕК, 2008. – 224 с.).

Итак, в правовых идеях  формируются намерения людей  претворить свои разносторонние интересы в нормы, установить на основе своих  интересов и с их учетом определенный порядок в обществе. Правовые идеи включают обращенность к настоящему - отношение к существующим нормам, отношение позитивное или негативное, а также обращенность к будущему - представления о желаемых правовых нормах.

Таким образом, рассмотренные  выше структурные элементы позволяют  сформулировать на уровне обобщенного  представления определение правовой культуры. Прежде чем приступить к этому, необходимо отметить, что в силу условности выделения этих элементов, в научной литературе существует множество подходов к трактовке как самой категории «правовой культуры», так и ее структурных компонентов, в связи с тем, что понятие правовой культуры многоаспектно.

Поэтому для формулировки собственного понимания содержания правовой культуры необходимо на уровне теоретического осмысления обратиться к различным подходам в определение  правовой культуры и выделении ее структурных элементов в научной литературе.

«Под правовой культурой, - пишут Каминская В.И. и Ратинов А.Р., - предполагается понимать системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей» (20, 42 Каменская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 2004. - 202 с.) .

По мнению этих авторов, в состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные комплексы:

  • право как система норм, выражающих государственные веления;
  • правовые учреждения, то есть система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права;
  • правоотношения как система общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;
  • правосознание, то есть система духовного отражения всей правовой действительности;
  • правовое поведение как правомерное, так и противоправное. (20, 42- 43 Каменская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 2004. - 202 с.).

Нельзя не отметить правильность и практическую важность постановки вопроса о неблагоприятных последствиях отклонения от требований правовой культуры, диктуемых современным уровнем развития общества. Однако, следует различать по содержанию «требование закона» и «требование правовой культуры». Право карает только за преступное деяние, а не за «не соответствующий эталоном уровень культуры». Уровень общей и правовой культуры личности, естественно, принимается во внимание при рассмотрении компетентными органами обстоятельств правонарушения.

Однако, при всем этом требуется  наличие элементарного уровня правовой культуры гражданина, предполагается непременное и обязательное знание им закона: действует правило, согласно которому незнание закона не освобождает от ответственности. Подобными требованиями закрепляется обязательный уровень правовой культуры граждан в качестве общего «культурного эталона».

Кейзеров Н.М. в структуру  правовой культуры включает помимо правосознания  еще и уровень правоисполнительной  деятельности в интересах обеспечения  и упрочения правопорядка и законности. Также Кейзеров Н.М. отмечает что «наиболее из существенных черт правовой культуры это то, что правовая культура отражает идейно-правовое состояние общества на определенном историческом этапе, характеризует уровень правосознания, знание права, уважения к законам» (22, 116-117 Кейзеров Н. М. О соотношении гражданской и политической культур// Социально-политические науки. — 1991. — № 7. — С. 122).

Лазарев В.В. справедливо  подчеркивает, что правовая культура предполагает определенный уровень  правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности; результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, судебная практика и т.д.) (61, 184-188 Основы права.  Учебное пособие. Под ред. Лазарева В.В. М.: Юристъ, 2001. — 448 с.).

Информация о работе Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры учащихся в общеобразовательной школе