Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры учащихся в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить педагогические условия, разработать средства и способы деятельности учащихся, позволяющие оптимально реализовать образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, как правовых курсов, так и внеучебной деятельности в процессе формирования правовой культуры.
Гипотеза исследования. Формирование правовой культуры старшеклассников - длительный процесс, ориентированный на личность, ее индивидуальные особенности. Результатом этого процесса станет формирование личности, способной самостоятельно выбирать способ поведения в разных правовых ситуациях в соответствии с современным уровнем культуры

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….………………3
1 Формирование правовой культуры как фактор существования правового государства и гражданского общества………...………………………….……..7
1.1 Основы теории правовой культуры....................................................................7
1.2 Правовая культура как часть процесса социализации личности учащегося………………………….……………..………………………….....28
2 Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры
учащихся в общеобразовательной школе……………………………………...62
2.1 Состояние проблемы правовой культуры в теории воспитания…………....62
2.2 Особенности процесса правового воспитания в средней общеобразовательной школе..…………………..………………….………….78
2.3 Наиболее эффективные методы и формы осуществления правового воспитания и формирования правовой культуры………………..………….86
2.4 Диагностика уровня правовой культуры учащихся…………………………88
Заключение………………………………………………………...……………….94
Список литературы………………………………………………………...………96

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 853.50 Кб (Скачать файл)
  • разработка концепции правового образования в школе;
  • подготовка и издание соответствующих учебно-методических пособий;

- создание системы  подготовки и переподготовки  учителей, преподающих право в  школе.

С учетом задач, стоящих сегодня перед нашим обществом, на уровне государственной политики особое внимание должно быть уделено проблемам развития правовой культуры граждан и, прежде всего, повышению роли и места правового образования в школах [Сыдыков У. Е., Оспанов К. И. Основы права. Учебное пособие. Алматы: КазНТУ, 2006. – 296 с].

В связи с этим при  оценке места и роли правового  образования в современной школе  следует исходить:

во-первых, из потребностей людей в получении хороших  знаний в области права;

во-вторых, из интересов государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан;

в-третьих, из необходимости  обобщить и систематизировать педагогический и методический опыт, накопленный  в области правового образования  школьников в нашей стране и за рубежом.

Правовое образование личности не следует рассматривать только с позиции его профилактической роли в деле борьбы с правонарушениями в стране, хотя такую функцию нельзя отрицать. Правовое образование и воспитание следует понимать в более широком его значении - как необходимое (хотя и недостаточное) условие приобретения гражданами опыта демократической культуры.

Обобщая материалы многочисленных педагогических дискуссий по этой проблеме, на вопрос о том, зачем изучать  право в школе, в самом общем  виде, можно ответить следующее: чтобы дать учащимся собственно правовые знания; привить навыки правомерного поведения; воспитать правовую культуру, приобщить к опыту демократической культуры.

Сапаргалиев Г.С. в своей  работе пишет, что информирование и  правовое воспитание граждан является одной из важнейших проблем правового государства (53, 54 Сапаргалиев Г.С. Основы государства и права. Алматы, 2001…………………) . Древний принцип - незнание закона не освобождает от ответственности в условиях развития средств массовой информации - необходимо трактовать иначе. А именно, с точки зрения Сапаргалиева Г.С., государство должно заботиться о всеобщей правовой информированности. Другая сторона проблемы - это правовое воспитание. В этом отношении большую роль должно сыграть Постановление Президента Республики Казахстан от 21 июня 1995 года «О мероприятиях по правовому всеобучу в Республики Казахстан», а также утвержденная этим постановлением Концепция правового обучения учащейся молодежи в Республике Казахстан (Постановление Президента Республики Казахстан от 21 июня 1995 года «О мероприятиях по правовому всеобучу в Республики Казахстан» и [Электронный ресурс: Концепция правового обучения учащейся молодежи в Республике Казахстан (утверждена постановлением Президента Республики Казахстан от 21 июня 1995 года N2347) http://www.edu.gov.kz/en/].

Данная Концепция, целью  которой является заложение основ  правовой культуры, главной задачей  правового обучения учащейся молодежи видит в мобилизации всего  комплекса правового воспитания на формирование высокого правосознания и традиции уважения к законам.

Для решения этой задачи предлагается коренная перестройка всей системы  правового обучения учащейся молодежи.

А именно, Концепция предусматривает  поэтапное, с учетом возрастных возможностей учащихся, знакомство с правом. Это означает увеличение информационного потока на ученика.

При этом, на наш взгляд, важно учитывать  то, что мы не готовим в рамках общей системы образования – «профессионального юриста», а потому «нагромождение» сложной юридической конструкций в программе, перенесение вузовских методов обучения в школу неприемлемо. Важно осуществлять отбор материала, доступного школьникам и соответствующего целям правовой подготовки.

Концепция выделяет следующие уровни правовой подготовки, соответствующие  основным этапам непрерывного образования молодежи:

    1. начальный уровень (дошкольный возраст, начальные классы общеобразовательной школы);
    2. средний уровень (неполная средняя школа, средняя общеобразовательная школа, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения);

3) высший уровень (неюридические  вузы, неюридические факультеты  университетов) [Электронный ресурс: Концепция правового обучения учащейся молодежи в Республике Казахстан (утверждена постановлением Президента Республики Казахстан от 21 июня 1995 года N2347) http://www.edu.gov.kz/en/].

В соответствии с утвердившимся  в общей теории правовой педагогики положением правовое образование молодежи имеет своей конечной целью формирование осознанного уважения к закону и  умения активно использовать его в жизненной практики. Это образование, по данной Концепции, должно строиться на выработанных веками общедидактических принципах: доступности (с учетом возрастных особенностей, возможностей и жизненного опыта учащихся); последовательности; систематичности; практической значимости. Тем не менее среди них особо значимыми для данной области знания являются, как было отмечено выше, принцип непрерывности обучения, а также сочетание обучения с практической деятельностью детей.

Принцип непрерывности реализуется в многоэтапности обучения, которое охватывает все периоды все периоды формирования личности.

На первом этапе (дошкольное и начальное  образование) закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения  происходит формирование представлений  о значимости человеческого достоинства, понимания ценностей своей личности и других людей, воспитываются уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству. Отсюда в программе воспитания и обучения в детском саду предлагается предусмотреть раздел по нравственно-правовому воспитанию, а в начальных классах предусматривается значительное совпадение логики усвоения правового материала с материалом курса («Ознакомление с окружающим миром», I-IV классы).

Следующий этап, выделенный в Концепции как средний уровень, необходимо рассмотреть более детально, разделив его на соответствующие этапы. Это делается для того, что в данной работе нас будет интересовать именно этот средний уровень.

Итак, на втором этапе (неполная средняя школа) правовое воспитание и обучение характеризуются качественно новым уровнем, приобретают большую

систематичность в усвоении правовых знаний, понимании правил поведения человека в обществе, возрастает роль юридической грамотности и  правовых знаний непосредственно в жизненных ситуациях.

Также на данном этапе  формируется система ценностей  и установок человеческого поведения; уважение к закону, правам других людей. Идет обогащение сознания учащихся сведениями о принципах и конкретных нормах, выражающих права, свободы и обязанности человека, познание ими элементарных правовых норм.

Этот уровень обеспечивается, прежде всего, изучением в IX классе самостоятельного курса «Основы права». В программу курса входят «изучение Конституции Республики Казахстан, основных прав и обязанностей граждан, вопросов юридической ответственности, законности и правопорядка, других тем, способствующих формированию нравственно-правовых качеств личности, ее представлений о социальной справедливости, высокой гражданственности человека» [Электронный ресурс: Концепция правового обучения учащейся молодежи в Республике Казахстан (утверждена постановлением Президента Республики Казахстан от 21 июня 1995 года N2347) http://www.edu.gov.kz/en/].

Задача третьего этапа (средняя общеобразовательная школа) состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей на основе углубленного изучения механизмов их реализации и защиты. Сведения о правах расширяются и углубляются, происходит познание их философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяются гражданская позиция человека, его социально-политические ориентации.

На данном этапе правовая подготовка учащихся обеспечивается только в курсах обществознания, что явно недостаточно. Концепция предусматривает проведение в общеобразовательной школе (Х-ХІ классы) таких форм работы, как кружки, клубы, научные общества учащихся, читательские и зрительские конференции, олимпиады по правовым вопросам.

Данные формы работы находят свое отражение в принципе сочетания преподавания с практической деятельностью. Этот принцип обусловлен неразрывным единством знаний, убеждений и поступков. Преподавание будет эффективным при условии использования активных методов, включения учащихся в практическую деятельность, требующую знаний, навыков общения, убежденности, умений отстаивать свои позиции.

В заключение необходимо отметить, что Концепция правового  обучения учащейся молодежи в Республике Казахстан исключительную роль в разрешении проблем правового обучения и воспитания отводит учителю. Именно учитель формирует у учащихся научные мировоззрения, правовое сознание, уважение к законам, закладывает основы правовой культуры [Электронный ресурс: Концепция правового обучения учащейся молодежи в Республике Казахстан (утверждена постановлением Президента Республики Казахстан от 21 июня 1995 года N2347) http://www.edu.gov.kz/en/].

В этих целях Концепция  предусматривает необходимость  решения вопроса о подготовке преподавателей правовых дисциплин на юридических факультетах университетов. На наш взгляд, это решение правильное, так как учитель права должен владеть не только методикой преподавания, но и юридическими знаниями, уметь использовать их в нестандартных ситуациях, знать новое законодательство, уметь работать с комментариями к ним, приводить интересные и реальные примеры и т.д. Полные и необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности знания учитель может получить, обучаясь на юридическом факультете.

Для решения данного вопроса государство предприняло некоторые шаги в этом направлении, открыв на юридических факультетах специальности «Основы права и экономики», готовящие учителей, которые будут преподавать правовые и экономические дисциплины в средней общеобразовательной школе.

Исследования правовой культуры, ее связи с правосознанием, с законностью доказали, что обеспечение  высокой юридической культуры невозможно без системы правового воспитания. Она сводится не только к пропаганде, разъяснению законов, а включает еще воздействие на человека всех сторон правовой жизни общества, всей системы общественных отношений, которые в своей совокупности формируют высокую правовую культуру, устойчивые правовые убеждения. Вопросы правового воспитания рассматриваются в следующем разделе.

 

 

 

2 Пути повышения эффективности  воспитания правовой культуры  учащихся в общеобразовательной  школе

 

 

2.1 Состояние проблемы  правовой культуры в теории  воспитания

 

 

Идея правового воспитания зародилась еще в Древней Греции. Античная демократия, в условиях которой граждане принимали активное участие в общественно-политической жизни страны, определяла и особые подходы к воспитанию. Предпочтение отдавалось воспитанию гражданских добродетелей. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности в делах общества Сократ. В воспоминаниях о нем читаем: «Сократ говорит, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую деятельность» (43, 66 Ксенофонт Сократические сочинения. — М.: Мир книги, 2007. – 757 с.). Для Сократа воспитать человека, значит помочь ему стать достойным гражданином.

Аристотель, чьи философские  и педагогические идеи явились наивысшим достижением античной теории, исходят из необходимости взаимосвязи права и воспитания, вводит понятие законопослушный. Обосновывая идеи гражданского воспитания, он доказывает зависимость гражданских добродетелей от государственного строя [Аристотель«Афинская полития» Аристотеля — один из важнейших первоисточников для изучения истории Древней Греции классического периода. Перевод С.И. Радцига Текст приведён по изданию: Аристотель. "Политика. Афинская полития". Серия: "Из классического наследия". М, Мысль, 1997, с. 271 – 343].

Начиная от Сократа и  Аристотеля, правовое воспитание рассматривалось как необходимое условие воспитания гражданина, для которого уважение к закону, обладание всей полнотой гражданских прав, участие в управлении общественными делами является насущно необходимыми. Позитивное воздействие законов на личность становится общепризнанным в античной науке.

С ярко выраженной концепцией взаимосвязи законов и гражданского воспитания выступил Гольбах П.А. Революционно-демократическая  направленность учения Гольбаха выразилась в идее воспитания активного гражданина, одной из основных характеристик которого является повиновение законам своего Отечества. Законы созданы для них, а не они для законов (14, 389 Гольбах П.А.. Избранные произведения в двух томах. Том 1. — М., 1963, 715 с (Философское наследие, Т. 2); Поль Анри Гольбах. Избранные произведения в двух томах. Том 2. — М, 1963, 563 с (Философское наследие, Т. 3). Он считал, что в действиях государства по отношению к гражданам должен лежать принцип гуманности. Исходя из этой установки Гольбах полагал, что «законы - это правила поведения, которые общество предписывает своим членам для сохранения жизни и обеспечения счастья всех граждан» (14,36 Гольбах П.А.. Избранные произведения в двух томах. Том 1. — М., 1963, 715 с (Философское наследие, Т. 2); Поль Анри Гольбах. Избранные произведения в двух томах. Том 2. — М, 1963, 563 с (Философское наследие, Т. 3).

Идея правового воспитания нашла отражение в трудах Канта  и Гегеля. Так, основная мысль Канта  относительно права и его роли в обеспечении жизнедеятельности  общества основывается на убеждении, что право призвано регулировать поступки людей, а идеалы, субъективные мотивы, цели граждан не подлежат законодательному определению. В подтверждении этого он вводит новаторское для своего времени понятие «правовой порядок», в обеспечении которого и состоит первостепенная роль права. «Гражданское состояние, рассматриваемое только как состояние правовое, основано на следующих априорных принципах:

  1. свободе каждого члена общества как человека;
  2. равенстве его с каждым другим как поданного;
  3. самостоятельности каждого члена общества как гражданина.

Информация о работе Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры учащихся в общеобразовательной школе