Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры учащихся в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить педагогические условия, разработать средства и способы деятельности учащихся, позволяющие оптимально реализовать образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, как правовых курсов, так и внеучебной деятельности в процессе формирования правовой культуры.
Гипотеза исследования. Формирование правовой культуры старшеклассников - длительный процесс, ориентированный на личность, ее индивидуальные особенности. Результатом этого процесса станет формирование личности, способной самостоятельно выбирать способ поведения в разных правовых ситуациях в соответствии с современным уровнем культуры

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….………………3
1 Формирование правовой культуры как фактор существования правового государства и гражданского общества………...………………………….……..7
1.1 Основы теории правовой культуры....................................................................7
1.2 Правовая культура как часть процесса социализации личности учащегося………………………….……………..………………………….....28
2 Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры
учащихся в общеобразовательной школе……………………………………...62
2.1 Состояние проблемы правовой культуры в теории воспитания…………....62
2.2 Особенности процесса правового воспитания в средней общеобразовательной школе..…………………..………………….………….78
2.3 Наиболее эффективные методы и формы осуществления правового воспитания и формирования правовой культуры………………..………….86
2.4 Диагностика уровня правовой культуры учащихся…………………………88
Заключение………………………………………………………...……………….94
Список литературы………………………………………………………...………96

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 853.50 Кб (Скачать файл)

Для очень низкого  уровня характерны: слабое представление  о существующих законах, нормах Конституции, недостаточное осведомление об основных правах и свободах граждан, низкая степень правовой информированности; негативное отношение к закону, к деятельности правоохранительных органов, нежелании исполнять свои обязанности; соблюдение норм права только из-за страха перед наказанием или из-за корыстных мотивов.

Таким образом, уровень  правовой культуры личности состоит  в прямой зависимости от уровней  знаний им права, отношения к праву  и степени правовой активности. Эта  зависимость в общем виде показана во второй схеме (Рис. 1.1.2)

Проанализировав научную литературу, выяснив структурные элементы правовой культуры и обобщая данные на основе представленных нами схем, мы сформулировали собственное понимание содержания правовой культуры:

Правовая культура - это  единство правовых знаний и умений, уважения к закону и готовности исполнять нормы права, проявляя правовую активность.

 

 

1.2 Правовая культура  как часть процесса социализации  личности учащегося

 

 

Формирование правового  государства и гражданского общества в Казахстане невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений, без соответствующего уровня их правовой культуры.

По итогам первого  подраздела мы пришли к выводу, что  правовая культура является важнейшим  признаком правового государства, обязательным условием его построения. Как наработанная человечеством сумма духовных и материальных ценностей культура напрямую влияет на характер правовых институтов. Общество высокой культуры несовместимо с тоталитарной властью. Истинную свободу, свободу от догм и стереотипов, дает только знание, культура. Всякое государство, решившее двигаться по пути свободы не должно экономить на культуре, образовании, ибо давно сказано, что скупой платит дважды.

И прежде всего речь нужно  вести об образовании и культуре молодежи. От того, насколько будут грамотны дети, каковым будет уровень их общей культуры, в частности правовой, зависит будущее Казахстана, а именно сможем ли мы жить в правовом государстве и гражданском обществе, которые сейчас находятся только на этапе построения и к которым мы стремимся.

В этом отношении особую роль играет процесс социализации личности. Социализация, понимаемая как результат  образовательных и более широких  социальных воздействий на формирование личности учащихся, тождественна культуре, если последняя рассматривается в личностном плане и в одной из своих конкретных форм (нравственная, политическая, правовая культура). В практических целях педагоги, социологи, политологи наряду с понятием

«социализация» успешно использует такие, например, понятия, как «гражданственность», «политико-правовая культура». Процесс социализации включает в себя элементы стихийного воздействия и целенаправленного влияния. Последнее чаще всего определяется понятием «воспитание».

Являясь одним из институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, то есть именно она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой сфере и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Процесс воспитания праву должен способствовать формированию социально-активной личности, способной решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет права.

Никитин А.Ф. выделяет следующие  теоретико-методические условия, обеспечивающие результативность политико-правовой социализации школьников:

«- тщательная разработка взвешенного понятийного аппарата, приведение его в соответствие с реалиями современной общественно-политической жизни;

  • опора на те элементы современной политической и правовой ситуации, которые соответствуют принципам гражданского общества и правового государства;
  • осуществление отбора содержания образования в соответствии с принципами демократизма, историзма, научности, законности, гуманизма;
  • рассмотрение политических и правовых фактов и явлений в единстве с их нравственными аспектами;
  • максимальное использование межпредметных связей, в том числе и путем насыщения содержания гуманитарного образования (уроков истории, в первую очередь) теоретическим и фактическим материалом политического и правового характера;
  • организация условий (с учетом реальных возможностей) для включения учащихся в общественно-политическую деятельность с гуманистическими, общественно значимыми целями» (31, 36 ).

В связи  со сказанным необходимо кратко рассмотреть вопрос о сущности такого явления, как гражданственность. По мнению Никитина А.Ф., гражданственность - это единство политического, правового и нравственного в субъективно-личностной форме, это ощущение себя активным членом общества, лояльным к политическим и правовым основам существования государства (31, 37 А.Ф.Никитин: Право и политика 9 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2003 г., 190 с.)

Воспитание гражданских  качеств учащихся автор связывает с развитием ведущих подструктур индивидуального самосознания, среди которых особо выделяет так называемое социальное пространство личности. Данная категория наиболее ярко выражает особенности отражения в сознании старшеклассников, носителей определенных прав и обязанностей, реальной социально- политической ситуации, особенности их восприятия существующих социально- политических регуляторов поведения граждан. Для формирования благоприятного с точки зрения целей политико-правовой социализации учащихся социального пространства, необходимо учитывать следующие требования:

  • формирование интереса к теоретическому осмыслению правовых явлений, развитии положительной мотивации к участию в общественной жизни на основе понимания ее правовых и политических основ;
  • необходимость осознания учащимися системности норм и принципов демократического права, его роли в общественной жизни;
  • развитие умений ориентироваться в разнообразии правовых норм, фактов, явлений, в особенности тех, которые непосредственно отражают реалии политической системы;
  • единство политической, правовой и нравственной культуры как элементов социализации личности (31, 38 А.Ф.Никитин: Право и политика 9 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2003 г., 190 с.).

Следует согласиться, что так называемое социальное пространство учащегося может быть сформировано только с учетом вышеназванных требований, что в свою очередь будет способствовать в процессе социализации формированию высокой правовой и политической культуры.

Мы не находим серьезных  расхождений во взглядах на этот вопрос с Никитиным А.Ф. Однако мы считаем, что для правовой социализации учащегося  недостаточно только социального пространства. Обучение и воспитание, а равно  как формирование правовой культуры, должно протекать в демократической атмосфере, где гарантирована свобода самовыражения и для учеников, и для учителей, где главенствует честность и справедливость. Поэтому в ближайшем окружении ребенка (школьная администрация, учителя, члены семьи, друзья, школьный коллектив и т.д.) необходимо создать именно такую атмосферу. Говоря иначе, социализация должна реализовываться в самой правовой атмосфере школьной жизни - в правовом пространстве.

Определим правовое пространство как освоение современной системы  социальных ценностей самими педагогами, учащимися и родителями, то есть всеми участниками образовательного процесса.

При этом возникает вопрос: что понимается под системой социальных ценностей, а именно ценностями права?

В подавляющем большинстве  авторы учебников по основам права для школы являются представителями нормативистской школы права, то есть сторонниками понимания права как системы общеобязательных правил или норм поведения, установленных и охраняемых государством. Ничего не имея против такой точки зрения (она наиболее распространена в правоведении), мы не можем забывать и об ином понимании права. Речь идет об освоении человеком базовых гражданских и правовых ценностей, о понимании права как меры свободы и справедливости. Это можно назвать ценностным правопониманием. Такой подход в учебниках по праву для школы наиболее отчетливо представлен ученым-правоведом Алексеевым С.С. «Право (в отличии от просто закона, законодательного документа) представляет собой систему общеобязательных норм, определяющую наличие или отсутствие у лиц субъективных прав, а в связи с этим - обязанностей, запретов, ответственности. Право призвано через законы проводить в жизнь и защищать свободу.» (6, 39-40 Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. М.: Норма, 2005. — 496 с.).

Отсюда вытекает следующая  проблема, состоящая в выяснении  того, какие ценности правовой культуры должны быть освоены учащимися, стать  для них личностно значимыми.

Становится очевидным, что нельзя свести все правовое образование  к сумме знаний, оно предполагает воспитание определенной системы ценностей или правовой культуры.

Главной ценностью права, по мнению многих специалистов в области  юриспруденции и педагогики, является признание ценности прав человека. Это прежде всего воспитание в  человеке чувства собственного достоинства, осознание своих прав, умение их реализовать и защитить. Это также признание прав других людей. Уважая себя как личность, человек способен уважать права и других людей.

Еще одной ценностью, которую учащиеся должны, по мнениям Суворовой Н.Г. и Никитина А.Ф., «почувствовать» в праве, является умение строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами. Другими словами, речь идет об освоении способов правомерного поведения (58, 24 Никитин А.Ф. Политика и право. [Текст]: Пособие для учителей / А. Ф. Никитин, Н. Г. Суворова, Т. И. Тюляева. – М.: Просвещение, 1995. – 128 с.).

Исходя из этого к  числу важнейших ценностей права  справедливо относят подготовку ребенка к жизни в демократическом  обществе, в условиях развития рыночных отношений.

Итак, можно выделить следующие ценности и приоритеты правовой культуры, существенные в  правовом образовании школьников:

  • знание личностью своих прав и свобод и умение реализовать их, не нарушая прав и свобод других людей;
  • способность к диалогу;
  • наличие чувства ответственности за свои поступки, свой выбор;
  • критическое и одновременно преобразующее отношение к реальной действительности;

-' умение применять  на практике полученные правовые  знания.

Совершенно очевидно, что выделенные выше ценности и приоритеты правового образования школьников требуют адекватной методики, которая обеспечивала бы активное участие учащихся в образовательном процессе. Сегодня основные методические инновации связаны главным образом с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения.

Формирование политической и правовой культуры учащихся невозможно без психологически и педагогически  целесообразной организации репродуктивной деятельности, связанной с усвоением  и воспроизведением образцов, норм, традиций одобряемого обществом поведения. Вместе с тем необходимо включать школьников в продуктивную, творческую деятельность: обсуждение и анализ имеющих политическое значение правовых документов, решение правовых задач, разбор проблемных ситуаций, создание условий для реализации элементов правоприменительной деятельности. Выполняя эти задания, учащиеся как- бы примеряют на себя роль избирателя, члена политической организации, лидера, соотносят свои возможности с теми качествами, которые необходимы для их успешного выполнения.

По нашему мнению, политико-правовая социализация осуществляется эффективнее  всего в процессе изучения правовых курсов. В содержании образования  в основной школе должен быть представлен  полноценный курс правоведения, а полученные знания углублять и расширять в полной средней школе в курсах обществознания. Вместе с тем возможна и организация правового образования в рамках одного из интегративных обществоведческих курсов. В настоящее время во многих школах практикуются такие интегративные курсы, которые имеют название «Право и экономика».

Исходя из всего вышесказанного, возникает необходимость в выделении  правового образования в самостоятельную  часть школьного гуманитарного  образования, если мы действительно  хотим жить в правовом государстве. Правовые курсы изучаются, как было отмечено выше, как правило, в выпускных классах основной и полной средней школы, что хотя и необходимо,

но явно недостаточно для решения задачи воспитания подлинной  правовой культуры личности.

Существует разработанный ЮНЕСКО примерный перечень основных направлений и критериев, по которым может оцениваться динамика процесса правовой социализации учащихся. Такими критериями являются определенные знания, ценностные ориентации и умения. Хорошо продуманная и организованная система правового образования в школе позволяет добиться понимания учащимися принципов равенства и демократии, которые лежат в основе представления о равенстве и праве всех людей на жизнь, свободу и самоопределение; знания своих прав и ответственности; понимания необходимости равновесия между экономическим ростом и социальным развитием в интересах социальной справедливости.

Сфера ценностных ориентаций способствует формированию самоуважения учащихся, уважение интересов других людей, чувства ответственности за сохранение окружающей среды, уважения принципов демократии и мира и готовности работать в более справедливом мире, критического отношения к различным источникам информации, желания участвовать в решении общественно значимых проблем; формирует умения критически оценивать различные вопросы, использовать многодисциплинарный подход к решению проблем, эффективно работать в малых и больших социальных группах для достижения общей цели, свободно и уверенно общаться с различными людьми, избегая агрессивности, которая нарушает права других индивидов, а также пассивности, которая лишает человека его собственных прав, желания и способности влиять на принятие решений.

Представляется, что основными  задачами, которые необходимо и можно  решить на государственном уровне, в настоящее время являются:

Информация о работе Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры учащихся в общеобразовательной школе