Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель исследования - определить педагогические условия, разработать средства и способы деятельности учащихся, позволяющие оптимально реализовать образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, как правовых курсов, так и внеучебной деятельности в процессе формирования правовой культуры.
Гипотеза исследования. Формирование правовой культуры старшеклассников - длительный процесс, ориентированный на личность, ее индивидуальные особенности. Результатом этого процесса станет формирование личности, способной самостоятельно выбирать способ поведения в разных правовых ситуациях в соответствии с современным уровнем культуры
Введение …………………………………………………………….………………3
1 Формирование правовой культуры как фактор существования правового государства и гражданского общества………...………………………….……..7
1.1 Основы теории правовой культуры....................................................................7
1.2 Правовая культура как часть процесса социализации личности учащегося………………………….……………..………………………….....28
2 Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры
учащихся в общеобразовательной школе……………………………………...62
2.1 Состояние проблемы правовой культуры в теории воспитания…………....62
2.2 Особенности процесса правового воспитания в средней общеобразовательной школе..…………………..………………….………….78
2.3 Наиболее эффективные методы и формы осуществления правового воспитания и формирования правовой культуры………………..………….86
2.4 Диагностика уровня правовой культуры учащихся…………………………88
Заключение………………………………………………………...……………….94
Список литературы………………………………………………………...………96
Для очень низкого уровня характерны: слабое представление о существующих законах, нормах Конституции, недостаточное осведомление об основных правах и свободах граждан, низкая степень правовой информированности; негативное отношение к закону, к деятельности правоохранительных органов, нежелании исполнять свои обязанности; соблюдение норм права только из-за страха перед наказанием или из-за корыстных мотивов.
Таким образом, уровень правовой культуры личности состоит в прямой зависимости от уровней знаний им права, отношения к праву и степени правовой активности. Эта зависимость в общем виде показана во второй схеме (Рис. 1.1.2)
Проанализировав научную литературу, выяснив структурные элементы правовой культуры и обобщая данные на основе представленных нами схем, мы сформулировали собственное понимание содержания правовой культуры:
Правовая культура - это единство правовых знаний и умений, уважения к закону и готовности исполнять нормы права, проявляя правовую активность.
1.2 Правовая культура
как часть процесса
Формирование правового государства и гражданского общества в Казахстане невозможно без воспитания молодежи в духе современных правовых идей, взглядов, представлений, без соответствующего уровня их правовой культуры.
По итогам первого
подраздела мы пришли к выводу, что
правовая культура является важнейшим
признаком правового
И прежде всего речь нужно вести об образовании и культуре молодежи. От того, насколько будут грамотны дети, каковым будет уровень их общей культуры, в частности правовой, зависит будущее Казахстана, а именно сможем ли мы жить в правовом государстве и гражданском обществе, которые сейчас находятся только на этапе построения и к которым мы стремимся.
В этом отношении особую
роль играет процесс социализации личности.
Социализация, понимаемая как результат
образовательных и более
«социализация» успешно использует такие, например, понятия, как «гражданственность», «политико-правовая культура». Процесс социализации включает в себя элементы стихийного воздействия и целенаправленного влияния. Последнее чаще всего определяется понятием «воспитание».
Являясь одним из институтов социализации личности, школа играет особую роль в процессе правовой социализации, то есть именно она призвана целенаправленно формировать полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой сфере и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия. Процесс воспитания праву должен способствовать формированию социально-активной личности, способной решать общественно-значимые задачи, опираясь на приоритет права.
Никитин А.Ф. выделяет следующие теоретико-методические условия, обеспечивающие результативность политико-правовой социализации школьников:
«- тщательная разработка взвешенного понятийного аппарата, приведение его в соответствие с реалиями современной общественно-политической жизни;
Воспитание гражданских качеств учащихся автор связывает с развитием ведущих подструктур индивидуального самосознания, среди которых особо выделяет так называемое социальное пространство личности. Данная категория наиболее ярко выражает особенности отражения в сознании старшеклассников, носителей определенных прав и обязанностей, реальной социально- политической ситуации, особенности их восприятия существующих социально- политических регуляторов поведения граждан. Для формирования благоприятного с точки зрения целей политико-правовой социализации учащихся социального пространства, необходимо учитывать следующие требования:
Следует согласиться, что так называемое социальное пространство учащегося может быть сформировано только с учетом вышеназванных требований, что в свою очередь будет способствовать в процессе социализации формированию высокой правовой и политической культуры.
Мы не находим серьезных расхождений во взглядах на этот вопрос с Никитиным А.Ф. Однако мы считаем, что для правовой социализации учащегося недостаточно только социального пространства. Обучение и воспитание, а равно как формирование правовой культуры, должно протекать в демократической атмосфере, где гарантирована свобода самовыражения и для учеников, и для учителей, где главенствует честность и справедливость. Поэтому в ближайшем окружении ребенка (школьная администрация, учителя, члены семьи, друзья, школьный коллектив и т.д.) необходимо создать именно такую атмосферу. Говоря иначе, социализация должна реализовываться в самой правовой атмосфере школьной жизни - в правовом пространстве.
Определим правовое пространство как освоение современной системы социальных ценностей самими педагогами, учащимися и родителями, то есть всеми участниками образовательного процесса.
При этом возникает вопрос: что понимается под системой социальных ценностей, а именно ценностями права?
В подавляющем большинстве авторы учебников по основам права для школы являются представителями нормативистской школы права, то есть сторонниками понимания права как системы общеобязательных правил или норм поведения, установленных и охраняемых государством. Ничего не имея против такой точки зрения (она наиболее распространена в правоведении), мы не можем забывать и об ином понимании права. Речь идет об освоении человеком базовых гражданских и правовых ценностей, о понимании права как меры свободы и справедливости. Это можно назвать ценностным правопониманием. Такой подход в учебниках по праву для школы наиболее отчетливо представлен ученым-правоведом Алексеевым С.С. «Право (в отличии от просто закона, законодательного документа) представляет собой систему общеобязательных норм, определяющую наличие или отсутствие у лиц субъективных прав, а в связи с этим - обязанностей, запретов, ответственности. Право призвано через законы проводить в жизнь и защищать свободу.» (6, 39-40 Теория государства и права. Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. М.: Норма, 2005. — 496 с.).
Отсюда вытекает следующая проблема, состоящая в выяснении того, какие ценности правовой культуры должны быть освоены учащимися, стать для них личностно значимыми.
Становится очевидным, что нельзя свести все правовое образование к сумме знаний, оно предполагает воспитание определенной системы ценностей или правовой культуры.
Главной ценностью права, по мнению многих специалистов в области юриспруденции и педагогики, является признание ценности прав человека. Это прежде всего воспитание в человеке чувства собственного достоинства, осознание своих прав, умение их реализовать и защитить. Это также признание прав других людей. Уважая себя как личность, человек способен уважать права и других людей.
Еще одной ценностью, которую учащиеся должны, по мнениям Суворовой Н.Г. и Никитина А.Ф., «почувствовать» в праве, является умение строить правовые отношения, разрешать конфликты и споры правовыми средствами. Другими словами, речь идет об освоении способов правомерного поведения (58, 24 Никитин А.Ф. Политика и право. [Текст]: Пособие для учителей / А. Ф. Никитин, Н. Г. Суворова, Т. И. Тюляева. – М.: Просвещение, 1995. – 128 с.).
Исходя из этого к
числу важнейших ценностей
Итак, можно выделить следующие ценности и приоритеты правовой культуры, существенные в правовом образовании школьников:
-' умение применять
на практике полученные
Совершенно очевидно, что выделенные выше ценности и приоритеты правового образования школьников требуют адекватной методики, которая обеспечивала бы активное участие учащихся в образовательном процессе. Сегодня основные методические инновации связаны главным образом с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения.
Формирование политической и правовой культуры учащихся невозможно без психологически и педагогически целесообразной организации репродуктивной деятельности, связанной с усвоением и воспроизведением образцов, норм, традиций одобряемого обществом поведения. Вместе с тем необходимо включать школьников в продуктивную, творческую деятельность: обсуждение и анализ имеющих политическое значение правовых документов, решение правовых задач, разбор проблемных ситуаций, создание условий для реализации элементов правоприменительной деятельности. Выполняя эти задания, учащиеся как- бы примеряют на себя роль избирателя, члена политической организации, лидера, соотносят свои возможности с теми качествами, которые необходимы для их успешного выполнения.
По нашему мнению, политико-правовая социализация осуществляется эффективнее всего в процессе изучения правовых курсов. В содержании образования в основной школе должен быть представлен полноценный курс правоведения, а полученные знания углублять и расширять в полной средней школе в курсах обществознания. Вместе с тем возможна и организация правового образования в рамках одного из интегративных обществоведческих курсов. В настоящее время во многих школах практикуются такие интегративные курсы, которые имеют название «Право и экономика».
Исходя из всего вышесказанного,
возникает необходимость в
но явно недостаточно для решения задачи воспитания подлинной правовой культуры личности.
Существует разработанный ЮНЕСКО примерный перечень основных направлений и критериев, по которым может оцениваться динамика процесса правовой социализации учащихся. Такими критериями являются определенные знания, ценностные ориентации и умения. Хорошо продуманная и организованная система правового образования в школе позволяет добиться понимания учащимися принципов равенства и демократии, которые лежат в основе представления о равенстве и праве всех людей на жизнь, свободу и самоопределение; знания своих прав и ответственности; понимания необходимости равновесия между экономическим ростом и социальным развитием в интересах социальной справедливости.
Сфера ценностных ориентаций способствует формированию самоуважения учащихся, уважение интересов других людей, чувства ответственности за сохранение окружающей среды, уважения принципов демократии и мира и готовности работать в более справедливом мире, критического отношения к различным источникам информации, желания участвовать в решении общественно значимых проблем; формирует умения критически оценивать различные вопросы, использовать многодисциплинарный подход к решению проблем, эффективно работать в малых и больших социальных группах для достижения общей цели, свободно и уверенно общаться с различными людьми, избегая агрессивности, которая нарушает права других индивидов, а также пассивности, которая лишает человека его собственных прав, желания и способности влиять на принятие решений.
Представляется, что основными задачами, которые необходимо и можно решить на государственном уровне, в настоящее время являются: