Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель исследования - определить педагогические условия, разработать средства и способы деятельности учащихся, позволяющие оптимально реализовать образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, как правовых курсов, так и внеучебной деятельности в процессе формирования правовой культуры.
Гипотеза исследования. Формирование правовой культуры старшеклассников - длительный процесс, ориентированный на личность, ее индивидуальные особенности. Результатом этого процесса станет формирование личности, способной самостоятельно выбирать способ поведения в разных правовых ситуациях в соответствии с современным уровнем культуры
Введение …………………………………………………………….………………3
1 Формирование правовой культуры как фактор существования правового государства и гражданского общества………...………………………….……..7
1.1 Основы теории правовой культуры....................................................................7
1.2 Правовая культура как часть процесса социализации личности учащегося………………………….……………..………………………….....28
2 Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры
учащихся в общеобразовательной школе……………………………………...62
2.1 Состояние проблемы правовой культуры в теории воспитания…………....62
2.2 Особенности процесса правового воспитания в средней общеобразовательной школе..…………………..………………….………….78
2.3 Наиболее эффективные методы и формы осуществления правового воспитания и формирования правовой культуры………………..………….86
2.4 Диагностика уровня правовой культуры учащихся…………………………88
Заключение………………………………………………………...……………….94
Список литературы………………………………………………………...………96
Сальников В.П. полагает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов. Что же касается ее содержания, то таковым охватывается не просто правосознание, законность и т.п., но и характер, уровень, степень их развития, то есть то, что дает им данный этап цивилизации, общественного прогресса ( 52, 27 Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права. Краткий словарь. СПб, Лань, 2000. 400с.).
Правовая культура во многом выступает связующим звеном между социально-экономическими интересами и потребностями отдельных личностей, социальных групп, отраженных в правовых нормах, и их правовым поведением. Иными словами, она способствует формированию определенных типов правового поведения в целом.
Также правовая культура неразрывно связана с правосознанием и подобно ему окружает право со всех сторон, способствует четкому и эффективному осуществлению норм, укреплению правопорядка.
Проанализировав попытки разных авторов дать определение правовой культуре и выделить ее структурные элементы, мы решили, обобщив наши данные, представить их в виде схемы ( Рис. 1).
В основу данной схемы было положено понимание правовой культуры в широком и узком смысле слова.
Комаров С.А. дает следующие определения правовой культуры: «Правовая культура (в широком смысле) - это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов и должностных лиц.
Правовая культура (в узком смысле) - это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании» (24, 332 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник для вузов.- 7-е изд., доп. ... права. –М.: Высшее образование, 2008 г. - 384 с.).
Рис 1.1.1 Понимание правовой культуры в широком и узком смысле
Таким образом, учитывая данные определения, мы пришли к выводу, что правовая культура в широком понимании представляет собой совокупность структурных элементов, рассмотренных нами выше. В схеме представлены основные из них: - право;
- правовая деятельность;
А в узком смысле рассматривается правовая культура личности во взаимосвязи с правовым сознанием личности. Эта взаимосвязь отражается: в идеях, как осознанием личностью своих интересов в праве; в чувствах, как в эмоциональном отношении личности к праву, уважении к нему;
в представлениях, как сумме знаний о праве, формировании правовых установок и ценностно-правовых ориентаций;
в поведении личности (правомерном ил противоправном), как конечном результате, вытекающем из трех предыдущих элементов.
Представляется, что правовую культуру в широком смысле слова и в узком смысле слова можно рассмотреть соответственно как правовую культуру общества и личности. Однако Комаров С.А. разграничивает их, представляя как две разные классификации правовой культуры. То есть он подразделяет правовую культуру по субъективному составу на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности) (24,333 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник для вузов.- 7-е изд., доп. ... права. –М.: Высшее образование, 2008 г. - 384 с.).
Мы же, в свою очередь, объединив эти две классификации в одну общую, перенесли их во вторую схему. Отличие данных схем состоит в том, что в первой схеме правовая культура ограничивается только ее односторонним представлением. А вторая схема, включая в себя первую, рассматривает правовую культуру многоаспектно, что в итоге дает общее и более точное представление и позволяет сформулировать собственное определение правовой культуры.
В многоаспектное рассмотрение правовой культуры включены:
субъекты правовой культуры, и соответственно выделяются правовая культура личности и правовая культура общества;
уровни правовой культуры данных субъектов (высокий, достаточный, средний, низкий, очень низкий);
содержание правовой культуры личности, включающей в себя знание права, отношение к праву и правовую активность, которая, в свою очередь, представляется в виде социально-правовой активности и правомерного поведения (социально-активного, законопослушного, привычного, конформистского и маргинального).
Все эти данные, представленные во второй схеме в их взаимосвязи и взаимозависимости, составляют единое целое - правовую культуру (Рис. 2.).
Начнем объяснение данной схемы с элементов правовой культуры личности, включающихся в ее содержание. Главным компонентом правовой культуры являются правовые знания. Именно они, а также уважение к праву, потребность в правомерном поведении составляют основу устойчивых ценностных ориентаций и убеждений личности. Немаловажную роль в этом процессе играет правовая информированность, которая выступает как:
- важнейший элемент, обеспечивающий социально-активное поведение человека в правовых ситуациях, наиболее полное использование демократических прав и свобод, добросовестное исполнение юридических обязанностей;
- действенный инструмент реализации творческой роли права, способствует воплощению его предписания в практические дела и поступки людей;
- предпосылка воспитания глубокого уважения к закону, формированию развитого правового мышления, способности компетентно судить обо всех процессах, явлениях правовой сферы жизни общества [Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (методология и методика). М.: Высшая школа, 2005. 175 с.].
Рис. 1.1.2 Многоаспектное раскрытие сущности правовой культуры
Однако только правовая информированность не устранит социальных отклонений, то есть одних знаний права не достаточно. Человек может отлично знать правовые нормы и последствия, к которым приведут их нарушения, но все же может совершить противоправный поступок. Следовательно, следующим компонентом правовой культуры, вытекающим из предыдущего, является отношение к праву, которое может быть уважительным и противоположным. Уважение к праву - необходимая характеристика личности и проявляется в осознанном выполнении правовых норм и требований. Уважение к праву основывается на:
- убежденности в конституционном обеспечении прав и свобод граждан;
- уверенности в социальной справедливости, полезности, необходимости норм законности, объективно отражающих интересы личности, коллектива, общества;
- неотвратимости наступления ответственности за нарушение правовых норм и правил поведения;
- понимании общественной необходимости активной и правоохранительной деятельности, уважительном отношении к правоохранительным органам и их работе [Татаринцева Е.В. Правовое воспитание (методология и методика). М.: Высшая школа, 2005. 175 с.].
Значит, правовая убежденность,
основанная на уважении к праву, высоких
качествах личности становится важнейшей
побудительной силой
Высшим уровнем правовой культуры индивида является правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права; во-вторых, в законности поведения, в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Правовая активность, как уже было сказано, включает в себя социально- правовую активность и правомерное поведение.
Следует отличать социально-правовую активность от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат.
Правомерному поведению присущ признак, характеризующий его субъективную сторону, которую составляют мотивы и цели, степень осознания возможных последствий поступка и внутреннее отношение к ним индивида. При этом мотивы отражают не только направленность (нарушает или не нарушает нормы права), но и характер, степень активности, самостоятельности и интенсивности поведения в ходе реализации.
Социальная роль правомерного
поведения высока. Именно через правомерное
поведение осуществляется упорядочение
общественных отношений, необходимое
для нормального
Поскольку общество и государство заинтересованы в таком поведении, они поддерживают его организационными мерами, поощряют, стимулируют. Деяния субъектов, препятствующие совершению правомерных действий, пресекаются государством.
Субъективная сторона правомерных действий характеризуется уровнем ответственности субъектов, которые могут относиться к реализации норм права с чувством высокой ответственности либо безответственных. В зависимости от степени ответственности, отношения субъекта к своему поведению, его мотиваций Оксамытный В.В. различает несколько видов правомерных действий:
- социально-активное поведение свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм он действует активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее, принести максимальную пользу обществу, реализовать свои способности;
- законопослушное поведение - ответственное правомерное поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания используют добровольно, на основе надлежащего правосознания. Подобное поведение преобладает в структуре правомерного поведения;
- привычное поведение - это, когда правомерные действия в силу многократного повторения превращаются в привычку. Оно становится внутренней потребностью человека. Особенностью привычного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим. Это привычное, но не бессознательное поведение;
- конформистское поведение - поведение, которой присуща низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремится приспособиться к окружающим, не выделяться, «делать как все»;
Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Поэтому существуют различные уровни правовой культуры от высокого до самого низкого. Нас будет интересовать уровень правовой культуры личности. Общество - это составляющее личности, поэтому без определения уровня правовой культуры отдельной личности, невозможно определить уровень правовой культуры общества в целом.
На основе изучения сущности и содержания правовой культуры мы определили уровень ее сформированности по следующим критериям:
- знание права; отношение к праву;
- правовая активность, включая правомерное поведение.
Исходя из этих критериев нами выявлены пять уровней: высокий, достаточный, средний, низкий, очень низкий.
Высокий уровень характеризуется высокой степенью овладения знаниями законодательства, высокой правовой информированностью. Достигшая этого уровня личность добросовестно относится к исполнению своих обязанностей, у нее сформировано глубокое уважение к закону, она активно содействует укреплению законности и правопорядка.
Для достаточного уровня характерно: достаточно высокий уровень овладения знаниями законодательства и умениями ими пользоваться, уважение чужих прав и свобод, добросовестное отношение к исполнению своих обязанностей, уважительное отношение к правоохранительным органам.
Средний уровень: хорошее знание законодательства, Конституции, основных прав и свобод граждан и последствий их нарушения; средняя степень правовой информированности; уважительное отношение к правам, свободам граждан, к правоохранительным органам, отношение к исполнению обязанностей по мере их возникновения.
Низкий уровень