Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры учащихся в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить педагогические условия, разработать средства и способы деятельности учащихся, позволяющие оптимально реализовать образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, как правовых курсов, так и внеучебной деятельности в процессе формирования правовой культуры.
Гипотеза исследования. Формирование правовой культуры старшеклассников - длительный процесс, ориентированный на личность, ее индивидуальные особенности. Результатом этого процесса станет формирование личности, способной самостоятельно выбирать способ поведения в разных правовых ситуациях в соответствии с современным уровнем культуры

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….………………3
1 Формирование правовой культуры как фактор существования правового государства и гражданского общества………...………………………….……..7
1.1 Основы теории правовой культуры....................................................................7
1.2 Правовая культура как часть процесса социализации личности учащегося………………………….……………..………………………….....28
2 Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры
учащихся в общеобразовательной школе……………………………………...62
2.1 Состояние проблемы правовой культуры в теории воспитания…………....62
2.2 Особенности процесса правового воспитания в средней общеобразовательной школе..…………………..………………….………….78
2.3 Наиболее эффективные методы и формы осуществления правового воспитания и формирования правовой культуры………………..………….86
2.4 Диагностика уровня правовой культуры учащихся…………………………88
Заключение………………………………………………………...……………….94
Список литературы………………………………………………………...………96

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 853.50 Кб (Скачать файл)

Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке научно обоснованных и экспериментально проверенных методических рекомендаций для учителей, использование которых позволит более эффективно организовать процесс формирования правовой культуры старшеклассников.

Структура и объем  дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, структурированных в шесть подразделов, а также заключения, списка литературы.

 

 

1 Формирование правовой культуры  как фактор существования правового  государства и гражданского общества 

 

 

1.1 Теоретические основы формирования правовой культуры

 

 

Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция.

Анализ понятия «правовая  культура» [Соломенко Л.Д. Формирование правовой культуры учащихся /Внимание «Опыт» //Практика административной работы в школе. – 2003. - №3. – С.54-58] как вида социальной культуры позволяет рассматривать ее в качестве способности человека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти свое место в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения и ответственности за принятое решение и последствия его реализации. Данный подход позволяет педагогам смоделировать личность ученика, имеющего адекватные современному развитию общества знания:

  • об обществе, его целях и ценностях;
  • о правах человека и способах их реализации;
  • о необходимости непрерывного гражданско-правового образования в течение всей жизни;
  • о двух противоположных системах отношений:

государство – общество – личность

личность –  общество – государство

  • о способах достижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами.

Такой ученик умеет:

  • отстаивать свои права и права других людей;
  • ставить цель и выбирать пути ее достижения на основе нравственных и нормативных требований;
  • грамотно и осознанно действовать при столкновении с неправовыми реалиями мира.

Ему присущи следующие качества:

  • гибкость и открытость, неприятие догматизма, импульсивности и крайностей в суждениях и действиях;
  • готовность к исправлению своих ошибок, коррекции своего поведения на основе общепризнанных норм;
  • конструктивность и настойчивость в реализации правовых норм;
  • объективность;
  • ответственность за принятое решение и за последствия его реализации.

Правовая культура личности включает правовые знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека. В структуре данного понятия диссертант выделяет систему взглядов и убеждений, нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества и исполнение правовых норм [Никитина О.А. Технология формирования правовой культуры студентов //Тезисы Российской научно-методической конференции – Рязань: РГПУ им. Есенина, 2005. – С. 70-72.].

Сущность правовой культуры характеризуется высоким уровнем овладения правовыми знаниями и умениями; сформированным социально-ценностным отношением к праву; развитыми качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в правовой и социально-ориентированной деятельности. С точки зрения комплексного подхода правовая культура связана с политической, нравственной, эстетической, экологической, экономической культурой. Она включает интеллектуальный, эмоционально-ценностный и практический компоненты правового порядка и формируется в процессе правового образования и правового воспитания [Никитина О.А. Технология формирования правовой культуры студентов //Тезисы Российской научно-методической конференции – Рязань: РГПУ им. Есенина, 2005. – С. 70-72.].

Под правовым образованием учащихся понимается процесс овладения системой правовых знаний, практических умений и навыков, повышения уровня правовой компетентности и соответственно уровня правовой культуры личности, которые в совокупности определяют ее социально-правовой облик. Правовая образованность является необходимой составной частью культурного облика человека и предпосылкой успешной жизнедеятельности в обществе [Никитина О.А. Технология формирования правовой культуры студентов //Тезисы Российской научно-методической конференции – Рязань: РГПУ им. Есенина, 2005. – С. 70-72.].

Правовое воспитание – это систематическая целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций (в том числе школы), а также отдельных граждан, направленная на формирование правовых взглядов и убеждений, позитивных нравственно-правовых ценностных ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм и формирующих активную позицию личности в правоохранительной и правотворческой деятельности [Никитина О.А. Технология формирования правовой культуры студентов //Тезисы Российской научно-методической конференции – Рязань: РГПУ им. Есенина, 2005. – С. 70-72.].

Следовательно, правовая культура является более широким  понятием, чем правовое образование и правовое воспитание, поскольку охватывает не только уровень правовой образованности и воспитанности, включает не только формирование позитивных правовых ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает целый культурный пласт, систему ценностных установок, социально-ценностное отношение человека к окружающему миру, предполагает ответственность человека за свою деятельность.

Правовая культура является основным показателем результативности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма формирования правовой культуры личности.

Формирование правовой культуры в школе направлено на решение  ряда конкретных задач. К ним относятся:

  • вооружение учащихся системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе;
  • воспитание уважения к правам, свободам, обязанностям личности в обществе;
  • воспитание чувства ответственности за свое поведение;
  • формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка.

Формирование  правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие этапы:

1 - целенаправленное формирование  правовых знаний и понятий; 

2 - выработку правовых  убеждений; 

3 - формирование этико-правовых установок;

4 - воспитание правовых  чувств;

5 - формирование опыта  законопослушного поведения; 

6 - формирование активной  социально-правовой позиции. 

Формирование правовой культуры осуществляется по трем основным направлениям, соответствующим основным компонентам правовой культуры, которые взаимосвязаны и взаимозависимы [Никитина О.А. Технология формирования правовой культуры студентов //Тезисы Российской научно-методической конференции – Рязань: РГПУ им. Есенина, 2005. – С. 70-72.]:

  • интеллектуальному - правовые знания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека;
  • эмоционально-ценностному - система взглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества;
  • практическому - исполнение правовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности.

Для каждого компонента правовой культуры определенны значимые правовые качества:

  • интеллектуальному – стремление к правовым знаниям, склонность к независимым суждениям, правовая компетентность, способность ориентироваться в новых правовых знаниях, способность принимать нестандартные решения;
  • эмоционально-ценностному – честность, убежденность, развитое чувство справедливости, осознание долга и ответственности;
  • практическому – инициатива, активность и самостоятельность в деятельности, владение практическими навыками правовой деятельности, креативность, творчество.

Технология эффективного формирования правовой культуры представляет целостную систему, включающую поэтапные взаимосвязанные действия [Никитина О.А. Технология формирования правовой культуры студентов //Тезисы Российской научно-методической конференции – Рязань: РГПУ им. Есенина, 2005. – С. 70-72.]:

1) определение целей  и приоритетов процесса формирования  правовой культуры;

2) диагностика уровней  правовой культуры;

3) целеполагание; 

4) определение педагогических  условий успешного формирования  правовой культуры;

5) организацию образовательного  процесса, направленного на формирование  правовой культуры, в соответствии с его основными этапами;

6) соотнесение достигнутых  показателей с планируемыми.

Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:

1) оптимальный отбор  правовой информации и включение  ее в содержание учебного материала;

2) использование ситуаций, максимально приближенных к реальности;

3) оптимизация воспитания  у учащихся правовой ответственности  и активной правовой позиции; 

4) повышение психолого-педагогической  подготовки преподавательского состава.

Анализ формирования правовой культуры учащихся школ показал, что такой важный компонент, как  ее осознанность, формируется в процессе обучения учащихся критическому мышлению, которое, в свою очередь, контролируемо, обоснованно и целенаправленно [Соломенко Л.Д. Формирование правовой культуры учащихся / Внимание «Опыт» // Практика административной работы в школе. – 2003. - №3. – С.54-58.]. Человек с таким мышлением способен анализировать, оценивать и по возможности разрешать проблемы.

Это обеспечивает переход от преимущественно нерефлексивного использования знаний в жизнедеятельности человека (в том числе учебной и внеурочной) к осознанному овладению ими. Поэтому в школе необходимо вводить специальные курсы по формированию правовой культуры на уроках по праву. Кроме того, в соответствии с согласованным пониманием сущности гражданско-правового образования и правовой культуры, можно внести изменения содержания обучения в ряд учебных предметов (биология, немецкий язык, английский язык, русский язык, литература, история, обществознание):

  • изучение приемов анализа и оценки правильности определений и классификации тех или иных понятий, суждений, доказательств, вопросов и проблем, приемы описания своей деятельности и ее обоснования, включающие анализ собственной деятельности, сопоставление ее результата и способа с заданной нормой (теорией) и внесение корректив по приведению ее в соответствие с этой нормой;
  • некоторые дополнительные познавательные операции: принятие решений, вероятностные суждения (мнения), проверка гипотез и некоторые др.

Педагоги школ должны активно применять нетрадиционные приемы обучения, например, такие как: «синквейн» - чтение с остановками (Е.С.Королькова); заметки на полях (Дон Роу и Джудит Меридит); составление вопросов (Б.Блум); коллективный вердикт; «учимся вместе»; «двойной дневник»; «кластер»; «шесть шляп мышления» (Эдвард де Боне). Эти приемы позволяют обеспечить интеграцию содержания учебных предметов на новом уровне не по принципу межпредметных связей, а по принципу общности методического подхода, что позволяет реализовать в обучении принцип социализации [Соломенко Л.Д. Формирование правовой культуры учащихся / Внимание «Опыт» // Практика административной работы в школе. – 2003. - №3. – С.54-58.].

Использование названных  приемов зависит от задач учителя на разных этапах формирования правовой культуры учащихся, которые строятся с учетом логики критического мышления, предполагающей три обязательные стадии: ВЫЗОВ, ОСМЫСЛЕНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ (Е.С.Королькова).

На первом этапе (стадия ВЫЗОВА) учитель создает условия для активизации памяти и имеющихся знаний ученика по предложенной теме. Опираясь на предыдущие знания, ученик строит прогноз о сущности или классификации тех или иных понятий, а также самостоятельно определяет цели обучения, способы и средства их достижения.

На втором этапе (стадия ОСМЫСЛЕНИЯ) учащийся изучает новую  информацию, фиксируя уже знакомый материал и то, что для него является новым и порождает вопросы. На этой стадии он анализирует собственные  знания. Учитель предоставляет ему возможность осмыслить их сначала наедине с собой, определить пробелы в знании без свидетелей, а потому безболезненно.

В результате не страдает его самолюбие, он не может быть унижен бестактностью учителя или учащегося, возрастает его интеллектуальная самостоятельность как основа самоуважения и чувства собственного достоинства. Кроме того, ребенок сам обнаруживает свои пробелы, что позволяет ему спокойно признавать и за другими право на ошибку, следовательно, у него формируется терпимость к позиции другого. Только когда у учащегося появляется собственное суждение по поводу изучаемого знания или деятельности по решению учебной задачи, учитель дает возможность сформулировать групповое мнение.

Информация о работе Пути повышения эффективности воспитания правовой культуры учащихся в общеобразовательной школе