Работа с одаренными детьми в ДОУ направление нетрадиционное рисование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Задачи:
— раскрыть понятие одаренности;
— показать сложности психического развития одаренных детей;
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Понятие и определение одаренности у детей……………………
1.1.Понятие одаренности детей………………....................................
1.2.Личность одаренного ребенка
1.3.Виды одаренности ………………………………………………..
1.4.Факторы, влияющие на развитие одаренности ………………….
2.Особенности обучения и воспитания одаренных детей …………
2.1.Психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи их обучения…………………………………………………………
2.2.Основные подходы к обучению одаренных детей………………
2.3.Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками …….
2.4.Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей….
2.5.Воспитание одаренных детей в условиях детского сада ………..
2.6.Методы воспитания одаренного ребенка ………………………..
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………

Файлы: 1 файл

Министерство образования Московской област1.docx

— 7.34 Мб (Скачать файл)

Министерство образования Московской области

ГОУ ВО МО

«Московский государственный областной гуманитарный институт»

Гуманитарно-педагогический колледж

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по педагогике

на тему:

«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

 

 

 

 

Студентки 2 курса  «В» группы

                                                                УЛАСЕВИЧ ИРИНЫ 

                                                                ПЕТРОВНЫ

 

Специальность:

44.02.01«Дошкольное образование»  

 

Руководитель:

СЕМИНА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА                      

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..       3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

1.Понятие  и определение одаренности у детей……………………

1.1.Понятие одаренности детей………………....................................

1.2.Личность одаренного ребенка

1.3.Виды одаренности ………………………………………………..

1.4.Факторы, влияющие на развитие одаренности ………………….

2.Особенности обучения и воспитания одаренных детей …………

2.1.Психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи      их обучения…………………………………………………………

2.2.Основные подходы к обучению одаренных детей………………

2.3.Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками …….

2.4.Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей….

2.5.Воспитание одаренных детей в условиях детского сада ………..

2.6.Методы воспитания одаренного ребенка ………………………..

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ ………………………...

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенномуучебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего воспитателя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

           Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у воспитателей и родителей одаренных детей в наше время.

Объект исследования: одаренность.

Предмет исследования: особенности педагогической работы с одаренными детьми.

Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.

Задачи:

— раскрыть понятие одаренности;

— показать сложности психического развития одаренных детей;

— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.

База исследования – МДОУ № 44 «Искорка» г.Павловский Посад, Московской области, средняя группа, количество детей – 22 ребенка. 
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Понятие и определение одаренности у детей

1.1. Понятие одаренности детей

 

Одаренность - это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)[8,78]. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта[2,56].

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.

Творческие устремления ребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены к предвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшее развитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренной личности.

Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако,  как правило, одаренность  охватывает широкий спектр  индивидуально-психологических  особенностей  (ходячее: «талантливый человек талантлив во всем»). Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Как правило, их отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга[4,42]. 

Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать, такие дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренных детей также отличает повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность к четким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлением каких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разной последовательности привлекших их внимание сведений[6,81].

         Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного  постоянства индивидуальности у  детей, опережающих в умственном  отношении свой возраст. Одаренность  ребенка — это достаточно устойчивые  особенности именно индивидуальных  проявлений незаурядного, растущего  с возрастом интеллекта.

         Одаренные дети:

·        имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

·       имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

·       испытывают радость от добывания знаний, умственного труда[3,56].

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

      1.Дети с  необыкновенно высокими общими  интеллектуальными способностями.

      2.Дети с  признаками специальной умственной  одаренности в определенной области  наук и конкретными академическими  способностями.

      3. Дети с  высокими творческими (художественными) способностями.

      4. Дети с  высокими лидерскими (руководящими) способностями.

      5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо  причинам успехов в учении, но  обладающие яркой познавательной  активностью,  оригинальностью мышления и психического склада[3,63].

      Одаренность  и способности не являются биологически заданными явлениями, а формируются при нужных условиях в процессе деятельности, поэтому дети могут достичь успеха в любом деле. Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал: задавать вопросы, искать ответы, творить, мечтать и узнавать новое.

      Раннее  выявление, обучение и воспитание  одаренных и талантливых детей  составляет одну из главных  задач совершенствования системы  образования.

       Главным  принципом  работы с одаренными детьми является   принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Мы придерживаемся мнения, что для успешного развития одаренности необходимо создание предметно - развивающей среды,

где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов[12,98].

      Итак, условия для выявления, обучения и воспитания одаренных и талантливых детей у нас в детском саду создаются через:  

     - предметно - развивающую среду группы, способствующей познанию окружающего мира, где игра – ведущий вид деятельности, которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, анатомии, выплеску накопившейся энергии, развлечении;

     - регулярное проведение мониторинга всеми специалистами детского сада с использованием современных диагностических методик, которые позволяют своевременно и качественно выявить способности и задатки каждого дошкольника;

     - индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, занятия с логопедом и психологом, занятия в «Клубах по интересам», организованные в разных возрастных группах, позволяющие развить у ребенка способности;

     - оказание помощи родителям в развитии у детей каких либо талантов, способностей, через различные формы работы: анкетирование, индивидуальное и групповое консультирование, занятия-тренинги, психолого-педагогические лаборатории и т.п.;

     - взаимодействие с социумом – позволяющим показать наши достижения, наши успехи через выступления детей на различных мероприятиях.

     Работа с одаренным ребенком, как и любая другая работа, связанная с развитием детей, требует много времени, знаний и сил.

     Дополнительная ответственность перед одаренным ребенком, чтобы создать условия для полноценного качественного развития его способностей, но и ответственность перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Поэтому у нас в детском саду работа с одаренными детьми строится параллельно с основными видами и направлениями программы.

       В педагогической литературе встречается мнение, что выявление умственной одаренности раньше чем в 5-летнем возрасте значительно затруднено, но есть дети, которых мы отнесли к категории одаренных, хотя они и не достигли 5-летнего возраста. На основании того, что они отличались от своих сверстников большими возможностями усвоения нового, широким спектром познавательных интересов, неординарностью мышления, развитостью творческого потенциала, развитой речью. Создание условий внутри группы для развития одаренных детей создается постепенно, помимо перечисленных условий.

Информация о работе Работа с одаренными детьми в ДОУ направление нетрадиционное рисование