Работа с одаренными детьми в ДОУ направление нетрадиционное рисование
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 18:59, курсовая работа
Описание работы
Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними. Задачи: — раскрыть понятие одаренности; — показать сложности психического развития одаренных детей; — рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.Понятие и определение одаренности у детей…………………… 1.1.Понятие одаренности детей……………….................................... 1.2.Личность одаренного ребенка 1.3.Виды одаренности ……………………………………………….. 1.4.Факторы, влияющие на развитие одаренности …………………. 2.Особенности обучения и воспитания одаренных детей ………… 2.1.Психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи их обучения………………………………………………………… 2.2.Основные подходы к обучению одаренных детей……………… 2.3.Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками ……. 2.4.Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей…. 2.5.Воспитание одаренных детей в условиях детского сада ……….. 2.6.Методы воспитания одаренного ребенка ……………………….. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………... СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………
Таким образом,
вводить детей в “большое искусство”
следует как можно раньше, создавая предпосылку
для “самостоятельного вхождения” и
определяя фазы этого пути: от простого
к сложному, от конкретного к общему. Пройдет
немного времени, и каждый ребенок, овладев
техникой изображения, разнообразными
графическими средствами и нетрадиционными
способами рисования, будет свободно и
творчески создавать изображения любых
заинтересовавших его предметов и явлений,
переживать радость творчества, радость
создания выразительных образов.
О.А. Куревина
(кандидат философских наук, доцент) в
своей книге «Синтез искусств в эстетическом
воспитании детей дошкольного возраста»
пишет: «Дети становятся одаренными не
столько потому, что им больше, чем другим,
дала природа, сколько потому, что они
в большей мере сумели реализовать себя».
И здесь важно помочь ребенку сделать
первые шаги по ступенькам творчества,
но еще важней не опоздать – не упустить
моменты рождения гения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одаренному и талантливому
ребенку могут быть присущи такие свойства
и качества, которые будут отталкивать
от него окружающих. Среди них можно выделить:
неумение выслушивать собеседника до
конца, прерывание собеседника. Нередко
ребенок в курсе того, о чем идет речь или
быстро понимает излагаемый материал.
Стремление продемонстрировать свои знания
является отражением скорости восприятия.
Привычка исправлять других. Возникает
у одаренного ребенка как сочетание альтруизма
и эгоцентризма. Высмеивание окружающих
может возникать как ответ на травмирующий
фактор. Главное преимущество ребенка
– интеллектуальный потенциал, и он стремиться
защищать себя от источника боли доступными
ему средствами. М.Карне отмечает несколько
психологических факторов, мешающих реализации
способностей детей. К ним относятся:
тенденция к оправданию и объяснению
своих недостатков, перекладывание вины
на других;
склонность к фантазированию;
плохие межличностные отношения, недоверие к другим;
недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела;
враждебное отношение к руководителям;
скука;
отсутствие самодисциплины
и неспособность нести ответственность
за свои действия;
недостаток лидерских способностей; недостаток увлечений или излишнее внимание к ним;
неприятие состязательности;
эмоциональная неуравновешенность;
чувствительность к критике, тенденция
критиковать других;
нереалистические цели.
Необходимо, чтобы одаренные
дети обладали позитивным само восприятием.
Такое положение дел может приводить к
нарушениям личностного формирования,
страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку
необходимо чувствовать и понимать, что
ценен он. Родители и взрослые любят его
и видят в нем растущую личность, а не только
набор определенных выдающихся способностей
и достижений. Для одаренных детей характерны
повышенная уязвимость и чувствительность.
Чрезмерное упорство в достижении цели
приводит к стремлению доводить все до
полного совершенства.
Нередко особенности одаренного
ребенка социумом воспринимается как
аномальные, даже как признаки отставания,
неприспособленности. Эти особенности
следующие: трудности в нахождении близких
по духу друзей; проблемы участия в играх
сверстников, которые им неинтересны;
проблемы комфортности, то есть старания
подстроиться под других, казаться такими,
как все; трудности в школе, где отсутствует
стимуляция интеллектуального развития;
ранний интерес к проблемам мироздания
и судьбе.
Психологи обращают внимание
на то, что многие одаренные дети обладают
развитой познавательной потребностью.
Активность познавательной потребности
возможна благодаря сопряженному с ней
положительному эмоциональному состоянию
– удовольствию от умственного напряжения.
В высшем уровне своего развития у одаренных
детей данная потребность становится
не насыщаемой. Для них нет предела в познании.
Если ребенок будет ощущать, что окружающие
верят в его способности, признают его
ценность как развивающейся личности,
то это будет стимулировать его позитивное
самовосприятие, саморазвитие. Ребенок
будет реально оценивать свои возможности,
будет видеть конечную цель своей деятельности.
В противном случае ребенок не осознает
возможности для внутреннего роста, что
приведет к утрате многих резервов развития.
В заключение
необходимо помнить, что работа
педагога с одаренными детьми
это сложный и никогда не
прекращающийся процесс. Он требует
от педагога личностного характера,
хороших, постоянно обновляемых
знаний в области психологии
одаренных и их обучения, а
также тесного сотрудничества
с психологом, другими педагогами,
администрацией и обязательно
с родителями таких детей. Он
требует постоянного роста мастерства
педагогической гибкости, умения
отказаться от тог, что еще
сегодня казалось творческой
находкой и сильной стороной.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ:
Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Матюрина Т.М. психология одаренности детей и подростков.- М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
Бурменский Г.В. Одаренные дети. М.: Прогресс
2001г. – 376 с.
Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.- М., 2002г.
Дьяченко О.М. Одаренный ребенок. М.: Просвещение, 2001г. – 228 с.
Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 2004г.
Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Просвещение, 1984. – 198 с.
Матюшкин А. М. Загадки одаренности. Проблемы
практической диагностики. М.: Школа-пресс, 2003г.
Мухина В. С. Детская психология. М.: Апрель-пресс,
2000г. Одаренные дети. М., Прогресс, 2000г.
Психология одаренности детей
и подростков//Под ред. Н. С. Лейтеса, М., 1997.
Соломенникова О. О парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников. Дошкольное воспитание. -2004 -№2 – с.8-12.
Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив.-Ярославль: Академия развития,
200г2.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных
детей. Издательство НПО «МОДЭК»,2004г. -336 с.
Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение,
2003г. – 384 с.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВОСПИТАНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Основные направления
работы
с одаренными детьми
Создайте атмосферу
сотрудничества. Возраст — не помеха.
Вместе c талантливым и увлеченным взрослым
ребенок легко реализует себя, втягивается в ту деятельность,
к которой он наиболее склонен. Не менее
полезна совместная деятельность c родителями.
Важно своевременно
почувствовать сензитивныепериоды,y одаренных детей они более
ранние.
Позаботьтесь o создании
условий для творчества и предоставьте
возможность творить во всех видах деятельности
- это поможет выявить
склонности и задатки, определить предпочитаемую деятельность.
Обогащайте сенсорный
опыт детей, удовлетворяйте потребность
в впечатлениях, наполняйте
память социально ценным содержанием.
Стимулируйте экспериментирование
и продуцирование новых идей. Учите выдвигать гипотезы
и проверять их. Не сдерживайте полет фантазии,
дайте увлечь других детей процессом сотворчества и
совместной деятельности. Это сблизит
детей и убережет одаренного ребенка от
звездной болезни.
Для одаренных детей важна дополнительная
нагрузка в интеллектуальной
и преобразующей деятельности. У них постоянно должны быть важные
и интересные дела. Помогите ощутить важность
их труда для других. Воспитывайте трудолюбие.
Как воспитывать
одарённых детей
1. Проанализируйте
Вашу систему ценностей и установок в отношении
воспитания детей. Способствует ли она
реализации Личности и одаренности в обществе?
2. Будьте честными в отношении
к детям. Все дети весьма чувствительны
ко лжи, a одаренные дети - особенно.
3. Оценивайте уровень
развития ребенка. Обращайте внимание
на его достижения. Оценки для одаренных
детей - одновременно и награда, и мерило
их самовосприятия и самооценки. Прежде
чем оценивать, необходимо спросить себя:
«Что я вижу, что ценю в ребенке и
как ему показать это?». При таком подходе система оценок со стороны родителей
и педагогов, в которой ребенок видит себя,
будет тoчнеe и полнее отражать его свойства
во всей их многогранности.
4. Будьте позитивно
настроены на одаренность. Старайтесь
вовремя уловить изменения, происходящие
c ребенком. Они могут выражаться в неординарных
вопросах, высказываниях или в нестандартном поведении
и являться признаками одаренности.
5. Уважайте в ребенке
его индивидуальность и неповторимость. Не проецируйте
на него собственные интересы, увлечения и ожидания. Любите ребенка
таким, какой он есть, а не за его исключительные
таланты. Способствуйте развитию у него
таких свойств, как щедрость, готовность
помочь другим, терпение, ответственность,
целенаправленность, чувство юмора и т.д.
6. Поддерживайте позитивное отношение
к психологическим способностям ребенка.
Создавайте y него мотивацию к достижению,
готовность идти на творческий риск. Поощряйте
самостоятельное мышление
ребенка. Избегайте длинных объяснений
и бесед.
7. Помогайте умственному
росту одаренных детей в соответствии с их необычными способностями,
обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный
круг общения, включая в разнообразные
посильные занятия. В то же время не перегружайте
таких детей: созревание личности еще
не закончилось, и ее функциональные возможности
не беспредельны.
8. Не ставьте ребенка
в слишком жесткие рамки и не навязывайте
ему то, к чему у него не возникает собственных
побуждений. Прислушивайтесь к желаниям
и потребностям ребенка.
9. Будьте терпимы к странным идеям
ребенка, уважайте любопытство, старайтесь
отвечать на все его вопросы.
10. Учите ребенка понимать и принимать
других людей, сопереживать им, ставить
себя на их место, проигpывaть их роли, вырабатывать дрyжелюбнoe
отношение к менее одаренному человеку.
Это позволит избежать y одаренного ребенка
формирования эгоцентризма.
11. Помните о повышенной
чувствительности одаренных детей. Оказывайте им необходимую
помощь и эмоциональную поддержку путем
поощрения их деятельности, внимательно
и доброжелательно относитесь
к их мнениями проблемам. C терпением и
спокойствием воспринимайте эмоциональные
перепады ребенка. Помогайте ему разобраться
в том, что не все негативные комментарии и замечании
относятся к нему и что люди говорят и
действуют иногда неосознанно, без злого
умысла.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Памятка для родителей
Условия развития художественно-творческих
способностей ребенка
Творческие способности – это
умение находить новые оригинальные решения
какой-либо проблемы. Дети обладают гораздо
большими творческими способностями,
чем взрослые, но некоторые методы обучения
и воспитания могут угасить эту детскую
искорку. Из недавних исследований выясняется,
что наиболее творческие дети – в тех
семьях, где оба родителя работают. Обычно
матери таких детей более нетерпеливы,
они постоянно поощряют любознательность
детей, верят в них и не терзают их постоянными
запретами.
Для того, чтобы развивать художественно-творческие
способности ребенка необходимо соблюдать
следующие условия:
Создание обстановки, которая
будет стимулировать творческую активность
(дружелюбная атмосфера в семье и детском
коллективе, предоставление в свободном
доступе разнообразного изобразительного
материала);
Максимальное использование
сил;
Предоставление ребенку свободы
в выборе деятельности, способов, продолжительности
занятий, их чередовании.
Важно постоянно стимулировать
ребенка к творчеству, поддерживать в
неудачах, проявлять сочувствие и терпеливость.
Не нужно забывать, что развитие творческих
способностей – это целенаправленный
процесс. Поэтому нужно ставить цель и
решать ее с помощью ряда задач.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Нетрадиционные техники рисования
для детей дошкольного возраста.
Существует множество техник
нетрадиционного рисования, их необычность
состоит в том, что они позволяют детям
быстро достичь желаемого результата.
Например, какому ребенку будет неинтересно
рисовать пальчиками, делать рисунок собственной
ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать
забавный рисунок. Перечисленные ниже
техники рисования помогают развивать
у ребенка оригинальные идеи, воображение,
творчество, мелкую моторику пальцев рук,
самостоятельность. Обучать нетрадиционным
техникам рисования можно начинать уже
в младшем возрасте, постепенно усложняя
техники рисования.
С детьми младшего дошкольного
возраста можно использовать:
- рисование пальчиками;
- рисование ватными палочками;
- тычок жесткой полусухой кистью;
- рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного
возраста можно знакомить с более сложными
техниками:
- оттиск поролоном;
- печать по трафарету;
- свеча и акварель;
- набрызг;
- тычкование.
В старшем дошкольном возрасте
дети могут освоить ещё более трудные
методы и техники:
- кляксография с трубочкой;
- кляксография обычная;
- рисование зубочисткой;
- монотипия-рисование нитками.
Каждый из этих методов - это
маленькая игра. Их использование позволяет
детям чувствовать себя раскованнее, смелее,
развивает воображение, да свободу для
самовыражения, так же работа способствует
развитию координации движений.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Возраст: любой
Материалы: жесткая кисть, гуашь,
бумага любого цвета и формата.
Способы получения изображения:
- ребенок опускает в
гуашь кисть и ударяет ею
по бумаге, держа вертикально. При
работе кисть в воду не опускается.
Таким образом заполняется весь лист,
контур или шаблон. Получается имитация
пушистой или колючей поверхности
Рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет
Материалы: гуашь, плотная бумага
любого цвета, салфетки
Способ получения изображения:
- ребенок опускает в
гуашь пальчик и наносит точки,
пятнышки на бумагу. После работы
пальчики вытираются салфеткой,
а затем гуашь смывается водой.