Работа с одаренными детьми в ДОУ направление нетрадиционное рисование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Задачи:
— раскрыть понятие одаренности;
— показать сложности психического развития одаренных детей;
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Понятие и определение одаренности у детей……………………
1.1.Понятие одаренности детей………………....................................
1.2.Личность одаренного ребенка
1.3.Виды одаренности ………………………………………………..
1.4.Факторы, влияющие на развитие одаренности ………………….
2.Особенности обучения и воспитания одаренных детей …………
2.1.Психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи их обучения…………………………………………………………
2.2.Основные подходы к обучению одаренных детей………………
2.3.Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками …….
2.4.Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей….
2.5.Воспитание одаренных детей в условиях детского сада ………..
2.6.Методы воспитания одаренного ребенка ………………………..
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………

Файлы: 1 файл

Министерство образования Московской област1.docx

— 7.34 Мб (Скачать файл)

     Таким образом, вводить детей в “большое искусство” следует как можно раньше, создавая предпосылку для “самостоятельного вхождения” и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.

     О.А. Куревина (кандидат философских наук, доцент) в своей книге «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста» пишет: «Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя». И здесь важно помочь ребенку сделать первые шаги по ступенькам творчества, но еще важней не опоздать – не упустить моменты рождения гения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одаренному и талантливому ребенку могут быть присущи такие свойства и качества, которые будут отталкивать от него окружающих. Среди них можно выделить: неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал. Стремление продемонстрировать свои знания является отражением скорости восприятия. Привычка исправлять других. Возникает у одаренного ребенка как сочетание альтруизма и эгоцентризма. Высмеивание окружающих может возникать как ответ на травмирующий фактор. Главное преимущество ребенка – интеллектуальный потенциал, и он стремиться защищать себя от источника боли доступными ему средствами. М.Карне отмечает несколько психологических факторов, мешающих реализации способностей детей. К ним относятся:

  • негативное отношение к школе и учебе;
  • нарушение отношений с родителями;
  • подверженность колебаниям настроения, депрессии, духу противоречия;
  • низкая самооценка, чувство ''гонимости'';
  • тенденция к оправданию и объяснению своих недостатков, перекладывание вины на других;
  • склонность к фантазированию;
  • плохие межличностные отношения, недоверие к другим;
  • недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела;
  • враждебное отношение к руководителям;
  • скука;
  • отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия;
  • недостаток лидерских способностей; недостаток увлечений или излишнее внимание к ним;
  • неприятие состязательности;
  • эмоциональная неуравновешенность; чувствительность к критике, тенденция критиковать других;
  • нереалистические цели.

Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным само восприятием. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он. Родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений. Для одаренных детей характерны повышенная уязвимость и чувствительность. Чрезмерное упорство в достижении цели приводит к стремлению доводить все до полного совершенства.

Нередко особенности одаренного ребенка социумом воспринимается как аномальные, даже как признаки отставания, неприспособленности. Эти особенности следующие: трудности в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны; проблемы комфортности, то есть старания подстроиться под других, казаться такими, как все; трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития; ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе.

Психологи обращают внимание на то, что многие одаренные дети обладают развитой познавательной потребностью. Активность познавательной потребности возможна благодаря сопряженному с ней положительному эмоциональному состоянию – удовольствию от умственного напряжения. В высшем уровне своего развития у одаренных детей данная потребность становится не насыщаемой. Для них нет предела в познании. Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие. Ребенок  будет реально оценивать свои возможности, будет видеть конечную цель своей деятельности. В противном случае ребенок не осознает возможности для внутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития.

      В заключение  необходимо помнить, что работа  педагога с одаренными детьми  это сложный и никогда не  прекращающийся процесс. Он требует  от педагога личностного характера, хороших, постоянно обновляемых  знаний в области психологии  одаренных и их обучения, а  также тесного сотрудничества  с психологом, другими педагогами, администрацией и обязательно  с родителями таких детей. Он  требует постоянного роста мастерства  педагогической гибкости, умения  отказаться от тог, что еще  сегодня казалось творческой  находкой и сильной стороной.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Матюрина Т.М. психология одаренности детей и подростков.- М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
  2. Бурменский Г.В. Одаренные дети. М.: Прогресс 2001г. – 376 с.
  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети.- М., 2002г.
  4. Дьяченко О.М. Одаренный ребенок. М.: Просвещение, 2001г. – 228 с.
  5. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 2004г.
  6. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Просвещение, 1984. – 198 с.
  7. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Школа-пресс, 2003г.
  8. Мухина В. С. Детская психология. М.: Апрель-пресс, 2000г. Одаренные дети. М., Прогресс, 2000г.
  9. Психология одаренности детей и подростков//Под ред. Н. С. Лейтеса, М., 1997.
  10. Соломенникова О. О парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников. Дошкольное воспитание. -2004 -№2 – с.8-12.
  11. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив.-Ярославль: Академия развития, 200г2.
  12. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. Издательство НПО «МОДЭК»,2004г. -336 с.
  13. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2003г. – 384 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П Р И Л О Ж Е Н И Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 
ПО ВОСПИТАНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Основные направления работы 
с одаренными детьми

 

 

Создайте атмосферу сотрудничества. Возраст — не помеха. Вместе c талантливым и увлеченным взрослым ребенок легко реализует себя, втягивается в ту деятельность, к которой он наиболее склонен. Не менее полезна совместная деятельность c родителями.

Важно своевременно почувствовать сензитивныепериоды,y одаренных детей они более ранние.

Позаботьтесь o создании условий для творчества и предоставьте возможность творить во всех видах деятельности - это поможет выявить склонности и задатки, определить предпочитаемую деятельность.

Обогащайте сенсорный опыт детей, удовлетворяйте потребность

в впечатлениях, наполняйте память социально ценным содержанием.

Стимулируйте экспериментирование и продуцирование новых идей. Учите выдвигать гипотезы и проверять их. Не сдерживайте полет фантазии, дайте увлечь других детей процессом сотворчества и совместной деятельности. Это сблизит детей и убережет одаренного ребенка от звездной болезни.

Для одаренных детей важна дополнительная нагрузка в интеллектуальной и преобразующей деятельности. У них постоянно должны быть важные и интересные дела. Помогите ощутить важность их труда для других. Воспитывайте трудолюбие.

 

 

Как воспитывать одарённых детей 

1.      Проанализируйте Вашу систему ценностей и установок в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации Личности и одаренности в обществе?

2.   Будьте честными в отношении к детям. Все дети весьма чувствительны ко лжи, a одаренные дети - особенно.

3.   Оценивайте уровень развития ребенка. Обращайте внимание на его достижения. Оценки для одаренных детей - одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Прежде чем оценивать, необходимо спросить себя: «Что я вижу, что ценю в ребенке и как ему показать это?». При таком подходе система оценок со стороны родителей и педагогов, в которой ребенок видит себя, будет тoчнеe и полнее отражать его свойства во всей их многогранности.

4. Будьте позитивно  настроены на одаренность. Старайтесь  вовремя уловить изменения, происходящие c ребенком. Они могут выражаться в неординарных вопросах, высказываниях или в нестандартном поведении и являться признаками одаренности.

5.     Уважайте в ребенке его индивидуальность и неповторимость. Не проецируйте на него собственные интересы, увлечения и ожидания. Любите ребенка таким, какой он есть, а не за его исключительные таланты. Способствуйте развитию у него таких свойств, как щедрость, готовность помочь другим, терпение, ответственность, целенаправленность, чувство юмора и т.д.

6.   Поддерживайте позитивное отношение к психологическим способностям ребенка. Создавайте y него мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск. Поощряйте самостоятельное мышление ребенка. Избегайте длинных объяснений и бесед.

7.    Помогайте умственному росту одаренных детей в соответствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая в разнообразные посильные занятия. В то же время не перегружайте таких детей: созревание личности еще не закончилось, и ее функциональные возможности не беспредельны.

8.    Не ставьте ребенка в слишком жесткие рамки и не навязывайте ему то, к чему у него не возникает собственных побуждений. Прислушивайтесь к желаниям и потребностям ребенка.

9.   Будьте терпимы к странным идеям ребенка, уважайте любопытство, старайтесь отвечать на все его вопросы.

10.   Учите ребенка понимать и принимать других людей, сопереживать им, ставить себя на их место, проигpывaть их роли, вырабатывать дрyжелюбнoe отношение к менее одаренному человеку. Это позволит избежать y одаренного ребенка формирования эгоцентризма.

11.   Помните о повышенной чувствительности одаренных детей. Оказывайте им необходимую помощь и эмоциональную поддержку путем поощрения их деятельности, внимательно и доброжелательно относитесь к их мнениями проблемам. C терпением и спокойствием воспринимайте эмоциональные перепады ребенка. Помогайте ему разобраться в том, что не все негативные комментарии и замечании относятся к нему и что люди говорят и действуют иногда неосознанно, без злого умысла.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Памятка для родителей

Условия развития художественно-творческих

способностей ребенка

 

Творческие способности – это умение находить новые оригинальные решения какой-либо проблемы. Дети обладают гораздо большими творческими способностями, чем взрослые, но некоторые методы обучения и воспитания могут угасить эту детскую искорку. Из недавних исследований выясняется, что наиболее творческие дети – в тех семьях, где оба родителя работают. Обычно матери таких детей более нетерпеливы, они постоянно поощряют любознательность детей, верят в них и не терзают их постоянными запретами.

Для того, чтобы развивать художественно-творческие способности ребенка необходимо соблюдать следующие условия:

 

  1. Создание обстановки, которая будет стимулировать творческую активность (дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе, предоставление в свободном доступе разнообразного изобразительного материала);

  1. Максимальное использование сил;

  1. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способов, продолжительности занятий, их чередовании.

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать в неудачах, проявлять сочувствие и терпеливость. Не нужно забывать, что развитие творческих способностей – это целенаправленный процесс. Поэтому нужно ставить цель и решать ее с помощью ряда задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Перечисленные ниже техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

- рисование пальчиками;

- рисование ватными палочками;

- тычок жесткой полусухой кистью;

- рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- оттиск поролоном;

- печать по трафарету;

- свеча и акварель;

- набрызг;

- тычкование.

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:

- кляксография с трубочкой;

- кляксография обычная;

- рисование зубочисткой;

- монотипия-рисование нитками.

Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Возраст: любой

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата.

Способы получения изображения:

- ребенок опускает в  гуашь кисть и ударяет ею  по бумаге, держа вертикально. При  работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности

Рисование пальчиками.

Возраст: от двух лет

Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета, салфетки

Способ получения изображения:

- ребенок опускает в  гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. После работы  пальчики вытираются салфеткой, а затем гуашь смывается водой.

Информация о работе Работа с одаренными детьми в ДОУ направление нетрадиционное рисование