Работа с одаренными детьми в ДОУ направление нетрадиционное рисование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Задачи:
— раскрыть понятие одаренности;
— показать сложности психического развития одаренных детей;
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Понятие и определение одаренности у детей……………………
1.1.Понятие одаренности детей………………....................................
1.2.Личность одаренного ребенка
1.3.Виды одаренности ………………………………………………..
1.4.Факторы, влияющие на развитие одаренности ………………….
2.Особенности обучения и воспитания одаренных детей …………
2.1.Психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи их обучения…………………………………………………………
2.2.Основные подходы к обучению одаренных детей………………
2.3.Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками …….
2.4.Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей….
2.5.Воспитание одаренных детей в условиях детского сада ………..
2.6.Методы воспитания одаренного ребенка ………………………..
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………

Файлы: 1 файл

Министерство образования Московской област1.docx

— 7.34 Мб (Скачать файл)

     Одним из  главных механизмов, обеспечивающих  максимальный дифференцированный  подход в обучении и воспитании  детей, становится психолого-педагогическое  сопровождение ребёнка. Основные  приоритетыпсихолого-педагогического  сопровождения определяют повышенное  внимание к личностному развитию  детей в учебно-воспитательном  процессе и социально-психологической  адаптации[8,16].

     Теоретическая  идея необходимости помощи в  ситуации развития нашла своё  практическое воплощение в работе  психологической службы образовательного  учреждения. Это особенно важно  в работе с одарёнными детьми, так как деятельность её направлена  на обеспечение двух согласованных  процессов:

     -индивидуальное  сопровождение детей;

     -системное  сопровождение, направленное на  профилактику и коррекцию проблемы, характерной не для одного  ребёнка, а для одарённых детей  в целом[9,56].

     Понятие сопровождение  выросло из глубин педагогики. Мысль о необходимости «сопровождения  развития» как очевидная высказывается  современными педагогами, развивающими  идеи «педагогики успеха».

     Под сопровождением  понимается метод, обеспечивающий  создание условий для принятия  субъектом развития оптимальных  решений в различных ситуациях  жизненного выбора. В основе сопровождения  лежит единство четырёх функций: диагностики существа возникшей  проблемы; информации о существе  проблемы и путях её решения; консультации на этапе принятия  решения и выработки плана  решения проблемы; первичной помощи  на этапе реализации плана  решения.

      Основными  принципами сопровождения в условиях  жизнедеятельности образовательного  учреждения являются рекомендательный  характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; комплексный  подход сопровождения; развитие  самостоятельности.

     Процесс сопровождения  можно описать через последовательную  реализацию следующих шагов:

     -проведение  квалифицированной диагностики  по проблемам одарённости;

     -информационный  поиск форм и методов работы  по оказанию помощи, а также  специалистов, которые способны  помочь в решении проблемы;

    -обсуждение возможных  вариантов решения проблемы со  всеми заинтересованными людьми  и выбор наиболее целесообразного  пути её решения;

    -оказание сопровождаемому помощи на начальных этапах реализации плана[8,96].

     Осуществляя  психолого-педагогическое сопровождение  деятельности педагога и одарённой  личности, необходимо учитывать  специфику выявления и развития  детской одарённости.

 

 

 

 

2.5.Воспитание одаренных детей в условиях детского сада

 

Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать основные правила общения с окружающими людьми.

Современные исследования показывают, что одаренные дети в детском саду – это отдельный пласт общества. Одаренные дети не понимают, почему им так трудно найти общий язык со сверстниками в разговорах или играх. Они ищут точки соприкосновения, стараются предложить детям свои правила игры, но они обычно не доступны для восприятия большинства. Таких детей не так много (один или два ребенка на всю группу). Как правило,  одаренные дети быстро понимают собственное превосходство. Из-за этого они становятся или лидерами или отталкивают от себя всех окружающих, становясь изгоями[1,89].

Став лидером, ребенок ощущает свое превосходство перед остальными и старается утвердиться среди других детей, и подчинить их своему влиянию. Иногда по этой причине группа детей напоминает отдельное сообщество. В некоторых случаях ребенок вступает в партнерство с воспитателем. Например, умея отлично разговаривать, он может подсказать педагогу, что именно желает малыш[11,23].

Также встречаются случаи, когда родители, отлично понимая уникальные способности своего ребенка, воспитывают его в неправильном направлении. Они постоянно говорят ему об исключительности его знаний и умений, ставя его выше всех остальных детей. Любой психолог назовет такое воспитание неправильным. Ребенок должен в первую очередь стать частью общества, а уже после этого сможет раскрыть себя.

Из-за такого воспитания некоторые одаренные дети в детском саду ведут себя ужасно. Они обособляются ото всех и всегда стараются поступать по собственному желанию. В группе таких детей можно видеть играющими отдельно и, не интересующимися  поведением окружающих.

Одаренные дети часто предпочитают дружбу со  взрослыми. Здесь уместно вспомнить одну историю. Американский талантливый  4-летний мальчик в ответ на вопрос психолога о том, кто его лучшие друзья, назвал несколько взрослых мужчин – друзей своего отца. Перевод ребенка в школу для одаренных детей при нью-йоркском колледже Хантера принес желаемые перемены: он смог учиться и играть с детьми аналогичных способностей[8,74].

Итак, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

  • На занятиях все легко и быстро схватывают;

  • Знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники и не догадываются;

  • Быстро запоминают услышанное или прочитанное;

  • Решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

  • Задают много вопросов, интересуются многим;

  • Оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

  • Очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое и неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей[4,68].

Вынужденные заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься.

Чтобы этого в детском саду не произошло,  работу с одаренными детьми нужно строить с учетом их индивидуальных особенностей.

На занятиях  необходимо достигать большей мыслительной логической деятельности; решать задачи, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений;  развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности.  Занятия должны содержать индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей[12,56].

При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого необходимо создать такую проблемную ситуацию, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.  Детям нужно предлагать задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Наиболее существенным фактором успешности работы педагога является глобальная личностная характеристика – система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении[12,274].

По мнению некоторых исследователей, поведение воспитателя для одаренных детей должно отвечать следующим характеристикам:

  • он разрабатывает гибкие, индивидуальные программы;

  • создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в коллективе;

  • предоставляет детям обратную связь;

  • использует различные стратегии обучения;

  • способствует формированию положительной самооценки ребенка;

  • уважает его ценности;

  • поощряет творчество и работу воображения;

  • стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;

  • проявляет уважение и индивидуальность ребенка.

Воспитатель, работающий с одаренными детьми,  меньше говорит, меньше дает информации, устраивает демонстрации и реже решает задачи за детей. Вместо того чтобы самому отвечать на вопросы, он предоставляет это детям. Он больше спрашивает и меньше объясняет[12,276].

Заметны различия в технике постановки вопросов. Одаренным детям больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Воспитатель провоцирует детей выходить за пределы первоначальных ответов и гораздо чаще пытается понять, как дети пришли к выводу, решению, оценке.

      1. Методы воспитания одаренного ребенка

 

             Метод – путь к чему-либо. Методы воспитания – пути, по которым мы можем идти к нашим целям. Итак какими путями мы можем воспользоваться?

              Самому быть творческим. Общаясь  с ребенком, должны демонстрировать  ему образцы творческого поведения  и деятельности. Родительский пример  один – из ведущих методов  воспитания в дошкольном возрасте.

              Предметно-пространственная среда. Очень важно, чтобы дома была  обстановка, содействующая проявлению  и развитию творческих способностей  ребенка. Каждый из нас в своем  доме создает определенное предметно-пространственное окружение, определяемое стилем жизни, которое может либо содействовать, либо препятствовать развитию интеллекта и творческих способностей детей. Именно посредством этой среды мы продолжаем воспитывать детей в то время, когда занимаемся другими делами или находимся за пределами дома.

            Заражать детей своей любовью  к творчеству. Мало быть творческим самому, мало создать дома обстановку творчества, надо неустанно заботиться о том, чтобы увлечь этим ребенка, сделать творчество его внутренней потребностью.

            Быть гибким, уметь следовать  ситуации. Всем прекрасно известно: умный меняет свое мнение, глупый – никогда. Есть хорошее человеческое качество упорство, но, достигая крайнего предела, оно из человеческого превращается в ослиное упрямство. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

           Воспитывать в себе привычку  говорить как можно чаще «Да». Воспитание и ограничение тесно  связаны в обыденном сознании. Всегда ли оправданы те запреты, которые ставим ребенку? Нужно проанализировать свое поведение и найти такие ограничения, которые не только не содержат пользы, а приносят вред.

           Демократичный стиль общения. Коллективный, демократичный стиль общения  с ребенком создает именно  те условия, которые необходимы  для решения творческих способностей. И напротив, жесткий, неоправданно  строгий, авторитарный стиль общения  хорош для воспитания сознательной дисциплины, необходимой послушному исполнителю. Известный английский педагог Дж.Локк в одной из своих работ очень точно отметил – «рабская дисциплина порождает рабский характер».

           Бороться со всякими проявлениями конформизма. Подражательность – основа обучаемости дошкольника, именно поэтому очень велика опасность закрепления стремлений к несамостоятельным, конформным, творческим решениям. Общаясь с ребенком, надо постоянно стремиться почувствовать грань между полезной подражательностью и стремлением к не критическому копированию, конформизму.

           Всячески поддерживать самостоятельность  ребенка. Самостоятельно думать, принимать  решения, отвечать за их последствия  – основные черты творческого  поведения. Без этого нет и не может быть творческой личности.

          Предлагать ребенку такой материал, где сами чувствуете себя одаренными. У каждого из нас есть область  знаний или вид деятельности, где мы чувствуем себя как  рыба в воде. Стараться держаться  ближе к той области. Это важно  для того, чтобы ребенок видел, чувствовал настоящую, искреннюю  увлеченность.

           Не бояться неожиданных вопросов. Всем известно: дети большие специалисты  по части задавания вопросов, в том числе и глупых, с нашей  взрослой точки зрения, а потому  нас раздражающих. Одаренный ребенок  и это делает одаренно, его вопросы еще более неожиданны, странны, смелы, а может быть, даже безумны. Их не только не следует бояться, но, напротив, надо всячески стимулировать детский вопрос – свидетельство интереса ребенка, нестандартный вопрос – не что иное, как свидетельство нестандартного взгляда на мир.

Информация о работе Работа с одаренными детьми в ДОУ направление нетрадиционное рисование