ВЫВОД
Главным принципом
работы с одаренными детьми является принцип
создания условий и предоставления возможностей
для предметной творческой деятельности.
Для успешного развития одаренности необходимо
создание предметно - развивающей среды,
где одаренность ребенка могла бы проявиться,
прежде всего, через мотивацию к деятельности
с последующим достижением значимых для
него результатов.
Все
одаренные дети являются разными – по
темпераменту, интересам, воспитанию и,
соответственно, по личностным проявлениям
- тем не менее, существуют общие особенности
личности, характеризующие большинство
одаренных детей и подростков.
У многих
одаренных детей наблюдается повышенная
впечатлительность и связанная с ней особая
эмоциональная чувствительность, которая
проявляется в самых разных формах: события,
не слишком значительные для более обычных
детей, становятся для этих детей источником
самых ярких, иногда даже меняющих всю
жизнь ребенка, переживаний.
Развитие
творческих возможностей необходимо каждому
ребенку и, что каждый человек играет свою
особую роль в развитии общества, нельзя
не отметить и то, что именно одаренные
дети отличаются ярко выраженным интересом
не только к прошлому, но и к будущему,
способностью к выдвижению нестандартных
идей и новых способов деятельности, т.
е. повышенными творческими возможностями.
Развитие творческого
мышления и личности ребенка является
первоочередной задачей в случае обучения
одаренных детей. Эту задачу развития
творческих возможностей ребенка и ставят
перед собой различные развивающие программы.
Современный этап
развития образования ориентирует общество
на создание условий для полноценного
развития ребёнка, основываясь на целостном
подходе к формированию развивающей среды.
Осуществляя психолого-педагогическое
сопровождение деятельности воспитателя
и одарённой личности, необходимо учитывать
специфику выявления и развития детской
одарённости.
Современные исследования
показывают, что одаренные дети в детском
саду – это отдельный пласт общества.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Целью нашей работы было изучить
проявления одаренности у детей
с художественными способностями
и рассмотреть особенности педагогической
работы с ними.
База нашего изучения – опыт
работы воспитателя по изобразительной
деятельности Науменко Ольги
Павловны дошкольного образовательного
учреждения № 44 «Искорка» г. Павловского
Посада.
Здание
детского сада построено в 1970
году. Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение комбинированного
вида детский сад №44 «Искорка»
г. Павловский Посад функционирует
с 1985 года. МДОУ детский сад №
44 «Искорка» является учреждением,
в котором не только в полной
мере реализуются образовательные
задачи, но и осуществляется образование
здоровых детей, а также детей
с ограниченными возможностями
здоровья (нарушения опорно-двигательного
аппарата, нарушение речи).
МДОУ строит свою работу с
детьми на основе обновлённой
программы развития и воспитания
детей «Детство» под редакцией
Логиновой В.И., Бабаевой Т.И., Ноткиной
Н.А..
Режим
работы ДОУ -12 – часовой. В детском
саду функционируют 5 групп:
1-я младшая группа- 2-3 года;
2-я младшая группа 3-4 года;
Средняя группа 4-5 лет;
Старшая группа 5-6 лет;
Подготовительная группа 6-7
лет.
Старшая и подготовительная группы-
группы коррекции (нарушения опорно-двигательного
аппарата).
В подготовительной группе проводится
коррекционная работа по устранению
нарушений речи.
В воспитательно-образовательном процессе
реализуется основное содержание обновлённой
программы «Детство», которое педагоги
осуществляют в повседневной жизни, в
совместной с детьми деятельности,
путём интеграции естественных для дошкольников
видов деятельности, главным из которых
является игра. Воспитательно-образовательную
работу с детьми ведут воспитатели, старший
воспитатель, учитель-дефектолог (логопед),
инструктор по физической культуре и ЛФК,
педагог-психолог, музыкальные руководители.
Приоритетным направлением в работе дошкольного
образовательного учреждения является
физкультурно-оздоровительная и коррекционная
работа. Администрация и педагогический
коллектив ищут новые подходы к оздоровлению
детей, базирующихся на многофакторном
анализе внешних воздействий, мониторинге
состояния здоровья каждого ребенка, учете
использовании особенностей его организма,
создания определенных условий. Разработана
и успешно применяется на практике программа
«Здоровый ребенок», авторские технологии:
Волошиной Л.Н. «Играйте на здоровье»,
дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Создана предметно-развивающая среда,
оборудованы физкультурные уголки в группах,
спортивные площадки на территории детского
сада, спортивный зал. Подбор мебели осуществляется
в соответствии с санитарными нормами
и правилами. Соблюдаются тепловой и световой
режимы. Система оздоровительно профилактических
воздействий. Много внимания уделяется
физическому воспитанию, системе физкультурно-оздоровительной
работы.
В учреждении
созданы необходимые условия
для развития детей с проявлениями
художественных способностей:
- оформлены
уголки изобразительной деятельности;
- работает
кружок художественного творчества
«Капелька».
В художественном
воспитании воспитатель следует принципам:
- стремиться
к единству эмоционального и
познавательного, а также к единству
восприятия содержания и форм,
этот принцип помогал избежать
двух ошибок: с одной стороны,
формализма, а с другой – одностороннего
использования искусства;
- изучение
ребенка, своеобразия его эстетического
восприятия и творчества, на основе
которого возможно правильное
осуществление задачи художественного
воспитания;
- полноценность,
богатство и разнообразие эстетического
восприятия и творчества ребенка;
- наглядность;
- внимание
к детской инициативе и самостоятельности
в творчестве и эстетическом
восприятии ребенка;
- правильное
сочетание коллективного и индивидуального
в эстетическом воспитании, использование
коллективности воспитания в
целях развития каждой личности
и коллектива в целом.
Художественная
одаренность предполагает два
обязательных этапа:
- человек
овладевает спецификой содержания
и формой художественной
деятельности через приобщение
к мировой и отечественной культуре прошлого
и настоящего;
- опыт художественной деятельности,
понимание, восприятие и оценка
произведений искусства вводит
человека в мир общечеловеческих
ценностей.
Воспитатель
помогает ребенку успешно преодолеть
эти этапы различными методами:
приобщения детей к искусству
мастеров;
организуют творческую (авторскую)
деятельность детей.
С самого раннего
возраста дети пытаются отразить свои
впечатления об окружающем мире в своём
изобразительном творчестве через визуальные
ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся
один на один с бумагой и красками, чтобы
нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном
смысле Создатель, Творец, и по его замыслу,
как и по божьему, мир должен быть устроен
красиво, гармонично» (Н. К. Величко)
Есть дети, которые
рисуют и видят то, что они нарисовали,
а есть такие, которые рисуют и видят даже
то, что не нарисовано. Если ребёнок старается
выразить своё отношение или сообщить
какое-либо действие, факт, придать философскую
глубину, понимает больше, чем заложено
во внешних признаках изображаемого явления,
то мы, несомненно, считаем его одарённым.
Одарённый ребёнок
оказывается способным уловить
внутреннюю характеристику художественного
образа, не лежащую на поверхности.
Трудно определить степень творческой
одарённости, ведь искусство всё условно,
и какая именно степень наивности в искусстве
допустима, никто ещё не определил.
Одарённые
дети очень разные. Главное, что
объединяет всех, таких разных
«вундеркиндов» и что резко
отличает их от обыкновенных
детей – это высокая познавательная
потребность. Одним из первых
Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность
одарённых детей в умственной работе:
«Именно стремление к познанию – самая
яркая характеристика любого одарённого
ребёнка». Традиционные формы и методы
изобразительной деятельности дошкольников
оказывают сдерживающее влияние в развитии
познавательной деятельности одаренных
детей. Поэтому необходимо познакомить
детей с имеющими место в изобразительном
искусстве нетрадиционными техниками,
которые позволяют показать новые приемы
отражения окружающей действительности
в собственном художественном творчестве.
В своей
работе воспитатель использует
разнообразные нетрадиционные способы
рисования: пальцевая живопись, печатка,
монотипия, набрызг, рисование по мокрой
бумаге, рисование свечой, кляксография
и пр.
Такое нестандартное
решение развивает детскую фантазию,
воображение, снимает отрицательные
эмоции. Это свободный творческий
процесс, когда не присутствует
слово «нельзя».
Осваивая
нетрадиционные методы рисования,
можно сделать вывод: если тебе
нравится, когда глаза твоих детей
блестят от восторга на занятиях,
если ты хочешь, чтобы каждое
занятие было праздником, если
ты желаешь смеяться, удивляться
и общаться с умными, творческими
детьми – нужно больше с
ними наблюдать, рисовать и импровизировать.
Нетрадиционные методы рисования
развивают у детей логическое
и абстрактное мышление, фантазию,
наблюдательность, внимание и уверенность
в себе.
Для того,
чтобы детские рисунки получились выразительными,
воспитатель свои занятия сопровождает
мелодичной, образной музыкой, которая
позволяет детям расслабиться и насладиться
ее легким звучанием. Многие занятия проходят
в необычной обстановке за столами, а иногда
дети рисуют на мольберте, на большом ватмане,
расположенном на ковре.
А если
представить, что звукам соответствуют
определённые цвета, а сочетаниям
звуков – определенные пятна,
то можно нарисовать музыку
в виде свободного изображения
линий, пятен, разнообразных узоров. При
этом эстетические ощущения приблизят
детей к миру музыки и научат их воспринимать
и ощущать искусство изнутри, соотносить
цвет и музыку, опираясь на различие наиболее
ярких средств музыкальной выразительности
(темп, динамику, ритм и др.).
Еще одна
инновационная технология, которую
воспитатель применяет в своей
практике для развития творческих
способностей у детей – это метод
моделирования.
Модель – это
символ, предмет-заместитель, схематическое
изображение предмета с его характерными
признаками.
Воспитатель
своей практике использует такие
дидактические игры, как «Законы
юных художников», «Модель последовательности
восприятия или изображения предмета»,
«Предметно-схематическая модель композиции
рисунка».
Использование
игр и заданий с основами
моделирования, способствуют развитию
чувства уверенности, самостоятельности,
умения общаться друг с другом
и взрослыми.
Такой подход
к проведению занятий по изобразительной
деятельности позволяет избежать
штампов и шаблонов при выполнении
заданий и повышает творческую
активность детей.
Одним из
перспективных инновационных методов,
способствующих развитию мышления,
помогающих ребенку сформировать
уверенность в собственных возможностях,
стал метод проектной деятельности.
Он предусматривает
такую систему обучения, когда
дети получают знания и овладевают
умениями в процессе выполнения
системы спланированных практических
заданий. Метод проектов позволяет
воспитывать самостоятельную и
ответственную личность, развивает
творческие начала и умственные
способности.
Метод проектной
деятельности используется в
работе со старшими дошкольниками.
Этот возрастной этап характеризуется
более устойчивым вниманием, наблюдательностью,
а так же стремлением к совместной
деятельности.
Воспитателем
были разработаны и реализованы
следующие проекты: «Знакомство
детей с произведениями Чарушина
Е., через образы в рисунках», «Мир леса
в рисунках детей», «Беленькие зубки –
здоровые детки», «Чтоб здоровым был малыш».
Работая
над проектами, воспитатель неизбежно
сталкивался с родителями детей,
и как показала практика, чем
теснее взаимосвязь воспитателя
и родителей, тем успешнее становится
ребенок.
Результатом работы
воспитателя в этом направлении
стало активное участие детей
детского сада в городских
выставках и конкурсах детского
творчества:
«Давай раскрасим вместе мир»
Изобразительная
деятельность ребенка приобретает
художественно-творческий характер
по мере овладения способами
изображения. Поэтому так важно познакомить
детей с разнообразными инновационными
технологиями в рисовании.