Как одно
из условий создания благоприятной среды
развития одаренности предусматривает
приобретение ЗУН через индивидуальную
работу с помощью традиций.
Современные
исследования показывают, что для достижения
высокого уровня в любой области даже
очень способные дети нуждаются в одобрении,
общении и постоянной моральной поддержке.
Поэтому каждый ребенок должен иметь возможность
получить такое образование, которое позволит
ему достигнуть максимально возможного
для него уровня развития. От интеллектуального
потенциала этих детей зависит будущее
нашей страны, и основная цель работы с
одаренными детьми нашего детского сада
– это содействие их превращению в одаренных
взрослых, которые выступают в качестве
важнейшего ресурса поступательного развития
человеческой цивилизации.
1.2. Личность одаренного ребенка
Все одаренные дети являются разными
– по темпераменту, интересам, воспитанию
и, соответственно, по личностным проявлениям
- тем не менее, существуют общие особенности
личности, характеризующие большинство
одаренных детей и подростков.
Наиболее важной характеристикой личности
детей с проявлениями одаренности является
особая система ценностей, личностных
приоритетов, важнейшее место в которой
занимает деятельность, соответствующая
содержанию одаренности.
Для значительной части одаренных детей
характерен так называемый перфекционизм,
то есть стремление добиться совершенства
в выполнении деятельности. Иногда ребенок
часами переделывает уже законченную,
добиваясь одному ему известного совершенства.
Хотя в целом эта характеристика носит
позитивный характер, в будущем превращаясь
в залог высокого уровня профессиональных
достижений, от учителя и психолога, тем
не менее, требуется ввести такую требовательность
в разумные рамки. В противном случае это
качество превращается всвоего рода “самоедство”,
в невозможность довести работу до конца[1,56].
Свои особенности у одаренных детей имеет
самооценка, характеризующая представление
ребенка о своих силах и возможностях.
Вполне закономерен тот факт, что самооценка
у этих детей и подростков весьма высокая,
однако иногда, у особо эмоциональных
детей, самооценка отличается известной
противоречивостью, нестабильностью –
от очень высокой самооценки в одних случаях
ребенок бросается в другую крайность
в других, считая, что он ничего не может
и не умеет. И те, и другие дети нуждаются
в коррекционной работе и в психологической
поддержке.
Очень важной особенностью личности
ребенка, проявляющего признаки одаренности,
является так называемый внутренний локус
контроля, то есть принятие на себя ответственности
за результаты своей деятельности (а в
дальнейшем и за все происходящее с ним).
Как правило, такой ребенок считает, что
именно в нем самом кроется причина его
удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка,
с одной стороны, помогает ему справляться
с возможными периодами неуспеха и является
важнейшим фактором поступательного развития
его незаурядных способностей. С другой
стороны, эта же черта ведет к не всегда
обоснованному чувству вины, самобичеванию,
иногда даже к депрессивным состояниям[3,98].
У многих одаренных детей наблюдается
повышенная впечатлительность и связанная
с ней особая эмоциональная чувствительность,
которая проявляется в самых разных формах:
события, не слишком значительные для
более обычных детей, становятся для этих
детей источником самых ярких, иногда
даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний.
Повышенная эмоциональность в некоторых
случаях проявляется в склонности к бурным
аффектам. В других же случаях она носит
скрытый, внутренний характер, обнаруживая
себя в излишней застенчивости в общении,
трудностях засыпания, а иногда и некоторых
психосоматических заболеваниях[4, 105].
Одна из основных личностных характеристик
детей и подростков с повышенными творческими
возможностями – независимость (автономность):трудность,
а иногда и невозможность действовать,
думать и поступать так, как большинство.
Дети с творческими возможностями, в какой
бы области деятельности ни проявлялась
их одаренность, мало, сравнительно с другими
людьми, ориентируются на общее мнение,
на сложившийся принцип, на устоявшиеся
правила. Хотя эта личностная характеристика
помогает им в деятельности и даже в определенном
смысле формирует сами творческие возможности,
тем не менее, именно она делает их неудобными
для окружающих. Одаренные дети этого
типа ведут себя менее предсказуемо, чем
этого хотелось бы окружающим, что приводит
иногда к конфликтам
В целом, видимо, можно говорить об определенной
не конформности ярко одаренных, творческих
детей. Это, возможно, одна из причин несоблюдения
ими социальных норм и требований коллектива.
1.3. Виды одаренности
Одаренность, как многогранное явление,
имеет широкий спектр характеристик и
основ для выделения отдельных подвидов.
Так, Д. Б. Богоявленская выделяет пять
критериев классификации: форма проявления,
степень сформированности, широта проявлений,
особенности возрастного развития, вид
деятельности; каждый из которых выделяет
тот или иной вид одаренности в соответствующем
ракурсе. Все они тесно взаимосвязаны
и переплетаются между собой [2, 16].
Одни авторы пытаются рассматривать конкретные
виды деятельности, в которых проявляются
незаурядные способности ребенка (математика,
музыка, живопись). В соответствие с этим
дифференцируют математическую, музыкальную
и др. виды одаренности.
Другие исследователи анализируют способности
более общего плана, не связанные столь
тесно с различными формами профессиональной
деятельности.
Н. С. Лейтес, С. С. Степанов и некоторые
другие авторы к видам одаренности относят
следующие:
В практической деятельности,
в частности, можно выделить одаренность
в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности
— интеллектуальную одаренность различных
видов в зависимости от предметного содержания
деятельности (одаренность в области естественных
и гуманитарных наук, интеллектуальных
игр и др.).
В художественно-эстетической
деятельности — хореографическую, сценическую,
литературно-поэтическую, изобразительную
и музыкальную одаренность.
В коммуникативной
деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
И, наконец, в духовно-ценностной
деятельности — одаренность, которая
проявляется в создании новых духовных
ценностей и служении людям.
Художественно-эстетический
вид одаренности поддерживается и развивается
в специальных школах, кружках, студиях.
Он подразумевает высокие достижения
в области художественного творчества
и исполнительского мастерства в музыке,
живописи, скульптуре, актерские способности.
Одна из серьезных проблем состоит в том,
чтобы в общеобразовательной школе признавались
и уважались эти способности. Эти дети
уделяют много времени, энергии упражнениям,
достижению мастерства в своей области.
У них остается мало возможностей для
успешной учебы, они часто нуждаются в
индивидуальных программах по школьным
предметам, в понимании со стороны учителей
и сверстников [6,92].
Главным
является то, что дети с одаренностью этого
вида быстро овладевают основополагающими
понятиями, легко запоминают и сохраняют
информацию. Высокоразвитые способности
переработки информации позволяют им
преуспевать во многих областях знаний.
Несколько
иной характер имеет академическая одаренность,
которая проявляется в успешности обучения
отдельным учебным предметам и является
более частой и избирательной.
Эти дети
могут показать высокие результаты по
легкости и быстроте продвижения в математике
или иностранном языке, физике или биологии
и иногда иметь неважную успеваемость
по другим предметам, которые воспринимаются
ими не так легко. Выраженная избирательность
устремлений в относительно узкой области
создает свои проблемы в школе и в семье.
Родители и учителя иногда недовольны
тем, что ребенок не учится одинаково хорошо
по всем предметам, отказываются признавать
его одаренность и не пробуют найти возможности
для поддержки и развития специального
дарования[4,123].
Прежде
всего, продолжаются споры о самой необходимости
выделения этого вида одаренности. Суть
разногласий состоит в следующем. Одни
специалисты полагают, что творчество,
креативность является неотъемлемым элементом
всех видов одаренности, которые не могут
быть представлены отдельно от творческого
компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает
на том, что есть лишь один вид одаренности
— творческая: если нет творчества, бессмысленно
говорить об одаренности. Другие исследователи
отстаивают правомерность существования
творческой одаренности как отдельного,
самостоятельного вида. Одна из точек
зрения такова, что одаренность порождается
или способностью продуцировать, выдвигать
новые идеи, изобретать или же способностью
блестяще исполнять, использовать то,
что уже создано[5,42].
Вместе с тем исследования показывают,
что дети с творческой направленностью
нередко обладают рядом поведенческих
характеристик, которые их выделяют и
которые вызывают отнюдь не положительные
эмоции у воспитателей и окружающих людей:
отсутствие внимания (следования и почитания?)
к условностям и авторитетам; большая
независимость в суждениях; тонкое чувство
юмора; отсутствие внимания к порядку
и организации работы; яркий темперамент.
Определение социальной
одаренности гласит, что это исключительная
способность устанавливать зрелые, конструктивные
взаимоотношения с другими людьми. Выделяют
такие структурные элементы социальной
одаренности как социальная перцепция,
просоциальное поведение, нравственные
суждения, организаторские умения и т.д.
[8, 93].
Это исключительная способность
устанавливать зрелые, конструктивные
взаимоотношения с другими людьми. Социальная
одаренность выступает как предпосылка
высокой успешности в нескольких областях.
Она предполагает способности понимать,
любить, сопереживать, ладить с другими,
что позволяет быть хорошим педагогом,
психологом, социальным работником. Таким
образом, понятие социальной одаренности
охватывает широкую область проявлений,
характеризующихся легкостью установления
и высоким качеством межличностных отношений.
Эти особенности позволяют быть лидером,
то есть проявлять лидерскую одаренность,
которую можно рассматривать как одно
из проявлений социальной одаренности.
Существует множество определений
лидерской одаренности, в которых можно,
тем не менее, выделить общее черты:
интеллект выше среднего; умение принимать
решения; способность иметь дело с абстрактными
понятиями, с планированием будущего,
с временными ограничениями; ощущение
цели, направления движения; гибкость;
приспосабливаемость; чувство ответственности;
уверенность в себе и знание себя; настойчивость;
энтузиазм; умение ясно выражать мысли
[8,101].
Перечисленные виды одаренности
проявляются по-разному и встречают специфические
барьеры на пути своего развития в зависимости
от индивидуальных особенностей и своеобразия
окружения ребенка.
Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может
быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных
критериев классификации видов одаренности.
Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением
[10, 8-12].
Одаренность
имеет свои врожденные, генетические предпосылки,
которые выступают не сразу, не полностью.Они
обнаруживаются в ходе возрастного созревания,
в социальной среде, подвлиянием обучения
и воспитания (в самом широком значении
этих слов)[1,15].
Признаки
одаренности — это особенности ребенка,
которые выделяют его, в чем-то поднимают
над общимуровнем. Это прежде всего повышенная
расположенность к усвоению, творческиепроявления,
необычные достижения в каких-нибудь видах
деятельности. Имеется ввиду, что в основе
таких проявлений — более благоприятные
внутренниепредпосылки развития, особые
возможности умственного роста.
Оценить
признаки детской одаренности и их значение
для дальнейшего — непростая задача, уже
хотя быпотому, что очень трудно отличить
в проявлениях ребенка присущие емуиндивидуальные
черты от возрастных, лишь на время возникающих
черт, посколькуте и другие тесно переплетаются
и даже во многом могут совпадать. При
этом вдетстве именно возрастные свойства
играют главенствующую роль в умственном
развитии[7,43].
Дело
в том, что уже самивозрастные особенности,
будучи связанными с созреванием, обусловливаютумственный
рост. Так, всем нормальным детям свойственна
умственная активность,попытки самостоятельности,
тяга к умственному напряжению. В этом
органическинуждается их развивающийся
мозг. И эти же особенности, более ярко
выраженные,отличают детей, которые превосходят
ровесников в умственном отношении. У
нихусиленная познавательная активность,
повышенная потребность в умственнойнагрузке,
в умственных напряжениях. Эти их черты
прежде всего и обусловливаютих необычный
умственный подъем.
Известно
также явление возрастной чувствительности
(сензитивности).Эта особая отзывчивость
на окружающее, характеризующая периоды
детства,проявляется в разных направлениях:
в избирательности внимания (что попреимуществу
заинтересовывает ребенка), в своеобразии
воображения и чувств (начто он острее
реагирует, что сильнее переживает). Изменения
возрастнойчувствительности приводят
к тому, что наступают периоды, когда ребенокстановится
особенно восприимчивым к некоторым воздействиям,
делается болеечутким к отдельным сторонам
действительности. Тем самым на какое-то
время возникаютболее благоприятные условия
для становления и усиления определенных
умственныхкачеств. В эти так называемые
сензитивные периоды развития ребенок
оказываетсярасположенным к умственному
росту в тех или иных направлениях. Годы
возрастногосозревания — это определенная
последовательность сензитивных периодов,
открывающая большие, а то и чрезвычайные
возможности развития. При этом срокинаступления
таких периодов, степень их выраженности
и длительность действия обусловлены
и генотипически. У некоторых детей эти
внутренние условияумственного роста
выступают особенно заметно[8,76].
Таким образом, возрастные особенности
непосредственно влияют на уровень и своеобразие
умственныхвозможностей ребенка. Иначе
говоря, они выступают как возрастные
факторыодаренности.
Эти возрастные
факторы — разные на разных этапах детства.
Известно, что у маленьких детей во многомдругая
душевная организация, чем у детей постарше.
С годами происходит нетолько поступательное
умственное развитие, но и ограничение,
вытеснение болееранних свойств, становление
новых. Так, ослабляется образная впечатлительность,усиливается
роль словесной, понятийной регуляции,
более контролируемымстановится фантазирование.
Тем самым в годы детства возрастные черты
являютсяодновременно и свойствами развивающегося
ума.