Работа с одаренными детьми в ДОУ направление нетрадиционное рисование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Задачи:
— раскрыть понятие одаренности;
— показать сложности психического развития одаренных детей;
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Понятие и определение одаренности у детей……………………
1.1.Понятие одаренности детей………………....................................
1.2.Личность одаренного ребенка
1.3.Виды одаренности ………………………………………………..
1.4.Факторы, влияющие на развитие одаренности ………………….
2.Особенности обучения и воспитания одаренных детей …………
2.1.Психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи их обучения…………………………………………………………
2.2.Основные подходы к обучению одаренных детей………………
2.3.Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками …….
2.4.Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей….
2.5.Воспитание одаренных детей в условиях детского сада ………..
2.6.Методы воспитания одаренного ребенка ………………………..
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………

Файлы: 1 файл

Министерство образования Московской област1.docx

— 7.34 Мб (Скачать файл)

      Признаки одаренности у ребенка сводятся, однако, к проявлениям возрастных факторов развития.Разумеется, существуют и собственно индивидуальные предпосылки становленияинтеллекта, менее зависящие от возрастных изменений. Б.М. Теплов считал, чтосвойства типов нервной системы входят в состав природных задатков развитияпсихических свойств. Например, от этих врожденных особенностей зависят та илииная впечатлительность ребенка, скорость и интенсивность психических процессов,его нервная выносливость, динамические характеристики его умственной работы идр. Конечно, свойства типов нервной системы с возрастом по-своему тожеизменяются, но не в таком темпе и не в такой степени, как, например, те жеособенности возрастной чувствительности. С индивидуальными предпосылкамиразвития во многом связано сохранение черт умственного облика растущего счеловека на разных возрастных этапах[4,85].

      Едва ли не основная трудность диагностирования признаков одаренности в годы детства, как ужеупоминалось, состоит в том, что и собственно индивидуальное и возрастноепроявляются совместно, и симптомы их могут быть одинаковыми. Даже такаязначимая особенность ребенка, как необычно высокая умственная активность инужда в умственной нагрузке, особая готовность к напряжению, может, каквыражать свойства его типа нервной системы, так и указывать на начавшийсяпериод ускоренного созревания, когда потребность испытывать напряжение умавозрастает. От того, каковы по своей природе эти динамические характеристики,благоприятные для роста способностей, зависит их дальнейшая роль. Они либосохранятся у растущего человека как его отличительная индивидуальнаяособенность, либо окажутся чем-то временным, преходящим[1,98].

      Что же касается свойств сензитивных периодов, то они, хотя и могут частично закрепляться в ходеразвития, представляют собой в основном лишь временные состояния.

      Итак, существенно, что в проявлениях у ребенка особо благоприятных предпосылок умственного развития,несущих в себе взаимосвязь индивидуального и возрастного, обычно ведущую рольиграют особенности возрастные (чем младше ребенок, тем в большей степени).

      У некоторых детей, всвязи со спецификой хода их созревания, возрастные факторы настолько сближаютсяво времени, что могут как бы суммироваться; это приводит к удвоению, а то и кмногократному усилению их действия и может вызвать очень быстрое развитиеинтеллекта. Таких детей с ранними умственными достоинствами нельзя не заметить,не счесть их выдающимися. И все-таки зачастую их поражающие успехинедолговечны, ограничиваются временными рамками, а именно сроком действия рядавозрастных факторов[1,94].

      Бурный подъем умственных возможностей на основе возрастных факторов одаренности можно назвать возрастнойодаренностью. Это понятие указывает на зависимость расцвета способностей отспецифических возможностей детства и привлекает внимание к тому, чтохарактеризуется именно ребенок с его особым ходом созревания. Такая одаренностьпреходяща. Она не предопределяет будущего.

      Важно знать, что существует такое явление, как возрастная одаренность. При всех раннихдостижениях ребенка поначалу не может быть уверенности в том, что это ужепостоянный дар. Нужно учитывать, что он может быть и временным, и тогда меньшебудет непомерных ожиданий, а потом и горьких разочарований.

      Вместе с тем, как известно, у некоторых детей умственный подъем может идти по-другому: в самомходе возрастных изменений индивидуальные достоинства интеллекта выступают всеболее отчетливо, укрепляются, и продолжают расти уже устойчиво.

      Так что признакиодаренности, по которым судят о ребенке, могут быть кратковременными, т.е.относящимися преимущественно к данной поре жизни и не свидетельствующими обустойчивых индивидуальных свойствах, а могут быть долговременными, т.е.выражающими подлинное становление индивидуальности и являющимися предвестникамиболее зрелых достижений[4,198].

 

    1. Факторы, влияющие на развитие одаренности.

      Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью[3,99].

      Неравномерность возрастного развития одаренных детей.

      Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и социально нелепом существе далеко не всегда соответствует действительности. Возможно и так называемое гармоничное развитие, что подтверждается целым рядом исследований. Однако у части одаренных детей, прежде всего, исключительно одаренных в какой-либо одной области, отмечается действительно дисгармоничное развитие, которое прямо влияет на личность в период ее становления и является источником многих проблем необычного ребенка[8,93].

      Выше уже указывалось, что у ряда таких одаренных детей наблюдается значительное опережение, скажем, в умственном или художественно-эстетическом развитии, достигающее иногда 5-6 лет. Понятно, что все другие сферы развития - эмоциональная, социальная и физическая - будучи вполне обычными по своему уровню, не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития.

      Другой причиной неравномерности является особая система основных интересов, принципиально отличающаяся у одаренных детей в сравнении с другими детьми: главное место в ней занимает деятельность, соответствующая их незаурядным способностям. Поэтому нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер развития. Так, до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у некоторых одаренных детей гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста (речь, конечно, не идет о школьниках, одаренных лидерскими способностями).

      Многие особо одаренные дети недостаточно времени уделяют спорту и любой другой, не связанной с их главным интересом, деятельности. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается и явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом.

Внутрисемейная среда.

      Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Даже внешне, казалось бы, неблагоприятные условия развития оказываются в большей или меньшей степени безразличны для развития способностей, а вот особенно важные для их развития характеристики, прежде всего повышенное внимание родителей, имеются в полном (иногда даже преувеличенном) объеме. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается весьма значительным [6,44].

Взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми.

      Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка и характера ее становления имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Эти взаимоотношения, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность.

      Сверстники относятся к одаренным детям по-разному, в зависимости от характера их одаренности и от степени нестандартности ее проявлений. Часто многие одаренные дети пользуются большой популярностью в коллективе сверстников. В особенности это относится к детям с повышенными физическими возможностями и, естественно, к детям-лидерам. Гораздо сложнее ситуация с особой одаренностью. Во многих случаях эта одаренность сопровождается необычным поведением и странностями, что вызывает у одноклассников недоумение или насмешку. Иногда жизнь такого ребенка в коллективе складывается самым драматическим образом. В какой-то степени именно в результате этих взаимоотношений со сверстниками дети с таким развитием попадают в группу риска.

      Особенно тяжело приходится детям с любым видом одаренности, у которых ярко выражен творческий потенциал. Некоторые особенности их личности вызывают у учителей негодование, связанное с их представлением об этих детях как об отъявленных индивидуалистах. Именно поэтому понимание особенностей личности одаренного ребенка, особенно проявляющего творческие возможности, является необходимым условием успешной работы воспитателя с одаренными детьми [2,88].

Личность одаренного ребенка

      Хотя все одаренные дети являются разными - по темпераменту, интересам, воспитанию и, соответственно, по личностным проявлениям - тем не менее, существуют общие особенности личности, характеризующие большинство одаренных детей и подростков.

     Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности.

      Для значительной части одаренных детей характерен так называемый перфекционизм, то есть стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Иногда ребенок часами переделывает уже законченную, добиваясь одному ему известного совершенства. Хотя в целом эта характеристика носит позитивный характер, в будущем превращаясь в залог высокого уровня профессиональных достижений, от воспитателя, тем не менее, требуется ввести такую требовательность в разумные рамки. В противном случае это качество превращается всвоего рода “самоедство”, в невозможность довести работу до конца[2,204].

      особенности у одаренных детей имеет самооценка, характеризующая представление ребенка о своих силах и возможностях. Вполне закономерен тот факт, что самооценка у этих детей весьма высокая, однако иногда, у особо эмоциональных детей, самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью - от очень высокой самооценки в одних случаях ребенок бросается в другую крайность, считая, что он ничего не может и не умеет. И те, и другие дети нуждаются в коррекционной работе и в психологической поддержке [12,254].

      Очень важной особенностью личности ребенка, проявляющего признаки одаренности, является так называемый внутренний локус контроля, то есть принятие на себя ответственности за результаты своей деятельности (а в дальнейшем и за все происходящее с ним). Как правило, такой ребенок считает, что именно в нем самом кроется причина его удач и неудач. Эта черта одаренного ребенка, с одной стороны, помогает ему справляться с возможными периодами неуспеха и является важнейшим фактором поступательного развития его незаурядных способностей. С другой стороны, эта же черта ведет к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда даже к депрессивным состояниям.

      У многих одаренных детей наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, которая проявляется в самых разных формах: события, не слишком значительные для более обычных детей, становятся для этих детей источником самых ярких, иногда даже меняющих всю жизнь ребенка, переживаний. Повышенная эмоциональность в некоторых случаях проявляется в склонности к бурным аффектам. В других же случаях она носит скрытый, внутренний характер, обнаруживая себя в излишней застенчивости в общении, трудностях засыпания, а иногда и некоторых психосоматических заболеваниях.

     Одна из основных личностных характеристик детей с повышенными творческими возможностями - независимость (автономность): трудность, а иногда и невозможность действовать, думать и поступать так, как большинство. Дети с творческими возможностями, в какой бы области деятельности ни проявлялась их одаренность, мало, сравнительно с другими людьми, ориентируются на общее мнение, на сложившийся принцип, на устоявшиеся правила. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности и даже в определенном смысле формирует сами творческие возможности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети этого типа ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам.

      В целом, видимо, можно говорить об определенной не конформности ярко одаренных, творческих детей. Это, возможно, одна из причин несоблюдения ими социальных норм и требований коллектива [4.109].

      Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы. Выделяют следующие проблемы таких детей...

      Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

      Нонконформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

      Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

      Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

      Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

      Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание воспитателей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

      Одарённые дети отличаются от остальных детей своим особым восприятием окружающей действительности, скоростью своих мыслительных операций, своей «яркостью», своим нестандартным мышлением, неспособностью чётко развести реальность и фантазию, преувеличенными страхами и другим.

Информация о работе Работа с одаренными детьми в ДОУ направление нетрадиционное рисование