Работа с одаренными детьми в ДОУ направление нетрадиционное рисование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучить проявления одаренности у детей и рассмотреть особенности педагогической работы с ними.
Задачи:
— раскрыть понятие одаренности;
— показать сложности психического развития одаренных детей;
— рассмотреть особенности воспитания и обучения одаренных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Понятие и определение одаренности у детей……………………
1.1.Понятие одаренности детей………………....................................
1.2.Личность одаренного ребенка
1.3.Виды одаренности ………………………………………………..
1.4.Факторы, влияющие на развитие одаренности ………………….
2.Особенности обучения и воспитания одаренных детей …………
2.1.Психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи их обучения…………………………………………………………
2.2.Основные подходы к обучению одаренных детей………………
2.3.Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками …….
2.4.Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей….
2.5.Воспитание одаренных детей в условиях детского сада ………..
2.6.Методы воспитания одаренного ребенка ………………………..
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………

Файлы: 1 файл

Министерство образования Московской област1.docx

— 7.34 Мб (Скачать файл)
  1. Особенности обучения и воспитания одаренных детей

 

2.1. Психологические особенности одаренных детей и актуальные задачи их обучения

 

      Tрадиционная программа обучения может стать непреодолимым препятствием для развития одаренного ребенка, и это был один из аргументов в пользу необходимости решения проблемы обучения одаренных детей. Кроме того, есть и другой аспект рассмотрения этой проблемы. Хорошо известно, что эффективность программ обучения зависит от их соответствия потребностям и возможностям тех детей, для которых они предназначены. Одаренные детихарактеризуются особыми потребностями и возможностями, отличающими их от других сверстников, то это означает, что для их обучения необходимы специальные программы или, по крайней мере, какие-то модификации традиционных образовательных программ, которые ориентированы на гипотетического «среднего» ученика[8,34].

      Какие же  изменения должно претерпеть  традиционное содержание обучения, чтобы оно могло удовлетворять  столь разнообразным потребностям  и возможностям одаренных детей? Другими словами, какими должны  быть принципы построения содержания  обучения для одаренных детей? Для того, чтобы определить такие принципы, нужно учесть не только специфические потребности и возможности этой категории учащихся, но и те задачи, которые должно решать обучение одаренных детей. Постановка этих задач по отношению к обучению одаренных детей имеет первостепенное значение, что связано как с особенностями таких детей, для которых традиционная задача обучения – усвоение знаний, умений и навыков – может стать причиной негативного отношения к школе, так и со спецификой социального заказа. Ведь с точки зрения социального заказа забота об одаренных детях обусловлена тем, что именно на них в первую очередь возлагаются надеждына решение проблем, стоящих перед обществом, с ними связывают ожидания по внесению наибольшего вклада в развитие культуры и науки, экономики и техники. То же можно сказать и о еще одной, чрезвычайно важной задаче обучения – развитии творческой личности ребенка[12,168].

Сама жизнь с ее стремительно возрастающими объемами информации, быстро изменяющимися технологиями и способами деятельности, парадоксальными изменениями спроса и предложения вызывает необходимость в людях, способных предугадывать характер новых задач и проблем, гибко реагировать на происходящее, проявляя незаурядную пластичность или гибкость мышления, поведения, приобретенных навыков. Все эти качества, так необходимые людям для того чтобы успешно существовать в современном обществе, как раз и характеризуют творческое мышление и творческий тип поведения личности. Прекрасно осознавая, что развитие творческих возможностей необходимо каждому ребенку и, что каждый человек играет свою особую роль в развитии общества, нельзя не отметить и то, что именно одаренные дети отличаются ярко выраженным интересом не только к прошлому, но и к будущему, способностью к выдвижению нестандартных идей и новых способов деятельности, т. е. повышенными творческими возможностями. Поэтому задача творческого развития, очень хорошо отвечает потребностям и возможностям одаренных детей. Кроме того, она хорошо отвечает идеалу целостного развития[5,75].

 

 

2.2. Основные подходы к обучению одаренных детей

 

Стремление учесть разнообразные запросы одаренных детей, с одной стороны, и разные задачи обучения с другой, привело к созданию различных программ, которые применяются в детских садах и за ее пределами (в домах творчества ит.п.). Идеальная программа обучения одаренных детей теоретически должна отвечать всем требованиям. Однако на практике та или иная программа может отвечать одним требованиям и не отвечать другим. И это связано не только с несовершенством самих программ, но и с теми конкретными задачами, на решение которых они направлены[12,105].

Все программы обучения, независимо от того, для каких детей они предназначены, можно разделить на три категории:

1.образовательные

  • ускоренное обучение
  • обогащенное обучение

2. образовательно-развивающие

3.развивающие

  • личность
  • мышление

Образовательные программы нацелены на то, что ребенок должен получить определенный круг знаний, умений и навыков в различных содержательных областях. Стандартная образовательная программа может оказаться препятствием на пути развития одаренного ребенка. Существует два подхода к построению образовательных программ для одаренных детей:

- первый связан с ускорением процесса обучения. Дети с высокими способностями, с сильным опережением в интеллектуальном развитии учатся по обычным школьным программам, но им дается возможность продвигаться в том темпе, который соответствует их индивидуальным возможностям. Ускорение обучения может достигаться как за счет «перескакивания» через класс, так и за счет построения индивидуальных программ прохождения различных школьных предметов для некоторых учащихся. Ускоренное обучение позволяет учесть, главным образом, такую особенность  ребенка, как быстрый темп интеллектуального развития. Такое обучение позволяет одаренным детям избежать скуки и высвободить время, которое может быть эффективно использовано за пределами школы. Однако очевидно, что ускоренному обучению, в том случае если используется содержательно не переработанная школьная программа, свойственны все те же недостатки, которые  xapaктepны для традиционного подхода. Кроме того, могут возникать и другие проблемы[12,96];

- второй подход связан с изменением содержания обучения в сторону его обогащения. Это путь углубленного или расширенного изучения отдельных тем, проблем, предметов и целых научных областей, позволяющий одаренным детям продвигаться в освоении интересующих их предметов и областей значительно дальше, чем их сверстникам. Обогащенные образовательные программы углубленного типа позволяют ребенку достигнуть высокого уровня компетентности в одной или нескольких областях научного знания. Такие программы позволяют учесть яркий, избирательный интерес и чувствительность к определенным сторонам действительности, повышенную потребность в умственной нагрузке, столь характерные для одаренных детей, и отвечают таким требованиям к программам для одаренных, как насыщенность содержания и обеспечение возможности углубленного изучения тем (дисциплин), выбираемых учеником[12,97]. В сочетании же с ускорением обучения возможности учесть особенности одаренных детей могут увеличиваться: удовлетворяется избирательный интерес ребенка, потребность в умственной нагрузке, и при этом темп обучения соответствует индивидуальным особенностям темпа интеллектуального развития. Обогащенные программы углубленного типа широко распространены и успешно применяются в нашей стране. При всех своих достоинствах этот подход также имеет и недостатки. Он мало пригоден на начальных ступенях обучения и для детей с общей одаренностью. Развитие творческого мышления и личности ребенка является первоочередной задачей в случае обучения одаренных детей. Эту задачу развития творческих возможностей ребенка и ставят перед собой различные развивающие программы. Задача овладения знаниями в тех или иных областях отступает в этом случае на второй план, либо не ставится вообще. Стратегия развивающего обучения предполагает качественно иное обучение. В этом случае учебная программа основана на принципиально ином содержании, не являющимся ни продолжением, ни более широким изложением материалов, включаемых в обычные образовательные программы. По доминированию тех или иных конкретных задач обучения эти программы можно разделить на два вида. К первому виду можно отнести все программы, которые направлены прежде всего на развитие высших мыслительных процессов – творческого, критического, логического мышления, умения решать проблемы. Среди них можно выделить программы, которые специально направлены на развитие творческого мышлeния (например, программы для летних школ, основанные на применении приемов синектики и «мозгового штурма»), умений решать. Такие программы способствуют дальнейшему развитию творческих и интеллектуальных возможностей детей, «вооружают» их универсальными приемами, которые помогают находить нестандартные решения различных проблем. Понятно, что развивающие программы такого рода соответствуют не только повышенным творческим потребностям и возможностям одаренных школьников, но и позволяют удовлетворить их стремление к самостоятельности. При этом учитываются и многие требования к процессу обучения для одаренных детей. Как правило, такие программы предполагают изучение проблем «открытого типа», они поощряют и стимулируют выдвижение новых идей, развивают методы и навыки исследовательской работы, поощряют создание работ с использованием разнообразных нестандартных материалов, учат детей оценивать свои работы с помощью различных критериев. Ко второму виду развивающих программ можно отнести те, которые ставят своей задачей развитие эмоционально-личностной сферы[12,101].Этот вид программ учитывает тот факт, что у одаренных детей могут возникать проблемы в эмоционально-личностном развитии, связанные с отставанием в развитии этой сферы по сравнению с интеллектуальной или же с другими особенностями одаренного ребенка. Проблемы эмоционально-личностного плана, например заниженная самооценка, тревожность, неуверенность в себе могут полностью блокировать творческое развитие одаренного ребенка. Именно поэтому важно обращать внимание на развитие таких характеристик, как настойчивость и уверенность в себе, способствовать развитию самопознания и понимания своих «сильных» и «слабых» сторон. Одни из программ эмоцонально-личностного развития оказывают положительное влияние на развитие «Я»-концепции и самооценку ребенка, другие на межличностные отношения, третьи – улучшают состояния эмоциональной сферы, четвертые – способствуют развитию самопонимания и снятию поведенческих проблем. В любом случае они помогают раскрыть и реализовать творческий потенциал одаренных детей. Важно иметь в виду, что большинство развивающих программ ориентировано на удовлетворение интеллектуальных потребностей одаренных детей и решение задач их творческого развития за пределами детского сада[12,105].

Применительно к одаренным детям теоретически можно выделить многочисленные разновидности таких программ, которые представляют собой различные комбинации образовательных и развивающих систем. Однако на самом деле образовательно-развивающих программ сушествует значительно меньше, чем это можно было бы представить. Это связано как с трудоемкостью работ по созданию таких программ, так и с проблемами их воплощения в практику обучения. Разработка и внедрение образовательно-развивающих программ является одним из самых перспективных направлений, поскольку именно этот путь открывает возможность для осуществления идеала целостности развития, позволяет детскому саду стать местом развития одаренности ребенка.

Для того чтобы детский сад стала действительным местом развития одаренности ребенка, обучение должно быть построено с учетом всех требований к программам для одаренных детей.

 

2.3. Приемы и методы работы с одаренными дошкольниками

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.     В последние годы отмечается повышение интереса  к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Проблема одаренности стала актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике.   А.М. Матюшкин разработал «Концепцию  творческой одаренности», Л.А Венгер  с авторским коллективом разработал   программу «Одаренный ребенок».  

 

                Можно выделить 2 категории  одаренности детей в дошкольном  возрасте: 

       - дети  с высоким  общим уровнем умственного развития;

 

       - дети с признаками  специальной творческой одаренностью (музыкальной, изобразительной,  физической, интеллектуальной).

 

  Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость  данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли  углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества[2,64].

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми[12,86].

Работа с данной категорией детей закреплена нормативным документом:

          - Федеральная целевая программа «Одаренные дети» на 2011-2016г.г.

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. Эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками. Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить.

Основой одного из подходов к организации образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками является концепция развития способностей, разработанная авторским коллективом под руководством Л.А.Венгера . Данный подход был реализован в образовательной программе «Одаренный ребенок» (1995г). Цель программы «Одаренный ребенок» - создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в Российской Федерации. Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности. Также была разработана система выявления одаренных детей, которая включает в себя: наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности); анкетирование взрослых (родителей и воспитателей); групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, а во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни[3,71].

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. При создании в ДОУ   благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Такими условиями являются:

    - наличие специально подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования и воспитателей;

    - наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

   -   создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у него чувство собственной значимости, поощряющей проявление  индивидуальности;

   -    наличие образовательной системы[12,274].

В нашей стране долгое время изучением детской одаренности и разработкой вопросов раннего выявления и дальнейшего развития незаурядных детей практически не занимались. Только в последние годы проблема детей с высокими умственными способностями начала вызывать большой интерес не только в научной среде, но в прессе и печати.

Разработана система по выявлению потенциально одаренных детей в рамках ДОУ, которая включает в себя:

1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.

Для этого используется метод экспертных оценок. Воспитатели средней группы в конце учебного года заполняют анкету, где по пятибалльной системе оценивают степень проявления у детей группы признаков одарённости: выполнение заданий на наиболее высоком уровне, сообразительность, инициативность, оригинальность и разнообразие продуктов деятельности, любознательность, широта кругозора. Дальнейшее обследование проводится с детьми, у которых достаточно часто и ярко проявляются данные признаки.

2-й этап:отбор детей в группу одарённых.

При диагностике одарённости исходят из представления большинства исследователей (Дж.Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого[7,12].

 

  Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одними из важнейших аспектов деятельности в детском саду.

Дети, склонные к высоким достижениям, могут проявить себя в следующих областях:

•  общие интеллектуальные способности;

•  конкретные академические способности;

•  творческое или продуктивное мышление;

•  лидерские способности;

•  художественные и исполнительские искусства;

•  психомоторные способности[11,24].

Образовательная работа с одаренными дошкольниками предполагает проведение специальных развивающих занятий, соответствующих возможностям и потребностям детей, отвечающих их особенностям; создание условий для дальнейшего развития способностей и реализации достигнутого в свободной деятельности.

 

2.4. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей

     Современный  этап развития образования ориентирует  общество на создание условий  для полноценного развития ребёнка, основываясь на целостном подходе  к формированию развивающей среды.

Информация о работе Работа с одаренными детьми в ДОУ направление нетрадиционное рисование