Различные формы дислалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время процент детей с нарушения звукопроизношения неуклонно растет. Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения, что создает определенные проблемы при обучении и общении со сверстниками. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Теоретический аспект коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией
6
Этиология, симптоматика при дислалии
6
Этапы и содержание логопедической работы по устранению дислалии у дошкольников
25
Выводы по 1 главе
35
Глава 2. Организация экспериментального исследования по устранению нарушения звукопроизношения различных форм дислалии у дошкольников
40
2.1.Выявление механизма нарушений звукопроизношения с различными формами дислалии у дошкольников
40
2.2. Преодоление нарушений звукопроизношения разных форм дислалии у дошкольников
49
Выводы по 2 главе
60
Заключение

Файлы: 1 файл

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ДИСЛАЛИИ КАК ФАКТОР СПЕЦИФИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 6 ЛЕТ.docx

— 145.31 Кб (Скачать файл)

Учить малыша различению звуков надо, меняя интонацию голоса, исполняя одну и ту же мелодию на разных по тембру музыкальных инструментах (металлофоне, губной гармошке, дудочке). Воспитатель должен учитывать, что яркость и разнообразие музыкальных впечатлений следует создавать не обилием мелодий, а различным тембровым звучанием музыки. Это повышает устойчивость слухового сосредоточения детей начиная с первых месяцев жизни.

Важная предпосылка развития речи — формирование у детей потребности в речевом общении со взрослым. Наблюдения показали, что уже с 4-го мес. Ребенок использует свое умение произносить звуки для привлечения внимания взрослого. Если взрослый часто эмоционально общается с малышом (ласково разговаривает, поглаживает, показывает игрушки), то достаточно одного его присутствия, чтобы ребенок начал произносить звуки. Если же в первые месяцы жизни ребенка такого обучения не происходит, позже малыш не замечает взрослого, не проявляет интерес к нему, даже если тот пытается поговорить с ним. При отсутствии положительного контакта между детьми и взрослыми, а также если ребенок не владеет умением выражать свои просьбы и желания доступными языковыми средствами, единственной формой обращения малыша ко взрослому может стать крик[34, 13].

Уже с первых месяцев жизни у детей наблюдается различная голосовая активность. Воспитатели и родители должны быть особенно внимательны к малышам, произносящим мало звуков. Однако неправильно думать, что дети, которые произносят много звуков, не нуждаются в помощи взрослых. Без нее ребенок может задержаться на одном этапе, стереотипно повторяя освоенное. Каждое обращение взрослого к ребенку должно быть целенаправленным: малышу нужно видеть лицо говорящего, его мимику, артикуляцию. В дневнике группы воспитателю следует, отмечать, какие звуки произносит каждый ребенок, какими пользуется всего охотнее.

Обучать детей подражанию нужно, прежде всего, на знакомых звуках. Подметить эти звуки легко, наблюдая за малышом в часы его активного бодрствования. В конце первого года у детей, как правило, появляется на день-другой «дежурный» звук, который они повторяют чаще других. Прислушиваясь к голосовым проявлениям малыша, взрослые включаются в перекличку, предлагая ребенку повторить звук, который только что был произнесен по инициативе малыша. Такую перекличку можно устраивать во время игры с ребенком, во время ухода за ним и вообще при каждом удобном случае, особенно в момент тишины в комнате. Достичь результатов нелегко, даже знакомые звуки ребенок воспроизводит за взрослым не сразу. Для этого нужно время и систематическое целенаправленное общение.

Для развития голосовых реакций детей на первом году жизни очень важны специально организованные игры-занятия. Наблюдения показали, что голосовая активность ребенка на занятиях в 3—7 раз превышает таковую в самостоятельной деятельности.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. Д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием слухового внимания и речевого слуха[13,98].

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты — поупражнять отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности.

Работа по формированию звукопроизношения осуществляется в такой последовательности: сначала, у детей отрабатывают правильное произношение гласных. На итоговом занятии организуются упражнения на закрепление этих звуков и их дифференциацию[21,43].

Произношение согласных звуков отрабатывают в следующем порядке: м (мь), п (пь), б (бь); т (ть), д (дь), н (нь); к (кь), г (гь), х (хь); й; ф (фь), в (вь); с (сь), з (зь), ц. Подготовительные упражнения для уточнения и закрепления правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, ч, щ) проводятся в летнее время.Формирование правильного произношения, развитие органов артикуляционного аппарата предусматривают работу над изолированными звуками и звукоподражательными словами (имитация различных шумов, голосов животных). Педагог четко произносит звук или звукосочетание и предлагает воспитанникам повторить образец.

Воспроизводя разные звукосочетания, он учит детей быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного положения на другое. Для этого используются специальные упражнения. Например, при закреплении звуков д (дь) малышам предлагают произносить то звукосочетание ду-ду, то динь-динь (губы то вытягиваются вперед в форме «трубочки», то растягиваются — «в улыбке»). Важным этапом в формировании правильного звукопроизношения является выработка умения правильно произносить звуки в отдельных словах и фразах. Ведущим методом обучения является игровой. Так, при закреплении произношения звука п (пь) воспитатель просит Петрушку показать картинки с изображением предметов, в названии которых есть данный звук: «Петрушка, покажи, пожалуйста, пальто... Пирамидку»[35,42].

Четкость и ясность речи (дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: детям предлагают произносить шутки-чистоговорки с определенными звуками {бы-бы-бы — идет дым из трубы; ве-ве-ве — сидит Вова на траве и др.). Отработка дикции осуществляется при заучивании и повторении потешек, стихотворений, в повседневном общении.

Воспитатель продолжает вести работу и по развитию у детей слухового внимания, восприятия, речевого слуха. Так, в процессе игр малышам предлагается определять на слух звучание разных детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек. Вне занятий организуются игры на определение детьми местонахождения звучащего предмета, на узнавание друг друга по голосу.

Реализация задач воспитания звуковой культуры речи осуществляется по двум основным направлениям:

1) развитие восприятия  речи (слухового внимания и речевого  слуха, включая его компоненты  — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи);

2) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т. Д.)[40,11].

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

Звукопроизношение — способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи слушателями. Дошкольный возраст является важным этапом в овладении звуками. Причинами несвоевременного или неправильного усвоения звуков являются:

• снижение физического слуха;

• неправильное строение артикуляционного аппарата (отклонения в строении зубочелюстной системы, короткая подъязычная связка, высокое узкое твердое небо, недостаточная подвижность языка, мягкого неба, губ); недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не отличает одни звуки от других;

• неправильная или чрезмерно ускоренная речь окружающих;

• слабый, укороченный выдох[41,96]

В отличие от речевых дефектов несовершенства звукопроизношения связаны с возрастными особенностями формирования детской речи, с постепенностью и определенной последовательностью появления звуков в речи. Недостатки звукопроизношения — с неправильным усвоением звуков (межзубное произнесение свистящих звуков, горловое произнесение звука [р] и т.д.), а также с поздним их усвоением (например, свистящие звуки появляются в речи детей к пяти годам).Недочеты в произношении звуков могут выражаться в искаженном их произнесении; в замене звуков, сложных в артикуляционном отношении ([ш], [ж]), другими, более простыми ([с], [з]); в пропуске звуков и в неустойчивом их произношении, когда в одних словах звук произносится верно, в других — заменяется. Неисправленные своевременно недостатки звукопроизношения у детей могут вызвать трудности в овладении чтением и письмом[37,12].

Чтобы правильно организовать работу по формированию звукопроизношения, необходимо иметь четкое представление о том, в какой последовательности происходит усвоение детьми звуков; какие из них на ранних этапах речевого развития выступают в качестве субститутов (заменителей); каковы причины неправильного или несвоевременного их усвоения.

Причины плохой дикции:

• недостаточная подвижность артикуляционного аппарата;• небрежное отношение к собственному высказыванию;

• чрезмерно ускоренная речь (не договариваются или проглатываются не только отдельные звуки или слоги, но даже целые слова);

• недостатки звукопроизношения (некоторые звуки произносятся неверно или недостаточно отчетливо);

• слабый самоконтроль за собственным высказыванием (невнятная, смазанная речь с трудом воспринимается слушателями, ее понимание затруднено).

Таким образом, нарушение речи - достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно или неэффективно оказанного лечения. На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т. Д. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», т. Е. Ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

В раннем детстве несовершенства речи соответствуют психическому и физическому развитию ребенка. В дальнейшем из-за недостатков речи возникают трудности в контакте с окружающими. Уже с 4 - 5 лет более развитые дети замечают недостатки своей речи и нередко болезненно переживают их[15,123].

Дошкольный возраст - лучший для преодоления недостатков речи. Этому способствуют такие особенности дошкольника: высокая пластичность мозга, способность детей все превращать в игру, что способствует более быстрым достижениям в коррекционной работе, стремление к овладению звуками речи и непрочность ошибочных речевых навыков. Если в это время не уделить должного внимания устранению нарушений звукопроизношения, то они превратятся в стойкий дефект.

Среди детей дошкольного и школьного возраста неправильное произношение звуков чаще всего является единственным дефектом речи ребенка. Такие случаи нарушения звукопроизношения принято называть дислалией.

Дислалия - это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата, которое наиболее часто проявляется в детском возрасте. Неправильное произношение может фиксироваться родителями и окружающими довольно рано, поскольку овладение артикуляцией звуков удается детям лишь постепенно. Принято считать, что ошибки в произношении, проявляющиеся до 5 лет, являются физиологически обусловленными и преодолеваются спонтанно в тех случаях, когда у ребенка нет отклонений в речедвигательном и слуховом анализаторе.

Долгое время все речевые расстройства были объединены под одним

Названием. В 1830 г. Врач Шультес (Швейцария) все речевые нарушения разделил на две группы: заикание и косноязычие. Косноязычие он обозначил термином «дислалия». В 80-х годах прошлого столетия Коэн (Австрия) в своих работах пытался провести классификацию дислалии. Позднее - (конец XIX и начало XX в.) Появились работы по косноязычию зарубежных авторов: Куссмауля, Гуцмана, Фрешельса, Либмана, Зеемана и других[14,179].

Информация о работе Различные формы дислалии