Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 20:42, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время процент детей с нарушения звукопроизношения неуклонно растет. Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения, что создает определенные проблемы при обучении и общении со сверстниками. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.
Введение
3
Глава 1. Теоретический аспект коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией
6
Этиология, симптоматика при дислалии
6
Этапы и содержание логопедической работы по устранению дислалии у дошкольников
25
Выводы по 1 главе
35
Глава 2. Организация экспериментального исследования по устранению нарушения звукопроизношения различных форм дислалии у дошкольников
40
2.1.Выявление механизма нарушений звукопроизношения с различными формами дислалии у дошкольников
40
2.2. Преодоление нарушений звукопроизношения разных форм дислалии у дошкольников
49
Выводы по 2 главе
60
Заключение
В 1912 г. Е. С. Боришпольский (Россия) разделил расстройства речи также на две группы: центральные и периферические. К центральным расстройствам он относил афазию органического происхождения и функциональную (заикание и лепетание). К периферической группе он относил дислалию, или алалию. Среди дислалии (алалии) выделялись глухонемота, связанная с поражением уха, и косноязычие. Е.С.Боришпольский считал, что косноязычие зависит только от несовершенства артикуляционного аппарата[21,93].
Среди советских ученых, работающих в области расстройства речи, следует отметить Ф. A. Pay, С. М. Доброгаева, М. Е. Хватцева, Ю. А. Флоренскую, Р. Е. Левину и других. В своих работах они выделяют отдельные формы речевых расстройств, связанные с нарушением слуха, артикуляционного аппарата. Они указывают и на косноязычие центрального происхождения.
Уже давно дислалию стала разделять на две подгруппы: механическую и функциональную. Правда, это деление весьма условное. Механическая дислалия зависят от неправильного развития артикуляционного аппарата, т.е. Анатомических дефектов губ, зубов, языка, твердого и мягкого неба и т.д.
К функциональной дислалии М.Е. Хватцева Ю.А. Флоренская относят случаи неправильного произношения различных звуков: шипящих, свистящих, р и л и др. При данном расстройстве речи, как правило, не отмечается аномалий развития органов, принимающих участие в образовании речи, не наблюдается и признаков органического поражения центральной нервной системы. В анамнезе таких детей обычно нет указаний, которые бы говорили о перенесенных ребенком мозговых заболеваниях.
В прошлом считали, что в генезе функциональной дислалии лежит неправильное речевое окружение (неправильная речь родителей, диалекты). Однако последующие наблюдения показали, что с этой точки зрения полностью согласиться невозможно.
В основе функциональных дислалии лежит не только неблагоприятное речевое окружение: значительно большую роль здесь играет физическая ослабленность ребенка, обусловленная перенесенными инфекциями, расстройствами питания (диспепсия).
Нередко при обследовании таких детей можно констатировать выраженные невротические реакции. Эта форма дислалий связана с некоторым нарушением корковой нейродинамики и ослаблением тонких дифференцировок в речедвигательном анализаторе.
Этиология возникновения дислалий различна. Данные указывают, что ряд детей-дислаликов в раннем возрасте перенесли инфекционные заболевания с последующей задержкой в развитии. В отдельных случаях отмечались токсикозы во время беременности.
При соматическом обследовании у некоторых детей-дислаликов отмечается бледность кожных покровов, некоторое отставание в росте.
Нарушение дыхания у дислаликов не отмечалось за исключением... Детей, страдающих механической дислалией (ринолалией). Голос детей громкий, ясный; у ринолаликов - с носовым оттенком. Нарушение сердечной деятельности, а также расстройств со стороны других внутренних органов у обследованных детей не наблюдалось[43,65].
Со стороны психики большинство детей-дислаликов обладали нормальным интеллектуальным развитием, за исключением отдельных случаев, когда возможна задержка в психическом развитии.
По данным исследования Ф.A. Pay, С.М. Доброгаевой, М.Е. Хватцева,
Ю.А. Флоренской, Р. Е. Левиной удалось выявить незначительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы. Так, у некоторых... Детей отмечалась раздражительность, плаксивость, расторможенность, а в единичных случаях и вспышки аффекта.
Снижение слуха затрудняет своевременное и полноценное формирование звуковой стороны речи. Так, у слабослышащих детей проявляются особые трудности при усвоении, например, мягких и звонких согласных.
Большое значение для развития полноценной фонетической стороны речи имеет речевая среда, в которой воспитывается ребенок. Нередко на прием к логопеду родители приводят ребенка с жалобами на плохую речь, а в процессе обследования выясняется, что аналогичные дефекты звукопроизношения наблюдаются у кого-либо из ближайшего окружения.
Причины механической дислалии.
Это прежде всего врожденные или приобретенные дефекты костного и мышечного строения периферического речевого аппарата:
1) недостатки строения челюстно-зубной системы:
А) дефекты в строении зубного рода (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);
Б) дефекты в строении челюстей:
Прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперед);
Прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперед);
Передний открытый прикус;
Боковой (правосторонний, левосторонний), двусторонним
Прикус;
Укороченная или слишком массивная уздечка языка;
2) патологические изменения величины и формы языка (слишком маленький или, наоборот, слишком большой язык);
3) неправильное строение
твердого и мягкого неба (узкое,
высокое, плоское, укороченное) - при
таких аномалиях наиболее
4) атипичное строение губ (толстые, массивные губы, узкие, тонкие, малоподвижные) приводит к неправильному произношению губных, губно-зубных, а также гласных звуков.
В зависимости от количества нарушенных групп звуков дислалия делится на мономорфную (страдает одна группа звуков, ни пример свистящих - с, сь, з, зь. ц) и полиморфную, когда нарушено две и более групп звуков.
По количеству нарушенных звуков различаются дислалия простая (от 1 до 4 звуков) и сложная (от 4 и более звуков).
Р.Е. Левина отмечала, что нарушения звукопроизношения в речи ребенка могут проявляться по-разному:
1) звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета);
2) звук произносится искаженно,
т.е. Заменяется звуком, отсутствующим
в фонетической системе
3) звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л> у).
Замены звуков могут быть следующими:
А) замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по месту артикуляции (замена взрывных заднеязычных к и г взрывными переднеязычными т и д: дамат - гамак);
Б) замена звуков, сходных по месту артикуляции, но различных по способу образования (замена фрикативного переднеязычного переднеязычным взрывным т: тумка - сумка, тапоги - сапоги);
В) замена звуков, одинаковых по способу образования, но различных по участию органов артикуляции (замена язычного ф губно-зубным: фофна - сосна);
Г) замена звуков, одинаковых по месту и способу образования, но различающихся по участию голоса (замена звонких звуков глухими: папушка - бабушка);
Д) замена звуков, одинаковых по способу образования и по активнодействующему органу, но различающихся по признаку твердости и мягкости (замена мягких твердыми и твердых мягкими: сянки вместо санки). Чаще нарушаются трудные по артикуляции звуки: язычные (р и л), группа свистящих (с, з, ц) и группа шипящих (ш, ж, ч, щ). Твердые и мягкие пары согласных нарушаются обычно в одинаковой степени.
В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяются нижеперечисленные виды недостатков.
1. Сигматизм - недостатки произношения свистящих (с, с', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Это один из самых распространенных видов нарушений произношения.
2. Ротацизм - недостатки произношения звуков р и р'.
3. Ламбдацизм - недостатки произношения звуков л и л'.
4. Дефекты произношения небных звуков: каппацизм - звуков к и к'; гаммацизм - звуков г и г'; хитизм - звуков х и х'; йотацизм - звука й.
5. Дефекты озвончения - недостатки
произношения звонких
6. Дефекты смягчения - недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми: например, д' - д, п' - п, р' - р и т.д. (тота - тетя, Анута - - Анюта, пат - пять).
Положение органов речи при произношении звуков при дислалии
Артикуляция звуков «с», «з»
Губы растянуты в улыбку. Зубы сближены на расстояние около 1 мм. Кончик языка упирается в нижние резцы. Передняя часть спинки языка посередине образуется небольшой желобок. Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу, образуя углубление (дно чашечки). Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне коренных зубов, закрывая проход возушной струе по бокам.Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.Голосовые складки разомкнуты (при произнесении звука «С»); сомкнуты и вибрируют, образуется голос (при произнесении звука «З»).Воздушная струя проходит по желобку.
Особенности артикуляции звука «ц»
Кончик языка опущен вниз, упирается в нижние резцы. Спинка языка круто выгнута. Передняя часть спинки языка образует смычку у шеек верхних резцов. После взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине языка – желобок.
Артикуляция звуков «ш», «ж»
Губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-3 мм, верхние и нижние резцы видны. Кончик языка широкий поднят к альвеолам или к передней части твердого неба и образует с ними щель.Передняя часть спинки языка поднята к небу за альвеолами в виде чашечки, образует с ними щель.Средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу, образуя углубление (дно чашечки). Задняя часть спинки языка приподнята и оттянута назад.Боковые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.Голосовые складки сомкнуты и вибрируют, образуется голос (при произнесении звука «Ж»).Воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка. Она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Особенности артикуляции звука «щ»
Язык более выдвинут вперед.Кончик языка приподнят к верхним зубам. Передняя часть спинки языка прогибается. Средняя часть спинки языка прижата к твердому небу. Задняя часть спинки языка более отодвинута вперед. Боковые края прижаты изнутри к верхним коренным зубам. Особенности артикуляции звука «ч»
Кончик языка смыкается у корней верхних резцов. Передняя часть спинки языка смыкается у корней верхних резцов. После взрыва образует щель, отодвигается от верхних резцов к альвеолам. Средняя часть спинки языка приподнята[25,78].
Звук «л»
Губы раскрыты, принимают положение последующего гласного звука. Зубы незначительно разомкнуты. Кончик языка узкий, поднят и соприкасается с передней частью твердого неба (альвеолами). Средняя часть спинки языка напряжена, прогибается, язык принимает форму седла. Корень языка поднят, боковые края языка опущены, образуют с верхними коренными зубами щель. Воздух выдыхается умеренной струей через щель по боковым краям языка
Звук «р»
Рот приоткрыт. Губы принимают положение следующего звука. Кончик языка поднят к альвеолам за верхними резцами. Средняя часть спинки языка прогибается и принимает форму ложечки. Корень языка поднят. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик вибрирует у альвеол.
Поступление в школу является важным моментом в жизни ребенка. Многие дети получают подготовку к школе в детских садах или дома. Необходимо помнить, что полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по исправлению дефектов речи необходимо уделять большое внимание.
В процессе формирования звукопроизношение важное значение имеют:
Слух. Всякое нарушение слуха в раннем детстве отрицательно влияет на развитие речи. Неправильно услышанная речь порождает искаженное произнесение слов. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки П – Б, С – Ш, Р – Л.
Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. Дети с этим дефектом плохо справляются со звуковым анализом слов, встречают затруднения в чтении и допускают грубые нарушения письма /пропуски, перестановки букв, замена их, что является причиной их неуспеваемости.
При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда. Все недостатки звукопроизношения важно устранить еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный для корректировки дефект. Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива для исправления[40,35].
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы[34,38].
По той же самой причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются «нулевыми». Таким образом, в результате сложной дислалии появляется нарушение фонематического восприятия, которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи, которое в дальнейшем повлечет за собой нарушение письма и чтения[39,17].
Искаженное произношение дошкольников до 4-5 лет считается нормальным явлением и носит название возрастная или физиологическая дислалия. И только после 5 лет (эта граница может меняться в зависимости от условий развития речи ребенка) подобное нарушение звукопроизношения является патологией. Таким образом, именно в этом возрасте нудно начинать логопедическую работу по устранению дислалии.
1.2.Этапы и содержание
логопедической работы по
В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам. В то же время для эффективной и прочной коррекции дефектов произношения необходимо учитывать и специальные принципы:
— этиопатогенетический (т.е. Учет этиологии и механизма нарушения речепроизводства);