Различные формы дислалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время процент детей с нарушения звукопроизношения неуклонно растет. Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения, что создает определенные проблемы при обучении и общении со сверстниками. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Теоретический аспект коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией
6
Этиология, симптоматика при дислалии
6
Этапы и содержание логопедической работы по устранению дислалии у дошкольников
25
Выводы по 1 главе
35
Глава 2. Организация экспериментального исследования по устранению нарушения звукопроизношения различных форм дислалии у дошкольников
40
2.1.Выявление механизма нарушений звукопроизношения с различными формами дислалии у дошкольников
40
2.2. Преодоление нарушений звукопроизношения разных форм дислалии у дошкольников
49
Выводы по 2 главе
60
Заключение

Файлы: 1 файл

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ДИСЛАЛИИ КАК ФАКТОР СПЕЦИФИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 6 ЛЕТ.docx

— 145.31 Кб (Скачать файл)

Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу нередко оказывается затрудненным. Необходимо предусматривать возможные динамические перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, так как схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка с дислалией не нарушены[11,78].

По мере того как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по его включению в речь, или автоматизации.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.

Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, то нет необходимости в последующей работе над ними. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению с другими звуками, т. t. lифференциации.

Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора. При работе над дифференциацией звуков одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большое количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно[38,17].

3. Этап формирования коммуникативных  умений и навыков. Цель его  — сформировать у ребенка умения  и навыка безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения[12,56].

На занятиях широко применяются тексты, а не отдельные слова, используются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков. Но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого звука в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи. А ребенок должен научиться оперировать ими.

Случаи сложных или комбинированных функциональной и механической дислалии требуют четкого планирования занятий, разумной дозировки материала, определения последовательности в исправлении звуков, а также представления о том, какие звуки могут быть включены в работу одновременно, а какие должны отрабатываться последовательно[36,43].

Таким образом, содержание логопедической работы по устранению дислалии у дошкольников является:

• педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера.

• основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.

• осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

• принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;

• безошибочно использовать звук во всех видах речи.

Таким образом, на основе изучения теоретических источников можно сделать следующие выводы: коррекционная работа будет строиться с учетом формы нарушения и определения структуры речевого дефекта.

Необходимо отметить, что не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеет место нарушение звукопроизношения. Компенсаторные возможности каждого ребенка и взрослого различны, поэтому при наличии определенных дефектов артикуляционных органов в отдельных случаях наблюдается правильное воспроизведение звуков.

Выводы по 1 главе

Дислалия - нарушение звукопроизношения - подразделяется на два вида:

Органическую - вызванную органическими дефектами переферического речевого аппарата: изменения в строении челюстей; укорочение подъязычной связки (уздечки); неправильное строение неба (слишком высокое, наоборот низкое, плоское и т.д.)[32,54]

Функциональную - выражающуюся в неправильном звукопроизношении, при котором дефектов в строении артикуляционного аппарата нет.

При органической дислалии, коррекцию дефектов переферического речевого аппарата (исправление прикуса, зубного ряда, «подрезание уздечки» и т.д.) Проводит врач ортодонт, стоматолого. Коррекцию звукопроизношения проводит логопед[32,13].

Причины возникновения функциональной дислалии:

  • Неправильное воспитание речи в семье(сюсюканье)
  • Подражание плохо говорящим сверстникам
  • Двуязычие в семье
  • Педагогическая запущенность
  • Недоразвитие фонематического слуха
  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата
  • (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта)
  • Снижение слуха
  • Отклонения в умственном развитии ребенка.

Выделяются несколько видов дислалии:

1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с», з, з», ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.

2. Ротацизм - нарушение призношения звуков р, р».

3.Ламбдацизм - нарушение  произношения звуков л, л».

4. Дефекты произношения  небных звуков:

Каппацизм - звуков к и к»

Гаммацизм - звуков г и г»

Хитизм - звуков х и х»

Йотацизм - звука й.

5. Дефекты озвончения - недостотки произношения звонких согласных звуков, которые заменяются на парные глухие звуки: б-п, д-т, в-ф, з-с, ж-ш, г-к, и т.д.

6. Дефекты смягчения - нарушение  произношения мягких звуков, которые  заменяются на парные твердые  звуки: д»-д, п»-п, к»-к и т.д.

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую (когда нарушеннодо четырех звуков) и сложную (нарушенно более пяти звуков).

Если дефект выражается в нарушении произношения звуков одной артикуляционной группы (например, свистящих) - это мономорфная дислалия. Если дефект распространяется на две и более артикуляционные группы (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм) - это полиморфная дислалия.

В дошкольном возрасте речь ребенка интенсивно развивается. В этом возрастном периоде речь наиболее пластична и податлива, в связи с этим все виды дислалии преодолеваются быстрее и легче[31,176].

Если не обратить должного внимания на речевые проблемы ребенка в данном возрасте, то в дальнейшем нарушения звукопроизношения может повлечь целый ряд серьезных осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи ребенка. Таким образом, именно с возраста 4-5 лет надо начинать логопедические занятия, направленные на преодоление дислалии.

Этапы формирования правильного произношения

I этап

1. Развитие слухового  внимания.

Искажения звуков и слов (сокращения слов, перестановка звуков и слогов, уподобление одного звука другому) часто связаны с недостаточно развитым, неустойчивым слуховым вниманием. В дошкольные годы очень важно научить ребенка хорошо слушать и слышать. Для развития внимания можно использовать различные занятия и игры. Очень полезно слушать музыку, а старшим ребятам детские радиопередачи.

2. Артикуляционная гимнастика.

Одновременно с развитием слухового внимания необходимо проводить артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесени как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Выбор артикуляционных упражнений зависит от характера дефекта произношения. Упражнять надо лишь движения, нуждающиеся в исправлении и необходимые для заданного звука. Нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Вид, длительность проведения артикуляционных упражнений, их разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.

I этап

Постановка правильного произношения

На этом этапе должны быть привлечены к работе различные ощущения ребенка: зрительные (когда он видит, как двигаются губы, язык, в каком положении зубы при произнесении того или иного звука), слуховые (когда ребенок слышит звук), тактильн6ые (ребенок осязает, например, «жужжание» прикладывая руку к гортани, при произнесении звонких согласных).

Для занятий потребуется широкое зеркало, чтобы ребенок видел одновременно ваше и свое лицо, тетрадь, чайная ложка.

Существует три способа постановки правильного произношения:

1. Вы показываете перед  зеркалом ребенку, как правильно  произнести звук. Ребенок слышит  звучание, видит артикуляцию и  сознательно пытается воспроизвести  этот звук, подражая взрослому. Иногда  у ребенка сразу получается правильно произнести звук, но это происоходит при условии, что у него уже сформированы речевые средства (достаточно подвижны мышцы артикуляционного аппарата, слуховое внимание).

2. Если правильный звук  не удается получить по подражанию, прибегают к помощи каких-либо  приспособлений (шпатель, зонд с  шариком на конце, спичка, соска  и т.д.).

3. Смешанный способ, когда  используется и показ и механическая  помощь.

Глава 2. Организация экспериментального исследования по устранению нарушения звукопроизношения различных форм дислалии у дошкольников

2.1.Выявление механизма  нарушений звукопроизношения с  различными формами дислалии у дошкольников

Обследование проводилось на базе Детского сада № 21 «Сказка» МДОУ, (п. Пограничный) в группе, состоящей из 10 детей в возрасте пяти лет.

Было проведено комплексное обследование детей с разными формами дислалией. Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Цель первого этапа: выявить особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста Вам надо установить вид дислалии.

На констатирующем этапе, были поставлены следующие задачи:

1. Выявить у дошкольников  нарушения звукопроизношения.

2. Исследование артикуляционной  моторики

3. Выявить особенности  фонематического восприятия.

У нас нет группы А и Б, оперируем теми терминами, которые вы проходили на уроках с Сазоновой А.Н. – контрольная, экспериментальная и т.п.

Нужно писать какое-то вступительное предложение, которое вы заканчиваете словами см. Таблицу 1. Потом прижимаете к правому краю Таблица 1

Потом по середине название таблицы – подробное.

В таблице выставлять автоматический перенос заголовков таблицы на следующую стр. По этим требованиям оформить все таблицы в работе

Дети

Группа А

нарушения в строении артикуляционного аппарата

Группа В

Нет нарушений в строении артикуляционного аппарата

Ульяна

+

 

Саша

+

 

Влад

+

 

Игорь

 

+

Таня

 

+

Оля

 

+

Наташа

 

+

Маша

+

 

Настя

 

+

Ксения

+

 

1. При обследовании артикуляционного  аппарата важно помнить, что правильное  произношение звуков во многом  определяется сохранностью каждой  из частей периферического речевого  аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, неба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение  норме, а если нет, то каков  характер нарушения.

В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений. Для исследования артикуляционной моторики мы использовали тестовые задания, которые включали динамические и статические упражнения.

Исследование артикуляционной моторики.

1балл – правильно выполнено  с точным соответствием всех  характеристик движения предъявленному;

0,5балла – замедленное  и напряженное выполнение;

0,25балла – выполнение  с ошибками (поиск позы, неполный  объем, синкинезии);

0баллов – невыполнение  движения.

Максимальное количество баллов – 5

От 1 – 3 балла (низкий уровень)

От 3 – 4 балла (средний уровень)

От 4 – 5 балла (высокий уровень)

При обследовании 10 детей были выявлены нарушения в строении артикуляционного аппарата у 5 человек. Мы поделили группу на 2 подгруппы. У детей, где есть нарушения - это группа «А», а где нет нарушений - эта группа «Б».

У Ульяны, Саши, Маши, Влада и Ксении недостаточно подвижен при обследовании язык. Этот дефект вызван неумением удержать, язык в нужном положении и быстрого перехода от одного движения к другому.

У этих детей при выполнении ряд упражнений по подражанию были затруднения. Дети не могли:

— удержать широко распластанный язык на нижней губе (2-3 сек.);

— облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);

— произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;

Информация о работе Различные формы дислалии