Различные формы дислалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время процент детей с нарушения звукопроизношения неуклонно растет. Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения, что создает определенные проблемы при обучении и общении со сверстниками. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Теоретический аспект коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией
6
Этиология, симптоматика при дислалии
6
Этапы и содержание логопедической работы по устранению дислалии у дошкольников
25
Выводы по 1 главе
35
Глава 2. Организация экспериментального исследования по устранению нарушения звукопроизношения различных форм дислалии у дошкольников
40
2.1.Выявление механизма нарушений звукопроизношения с различными формами дислалии у дошкольников
40
2.2. Преодоление нарушений звукопроизношения разных форм дислалии у дошкольников
49
Выводы по 2 главе
60
Заключение

Файлы: 1 файл

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ДИСЛАЛИИ КАК ФАКТОР СПЕЦИФИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 6 ЛЕТ.docx

— 145.31 Кб (Скачать файл)

При выполнении этого упражнения у Маши звук [с] получался неясным, не свистящим, поэтому нам пришлось проделать это упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.

Упражнение «Насос». Цель – добиваться правильного изолированного, длительного произношения звука [с]. Для этого детям предлагалось сидя на стульях покататься на велосипедах. Была предложена инструкция: проверить, хорошо ли накачаны шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос, и будем накачивать шину. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: «с с с». Дети по очереди , а потом все вместе, подражая действию насоса, накачивают шины, длительно произнося звук [с].

Этап закрепления изолированного звука у Маши был длительнее, чем у Насти и с ней приходилось выполнять еще дополнительные упражнения.

После того как у детей появился изолированный звук [с], мы перешли к упражнениям на закрепление изолированного звука. Для этого было использована игра «Договори слово». Ребенку предлагалось договаривать слова – произнося последний звук. При этом ребенок должен был выбрать нужную картинку.

Ча…(с) тру…(с)

Ле…(с) голо…(с)

Но…(с) ква…(с)

Ри…(с) мар…(с)

После успешного закрепления изолированного звука мы перешли к следующему этапу – автоматизация в слогах.

Сначала использовались упражнения, в которых нужно было произнести звук [с] в прямых слогах.

Упражнение «Произнеси слоги»

Инструкция: Мы показываем ребенку карточку со слогом, он должен слог проговорить четко, медленно и при этом придумать слова с этим слогом или показать картинку. Например: Со – собака и т.д.

Са, со, су, сы, сэ

«Доскажи словечко». Ребенку предлагалось договорить слово, произнося слог (са).

Инструкция: Мы показываем ребенку картинку, даем устную инструкцию « я начинаю, а ты продолжи»

Ли…(са) ро…(са)

Вак…(са) плак…(са)

Ко…(са) кра…(са)

Добавляя слог (сы).

Инструкция: На столе лежат картинки в единственном числе у логопеда, во множественном числе у ребенка. Мы показываем ребенку картинку, где нарисовано в единственном числе, выбери картинку, где будет во множественном числе.

Например: Оса - осы

О…(сы) ко…(сы)

У…(сы) ве…(сы)

Бу…(сы) но…(сы)

После закрепления звука [с] в прямых слогах мы перешли к упражнениям – произнесение звука [с] в обратных слогах. Для этого использовали следующие задания.

«Произнеси слоги» ас – ос – ус – ыс ыс – ус – ос – ас

Яс – ес – юс – ис ес – ис – ос – ес

После того, когда звук [с] был автоматизирован в слогах, мы перешли на этап автоматизации данного звука в словах.

На автоматизацию звука [с] в словах предлагались такие задания, как «Произнеси слово»

Инструкция: Предлагается наглядный материал картинки. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке.

Сад, сам вас, квас

Сок, сом нос, рос

Суд, сук ус, вкус

Сын, сыт мыс, кумыс

Упражнение «Назови второй слог, а потом все слово»

Инструкция: Предлагается наглядный материал картинки (слоги). Логопед показывает ребенку слоги, он повторяет и раскладывает перед ним, полученное слово проговаривает. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке. И еще раз произнести второй слог.

Ко – су – ля ко – сын – ка

По – су – да ле – со – чек

Ри – су – нок ку – со чек

Упражнение «Повтори»

Инструкция: Мы проговариваем вместе с детьми слоги, а затем показывается картинка и ребенок самостоятельно проговаривает это слово.

Са – са – коса са – са – колбаса

Са – са – оса су – су – понесу

Сы – сы – бусы со – со – колесо

Со – со – соки сы – сы – осы

В игре «Магазин» мы упражнялись в правильном произношении звука [с] в словах, выделяя его более длительным произношением.

Детям предлагалось поиграть в магазин. Для этого дети должны были, придя в магазин выбрать игрушку (в названии которой есть звук, [с]), которую хотят купить, показывая всем детям громко ее назвать. Вызывались сначала те дети, которые хорошо произносят звук.

«Что есть в магазине?» (сахар, сок, соль, колбаса, масло, весы).

В этих же целях мы использовали игру «Знаешь ли ты?»

Детям предлагались вопросы, на которые помогали ответить картинки лежащие на столах. Тот, кто находил правильный ответ на вопрос, выходил и четко называл предмет, изображенный на картинке. Вопросы:

«На чем можно ездить?» (самокат, санки, коляска, и т. Д.)

«Кто живет в зоопарке?» (сова, сом, слон, лиса, суслик)

После того как дети назвали правильно предметы и животных, изображенных на картинках, они должны были ответить на вопрос: «Какой звук повторялся во всех этих словах?»

Упражнение «Замени первый звук в слове на звук [с]«

Инструкция: Мы даем детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и мы спрашиваем, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где(вначале)?

Бок – сок бор – сор

Дом – сом лук – сук

Кон – сон мода – сода

«Замени последний звук в слове на звук [с]«.

Инструкция: Мы даем детям по две карточки, сначала ребенок произносит первую карточку, затем вторую и мы спрашиваем, в чем разница, какой мы звук заменили на какой и где(в конце )?

Бак – бас нож – нос

Пек – пес морж – морс

Рим – рис голод – голос

В результате проведенной работы на данном этапе мы определили, что Маше и Насте нужно продолжать работу по автоматизации звука в словах, так как у них не достаточно сформирован навык контроля за собственной речью. Поэтому переходить к автоматизации звука в словосочетании и предложениях пока не следует.

После того как мы поставили изолированный звук [л], мы перешли к этапу автоматизации в слогах, словах и предложениях. Оля находилась на автоматизации в слогах, а Игорь на автоматизации в словах. Для этих детей были предложены следующие задания:

«Произнеси слог» (произнесение звука [л] в прямых слогах)

Инструкция: Мы показываем на картинке слоге и ребенок произносит, если ребенок не может самостоятельно, то повторяет за логопедом.

Ла – ло – лу – лы ла – лу – ло – ла

Ло – лу – ла – лы ла – лы – лу – ло

(произнесение звука в  обратных слогах)

Ал – ол – ул – ыл ыл – ул – ол – ал

Ал – ял – ол ел – ол – ул.

«Произнеси слова» (с ударением на слоге)

Инструкция: Предлагается наглядный материал картинки. Мы показываем ребенку картинки, он повторяет и логопед задает вопрос, где звук Л в начале или в конце. Просим ребенка произнести слова четко, медленно, что нарисовано на картинке.

Лаз – вал салат – пенал

Лоб – гол лодка – укол

(без ударения на слоге)

Инструкция: Детям предлагаются слова, и ребенок рисует по ним картинки. Затем четко проговаривает эти слова.

Мыла, дула, писала халва, балкон, сыпал

Луна, лужок, палуба кинул, дунул, сунул.

(со стечением согласных)

Инструкция: Мы предлагаем ребенку словосочетания, где первое слово говорим мы, а второе показываем на картинке и ребенок продолжает. Например: Карие глаза, большой класс, красный флаг и т.д.

Глаза, класс, слабый, пламя, плавать

Злак, флаг, шла, вышла, сладкий

(закрепление произнесения  звука [л] в прямых и обратных слогах)

Инструкция: Произнесения слова сопровождается показом картинки.

Лаял, плыл, колол ломал, глотал, баловал

Молол, делал, лакал колол, молотил, колотил

«закончи предложение» - дополнить предложения по картинкам. Ребенку предлагалось закончить предложение, найдя соответствующую картинку. Например:

Дядя Лука копает клумбу (лопатой).

Володя и Слава плывут на (лодке).

Клава мыла ладони (мылом).

Володя поехал на (велосипеде).

На данном этапе у Игоря и Оли звук [л] автоматизирован в словах и можно вводить в предложения.

Для ребенка группы – с артикуляторно – фонематической дислалией (Ульяны, у которой заменяет звук [ш] на [с], находящихся на этапе автоматизации в словах), были предложены следующие задания.

«Закончи предложение» - ребенку предлагалось закончить предложение, произнося последнее слово в нем, отчетливо проговаривая звук.

Я иду, и ты …(идешь).

Я пою, и ты …(поешь).

Я несу, и ты …(несешь).

Я беру, и ты …(берешь).

«Исправь ошибку» - ребенку предлагается послушать стихи, в которых надо исправить ошибку, меняя последнее слово.

С другом мы играем в … чашки,

Пили чай из бело … шашки!

Вылезла из норки … шишка,

На нее упала … мышка!

Мы с сестрой посуды …шили,

И наряды куклам … мыли!

Игра «Угадай, что в руке». На столе стоят предметы. Дети рассматривают и называют их. После того, как предметы убираются, дети по очереди подходят к столу. Сзади в руку ребенка дается один предмет, который надо на ощупь определить и назвать (шапка, мишка, карандаш, камешки, шнурок, шарик и др.). Обращалось внимание на то, чтобы ребенок выделял звук [ш] в словах, произнося его чуть длительнее других звуков.

После того, как звук [ш] был автоматизирован в словах, мы предложили задания на автоматизацию звука в предложениях.

Инструкция: Мы сначала слушаем слоги, затем показываем картинки с этими слогами и ребенок произносит слова, затем мы ребенку предлагаем повторить предложения.

«Повтори, четко произнося [ш]«

Ша – ша – ша, ша – ша – ша,

Шапка, шайба, шар, лапша.

Ши – ши – ши, ши – ши- ши,

Шило, шина, малыши.

Ша – ша – ша, ша – ша – ша,

Наша Маша хороша.

Звук [ш] мы автоматизировали в предложениях, но детям трудно различать звуки [ш] и [с], потому что язык еще не приучился быстро менять рабочее положение при произнесении слов со смешиваемыми звуками. Поэтому требуется дифференциация этих звуков.

Цель данного этапа – научить ребенка правильно распознавать и узнавать смешиваемые звуки.

Работу мы начинали с различия звуков, как по акустическим, так и по артикуляционным их свойствам. Работа заключалась в том, что мы сопоставляли и выделяли их основные признаки: например, холодный воздух выходит из насоса и свистит (с, с, с) – когда мы произносим звук [с], язык лежит за нижними зубами; теплый воздух из лопнувшей шины и шипит (ш, ш, ш) – когда мы произносим звук [ш], язык поднимается за верхние зубы.

Детей заинтересовала работа с карточками - символами: С – (губы) È, ш - O; с – (язык ¯), ш - ­.

На развитие фонематического слуха предлагалось задание «Разложи правильно» - ребенку предлагались предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки [с] или [ш], которые надо было разложить на две части.

Игра «Покажи». Детям показывались и назывались предметные картинки, ребенок должен был показать ту картинку, которая соответствует названию. (Миска – мишка, каска – кашка, маска – Машка, крыса – крыша).

После того, как дети научились различать данные звуки по артикуляции и на слух, мы предложили задания на дифференциацию звуков в слогах.

«Повтори слоговые цепочки»

Инструкция: Мы предлагаем слоги, ребенок повторяет и зарисовывает себе в тетрадь.

Ша – са шо – со ши – сы

Ос – ош ус – уш ыс – ыш

Са – ша – ша, со – со – шо, шу – су – шу, су – шу – су.

В результате проделанной работы у Ульяны. Звуки [ш] и [с] были отдифференцированы в слогах и в дальнейшем предстоит работа по дифференциации этих звуков в словах и предложениях.

В результате проведенной работы на формирующем этапе мы сделали вывод, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.

Анализ результатов логопедической работы Что за отступы по тексту в работе, не должно быть таких. Красиво выделенных строк.

По окончанию формирующего этапа был проведен контрольный этап, цель которого заключалась в сравнении полученных результатов с первоначальными данными.

Для этого мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе. Цель - выявить особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста после упражнений и занятий.

Особое внимание мы также уделили следующим показателям:

- состоянию артикуляционной  моторики,

- состоянию фонематического  слуха,

- звукопроизношению.

При обследовании артикуляционной моторики детям предлагались следующие задания:

1) улыбка,

2) улыбка – трубочка,

3) лопатка,

4) иголочка,

5) часики,

6) маляр,

7) качели,

Система оценки артикуляционной гимнастики оставалась прежней.

Проведя анализ, мы сделали вывод, что двое детей, которые имели средний уровень, показали высокий уровень, а один из детей, которые показали низкий уровень сначала, после упражнений показал средний уровень.

Состояние фонематического слуха определялось теми же заданиями.

Анализируя полученные нами данные показатели, мы пришли к выводу, что высокий уровень развития составил у 4 детей, средний - у 5 человек, и низкий – у одного ребенка.

Для обследования звукопроизношения были взяты задания, используемые нами на констатирующем этапе.

Система оценки исследования звукопроизношения осталась прежней.

Полученные нами данные говорят о том, что высокий уровень развития зафиксирован у 8 детей, а средний уровень - у 2 детей.

Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, занесены в сводную таблицу.

Состояние звукопроизношения, артикуляционной моторики и фонематического восприятия у дошкольников с дислалией.

Уровни сформированности, количество детей

Разделы логопедического обследования

Состояние артикуляционной моторики

Состояние звукопроизношения

Состояние фонематического восприятия

А

Б

А

Б

А

Б

Высокий уровень

5

7

1

4

6

8

Средний уровень

2

1

7

5

4

2

Низкий уровень

3

2

2

1

-

-

Информация о работе Различные формы дислалии