Различные формы дислалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время процент детей с нарушения звукопроизношения неуклонно растет. Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения, что создает определенные проблемы при обучении и общении со сверстниками. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Теоретический аспект коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией
6
Этиология, симптоматика при дислалии
6
Этапы и содержание логопедической работы по устранению дислалии у дошкольников
25
Выводы по 1 главе
35
Глава 2. Организация экспериментального исследования по устранению нарушения звукопроизношения различных форм дислалии у дошкольников
40
2.1.Выявление механизма нарушений звукопроизношения с различными формами дислалии у дошкольников
40
2.2. Преодоление нарушений звукопроизношения разных форм дислалии у дошкольников
49
Выводы по 2 главе
60
Заключение

Файлы: 1 файл

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ДИСЛАЛИИ КАК ФАКТОР СПЕЦИФИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 6 ЛЕТ.docx

— 145.31 Кб (Скачать файл)

А – констатирующий этап

Б – контрольный этап

Нужна наглядная гистограмма (столбики), объединяющая в себе и констатирующий и контрольный эксперимент и обе группы

Выводы по 2 главе

Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Следует помнить, что для успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная, грамотная речь. Поэтому своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправление являются обязательным разделом всего комплекса работы по развитию речи.

Формирование произносительной стороны речи тесно связано с развитием фонематического слуха, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических (про лексико-грамматические категории – это не правда и они нам совершенно не нужны, наверное нам нужно что-то связанное с моторикой и что вы там еще обследовали?.) категорий — с другой. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период. Известно, что до 4—5 лет недостатки звукопроизношения могут носить физиологический характер, поэтому целенаправленные логопедические занятия по устранению дислалии рекомендуется начинать с 5 лет.

Коррекционным занятиям по формированию правильного звукопроизношения предшествует обследование фонетической стороны речи в целях определения не только количества неправильно произносимых звуков, но и характера их нарушения.

Нами было исследовано речевое развитие детей с дислалией в Детском саду №21 (10 человек) в пос. Пограничном.

Количественная оценка результатов коррекционной работы с детьми с дислалией показала увеличение количества баллов речевого развития в группе дошкольников. После проделанной коррекционной работы по звукопроизношению было выявлено, что у Саши появился звук [с], закрепили его в слогах и словах, дальнейшая работа – введение звука во фразовую речь.

У Влада – звук [л] поставили, ввели в слоги, дальнейшая работа – введение в слова и в предложения.

Ульяна – научилась различать на слух сходные звуки [с] и [ш], но при произношении иногда еще смешивает их. Работу по дифференциации звуков в предложении продолжать. Автоматизировать появившийся во время работы звук [р].

Маша – звук [л] закреплен в слогах и словах, следует вводить во фразовую речь.

Настя – поставили звук [с], ввели и автоматизировали в слогах и словах. Продолжать работу по автоматизации в словах, вводить в предложения.

Таким образом, логопедические мероприятия и педагогическая технология, учитывающая механизм и структуру речевого дефекта, разработанная нами на формирующем этапе эксперимента способствует устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией. Убрать из выводов информацию о детях с их именами.

А где про виды дислалии?

Заключение

В результате динамического экспериментального исследования детей с разными формами дислалии, который проводился на базе МДОУ №21 , были получены конкретные статистически достоверные данные, характеризующие особенности развития речевых процессов детей с различными формами дислалии в возрасте 4 - 6 лет.

В практической работе педагогов, дефектологов могут следующие рекомендации:

1. Учитывать особенности  развития речи детей с различными  формами дислалии при проведении учебных, воспитательных и коррекционных мероприятий.

2. Использовать специальную  систему упражнений и рекомендаций  для развития речи детей с  дислалиями.

3. В процессе логопедической  работы упражнения использовать  поэтапно и систематически.

4. Необходимо поддерживать  у детей интерес к заданиям  по формированию речи путем  поощрения.

5. Добиваться успешности  выполнения заданий, учитывая индивидуальные  особенности детей.

6. На основе данного  исследовательского материала учитель  может составить собственные  задания и использовать их  на коррекционных занятиях.

Логопедическую работу по преодолению дислалии необходимо строить с учетом развития звукопроизношения в онтогенезе.

Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает:

- учет возрастных и  индивидуальных особенностей ребенка.

- этиологию, механизм, структуру  речевого дефекта.

- использование методов  обучения, выбор которых зависит  от этапа логопедической работы.

Коррекционная работа по устранению нарушений звукопроизношения включает в себя несколько этапов.

Подготовительный этап. На нем идет подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов правильному восприятию и воспроизведению звуков.

Второй этап – постановка звука. Цель данного этапа заключается в выработке правильного звукопроизношения изолированного звука.

На третьем этапе проводится работа по формированию правильного произношения звука во фразовой речи.

Четвертый этап включает в себя умение различать смешиваемые звуки и использование их в собственной речи.

Для подтверждения теоретических выводов нами проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

На констатирующем этапе эксперимента диагностические исследования позволили нам выявить первоначальный уровень развития речи детей и наличие дефекта.

Результаты данного этапа показали, что у пятерых детей высокий уровень развития артикуляционной моторики, 1 ребенок – звукопроизношения и 6 человек - фонематического восприятия. Средний уровень состояния артикуляционной моторики (2 человека), звукопроизношения (7 человек) и фонематического восприятия (4 ребенка). Низкий уровень артикуляционной моторики показали 3 ребенка, звукопроизношения – 2 человека и фонематического восприятия – 0 детей.

Для устранения нарушений выявленных на констатирующем этапе мы разработали и провели коррекционные мероприятия по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией, учитывающую механизм и структуру дефекта.

На основе результатов обследования с учетом дефектов, дети были разделены на две группы:

1 группа – дети с  артикуляторно – фонетической дислалией;

2 группа – дети с  артикуляторно – фонематической дислалией.

При работе с первой подгруппой работа была направлена на формирование отдельных артикуляционных позиций, на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля.

При работе со второй подгруппой были использованы упражнения направленные на развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа.

В результате проведенной работы на формирующем этапе мы отметили, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.

Результативность работы была продемонстрирована при анализе контрольного этапа экспериментального исследования.

Данные, полученные на контрольном этапе, говорят о том, что произошло увеличение количества баллов речевого развития в группе дошкольников. Изменились уровни и состояния звукопроизношения.

На констатирующем этапе средний уровень артикуляционной моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия показывали меньше детей, чем потом на контрольном этапе.

Таким образом, цель, задачи нашего исследования достигнуты. Гипотеза о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией будет более эффективной, если учитывается: ведущий вид деятельности дошкольников; учитываются этапы развития звукопроизношения в онтогенезе; учитывается этиология, механизм и структура нарушения звукопроизношения при дислалии – подтверждена.

Вся ваша работа направлена на установление зависимости между видом дислалии и построением коррекционной работы – где у вас об этом хоть слово? Где в выводах или в заключении конкретные указания, что при такой дислалии делаем так. А при такой – так? Где в заключении упоминание про цель работы и гипотезу?, достигли вы их или нет?

Вам нужно со мной побеседовать, вы забыли в чем суть нашей работы.

Список использованной литературы

Список литературы автоматически пронумеровать и расставить по алфавиту. А как вы после этого будете менять номера источников в квадратных скобках?

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1991. – 81 с.

2. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Пособие для студентов факультета дошкольного воспитания и работников детских садов. - Курск, 1982. – 163 с.

3. Волкова Г.А. Логопедия. – М., 1996.- 156 с.

4. Волкова Г.А. Методика  обследования нарушений речи  у детей. -С-ПБ., 1993. – 204 с.

5. Дефектологический словарь. Гл. Ред. А.Н. Дьячков. – М.: Педагогика, 1980. – 346 с.

6. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М.: Просвещение, 1990.- 566с.

7. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда. – М.: Просвещение, 1995. – 172 с.

8. 9. Каше Г.А. Исправление  недостатков речи у дошкольников. – М., 1972.- 264 с.

9. Ковшиков В.А. Исправление  нарушений ритмичных звуков. –  С-ПБ.:Сатис, 1995. – 178 с.

10. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические задания в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998. – 189 с.

11. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой в 2-х томах. – М.6 Просвещение, Владос, 1995. – 460 с.

12. Максакова А.И. Правильно  ли говорит ваш ребенок. Книга  для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1998. – 85 с.

13. Мелехова Л.В., Фомичева  М.Ф. Речь дошкольников и ее  исправление. – М.: Просвещение, 1987. -112 с.

14. Миронова С.А. Логопедическая  работа в дошкольных учреждениях  и группах для детей с нарушением  речи. – М., 1997. -76 с.

15. Нарушение речи и  голоса у детей. Под. Ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 1975. – 134 с.

16. Общая психология. Под  ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1988. – 340 с.

17. Основы теории и практики  логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. –  М.: Просвещение, 1978. – 115 с.

18. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1973. – 278 с.

19. Развитие речи детей  дошкольного возраста. Пособие для  воспитателя детского сада. / Под. Ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1950. – 357 с.

20. Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. – М.: Медгиз, 1971. – 674 с.

21. Спирова Л.Ф. Особенности  речевого развития учащихся с  нарушением речи. – М.: Педагогика, 1980. – 452 с.

22. Таптанова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса. – М.: Просвещение, 1984. – 753 с.

23. Тихомирова Л.Ф. , Басов  А.В. Развитие логопедического мышления  у детей. – Ярославль: Академия  развития, 1996. – 345 с.

24. Туманова Т.В. Формирование  готовности к словообразованию  у дошкольников с ОНР // Дефектология. - №4. – 2001 г.

25. Филичева Т.Б., Туманова  Т.В Формирование произношения  у дошкольников. – М.: Просвещение, 1993. – 512 с.

26. Фомичева М.Ф. Воспитание  у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1990. – 130 с.

27 . Волкова Г.А. Логопедия. М., 1996. С. 64.

28. Городилова В.И., Рау Е.Ф. Исправление недостатков произношения у школьников. М.: УЧПЕДГИЗ, 1972. С. 126.

29. Волкова Г.А. Методика  обследования нарушений речи  у детей. С-ПБ., 1993. С. 99.

30. Львов М. Р. Основы теории  речи: уч. Пос. Для студ. Пед. Вузов. – М.; Академия, 2000. – 247с.

31. Миронова С. А. Развитие  речи дошкольников на логопедических  занятиях. – М.; 1991. – 117 с.

32. Основы логопедии с  практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. – М.; 2002. – 348 с.

33. Основы теории и практики  логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. –  М.; 1968. – 132 с.

34. Парамонова Л. Г. Упражнения  для развития речи. – спб.; Дельта 1998. – 208 с.

35. Парамонова Л. Г., Головнева  Н. Я. Подготовка К школе: речь, письмо, математика. – спб.; Дельта, 1999. – 208с.

36. Пиаже Жан. Речь и  мышление ребенка. – спб.; Союз, 1997. – 256с.

37. Резниченко Т. С, Ларина  О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. : Альбом для педагога. – М.; Владос, 2000. – 96с.

38. Селиверстов В. И. Речевые  игры с детьми. – М.; 1994. -76 с.

39. Сергеев Ф. П. Речевые  ошибки и их предупреждение. –  Волгоград: Учитель, 1999. – 96с.

40. Ткаченко Т. А. Если ребенок  плохо говорит. – спб.;1997. – 108 с.

41. Ты и твоя речь: Для  обучения детей культуре речи  в семье, детском саду, и далее. – Екатеринбург: У-Фактория, 1998. – 141с.

42. Ушакова О. С. Развитие  речи дошкольников. – М.; Издательство  института психотерапии, 2001. – 240с.

43. Филичева Т. Б., Туманова  Т. В. Дети с фонетико-фонематическим  недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для  педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80с.

45. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // под ред. Гербовой В. В., - М.; Просвещение, 1983. – 160 с.

46. Шмаков С. А. От игры  к самовоспитанию: Сборник игр  – коррекций. – М.; Новая школа, 1993. – 415 с.

47. Филичева Т. Б. Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.; 1987. – 128 с.

48. Хрестоматия по теории  и методике развития речи детей  дошкольного возраста: Учебное пособие  для студентов. – М.; Академия, 1999. – 560с.

49. Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.; 1961. – 312 с.

50. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.; Аквариум , спб., Дельта, 1996. – 634 с.

Приложения Подогнать оформление приложений под образцы.

Приложение 1

Констатирующий эксперимент

Исследование - 10 детей МДОУ №21___ Полных лет:____5_____

Цель работы: выявить особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Задачи:

1. Выявить у дошкольников  нарушения звукопроизношения.

2. Исследование артикуляционной  моторики

3. Выявить особенности  фонематического восприятия.

Исследование артикуляционной моторики.

Критерии оценки:

1балл – правильно выполнено  с точным соответствием всех  характеристик движения предъявленному;

0,5балла – замедленное  и напряженное выполнение;

0,25балла – выполнение  с ошибками (поиск позы, неполный  объем, синкинезии);

0баллов – невыполнение  движения.

Максимальное количество баллов – 5

От 1 – 3 балла (низкий уровень)

От 3 – 4 балла (средний уровень)

От 4 – 5 балла (высокий уровень)

Дети

Высокий уровень артикуляционной моторики

Средний уровень артикуляционной моторики

Низкий уровень артикуляционной моторики

Ульяна

   

+

Саша

 

+

 

Влад

   

+

Игорь

+

   

Таня

+

   

Оля

+

   

Наташа

+

   

Маша

   

+

Настя

+

   

Ксения

 

+

 

Информация о работе Различные формы дислалии