Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 20:42, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время процент детей с нарушения звукопроизношения неуклонно растет. Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения, что создает определенные проблемы при обучении и общении со сверстниками. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.
Введение
3
Глава 1. Теоретический аспект коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией
6
Этиология, симптоматика при дислалии
6
Этапы и содержание логопедической работы по устранению дислалии у дошкольников
25
Выводы по 1 главе
35
Глава 2. Организация экспериментального исследования по устранению нарушения звукопроизношения различных форм дислалии у дошкольников
40
2.1.Выявление механизма нарушений звукопроизношения с различными формами дислалии у дошкольников
40
2.2. Преодоление нарушений звукопроизношения разных форм дислалии у дошкольников
49
Выводы по 2 главе
60
Заключение
А – констатирующий этап
Б – контрольный этап
Нужна наглядная гистограмма (столбики), объединяющая в себе и констатирующий и контрольный эксперимент и обе группы
Выводы по 2 главе
Известно, что детский возраст является наиболее благоприятным для формирования речи в целом и ее фонетической стороны в частности. Следует помнить, что для успешного усвоения школьной программы необходима хорошая, полноценная, грамотная речь. Поэтому своевременное выявление дефектов звукопроизношения и их исправление являются обязательным разделом всего комплекса работы по развитию речи.
Формирование произносительной стороны речи тесно связано с развитием фонематического слуха, с одной стороны, и становлением лексико-грамматических (про лексико-грамматические категории – это не правда и они нам совершенно не нужны, наверное нам нужно что-то связанное с моторикой и что вы там еще обследовали?.) категорий — с другой. Поэтому от того, насколько успешно и своевременно будет исправлено звукопроизношение в детском возрасте, в значительной степени зависит усвоение навыков письма и чтения в школьный период. Известно, что до 4—5 лет недостатки звукопроизношения могут носить физиологический характер, поэтому целенаправленные логопедические занятия по устранению дислалии рекомендуется начинать с 5 лет.
Коррекционным занятиям по формированию правильного звукопроизношения предшествует обследование фонетической стороны речи в целях определения не только количества неправильно произносимых звуков, но и характера их нарушения.
Нами было исследовано речевое развитие детей с дислалией в Детском саду №21 (10 человек) в пос. Пограничном.
Количественная оценка результатов коррекционной работы с детьми с дислалией показала увеличение количества баллов речевого развития в группе дошкольников. После проделанной коррекционной работы по звукопроизношению было выявлено, что у Саши появился звук [с], закрепили его в слогах и словах, дальнейшая работа – введение звука во фразовую речь.
У Влада – звук [л] поставили, ввели в слоги, дальнейшая работа – введение в слова и в предложения.
Ульяна – научилась различать на слух сходные звуки [с] и [ш], но при произношении иногда еще смешивает их. Работу по дифференциации звуков в предложении продолжать. Автоматизировать появившийся во время работы звук [р].
Маша – звук [л] закреплен в слогах и словах, следует вводить во фразовую речь.
Настя – поставили звук [с], ввели и автоматизировали в слогах и словах. Продолжать работу по автоматизации в словах, вводить в предложения.
Таким образом, логопедические мероприятия и педагогическая технология, учитывающая механизм и структуру речевого дефекта, разработанная нами на формирующем этапе эксперимента способствует устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией. Убрать из выводов информацию о детях с их именами.
А где про виды дислалии?
Заключение
В результате динамического экспериментального исследования детей с разными формами дислалии, который проводился на базе МДОУ №21 , были получены конкретные статистически достоверные данные, характеризующие особенности развития речевых процессов детей с различными формами дислалии в возрасте 4 - 6 лет.
В практической работе педагогов, дефектологов могут следующие рекомендации:
1. Учитывать особенности
развития речи детей с
2. Использовать специальную
систему упражнений и
3. В процессе логопедической
работы упражнения
4. Необходимо поддерживать у детей интерес к заданиям по формированию речи путем поощрения.
5. Добиваться успешности выполнения заданий, учитывая индивидуальные особенности детей.
6. На основе данного
исследовательского материала
Логопедическую работу по преодолению дислалии необходимо строить с учетом развития звукопроизношения в онтогенезе.
Для успешной коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников необходимо осуществлять дифференцированный подход, который предполагает:
- учет возрастных и
индивидуальных особенностей
- этиологию, механизм, структуру речевого дефекта.
- использование методов
обучения, выбор которых зависит
от этапа логопедической
Коррекционная работа по устранению нарушений звукопроизношения включает в себя несколько этапов.
Подготовительный этап. На нем идет подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов правильному восприятию и воспроизведению звуков.
Второй этап – постановка звука. Цель данного этапа заключается в выработке правильного звукопроизношения изолированного звука.
На третьем этапе проводится работа по формированию правильного произношения звука во фразовой речи.
Четвертый этап включает в себя умение различать смешиваемые звуки и использование их в собственной речи.
Для подтверждения теоретических выводов нами проведено экспериментальное исследование, которое состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
На констатирующем этапе эксперимента диагностические исследования позволили нам выявить первоначальный уровень развития речи детей и наличие дефекта.
Результаты данного этапа показали, что у пятерых детей высокий уровень развития артикуляционной моторики, 1 ребенок – звукопроизношения и 6 человек - фонематического восприятия. Средний уровень состояния артикуляционной моторики (2 человека), звукопроизношения (7 человек) и фонематического восприятия (4 ребенка). Низкий уровень артикуляционной моторики показали 3 ребенка, звукопроизношения – 2 человека и фонематического восприятия – 0 детей.
Для устранения нарушений выявленных на констатирующем этапе мы разработали и провели коррекционные мероприятия по устранению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией, учитывающую механизм и структуру дефекта.
На основе результатов обследования с учетом дефектов, дети были разделены на две группы:
1 группа – дети с артикуляторно – фонетической дислалией;
2 группа – дети с артикуляторно – фонематической дислалией.
При работе с первой подгруппой работа была направлена на формирование отдельных артикуляционных позиций, на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля.
При работе со второй подгруппой были использованы упражнения направленные на развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа.
В результате проведенной работы на формирующем этапе мы отметили, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.
Результативность работы была продемонстрирована при анализе контрольного этапа экспериментального исследования.
Данные, полученные на контрольном этапе, говорят о том, что произошло увеличение количества баллов речевого развития в группе дошкольников. Изменились уровни и состояния звукопроизношения.
На констатирующем этапе средний уровень артикуляционной моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия показывали меньше детей, чем потом на контрольном этапе.
Таким образом, цель, задачи нашего исследования достигнуты. Гипотеза о том, что логопедическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией будет более эффективной, если учитывается: ведущий вид деятельности дошкольников; учитываются этапы развития звукопроизношения в онтогенезе; учитывается этиология, механизм и структура нарушения звукопроизношения при дислалии – подтверждена.
Вся ваша работа направлена на установление зависимости между видом дислалии и построением коррекционной работы – где у вас об этом хоть слово? Где в выводах или в заключении конкретные указания, что при такой дислалии делаем так. А при такой – так? Где в заключении упоминание про цель работы и гипотезу?, достигли вы их или нет?
Вам нужно со мной побеседовать, вы забыли в чем суть нашей работы.
Список использованной литературы
Список литературы автоматически пронумеровать и расставить по алфавиту. А как вы после этого будете менять номера источников в квадратных скобках?
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1991. – 81 с.
2. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Пособие для студентов факультета дошкольного воспитания и работников детских садов. - Курск, 1982. – 163 с.
3. Волкова Г.А. Логопедия. – М., 1996.- 156 с.
4. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. -С-ПБ., 1993. – 204 с.
5. Дефектологический словарь. Гл. Ред. А.Н. Дьячков. – М.: Педагогика, 1980. – 346 с.
6. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М.: Просвещение, 1990.- 566с.
7. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы работы коррекционной работы логопеда. – М.: Просвещение, 1995. – 172 с.
8. 9. Каше Г.А. Исправление
недостатков речи у
9. Ковшиков В.А. Исправление нарушений ритмичных звуков. – С-ПБ.:Сатис, 1995. – 178 с.
10. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические задания в подготовительной группе для детей с ФФН. – М., 1998. – 189 с.
11. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой в 2-х томах. – М.6 Просвещение, Владос, 1995. – 460 с.
12. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1998. – 85 с.
13. Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольников и ее исправление. – М.: Просвещение, 1987. -112 с.
14. Миронова С.А. Логопедическая
работа в дошкольных
15. Нарушение речи и голоса у детей. Под. Ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 1975. – 134 с.
16. Общая психология. Под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1988. – 340 с.
17. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1978. – 115 с.
18. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, 1973. – 278 с.
19. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. / Под. Ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1950. – 357 с.
20. Рау Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей. – М.: Медгиз, 1971. – 674 с.
21. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с нарушением речи. – М.: Педагогика, 1980. – 452 с.
22. Таптанова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса. – М.: Просвещение, 1984. – 753 с.
23. Тихомирова Л.Ф. , Басов
А.В. Развитие логопедического
24. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР // Дефектология. - №4. – 2001 г.
25. Филичева Т.Б., Туманова Т.В Формирование произношения у дошкольников. – М.: Просвещение, 1993. – 512 с.
26. Фомичева М.Ф. Воспитание
у детей правильного
27 . Волкова Г.А. Логопедия. М., 1996. С. 64.
28. Городилова В.И., Рау Е.Ф. Исправление недостатков произношения у школьников. М.: УЧПЕДГИЗ, 1972. С. 126.
29. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. С-ПБ., 1993. С. 99.
30. Львов М. Р. Основы теории речи: уч. Пос. Для студ. Пед. Вузов. – М.; Академия, 2000. – 247с.
31. Миронова С. А. Развитие
речи дошкольников на
32. Основы логопедии с
практикумом по
33. Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. – М.; 1968. – 132 с.
34. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – спб.; Дельта 1998. – 208 с.
35. Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Подготовка К школе: речь, письмо, математика. – спб.; Дельта, 1999. – 208с.
36. Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка. – спб.; Союз, 1997. – 256с.
37. Резниченко Т. С, Ларина О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь. : Альбом для педагога. – М.; Владос, 2000. – 96с.
38. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.; 1994. -76 с.
39. Сергеев Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 1999. – 96с.
40. Ткаченко Т. А. Если ребенок плохо говорит. – спб.;1997. – 108 с.
41. Ты и твоя речь: Для обучения детей культуре речи в семье, детском саду, и далее. – Екатеринбург: У-Фактория, 1998. – 141с.
42. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. – М.; Издательство института психотерапии, 2001. – 240с.
43. Филичева Т. Б., Туманова
Т. В. Дети с фонетико-
45. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // под ред. Гербовой В. В., - М.; Просвещение, 1983. – 160 с.
46. Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр – коррекций. – М.; Новая школа, 1993. – 415 с.
47. Филичева Т. Б. Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.; 1987. – 128 с.
48. Хрестоматия по теории
и методике развития речи
49. Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.; 1961. – 312 с.
50. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.; Аквариум , спб., Дельта, 1996. – 634 с.
Приложения Подогнать оформление приложений под образцы.
Приложение 1
Констатирующий эксперимент
Исследование - 10 детей МДОУ №21___ Полных лет:____5_____
Цель работы: выявить особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста Задачи: 1. Выявить у дошкольников нарушения звукопроизношения. 2. Исследование артикуляционной моторики 3. Выявить особенности фонематического восприятия. Исследование артикуляционной моторики. Критерии оценки: 1балл – правильно выполнено
с точным соответствием всех
характеристик движения 0,5балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25балла – выполнение с ошибками (поиск позы, неполный объем, синкинезии); 0баллов – невыполнение движения. Максимальное количество баллов – 5 От 1 – 3 балла (низкий уровень) От 3 – 4 балла (средний уровень) От 4 – 5 балла (высокий уровень)
|