Различные формы дислалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время процент детей с нарушения звукопроизношения неуклонно растет. Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения, что создает определенные проблемы при обучении и общении со сверстниками. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Теоретический аспект коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией
6
Этиология, симптоматика при дислалии
6
Этапы и содержание логопедической работы по устранению дислалии у дошкольников
25
Выводы по 1 главе
35
Глава 2. Организация экспериментального исследования по устранению нарушения звукопроизношения различных форм дислалии у дошкольников
40
2.1.Выявление механизма нарушений звукопроизношения с различными формами дислалии у дошкольников
40
2.2. Преодоление нарушений звукопроизношения разных форм дислалии у дошкольников
49
Выводы по 2 главе
60
Заключение

Файлы: 1 файл

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ДИСЛАЛИИ КАК ФАКТОР СПЕЦИФИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 6 ЛЕТ.docx

— 145.31 Кб (Скачать файл)

— удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.);

— пощелкать языком (3-5 раз);

— пощелкать языком («погонять лошадок»);

— имитировать языком положение «трубочки»;

— произвести 2—3 движения из перечисленных попеременно.

После проведенного нами исследования было выявлено, что дети, у которых артикуляционный аппарат был нарушен, продемонстрировали низкий и средний уровни. Так низкий уровень у Ульяны, Маши и Влада. У их есть упражнения, где они не справилась. В связи с этим мы в формирующем этапе проведем ряд упражнений для исправления артикуляционного аппарата. В таблице в заголовке везде добавить слово развитие.

Дети

Высокий уровень артикуляционной моторики

Средний уровень артикуляционной моторики

Низкий уровень артикуляционной моторики

Ульяна

   

+

Саша

 

+

 

Влад

   

+

Игорь

+

   

Таня

+

   

Оля

+

   

Наташа

+

   

Маша

   

+

Настя

+

   

Ксения

 

+

 

Так, например, при укороченной уздечке языка (подъязычная связка) движения языка оказываются затрудненными, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему поднять язык вверх. У Саши и Ксении при выполнении ряда упражнений по подражанию были затруднения, а именно по этой причине они не смогли точно выполнить следующие упражнения:

— облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);

— произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;

— удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2-3 сек.);

— пощелкать языком (3-5 раз);

— пощелкать языком («погонять лошадок»);

— имитировать языком положение «трубочки»;

В этих упражнениях не было

— четкости артикуляционных движений;

— быстроты и плавности их воспроизведения;

— умения быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.

2. Состояние фонематического  слуха определялось с помощью  заданий: (покажи где?)

Инструкция: Детям предлагается картинки, где ребенок выбирает и показывает логопеду, нужную картинку.

1) Кот – год,

2) мишка – мышка,

3) лук – люк,

4) софа – сова,

5) шар – жар;

(повтори слоговые цепочки)

Инструкция: Детям предлагается карточки(слоги), которые разложенные перед ребенком на столе где ребенок выбирает и показывает логопеду, нужную карточку.

1) ба – па, па – ба,

2) са – ша, ша – са,

3)ша– жа – ша, жа – ша – жа,

4) ца – са – ца, са – ца – са,

5) ра – ла – ра, ла – ра – ла. См.

Система оценки состояния фонематического восприятия

1 балл – точное, и правильное  воспроизведение: слоговой структуры, правильный показ картинки.

0,5 балла – первый член  воспринимается правильно, 2-ой уподобляется  первому. (ба – па, ба – па); показ картинки после стимулирования

0,25 балла – неточное  восприятие с перестановкой слогов, заменой, пропуском; восприятия слов  – паратипов как одинаковых.

0 – балла – отказ, невозможность  восприятия.

Максимальное количество баллов – 10

Были определены уровни состояния фонематического слуха:

Высокий уровень – 8 – 10 балла

Средний уровень – 5 – 8 балла

Низкий уровень – 5 и меньше.

Дети

Высокий уровень

состояния фонематического слуха

Средний уровень состояния фонематического слуха

Низкий уровень состояния фонематического слуха

Ульяна

 

+

 

Саша

 

+

 

Влад

 

+

 

Игорь

+

   

Таня

+

   

Оля

 

+

 

Наташа

+

   

Маша

+

   

Настя

+

   

Ксения

+

   

Исходя, из данных таблицы мы пришли к выводу, низкого уровня не показал никто (0%), средний уровень зафиксирован у 40%, у остальных наблюдается высокий уровень, это составило (60%) детей.

При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах, используя соответствующий дидактический материал.

Обследование звукопроизношения определилось с помощью заданий[16,17]: предлагались предметные картинки на исследование произнесения свистящих звуков.

Выставить везде автоматические красные строки – см. ниже. Инструкция: Дети садятся на ковер вокруг логопеда, а в это время Антошка вбегает в группу и раздает детям карточки – символы звука С. Вызванный ребенок с помощью удочки с магнитом вытаскивает из «колодца» (большой коробки) картинки:

1) собака – маска –  нос, сено – василек – гусь.

Замок – коза, зима – магазин – карточка – символ З

Цапля – яйцо – огурец – карточка – символ Ц

Логопед четко проговаривает названия картинок, а дети поднимают карточку – символ, услышав нужную картинку. Затем логопед уточняет, какой звук дети учились находить в словах.

Итог занятия

Логопед: Какой звук мы сегодня учились правильно произносить и находить? Как запомнить, какой это звук и почему?

Дети: поочередно произносят звуки, и показывают, какой звук звучит твердо, а какой мягко.

Предлагались предметные картинки на исследование произнесения шипящих звуков[11,89].

Инструкция: Детям раскладывают на стол картинки, и организуем их рассматривание, обращаем внимание на каждый предмет, его части, внешний вид, назначения, ребенок берет картинку и медленно, четко произносит. Это проигрывается все в игровой форме[17,46].

2) шуба – кошка –  камыш.

Жук – ножи

Щука – вещи – лещ

Чашка – очки – мяч

Для третьего задания предлагали предметные картинки со звуком Р.

Инструкция: Детям дается картинка и ребенку предлагается задание «Расскажи про свою картинку» (предмет или сюжет). Требования логопеда к речевым высказыванием зависит от индивидуальных возможностей каждого ребенка.

3) рыба – корова –  топор 5) кот – сокол - клубок

Река – варенье – дверь гусь - бумага

4) лампа – молоко –  мел хлеб – сахар - петух

Лента – колесо – соль йод – майка – трамвай

Система оценки исследования звукопроизношения. (все звуки условно делятся на 5 групп[19,23]:

1 – свистящие,

2 – шипящие,

3 – р, р’,

4 – л, л’,

5 – остальные звуки. Произношение  звуков каждой группы оценивается  в отдельности.

3 балла – правильное  произношение всех звуков в  любых речевых ситуациях;

1,5 балла – один или  несколько звуков группы изолированно  и отраженно произносятся правильно, но иногда подвергаются искажениям  или заменам в самостоятельной  речи, т. Е. Недостаточно автоматизированы;

1 балл – в любой  позиции искажается или заменяется  только один звук группы;

0 баллов – искажениям  или заменам подвергаются все  или несколько звуков группы

Баллы, начисленные на каждую группу, суммируются. Максимальное количество баллов – 15.

Были определены уровни состояния звукопроизношения.

Высокий уровень – 14 – 15 баллов

Средний уровень – 10 – 14 баллов

Низкий уровень – 10 и меньше баллов

Дети

Высокий уровень

состояния звукопроизношения

Средний уровень состояния звукопроизношения

Низкий уровень состояния звукопроизношения

Ульяна

 

+

 

Саша

 

+

 

Влад

 

+

 

Игорь

   

+

Таня

 

+

 

Оля

+

   

Наташа

   

+

Маша

 

+

 

Настя

 

+

 

Ксения

 

+

 

Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень показал только один ребенок, средний уровень зафиксирован у семи детей и у двоих детей наблюдается низкий уровень.

Чаще всего нарушаются группы звуков: свистящие, шипящие, р – р’, л – л’.

На основе экспериментальных данных для осуществления коррекционной работы, дети были разделены в подгруппы с учетом структуры дефекта и характера нарушения звукопроизношения.

1 группа – дети с  нарушением свистящих;

2 группа – дети с  нарушением шипящих;

3 группа – дети с  нарушением сонорных.

1 группа – дети с  артикуляторно - фонетической дислалией (Настя,. – двугубный [л]; Саша – межзубное произношение свистящих). Таких детей было два человека.

2 группа – дети с  артикуляторно-фонематической дислалией (Ульяна – заменяет [ш] на [с], [ж] на [з], [щ] на [с’], [р] на [л], [л’] на [й];

3 группа – дети с  наличием фонетического и фонематического  дефекта (Настя Н. – межзубное  произношение свистящих, шипящих  и заменяет [р] на [л], [р’] на [л] на [л’]; Ксения– горловой [р, р’], заменяет [л, л’] на [ы];

Результаты констатирующего этапа, позволили наметить план работы на втором формирующем этапе. Мы свели все показатели в сводную таблицу.

Состояние звукопроизношения, артикуляционной моторики и фонематического восприятия у дошкольников с дислалией.

Уровни сформированности,

Количество детей

Разделы логопедического обследования

Состояние артикуляционной моторики

Состояние звукопроизношения

Состояние

Фонематического восприятия

Высокий

5

1

6

Средний

2

7

4

Низкий

3

2

-


2.2. Преодоление нарушений  звукопроизношения разных форм  дислалии у дошкольников

Формирующий этап проводился с целью преодоления нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией.

На данном этапе логопедическая работа была организована с учетом структуры речевого дефекта, учитывались произносительные возможности ребенка, то есть определялась в каких языковых структурах (в слогах, словах, предложениях) ребенок мог произносить правильно звук.

С этой целью были использованы разные упражнения, например, «Загони мяч в ворота». Детям предлагалось вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Обращалось внимание на то, чтобы ребенок не надувал щеки, для этого их можно было слегка придерживать пальцами, а шарик загонять на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«Накажи непослушный язык»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Ребенку предлагалось немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «ля – ля – ля…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Обращалось внимание на то, чтобы язык был широким, края его касались уголков рта, похлопывать язык губами надо на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Сделай язык широким»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Для этого предлагалось улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. При этом давались указания не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

У Насти это упражнение вызвало затруднение и нам пришлось вернуться к упражнению «Накажи непослушный язык».

Упражнение «Кто дальше загонит мяч?».

Цель: Выработать плавную, длительную, воздушную непрерывную струю, идущую посередине языка.

Детям предлагалось улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола. При этом нельзя надувать щеки. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Упражнение «Желобок».

Цель: образование желобка и направления воздушной струи по середине языка.

С Настей, с целью механической помощи, пришлось использовать пластмассовую палочку, накладывая которую на язык и сдвигая губы, образовали желобок. Затем палочку заменили пальцем ребенка.

«Почистим зубы» - научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Для этого ребенку предлагалось улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

При выполнении данных упражнений детьми сначала наблюдалась напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезло, движения стали непринужденными и координированными. Маше с трудом удавалось удержать язык за зубами, но после нескольких упражнений ребенок научился выполнять это упражнение.

Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию проводилось как часть занятия.

Упражнение «Произнесение длительного звука [с]».

Ребенку предлагалось открыть рот, распластать язык и напряженным кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую, тонкую палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук [с].

Информация о работе Различные формы дислалии