Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2015 в 20:42, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время процент детей с нарушения звукопроизношения неуклонно растет. Все больше детей перед школой не имеют нормированного звукопроизношения, что создает определенные проблемы при обучении и общении со сверстниками. К моменту выпуска из детского сада дети должны достигнуть определенного уровня речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию.
Введение
3
Глава 1. Теоретический аспект коррекции звукопроизношения у дошкольников с дислалией
6
Этиология, симптоматика при дислалии
6
Этапы и содержание логопедической работы по устранению дислалии у дошкольников
25
Выводы по 1 главе
35
Глава 2. Организация экспериментального исследования по устранению нарушения звукопроизношения различных форм дислалии у дошкольников
40
2.1.Выявление механизма нарушений звукопроизношения с различными формами дислалии у дошкольников
40
2.2. Преодоление нарушений звукопроизношения разных форм дислалии у дошкольников
49
Выводы по 2 главе
60
Заключение
Исследование состояния фонематического восприятия
1 балл – точное, и правильное воспроизведение: слоговой структуры, правильный показ картинки.
0,5 балла – первый член воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому. (ба – па, ба – па); показ картинки после стимулирования
0,25 балла – неточное
восприятие с перестановкой
0 – балла – отказ, невозможность восприятия.
Максимальное количество баллов – 10
Были определены уровни состояния фонематического слуха:
Высокий уровень – 8 – 10 балла
Средний уровень – 5 – 8 балла
Низкий уровень – 5 и меньше.
Дети |
Высокий уровень состояния фонематического слуха |
Средний уровень состояния фонематического слуха |
Низкий уровень состояния фонематического слуха |
Ульяна |
+ |
||
Саша |
+ |
||
Влад |
+ |
||
Игорь |
+ |
||
Таня |
+ |
||
Оля |
+ |
||
Наташа |
+ |
||
Маша |
+ |
||
Настя |
+ |
||
Ксения |
+ |
Исследование звукопроизношения.
3 балла – правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;
1,5 балла – один или
несколько звуков группы
1 балл – в любой
позиции искажается или
0 баллов – искажениям или заменам подвергаются все или несколько звуков группы
Были определены уровни состояния звукопроизношения.
Высокий уровень – 14 – 15 баллов
Средний уровень – 10 – 14 баллов
Низкий уровень – 10 и меньше баллов
Дети |
Высокий уровень состояния звукопроизношения |
Средний уровень состояния звукопроизношения |
Низкий уровень состояния звукопроизношения |
Ульяна |
+ |
||
Саша |
+ |
||
Влад |
+ |
||
Игорь |
+ | ||
Таня |
+ |
||
Оля |
+ |
||
Наташа |
+ | ||
Маша |
+ |
||
Настя |
+ |
||
Ксения |
+ |
Состояние звукопроизношения, артикуляционной моторики и фонематического восприятия у дошкольников с дислалией.
Уровни сформированности, Количество детей |
Разделы логопедического обследования | ||
Состояние артикуляционной моторики |
Состояние звукопроизношения |
Состояние Фонематического восприятия | |
Высокий |
5 |
1 |
6 |
Средний |
2 |
7 |
4 |
Низкий |
3 |
2 |
- |
Приложение 2
Формирующий эксперимент
Цель: преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией.
Упражнения:
«Загони мяч в ворота», «Накажи непослушный язык», «Сделай язык широким», «Кто дальше загонит мяч?», «Желобок», «Почистим зубы», «Произнесение длительного звука [с]», упражнение «Насос», «Произнеси слоги», «Доскажи словечко» и так далее.
В результате проведенной работы на формирующем этапе мы сделали вывод, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.
Приложение 3
Протокол 3
Контрольный эксперимент
Цель - выявить особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста после упражнений и занятий
Выводы:
Состояние звукопроизношения, артикуляционной моторики и фонематического восприятия у дошкольников с дислалией.
Уровни сформированности, количество детей |
Разделы логопедического обследования | |||||
Состояние артикуляционной моторики |
Состояние звукопроизношения |
Состояние фонематического восприятия | ||||
А |
Б |
А |
Б |
А |
Б | |
Высокий уровень |
5 |
7 |
1 |
4 |
6 |
8 |
Средний уровень |
2 |
1 |
7 |
5 |
4 |
2 |
Низкий уровень |
3 |
2 |
2 |
1 |
- |
- |
А – констатирующий этап
Б – контрольный этап
Еще игры и упражнения
Цель: Развить фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.
Развитие фонематического восприятия:
* Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь звук «с»:
С Д Т В Р С Л П Н С
* Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком «с»
РА - СА - ТО - СО - ЗУ - СУ - ВЫ - СЫ - БО
*Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком «с»
- САНИ - ДИВАН - СЫР - БУКВА - ЛЕС
- ЛАК - САНИ - ПЕСОК - КОЗА - ЛИСА
* Добавь слог со звуком «с».
Добавь слог - СА -
- ко... Коле... Ли... О.... Ро...
Добавь слог - СЫ-
- бу... Ве... Воло... Но... Рель...
Добавь слог - сок-
- ви... Ку... Ле... Но... Пе...
* Повтори цепочки слогов со звуком «с».
СА- СО- СУ СО - СУ - СЭ СЫ - СА - СО
СА- СЫ- СЭ СУ - СЫ - СЭ СЫ - СЭ - СО
СО - СА - СЫ СУ - СЭ - СО СЭ - СУ - СА
*Замени в слове первую букву на звук «с». Какое слово у тебя получится?
БОР - ...ОР ДОМ - ...ОМ ЗУД - ... УД КОН - ... ОН
ЛУК - ... УК ПУП - ... УП ТОК - ... ОК ТЫН - ...ЫН
Развитие фонематического анализа
*Выдели гласный звук, стоящий в начале слова.
*Выдели гласный звук, стоящий в середине слова (рак, кит…).
*Выдели гласный звук в конце слова (пила, очки…).
*Выдели согласный звук в начале слова (танк, мышь…), в середине слова (бант, белка, груша…).
*Определи первый и последующий звук в слове (корова, лошадь…)
*Определи последовательность и количество звуков в слове (нос, рыба, улитка...)
Развитие фонематического синтеза.
*Составь слово из
*Составить слово из
звуков, данных в нарушенной
«Найди первый звук»
Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.
Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.
Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.
— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.
«Громко — шепотом»
Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.
Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).
Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са... (там летит оса), су-су-су... (я боюсь осу).
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.
«Как говорит Таня?»
Цель: различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.
Взрослый берет куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идет она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает, вот так — мяу-мяу (жалобная интонация). Как мяукал котенок? (Ребенок повторяет.) Взяла Таня котенка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котенок радостно замяукал, вот так: «мяу-мяу» (радостная интонация). Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котенка. Рассердился котенок и стал мяукать сердито, вот так: «мяу-мяу» (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котенок и щенок стали весело... Мяукать и лаять. Ребенок рассказывает всю историю самостоятельно (взрослый в случае необходимости помогает отдельным словом или предложением), передавая все интонации по содержанию текста.
«Кто больше слов скажет»
Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.
Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.
Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.
«Кто заблудился?»
Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.
— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения. Если зайчик потерялся... (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).
Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы...), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно... Цветы, грядки на огороде; гладить можно... Платье, брюки... Одежду).
«Какие бывают иголки»
Цель: дать детям представление о многозначном слове «игла», упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже.
— Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
Чем похожи все иголки? (Они острые, тонкие, колючие.)
— Какой иглой мы шьем и вышиваем? (Швейной.) Что шьют швейной иглой? (Одежду). Что делают медицинской иглой? (Укол.)
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.
— Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защищается? Вспомните стихотворение Бориса Заходера про ежа:
— Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Волки, лисы и медведи.
— Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
— Закончите предложения: «Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась)».
— У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие).
Иглы на елке еловые, а на сосне... (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней?
— Придумайте рассказ про девочку, которая пошла в лес за грибами и встретила ежика.
«Кого можно гладить»
Цель: познакомить детей с многозначным глаголом «гладить».
— Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.)
Глажу платье утюгом,
А кота и кошку,
Что гуляют под окном,
Глажу я ладошкой.
— Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана...
«Шишка»
Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова «шишка».
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.
— Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором?
— Подбери к слову «шишка» складные слова («малышка», «мышка», «мишка»...). Вспомните стихотворение про мишку. («Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет».)
— Про кого эта загадка? «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». (Белка.)
Белка-шалунья сидела на елке,
Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!