Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа

Описание работы

Целью моего творческого отчета является: Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста.
Задачи творческого отчета:
1. Изучить понятия лексики, выявить особенности формирования лексики у детей раннего возраста.
2. Проанализировать особенности использования игрушек в детском саду, выявить педагогические влияния на формирование лексики детей раннего возраста.
3. Спроектировать и отработать систему занятий по развитию речи детей раннего возраста с дидактическими игрушками.

Содержание работы

Введение
Часть I. Развитие лексической стороны речи детей раннего возраста
1.1 Лексика как компонент структуры языка
1.2 Особенности лексики детей
1.3 Задачи и содержание словарной работы в ДОУ
1.4 Методы и приемы словарной работы с детьми раннего возраста
Часть II. Теоретические подходы к анализу роли игрушки в развитии словаря детей раннего возраста
2.1 Дидактическая игрушка и ее значение в развитии детей
2.2 Классификация дидактической игрушки
2.3 Дидактическая игрушка как средство формирования словаря детей раннего возраста
2.4 Вывод
Часть III. Практическая часть экспериментальной работы
3.1 Условия проведения экспериментальной работы
3.2 Характеристика испытуемых
3.3 Методика проведения первичной диагностики
3.4 Методика проведения формирующего эсперимента
3.5 Итоговая диагностика и анализ данных
3.6 Вывод
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

дипломная работа 1.docx

— 125.78 Кб (Скачать файл)

Таким образом, роль лексики и речи, ее значение в развитии ребенка определяют место словарной работы в общей  системе работы по развитию речи детей  в детском саду.

1.2 Особенности лексики детей

Развитие речи ребенка  от 1 года до 3 лет жизни. К моменту своего первого дня рождения большинство детей уже могут осмысленно употреблять около пяти слов. Как правило, это звукоподражательные слова, которые одинаково звучат на разных языках. До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова. В зависимости от ситуации одно и то же слово может иметь разное значение. Ребенок говорит "мама", когда он видит мать, если хочет ее позвать или не может найти. Переход к многочисленным репликам осуществляется постепенно.

Для развития понимания речи на этом возрастном этапе характерным является то, что до 1,5 лет интенсивнее развиваются  связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями.

По истечении 1 года 6 месяцев дети обобщают предметы не только в понимаемой речи, но и в активной. Однако при  обобщении в активной речи на первых порах делают еще много ошибок.

С возрастом у ребенка возникает  настоятельная потребность в  общении. Он хочет что-то получить, попросить, сказать. Эта потребность сопровождает всю его деятельность, обусловливает  возникновение активной речи. Примерно после 1 года у ребенка (при условии  его нормального развития) начинает развиваться активная речь, появляются первые слова. Правда, они еще "автономны", порой понятны только самому ребенку  и его близким. Ребенок впервые делает для себя открытие и обнаруживает, что все окружающие его предметы имеют свое название - с этого начинается качественный скачок в его речевом развитии.

На первом году жизни ребенок  не может дать ответ в словесной  форме, но ответ может выражаться в каком-нибудь движении или действии. Некоторые элементарные слова появляются к концу первого года.

К концу года некоторые слова  в речи взрослого начинают приобретать  для ребенка обобщенный характер. Он понимает слово нельзя, если оно  произносится в соответствии с ситуацией. Становится возможным воздействовать через речь на его поведение.

Малыш может выполнять простые  поручения взрослого, адекватно  реагировать на слова можно, хорошо, плохо. Понимание речи меняет не только поведение, но существенно влияет на все развитие ребенка.

Формируется активная речь, в период от 9-10 до 12 месяцев ребенок овладевает первыми словами. Первые слова появляются на основе развития понимания речи, способности лепетать и подражать. Слоги, вошедшие в лепет ребенка, в конце первого года жизни  становятся составными частями произносимых им слов: баба, папа, мама, дай, на, бах, ав и др.

Любой звук, слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша - слово.

К концу года ребенок произносит около 10 простых, облегченных ("лепетных") слов, которые несут смысловую нагрузку. Количество произносимых слов значительно меньше понимаемых им. В этот период ребенок еще много лепечет, лепетом сопровождает действия, движения. А словами он пользуется редко - при необходимости обратить на себя внимание, получить желаемое, выразить неудовольствие или радость, увидев что-то неожиданное, заинтересовавшись чем-либо. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, начинают служить для него средством общения со взрослыми и детьми. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Итак, к концу первого года ребенок произносит уже отдельные слова, названия предметов, с которыми чаще имеет дело. Но эти слова - еще не отдельные слова взрослых, а целые предложения.

Постепенно дети начинают подражать  не только словам, но и фразам. На основании  способности подражать растет словарь  ребенка: если к концу первого  года жизни у него насчитывалось 10 слов, то в 1 года 6 месяцев - 30, а к 2 годам -300 слов. Изменяется и удельный вес речевых реакций при самостоятельном  пользовании речью. Так, от 1 года до 1 года 3 месяцев преобладающей речевой  реакцией является лепет ребенка, который  очень разнообразен и может быть выражен целыми монологами (эмоциональные  возгласы). С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев увеличивается количество слов, произносимых облегченно, зато резко  сокращается лепет. От 1 года 6 месяцев  до 1 года 9 месяцев увеличивается  количество слов, произносимых правильно, а с 1 года 9 месяцев увеличивается  количество произносимых малышом коротких фраз. Большое достижение в развитии речи детей - появление у них вопросов: "А это?" "Какая?", что говорит об уровне их познавательной активности.

В каких же ситуациях дети больше всего пользуются теми или иными  речевыми реакциями? Так, лепетом они  пользуются во время ходьбы, разнообразных  движений, словами - до 1 года 6 месяцев, в момент сильной заинтересованности, внезапном появлении предметов  в поле зрения. После 1 года 6 месяцев  дети начинают пользоваться слова и  во время игры, при этом их речь часто  носит необращенный характер.

Когда ребенок начинает говорить? Как правило, это происходит к  двум годам, хотя первые слова малыш  может произнести и раньше. Овладение  активной речью нередко имеет  характер "взрыва" - еще недавно  ребенок молчал и вдруг заговорил  так, что остановить невозможно.

Особенно бурно его речь развивается  в дошкольный период, даже несколько  раньше, примерно с 2-ух лет. Начиная  с этого возраста, он быстро накапливает  пассивный и активный словарь, постепенно овладевает произношением звуков, грамматическим строем предложения. Все это происходит в процессе речевой практики, постоянного  общения со взрослыми. С каждым годом быстро увеличивается активный словарь ребенка.

1 полугодие 2 года жизни. Выполняя требования взрослого и приобретая способность все точнее понимать его речь, ребенок все более овладевает новым типом взаимоотношений со взрослым. На этом этапе развития он очень хороший ученик: соединяет в себе стремление делать все самостоятельно с умением очень быстро заимствовать новый прием. Ребенок проявляет большой интерес к картинке. Он быстро запоминает название изображаемого на картинке предмета и находит его среди других. Ребенок в этом возрасте способен выполнять ряд несложный поручений - выбрать названный предмет из нескольких других и принести его, взять предмет у одного человека и передать другому. Такие занятия с детьми развивают у них понимание речи и способность дифференцировать предметы и изображения, запоминать их название.

На втором году согласие или отказ  выражается более четко и к  тому же в речевой форме: "да", "не" ("нет").

Понимание ребенком смысла слова в  своем развитии проходит целый ряд  ступеней. На ранних этапах значение понимаемого  ребенком названия предмета тесно связывается  у него с переживанием, с действием  с данным предметом, с местом, где  обычно находится предмет. Это приводит к тому, что он относит каждое понимаемое слово к широкому кругу  различных предметов и действий, к целым ситуациям, которые связаны  с предметом. Но с другой стороны, ребенок не умеет еще обобщать в слове однородные предметы, отличающиеся друг от друга по размеру, по материалу  и т. п.

На втором году жизни у нормально  развивающегося ребенка происходит быстрое накопление словаря. К концу  второго года словарь ребенка  достигает 200-400 слов. Некоторые дети слова произносят неправильно: одни звуки заменяют другими, искажают слова, многие слова произносят непонятно, например: дять буку (дай булку), титети (конфеты).

Подражание приобретает осмысленный  и целенаправленный характер. В это  время дети начинают самостоятельно копировать то, что слышат вокруг. Появлению  собственной речи предшествует возникновение  понимания. Как известно, ребенок  проявляет способность понимать обращенные к нему слова задолго  до возникновения самостоятельной  речи. Накопляемый им запас слов так называемый пассивной речи как  бы прокладывает путь к последующему самостоятельному пользованию этими  словами.

2 полугодие 2 года жизни. Во 2-ом полугодии второго года жизни ребенка на первое место выступает разнообразная самостоятельная деятельность, направляемая родителями и тесно связанная с этим восприимчивость малыша к речевым импульсам. В совместных занятиях со взрослыми, которые по ходу дела делают пояснения и показывают ребенку окружающий его мир, малыш все лучше и лучше начинает понимать речь. Одновременно растет и целенаправленность его действий, развиваются мотивация, сосредоточенность и внимание. Во второй половине второго года жизни ребенок начинает задавать вопросы: "Что это?", "А что это?" или просто "Это?".

К концу 2-ого года речь ребенка  начинает выполнять свою основную функцию  – использоваться как средство общения  с окружающими и прежде всего  взрослыми. Поводы обращений к взрослому  довольно разнообразны: это и просьба  в чем-то помочь, и жалоба, и выражение  своих желаний.

К концу второго года ребенок  уже задает вопросы о предметах ("что это?").

Появляются прилагательные (белый, хороший и т.п.), числительные (один, пять), предлоги (у мамы), наречия (очень  хорошо).

В 2 - 2,5 задаются вопросы: "Почему?", "Когда?". После 2-3 лет дети уже  способны замечать неправильное произношение у своих товарищей и только после этого начинают обращать внимание на собственное произношение и постепенно улучшать его. С 2 - 3-летним ребенком полезно  совместно рассматривать предметы, "разговаривать" по поводу этих предметов, сравнивать их, называть части и  свойства различных предметов.

К двум годам словарный запас  ребенка уже составляет 200-400 слов, к концу третьего года - 800-1300 слов. Ребенок уже может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы "Почему?" и "Как?". Развитие речи детей происходит дифференцированно по времени, так  как здесь многое зависит от условия  речевого общения в определенной семье и от условий, в которых  он живет.

К концу третьего года жизни большинство  детей уже может вести беседы, и связано рассказывать о простых  событиях.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребенка  со сверстниками выступает как важнейшая  задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти  сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Ребенок узнает знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, узнает независимо от цвета, формы, величины, что часто вызывает затруднения  у детей второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, он безошибочно  называет знакомые объекты. Ребенок  способен слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и  выполнять простые словесные  поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложные рассказы взрослого о событиях, не имевших  места в их личном опыте. Они легко  запоминают и повторяют за взрослыми  не только отдельные слова, но и целые  фразы, рифмовки. Качественно меняются взаимоотношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании  ребенком речи взрослого приходилось  судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы, поручения: покажи, принеси, сделай то-то), то теперь, когда  активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет  функцию воспроизведения), об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень  понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса.

На третьем году жизни существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. В ряде случаев он улавливает неправильное произнесение слов сверстниками.

Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка-мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному  его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слогов, хотя при  этом еще не всегда могут сохранить  структуру слова, правильно произнести в нем все звуки в соответствующей  последовательности (например, "велосипед" произносят "апипед", "весипед").

Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения.

В этом возрасте ребенок задает взрослому  массу вопросов: "Почему?", "Где?", "Когда?", "Зачем?". Это говорит  о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование  различных частей речи - о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности.

Существенно изменяется и понимание  речи окружающих. Ребенку ясен смысл  сказанного взрослым о том, что повседневно  непосредственно его окружает, что  лично его касается, что связано  с его переживаниями. На третьем  году существенно изменяется воспитательное значение речи. Несмотря на то, что при  обучении ведущую роль продолжает занимать показ, использование речи как средства обучения и воспитания в этом возрасте значительно возрастает.

1.3 Задачи и содержание словарной  работы в ДОУ

В отечественной методике развития речи задачи лексической работы в  детском были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьевой, М.М. Кониной  и уточнены в последующие годы.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных  слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в  первую очередь, за счет общеупотребительной  лексики (названия предметов, признаков  и качеств, действий, процессов и  др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение  словаря.

Эта задача обусловлена тем, что  у детей слово не всегда связано  с представлений о предмете. Они  часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с  объектами реальной мира, дальнейшего  овладения обобщением, которое в  них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

Информация о работе Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста