Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа
Целью моего творческого отчета является: Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста.
Задачи творческого отчета:
1. Изучить понятия лексики, выявить особенности формирования лексики у детей раннего возраста.
2. Проанализировать особенности использования игрушек в детском саду, выявить педагогические влияния на формирование лексики детей раннего возраста.
3. Спроектировать и отработать систему занятий по развитию речи детей раннего возраста с дидактическими игрушками.
Введение
Часть I. Развитие лексической стороны речи детей раннего возраста
1.1 Лексика как компонент структуры языка
1.2 Особенности лексики детей
1.3 Задачи и содержание словарной работы в ДОУ
1.4 Методы и приемы словарной работы с детьми раннего возраста
Часть II. Теоретические подходы к анализу роли игрушки в развитии словаря детей раннего возраста
2.1 Дидактическая игрушка и ее значение в развитии детей
2.2 Классификация дидактической игрушки
2.3 Дидактическая игрушка как средство формирования словаря детей раннего возраста
2.4 Вывод
Часть III. Практическая часть экспериментальной работы
3.1 Условия проведения экспериментальной работы
3.2 Характеристика испытуемых
3.3 Методика проведения первичной диагностики
3.4 Методика проведения формирующего эсперимента
3.5 Итоговая диагностика и анализ данных
3.6 Вывод
Заключение
Список литературы
Приложения
Сначала дети рассматривают кукол,
а затем играют в игру "Кукла
Катя встречает гостей"; или в
первой части занятия они
Рассматривание картин направле
Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
Подбор материала для
В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста ("Магазин", "Что из чего сделано?", "Кому что?", "Кто найдет, пусть возьмет", "Кто первый узнает?", "Чудесный мешочек", "Парные картинки", домино "Транспорт"). Они достаточно подробно описаны в различных сборниках дидактических игр.
Дидактические упражнения. Принято выделять лексические и словарные упражнения. Лексическими называются упражнения, служащие для закрепления знаний ребенка в области лексики. Материалом для них являются слова и устойчивые словосочетания, функционирующие в речи: антонимы, синонимические ряды слов, паронимы, фразеологические средства языка. Оба вида упражнений тесно связаны между собой, в ряде случаев их трудно разграничить.
Упражнения содействуют
Отличительной чертой словарных упражнений
является то, что большинство из
них одновременно направлено на формирование
грамматической стороны речи: на согласование
слов, словоизменение, употребление слова
в составе предложения, что объясняется
единством лексических и
Все методисты отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывания и отгадывания загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки (как и другие малые формы фольклора) помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений. Отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания.
Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова.
Приемы словарной работы должны помочь словарной работы детям выделить нужное слово в речи воспитателя, попять его значение, твердо запомнить, а также содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будет ведущим, основным.
Часть II. Теоретические подходы к анализу роли игрушки в развитие словаря детей раннего возраста
2.1 Дидактическая игрушка и ее значение в развитии детей
В начале второго года жизни, когда
дети свободно передвигаются, они активнее,
чем раньше, приобретают действенные
представления о свойствах и
назначении этих предметов, о том, как
с ними следует обращаться. Это, прежде
всего, игрушки и некоторые предметы
домашнего обихода. Они нужны
для успешного развития детей, чтобы
они с детства приобрели
Игрушка - неотъемлемая часть маленького человечка. Они помогают ребенку уточнить представления об окружающем мире, способствуют развитию мышления и речи, дают возможность ее содержанию, дают возможность ребенку оживить мир игры, приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, получить знания, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость. Она занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка, ребенок сам выбирает себе маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет, дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, осваивает новое, переживает и взрослеет. Так же она помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности.
Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка. Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.
Дидактические игрушки - это игрушки,
направленные на развитие психических
процессов, содержат в себе развивающую
задачу, соответствующую возрасту.
Это могут быть задачи на развитие
восприятия, памяти, мышления. Дидактическая
игрушка в жизни ребенка
Цель дидактических игрушек - передача детям разных знаний; развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и пр.
Однако дидактическая игрушка требует особенного подхода. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Так, с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.
Трудно переоценить значение первых
предметных игр малыша с матрешками,
пирамидками, кольцами, цветными колпачками,
втулками, шариками и т.п. Они входят
в дидактическую систему
Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает "прямые" и "обратные" действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький), их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.
Игрушки, подобранные по цвету, форме,
величине, количеству, соотношению
частей, являются прекрасным средством
развития маленьких детей. Основная
задача взрослого здесь состоит
в том, чтобы с помощью таких
игрушек обратить внимание ребенка
на различные свойства предметов, научить
подбирать их по сходству и различию.
Практические действия с дидактической
игрушкой отражают свойственный раннему
периоду детства наглядно-
Дидактические игрушки развивают мелкую моторику, вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с игрушками учат ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивают память и воображение. Сенсорное развитие детей - основа познания мира.
На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом, соответственно им подбираются и игрушки, необходимые для решения этих задач.
2.2 Классификация дидактической игрушки
В состав дидактических игрушек входят:
I Cобственно-дидактические игрушки – основанные на принципе самоконтроля (различные матрешки, пирамиды), служат дальнейшему развитию ориентировочной основы познавательной деятельности, сенсорному воспитанию, приобретению умения ориентироваться в пространстве. Содержание игрушек знакомит детей со свойствами целого и его частей, обучает целенаправленным, результативным действиям, дает представление о предмете как средстве воздействия на другие предметы.
II Дидактические игровые наборы
с правилами – предназначены
преимущественно для игр на
столе, предъявляют
III Конструкторы и строительные
наборы – эти игрушки
IV Игрушки-головоломки (кубик
V Музыкальные игрушки –
VI Игрушки-репетиторы (обучающие, упражняющие
игрушки с различными
VII Развивающие компьютерные игры.
Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую (развивающую) практическую задачу, условия решения которой заложены в содержании и конструкции самой игрушки или содержании игры. Цель дидактических игрушек - передача детям разных знаний: развитие речи, мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и пр.
Ряд дидактических игрушек созданы для развития у ребенка ловкости, меткости, сенсомоторной координации. Они могут быть применены и для эстетического воспитания (музыкальные шкатулки, наборы колокольчиков, мозаика).
2.3 Дидактическая игрушка как средство формирования словаря детей раннего возраста
В раннем детстве речевое воспитание ребенка осуществляется в его повседневном общении с взрослыми, сверстниками. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные поучающие, дидактические игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно.
Восприятие и речь детей формируются в процессе действий с дидактическими игрушками.
Для детей в первую очередь нужны
куклы. Она занимает главенствующее
положение в жизни каждого
ребенка, потому как кукла - есть уменьшенная
копия человека. Ребенок выбирает
себе подобного маленького друга
в друзья, она будет сопровождать
его на протяжении всего детства.
Ведь с игрушками он растет, дружит,
фантазирует, разговаривает, заботиться,
переживает и взрослеет. Кукла используется
в большинстве игр