Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа

Описание работы

Целью моего творческого отчета является: Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста.
Задачи творческого отчета:
1. Изучить понятия лексики, выявить особенности формирования лексики у детей раннего возраста.
2. Проанализировать особенности использования игрушек в детском саду, выявить педагогические влияния на формирование лексики детей раннего возраста.
3. Спроектировать и отработать систему занятий по развитию речи детей раннего возраста с дидактическими игрушками.

Содержание работы

Введение
Часть I. Развитие лексической стороны речи детей раннего возраста
1.1 Лексика как компонент структуры языка
1.2 Особенности лексики детей
1.3 Задачи и содержание словарной работы в ДОУ
1.4 Методы и приемы словарной работы с детьми раннего возраста
Часть II. Теоретические подходы к анализу роли игрушки в развитии словаря детей раннего возраста
2.1 Дидактическая игрушка и ее значение в развитии детей
2.2 Классификация дидактической игрушки
2.3 Дидактическая игрушка как средство формирования словаря детей раннего возраста
2.4 Вывод
Часть III. Практическая часть экспериментальной работы
3.1 Условия проведения экспериментальной работы
3.2 Характеристика испытуемых
3.3 Методика проведения первичной диагностики
3.4 Методика проведения формирующего эсперимента
3.5 Итоговая диагностика и анализ данных
3.6 Вывод
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

дипломная работа 1.docx

— 125.78 Кб (Скачать файл)

Процедура проведения: Исследование проводится индивидуально. Ребенку  дают по одному предмету и предлагают с ним поиграть в детском уголке. В ходе игры задают вопросы: "Что  это? Для чего это нужно?" Затем  предлагаю ребенку смять предмет, погладить, надавить и спрашиваю "Какой  формы? Какого цвета?", чтобы выяснить умение выявлять качества и называть их. Если ребенок самостоятельно не обращает внимания на части предмета, то их показывают и просят назвать.

1 балл - наличие правильного ответа;

0 баллов - неправильный ответ.

10 баллов - высокий уровень объема  словаря,

7 - 9 -баллов - средний уровень,

2 - 6 балла - низкий уровень,

0 - 5 балла - очень низкий уровень.

Игра - задание №4 "Расскажи по картинке"

Цель: определить уровень активного  словарного запаса детей.

Материал: серия сюжетных картинок.

Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок: "Дети смотрят  телевизор"; "Девочка играет в  песочнице"; "Девочка читает книгу"; "Девочка поливает цветы".

Если ребенок отвлекался и не мог понять, что изображено на картинке, то я разъясняла и специально обращала внимание на это.

После того, как рассмотрены картинки, я предлагала рассказать о том, что  ребенок увидел на них. Если ребенок  затруднялся, то я задавала наводящие  вопросы ("Что делают дети?" и  т. д.)

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и  частота употребления ребенком частей речи и конструкций предложений.

10 баллов - в речи ребенка встречаются  все двенадцать приведенных в  таблице фрагментов речи.

8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.

6-7 баллов -6-7 фрагментов речи.

4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.

2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.

0-1 баллов - не более одного фрагмента  речи.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высокий уровень  развития речи.

8-9 баллов - высокий уровень,

4-7 баллов - средний уровень.

2-3 балла - низкий уровень.

0-1 балла - очень низкий уровень.

В результате исследования каждый ребенок  набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи.

 

Первичная диагностика по развитию лексики

ФИО ребенка

3. №1

3. №2

З. №3

3. №4

Сумма баллов

1

Милана Б

8

7

2

3

20

2

Егор В

4

3

6

0

13

3

Валера В

8

4

5

5

22

4

Наташа К

8

5

2

3

18

5

Артем Р

9

4

4

2

19

6

Саша Ш

5

4

2

0

11

7

Коля В

10

5

8

3

26

8

Эмма К

7

6

9

6

21

9

Арсений М

12

8

7

1

27

10

Евдокия Н

10

6

6

4

26

11

Настя К

7

7

5

8

27

12

Даниил С

8

5

4

6

23

13

Иван О

14

8

9

9

40

14

Савелий С

7

5

3

3

19


игровой дошкольный лексический дидактический

40 - 30 баллов - высокий уровень развития  лексики (1 человек)

29 - 20 баллов - средний уровень развития  лексики (8 человек)

19 - 0 баллов - низкий уровень развития  лексики (5 человек)

С целью выявления уровня развития лексики детей я провела первичную диагностики всей группы, в составе 14 человек.

Результаты показали, что высоким  уровнем развития речи обладает 1 ребенок, что составляет 7,1% от всей группы, средний  уровень составляет 57,1% , это 8 человек  и 5 детей с низким уровнем (35,8%).

Для участия в эксперименте я  выделила 6 наиболее слабых детей. Участникам экспериментальной группы предлагаются определенные задания в течение  некоторого времени, которые будут  способствовать формированию лексики  с помощью дидактических игрушек. В конце эксперимента я буду сравнивать группу испытуемых до и после эксперимента между собой для анализа и  оценки полученных результатов.

3.4 Методика проведения формирующего  эксперимента

Цель эксперимента: провести и смоделировать  серию игр-занятий с дидактическими игрушками для обогащения активного  и пассивного словаря детей раннего  возраста.

Так же с целью развития и понимания  речи я широко практиковала метод  поручений (просила детей что-либо принести, показать, найти и т.д.), обучение выполнению целевых действий с предметами.

Формируя активную речь детей, я  развивала у них подражание словам, учила заменять облегченные и  звукоподражательные слова общеупотребительными, побуждать отвечать на вопросы словами, а не жестами.

Занятия были проведены по лексическим  темам с использованием дидактических  игрушек, направленных на обогащение лексического словаря. Примеры таких занятий  представлены ниже.

Дидактическая игра №1 "Укладывание куклы Нины спать"

Цель: расширять запас понимаемых слов, учить по слову взрослого  находить и показывать предметы, а  так же осуществлять с ними действия, приучать отвечать на вопросы, продолжать расширять и обогащать словарный  запас.

Материал: дидактическая кукла, детская  кроватка, стул, кубики.

Ход игры: Воспитательница приглашает детей к столу, ставит на стол кровать  с матрацем, подушкой, одеялом и  маленький стульчик для куклы  и спрашивает: "Кто же будет  спать в кроватке? Кукла Нина будет  спать. Где же Нина?" Приносит из другой комнаты куклу Нину и обращается к ней: "Нина, где ты была? Гуляла?" - "Гуляла". - "Ты долго гуляла, Нина?" - "Долго, я устала".- "Ты спать хочешь?" - "Да, я хочу спать". "Ребятки, Нина хочет спать. Нина, надо снять туфли, шапочку, бант, платье и сложить все на стульчик" (стул ставит рядом с кроватью).

Воспитательница обращается ко всем детям по очереди: "Лена, это что?"

- "Это туфли". - "Снимем туфли.  Наташа, это что?" - "Это шапка". - "Надо снять шапку. Что еще  надо снять, Сережа?" - "Надо  снять бант". - "Лена, что это?" - "Это платье". - "Снимем платье". Кукла укладывается, засыпает.

После занятия воспитательница  раздает детям кукол, строит из кубиков  кроватки, предлагает малышам уложить  кукол спать, побуждает их называть одежду куклы.

При повторении занятия необходимо, чтобы кукла стояла, сидела, ей надо ласково говорить о том, что сейчас с нее все снимут, и она пойдет в кроватку спать.

Занятия с таким же примерно программным  содержанием следует повторить, но провести их надо с другим действующим  лицом. Вместо куклы-девочки можно  укладывать спать и одевать после  сна куклу-мальчика. При этом меняются предметы одежды у куклы-мальчика (рубашка, штанишки, ботиночки).

Дидактическая игра №2 "Кормление куклы"

Цель: учить осуществлять действия с предметами, продолжать расширять и обогащать словарный  запас существительными.

Материал: дидактическая  кукла, стул, стол, тарелка, ложка.

Ход игры: Воспитательница  усаживает детей на стульчики. Приносит завернутые в салфетку игрушки (стол, стул, тарелку, ложку) и кладет их на стол. Вынимает каждый предмет по очереди  и спрашивает, что это, стараясь получить словесный ответ.

В то же время каждый ответ  она подкрепляет произнесением  нужного слова, говоря при этом: "Сережа, что это?" - "Это стол". "Кукла  Надя будет есть за столом. Лена, что это?" - "Это стул". "На стуле Надя будет сидеть. Саша, что это?" - "Это тарелка". "Наташа, что это?" - "Это ложка". "Сережа, скажи: Надя, садись есть. Садись за стол. А где же у тебя салфетка? Вот Надина салфетка. Лена, скажи: Надя, ешь суп ложкой из тарелки". Кукла Надя съедает суп, говорит спасибо и уходит.

После каждого занятия  детям для самостоятельной игры даются те предметы, которые являются основными на том или ином занятии. Именно на эти предметы и конкретные слова, их обозначающие, обращается внимание ребенка.

Второе занятие можно  провести с участием куклы-мальчика. На третьем можно посадить за стол двух кукол – мальчика Вову и  девочку Надю, дать каждому чашку, налить в чашки кисель и попросить  их выпить весь кисель. При повторении занятий следует куклам Наде и  Вове делать различные указания и давать советы: "Надя, держи как следует ложку, не проливай суп. Вова, надо всю кашу съесть. Не отворачивайся, ешь кашу, она вкусная. Умница, Надя, всю кашу съела. Надя, скажи спасибо. Вова, крепко держи чашку, а то уронишь чашку, разобьешь и весь кисель разольешь. Молодец, Вова, весь кисель выпил".

Дидактическая игра №3 "Овощи"

Цель занятия: уточнить представления  детей об овощах: названиях, форме, цвете, твердости (мягкости), развивать лексический  запас.

Материал: муляжи овощей и фруктов (морковь, огурец, помидор, капуста, яблоко, виноград, банан, лимон) разной твердости (мягкости), мешочек, 2 подноса.

Ход занятия: Занятие проводиться  за столиком. Воспитатель достает  из корзины по одному разные овощи  или фрукты. Дети называют их, припоминают  назначение, характеризуют качества, их форму, цвет, мягкость или твердость.

"Я достала. Галя. Что я достала?" - "Морковь". Дает в руки ребенку. "Саша, какая она?" - "Красная,  большая, длинная".- "А еще  что вы знаете про морковь?". - "Ее едят. Она хрустит. Сладкая". Рассмотренные овощи и фрукты  складываются на 2 разных подноса. Воспитатель обобщает: "На этом подносе морковь, огурец, помидор, капуста – это овощи. Скажите: "Овощи". "А здесь яблоко, виноград, банан, лимон – это фрукты". "Олег, что у меня на подносе? Правильно, морковь, огурец, помидор, капуста".

Если дети ранее не ознакомились с некоторыми овощами, например с  капустой, их ответы ограничиваются сообщением названия. Воспитатель дополнительно  сообщает детям об их назначении.

Дидактическая игра №4 "Куколка-красавица"

Цель: выделять главные свойства игрушки (куклы), пересказывать текст, опираясь на детали, изображенные на мнемокарте (см. Приложение 1), в определенной последовательности и составляя при пересказе целостный образ куклы, активизировать словарь: "кукла", "глаза", "брови", "ресницы", "губы", "руки", "ноги", "красивая", "платье".

Материал: кукла, Мишка, мнемокарта.

Ход игры. Воспитатель показывает ребенку куклу, читает рифмовку:

Куколка-красавица всем ребятам  нравится.

Кукла синеглазая,

С длинными ресницами,

Алыми губами -

Полюбуйтесь сами.

Попросите ребенка рассказать о  том, какая кукла приходила в  нему в гости. Положите перед ребенком мнемокарту и попросите его рассказать мишке о кукле.

Если ребенок затрудняется составить  рассказ о кукле, сделайте это  сами.

Положите перед собой мнемокарту и, указывая на ней на ту часть тела куклы, о которой в данный момент рассказываете, составьте описательный рассказ.

Рассказ о кукле. Это кукла Маня. У куклы есть глаза, брови, реснички. У куклы Мани есть волосы, ручки  и ножки. На ножках - красивые туфельки. На ней красное платье. Кукла Маня очень красивая".

Дидактическая игра №4 "Покажи игрушку!"

Цель: развитие речевого слуха –  умение слушать слова, помогает запоминать названия различных предметов и  животных.

Материал: различные игрушки и  предметы (игрушка козы, матрешка, собака, кубики, петушок, корова, кошка, мячик, кукла, пирамидка, машина.

Ход игры. Используя машину грузовик, в которой сидят разные игрушки, воспитатель рассказывает ребенку, что сегодня к нему в гости  приехали игрушки.

Воспитатель просит найти игрушку  или предмет, придумывая для этого  понятный малышу повод. Например "Даша, позвать собаку, чтобы дать ей косточку, а ты Артем найди матрешку, чтобы  с ней поиграть" и т.д. Это  делает игру интереснее и расширяет  представление малыша об окружающем мире.

После того, как ребенок найдет нужную игрушку или предмет, рассмотрите  ее вместе с ребенком, обратите его  внимание на характерные признаки этого  предмета. "Смотри, это коза. Вот  у козы рожки, Вот у козы борода. Вот у козы ножки. А на ножках копытца".

Дидактическая игра №5 "Покажи игрушку!"

Цели: развивать речь детей в  процессе речевой подвижной игры, обогащать словарь детей глаголами, развивать слуховое, фонематическое восприятие, учить сопровождать игру речью, координировать речь с движениями, запоминать короткий рифмованный текст.

Материал: плюшевый медведь.

Ход игры. Воспитатель держит в  руках медведя, совершает с ним  различные действия и комментирует:

Мишка стоит, стоит, стоит.

Мишка сидит, сидит, сидит.

Мишка лежит, лежит, лежит.

Мишка спит, спит, спит.

Мишка встает, встает, встает.

Мишка идет, идет, идет.

Мишка топает, топает, топает.

Мишка хлопает, хлопает, хлопает.

Мишка прыгает, прыгает, прыгает.

Мишка лапой дрыгает, дрыгает, дрыгает.

Мишка пляшет, пляшет, пляшет.

Мишка лапой машет, машет, машет.

При повторном проведении упражнения малыши повторяют предложения вслед  за педагогом (глаголы произносятся 3 раза). Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие  движения:

Мы потопаем, как мишка:

Топ – топ – топ – топ.

Мы похлопаем, как мишка:

Хлоп – хлоп – хлоп - хлоп.

Мы попрыгаем, как мишка:

Гоп – гоп – гоп – гоп.

Игра проводится не менее 3 раз, а  затем закрепляется вне занятий. Постепенно дети запомнят стихотворение  и действия.

 

3.5 Итоговая диагностика и анализ  данных

Для выявления степени эффективности  предложенной программы мной был  повторно проведен контрольный срез с целью изучения динамики произошедших изменений в развитии речи детей. При проведении контрольного среза  мы использовали ту же систему методик  и занятий. Оценка результатов, соответствует  количеству набранных ребенком баллов. В результате проведения эксперимента мы получили следующие данные:

Итоговая диагностика экспериментальной  группы

Информация о работе Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста