Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа
Целью моего творческого отчета является: Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста.
Задачи творческого отчета:
1. Изучить понятия лексики, выявить особенности формирования лексики у детей раннего возраста.
2. Проанализировать особенности использования игрушек в детском саду, выявить педагогические влияния на формирование лексики детей раннего возраста.
3. Спроектировать и отработать систему занятий по развитию речи детей раннего возраста с дидактическими игрушками.
Введение
Часть I. Развитие лексической стороны речи детей раннего возраста
1.1 Лексика как компонент структуры языка
1.2 Особенности лексики детей
1.3 Задачи и содержание словарной работы в ДОУ
1.4 Методы и приемы словарной работы с детьми раннего возраста
Часть II. Теоретические подходы к анализу роли игрушки в развитии словаря детей раннего возраста
2.1 Дидактическая игрушка и ее значение в развитии детей
2.2 Классификация дидактической игрушки
2.3 Дидактическая игрушка как средство формирования словаря детей раннего возраста
2.4 Вывод
Часть III. Практическая часть экспериментальной работы
3.1 Условия проведения экспериментальной работы
3.2 Характеристика испытуемых
3.3 Методика проведения первичной диагностики
3.4 Методика проведения формирующего эсперимента
3.5 Итоговая диагностика и анализ данных
3.6 Вывод
Заключение
Список литературы
Приложения
№ |
ФИО ребенка |
3. №1 |
3. №2 |
З. №3 |
3. №4 |
Сумма баллов |
1 |
Милана Б |
10 |
8 |
9 |
8 |
36 |
2 |
Егор В |
7 |
5 |
3 |
0 |
15 |
3 |
Валера В |
12 |
5 |
6 |
7 |
30 |
4 |
Наташа К |
8 |
7 |
4 |
3 |
22 |
5 |
Артем Р |
10 |
5 |
4 |
3 |
22 |
6 |
Саша Ш |
7 |
3 |
2 |
1 |
13 |
40 - 30 баллов - высокий уровень развития лексики (2 человека)
29 - 20 баллов - средний уровень развития лексики (2 человека)
19 - 0 баллов - низкий уровень развития лексики (2 человека)
В ходе эксперимента было отмечено, что высокий уровень развития речи был выявлен у 2 детей экспериментальной группы, что составляет 33,3% от 6 человек (Милана Б. и Валера В.). Они не испытывали особых затруднений при выполнении заданий, уже не испытывали такого смущения и проявляли явный интерес к занятиям как при первичной диагностике. Уровень понимания речи соответствует возрастной норме.
Дети сосредоточенно всматривались в предмет, брали его в руки, игрушки вызывали ответную реакцию, дети улыбались и пытались локализовать свои действия, легко вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь.
Также наблюдалось соответствие возрастной норме по уровню объема активного словаря.
Известно, что в 1,5-2 года звукопроизношение еще не сформировано в норме, поэтому тот результат, который продемонстрировали дети, соответствовал норме.
Иногда возникали трудности в ходе рассказа по сюжетной картинке. Как правило, они возникали у детей со средним и низким уровнем развития речи.
Средний уровень развития речи был отмечен так же у 2 детей экспериментальной группы (33,3%).
Затруднения у этих детей возникали в основном в недостаточном понимании речи.
Дети справлялись с заданием частично.
Не все дети внимательно слушали задания, были пассивны.
В обиходном словаре детей не наблюдались обобщения, понятий.
Двое из четырех детей, находящиеся на низком уровне экспериментальной группы (33,3%) повысили свои результаты, и перешли на средний уровень развития речи.
Двое детей так и остались на низком уровне.
У них наблюдалось смущение при общении, не понимали задаваемые вопросы, поэтому необходимо было повторять задание несколько раз, но даже при этом в нескольких ситуациях, по Заданию №1, оно оставалось не выполненным.
У детей с низким уровнем наблюдается отсутствие интереса к предложенному заданию, а так же не реагировали на вопросы, обращенные к ним или не выполняли предложенное задание правильно или частично правильно.
3.6 Вывод
По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи детей у некоторых ребят хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Те дети, которые в начале эксперимента давали средний результат, стали более общительными со сверстниками. Они стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, любопытными.
Вырос объем активного и пассивного словаря, в речи детей чаще стали появляться фрагменты речи: существительные, глаголы, местоимения, предлоги. Понимание речи стало более развитым. Услышанные незнакомые слова становятся достоянием словаря детей. В их речи появились: "Где?", "Когда?", "Почему?". У многих уже появилась многословная речь, хотя и не всегда правильная грамматически.
Заключение
В ходе описания ВКР были рассмотрены методики словарной работы в группе детей раннего возраста. В данном возрасте, по мнению таких авторов как Яшина, Алексеева, Лямина, Сохина, Бородич, ребенок должен овладеть бытовым ситуативным словарем. Тихеева считает что игры с дидактическими игрушками являются эффективным средством для обогащения и активирования речевого словаря детей, что мы и доказали в опытно-экспериментальной работе.
В практической части работы я провела диагностику на выявление уровня сформированности активного и пассивного словаря на основе этих авторов: Печора К.Л., Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева, Аксариной Н.М.
С целью выявления уровня развития лексики детей была проведена диагностики всей группы, в составе 14 человек. Я выделила 6 наиболее слабых детей. Для этих ребят были смоделированы и приведены определенные игры - занятия с дидактическими игрушками по лексическим темам, которые будут способствовать формированию словарного запаса.
Итоговая диагностика показала положительную динамику в обогащении лексики детей. У детей появился стойкий интерес к данным заданиям, в речи чаще появляются существительные и глаголы, а так же прилагательные и предлоги.
Занятия с дидактическими игрушками ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь. Они помогают закрепить в речи детей названия частей тела, предметов одежды, посуды, мебели, глаголы, обозначающие действия во время умывания, одевания и др.
Мои наблюдения показали, что речевая
активность ребенка на занятиях в 3-7
раз превышает таковую в
Таким образом, роль дидактических игрушек и занятий в речевом воспитании детей несомненна. Их использование как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку.
Итак, речь детей становится постепенно
коммуникативным средством
Список литературы
1. Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. и др. / Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. / Методика
развития речи и обучения
3. Борисенко М.Г., Лукина Н. / А Мне купили игрушку. – С-Пб.: Паритет, 2004
4. Борисенко М.Г., Лукина Н. / Начинаем говорить. – С-Пб.: Паритет, 2005
5. Бородич А.М. / Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1996
6. Васильева М.А. и Гербова В.В. / Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2009
7. Гербова В.В., Максаков А.И. / Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада – М.: Просвещение, 1988
8. Гербова В.В., Максаков А.И. / Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2008
9. Гербова В.В. / конспект занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе с 2-7 года– М.: Власов, 2002
10. Громова О.Е. / Методика формирования
начального детского лексикона.
11. Жуковская Р.И. / Творческие ролевые игры в детском саду.–М.: АПН РСФСР, 1960
12. Зворыгина Е.В. / Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988
13. Иванова Н.Я., Лебедева Е.А. / Самые маленькие в детском саду. – М.: Просвещение, 1977
14. Капрухина Н.А. / Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008
15. Н.С. Карпинская под ред. С.Л. Новоселовой / Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985
16. Карпова Е.В. / Дидактические игры в начальный период обучения. –Ярославль: Академия развития, 1997
17. Козлова С.А., Куликова Т.А. / Дошкольная педагогика. – М.:
Академия, 2001
18. Лютова Е.К., Монина Г.Б. / Тренинг общения с ребенком. – С-Пб.: Изд. Речь, 2002
18. Лямина Г.М. / Развитие речи ребенка раннего возраста. - М.: Айрис-пресс, 2005
19. Лямина Г.М. / Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1976
20. Менджерицкая Д.В. / Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982
21. Новоселова С.Л. / Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1977
22. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. / Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – М: ТЦ Сфера 2005
23. Павлова Л.Н. / Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет. – М.: Мозаика синтез, 2003
24. Павлова Л.Н. / Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-синтез, 2000
25. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. / Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2004
26. Печора К.Л. / Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М: Скрипторий 2003, 2006
27. Руссакова Л.В. / Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. – М.: Просвещение, 1986
28. Смирнова Л.Н. / Развитие речи у детей 2- 3 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2007
29. Сорокина А.Н. / Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,
1982
30. Сохина Ф.А. / Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1979
31. Тихеева Е.И. / Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1981
32. Урунтаева Г.А. / Дошкольная психология. – М.: Академия, 1999
33. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А.,
Лотарев В.К. / Методика развития
речи детей дошкольного
33. Ушакова О.С. / Развитие речи и творчества дошкольников. – М: ТЦ Сфера 2003
34. Флерина Е. А. / Игра и игрушка. – М.: Просвещение, 1973
35. Янушко Е. / Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 - 3 лет. – М: Издательство Теревинф , 2008
Приложение 1
Качественно-количественная оценка психического развития детей второго года жизни
Нормальное распределение детей по группам развития |
Пограничное состояние | ||
I группа |
II группа |
III группа |
IV группа |
Дети с опережением развития: на 2 эпикризисных срока (высокое развитие); на 1 эпикризисный срок (ускоренное развитие) |
Дети с задержкой в развитии на 1 эпикризисный срок: I степень - на 1-2 линии; II степень - на 3-4 линии; III степень - на 5-7 линий |
Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризисных срока: I степень - на 1 - 2 линии; II степень - на 3 - 4 линии; III степень - на 5 - 7линий |
Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризисных срока I степень - на 1 - 2 линии; II степень - на 3 - 4 линии; III степень - на 5 - 7 линий |
Нормальное распределение детей по группам развития |
Пограничное состояние | ||
I группа |
II группа |
III группа |
IV группа |
Дети с опережением в развитии (нетипичное, дисгармоничное развитие). Часть линий выше нормы на 1, часть на 2 эпикризисных срока Дети с нормальным развитием
(все линии соответствуют |
Дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть линий выше нормы, часть ниже на 1эпикризисный срок) |
Дети с нетипичным, дисгармоничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризисный срок, часть - на 2 эпикризисных срока) |
Дети с нетипичным дисгармоничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризисный срок, часть -на 3 эпикризисных срока) |
Приложение 2
Разработана К.Л. Печорой. Игры – занятия с дидактическими игрушками.
Дидактическая игра №1
"Поручения". Дидактическое упражнение "Вверх - вниз".
Цель. Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх - вниз, научить отчетливо произносить их.
Ход занятия. На столе воспитателя следующие игрушки: большой и маленький медведи, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашки, большой и маленький кубы.
Указывая на игрушки, воспитатель предлагает назвать их, сказать, какого они размера, цвета. Далее, по очереди вызывая к себе детей (ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были хорошо видны остальным детям), педагог предлагает им одно из перечисленных ниже заданий:
- Большого мишку угости чаем из красной чашки. (Если ребенок в чем-то ошибается, медвежонок "рычит", "отворачивается", проявляя свое неудовольствие. Аналогично ведут себя другие игрушки.)
- Поставь матрешку на маленький кубик.
- Посади маленького медведя на большой куб.
- Неваляшку напои чаем из синей чашки.
- Заставь неваляшку покачаться и позвенеть.
Затем педагог усложняет задания. Он вызывает ребенка и передает ему игрушку, например медвежонка: "Можешь напоить его чаем, познакомить с матрешкой или неваляшкой, усадить на стульчик, заставить танцевать" и т. п.
Ребенок воспроизводит действие и объясняет: "Я дал мишке меда в синей чашечке". (Выполняется 4-5 заданий. Ребенку, который охотно вышел к столу воспитателя, взял игрушку и замолчал, следует помочь: "Мы с Илюшей сейчас...")
Воспитатель убирает игрушки и строит из кубиков лесенку. По ней поднимается кукла: "Вверх - вверх - вверх... Трудно!" и спускается: "Вниз - вниз - вниз - прыг! Легко!" Упражнение повторяется 4-5 раз, дети проговаривают соответствующие слова.
Примечание. В последующие дни, поднимаясь и спускаясь по лестнице, дети проговаривают: "Вверх-вверх-вверх-наверху, вниз - вниз - вниз - и на улице".
Дидактическая игра №2 "Кто пришел? Кто ушел?". Чтение потешки "Наши уточки с утра..."
Цель. Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке.
Ход занятия. Воспитатель выставляет на фланелеграф картинки и беседует с детьми по их содержанию: "Выглянуло солнышко (показывает картинку) и проснулись уточки (картинка). Проснулись, закрякали: "Кря-кря-кря". Как закрякали уточки?" (Хоровой и 3-4 индивидуальных ответа.)