Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа

Описание работы

Целью моего творческого отчета является: Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста.
Задачи творческого отчета:
1. Изучить понятия лексики, выявить особенности формирования лексики у детей раннего возраста.
2. Проанализировать особенности использования игрушек в детском саду, выявить педагогические влияния на формирование лексики детей раннего возраста.
3. Спроектировать и отработать систему занятий по развитию речи детей раннего возраста с дидактическими игрушками.

Содержание работы

Введение
Часть I. Развитие лексической стороны речи детей раннего возраста
1.1 Лексика как компонент структуры языка
1.2 Особенности лексики детей
1.3 Задачи и содержание словарной работы в ДОУ
1.4 Методы и приемы словарной работы с детьми раннего возраста
Часть II. Теоретические подходы к анализу роли игрушки в развитии словаря детей раннего возраста
2.1 Дидактическая игрушка и ее значение в развитии детей
2.2 Классификация дидактической игрушки
2.3 Дидактическая игрушка как средство формирования словаря детей раннего возраста
2.4 Вывод
Часть III. Практическая часть экспериментальной работы
3.1 Условия проведения экспериментальной работы
3.2 Характеристика испытуемых
3.3 Методика проведения первичной диагностики
3.4 Методика проведения формирующего эсперимента
3.5 Итоговая диагностика и анализ данных
3.6 Вывод
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

дипломная работа 1.docx

— 125.78 Кб (Скачать файл)

Игры - занятия по обучению детей  раннего возраста развитию речи через  дидактическую игрушку строятся на сочетании разнообразных видов  деятельности (ознакомлении с природой, искусством, изобразительная деятельность, игра). Обыгрывание сюжета рисунка, аппликативной работы, поделок из пластилина, построек из строительного  материала с помощью различных  игрушек и предметов, а так  же познавательные занятия, всегда сопровождаются эмоциональными комментариями, активно  используется речь: стихи, потешки, загадки, сказки. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Занятия с дидактической игрушкой являются одновременно и занятиями по развитию речи. Ведь процессе занятия всегда ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или с взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста. Дидактический материал применяется при обследовании речи детей и при укреплении правильного произношения звуков. Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.

Занятия с куклой и различными игрушками, изображающими животных, средства передвижения (легковая и грузовая машины, поезд, самолет и др.), оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка.

С куклой дети учатся выполнять различные  действия, близкие им из повседневной жизни (кормят, одевают, ведут на прогулку, раздевают, укладывают спать, катают на машине и т. п.). Игрушки, изображающие животных, позволяют воспитателю  знакомить детей с их внешним  видом, особенностями передвижения, характерными признаками.

Занятия с сюжетными игрушками  имеют большое воспитательное значение. В процессе постепенно усложняющегося содержания различных занятий с  одной и той же игрушкой ребенок  не только учится производить разные действия, у него вырабатывается определенное отношение к куклам, к животным, к птицам. Влияют эти занятия и  на обогащение самостоятельной игры детей, а так же на оказывают большое влияние на развитие лексики, обогащении словарного запаса. О каждом животном, воспитатель может рассказать то, что будет понятно и интересно детям. Они внимательно слушают педагога, охотно отвечают на его вопросы и сами задают их, тем самым подкрепляя свой активный запас слов.

Занятия с дидактическими игрушками  формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает "прямые" и "обратные" действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький), их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

Главное правило в работе с дидактическими игрушками заключается в том, что не следует выкладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше чередовать игрушки  каждые 10-15 минут, чтобы интерес к  игре не пропадал. Однако, чтобы малыш начал играть такими игрушками, ему надо показать, как это делать. Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка. Так, лучше начать с небольшого количества деталей и постепенно увеличивать их.

2.4 Вывод

Таким образом, роль дидактических  игрушек и занятий в речевом  воспитании детей несомненна.

Использование дидактических игрушек  как метода обучения повышает интерес  детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти  игры на занятиях по ознакомлению с  окружающим, по обучению родному языку. Дидактические игры и занятия  имеют определенное значение в речевом  воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать  и общаться в среде сверстников, что вначале дается нелегко. Сначала  ребенок приучается делать что-то рядом  с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и  сам не отвлекаясь. Затем он привыкает  к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотрят игрушки, картинки, вместе общаются и т.д. Здесь  зарождаются первый интерес к  действиям другого ребенка, радость  общих переживаний, происходит активизация  речевого словаря. В развернутой  форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

Итак, занятия с дидактической  игрушкой направлены на осуществление  широкого круга воспитательно-образовательных  задач:

1. Умственное воспитание в процессе  игровой деятельности, развитие  мышления, памяти, воображения и  других высших психических функций.

2. В процессе действий с куклой  происходит совершенствование моторики  пальцев и координированных движений  левой и правой руки.

4. Пробуждение речевой активности.

5. Воспитание первых волевых  черт характера в процессе  овладения целенаправленными действиями  с предметами (умение не отвлекаться  от поставленной задачи, доводить  ее до завершения, стремиться  к получению положительного результата  и т.п.).

Занятия с дидактическими игрушками, а именно с дидактическими куклами  помогают:

1. Сформировать практический опыт  действия в зависимости от  объективных свойств предметов.

2. Стимулировать их речевую активность. Такие игры-занятия способствуют  речевому подражанию, а в дальнейшем  организует настоящий диалог  с игрушечными персонажами или  с взрослым, тем самым стимулирует  развитие коммуникативной функции  речи детей раннего возраста.

3. Научить простым поисковым  действиям по методу проб и  ошибок в решении практической  задачи.

4. Укреплению правильного произношения  звуков.

5. Постоянно обогащать свою речь  за счет общения в процессе  игры. Следовательно, занятия с  дидактическими игрушками, связанные  с выполнением игровых действий, имеющих логику, оказывают всестороннее  воздействие на развитие малышей,  а так же на их словарный  запас.

 

Часть III Практическая часть экспериментальной  работы

3.1 Условия проведения экспериментальной  работы

Задачей констатирующего этапа  исследования было выявить лексический  уровень развития речи детей раннего  возраста.

Уровень развития лексики детей  раннего возраста может выявляться как в начале, так и в конце  учебного года.

Для проведения констатирующего эксперимента я взяла свою группу № 6 ГДОУ № 80 "Общеразвивающего вида с приоритетом физическо- эстетического воспитания детей" Приморского района.

В диагностике участвует одна группа, включающая в себя экспериментальную  подгруппу (6 детей из 14) и остальных  детей.

Для выявления уровня развития речи в раннем возрасте необходимо учитывать  ряд условий:

- наличие экспериментальной группы  детей;

- соответствие указанному возрасту;

- непрерывность эксперимента;

- исследование должно проводиться  человеком, который знаком детям;

- для обследования следует использовать  разнообразный дидактический материал (различные дидактические игрушки,  сюжетные картинки);

- высказывания ребенка должны  включаться в деятельность с  предполагаемым материалом;

- обязательно учитывать индивидуальные  особенности ребенка.

В основу проведения диагностики были положены следующие параметры измерения уровня развития лексики детей раннего возраста с помощью дидактической игрушки:

- выявление уровня понимания  речи взрослого;

- выявление понимания ребенком  действий;

- выявление объема активного  и пассивного словаря;

- определение уровня активного  словарного запаса детей.

3.2 Характеристика испытуемых

Формирующий эксперимент проводился в рамках коррекционной работы с 14 детьми младшей группы, шестеро  из них были включены в экспериментальную  группу.

1. Бовдуй Милана 1 год 11 мес. Девочка уравновешенная, спокойная, навыки самообслуживания пока нет, найти себе дело не всегда может, надо её направлять, умеет играть самостоятельно. Идёт с взрослыми на контакт легко, а с детьми избирательно. Внимательная на занятиях, хотя иногда может отвлечься. Ребенок хорошо понимает обращенную к ней речь, запас слов быстро растет, но, тем не менее, речевая активность слабая, часто используются жесты.

2. Вожжов Егор 1 год 8 мес. У мальчика бодрое, жизнерадостное настроение. Положительно относится к окружающим, активен в игре, охотно контактирует с окружающими. Многое понимает, но не разговаривает, предпочитает жесты и выразительную мимику. На занятиях не усидчив, не выполняет задания связанные с произношением речи.

3. Шкондин Саша 1 год 9 мес. Ребёнок спокойный, меньше контактирует со сверстниками, по своей инициативе идёт на контакт легко с взрослыми и детьми. На занятиях часто рассеян, малоактивен, словарный запас скуден. В речи ребенка присутствуют облегченные слова. Не понимает обращенную речь взрослого с первого раза.

4. Васильев Валера 1 год 10 мес.  Мальчик с трудом вступает  в контакт. Общение не устойчивое, раздражительное, возбуждённое состояние,  может вступить в конфликт, наблюдаются  аффективные вспышки возбуждения,  крики. Предпочитает играть один. Умеет найти себе дело, игру. На  занятиях не усидчив, при этом выполняет многие задания правильно, но не охотно.

5. Комарова Наташа 1 год 8 мес.  Девочка спокойная, положительно  относится к окружающим, с интересом  активно играет, дружелюбна. На контакт  идёт легко с взрослыми и  детьми. На занятиях усердна, но не всегда дает правильные ответы. Речь эмоционально-выразительная, активная.

6. Переверзев Артём 1 год 10 мес. Мальчик спокойный, любопытный, скромный, положительно относится к окружающим, дружелюбен, охотно контактирует с окружающими. На занятиях пассивен, часто отвлекается. Понимает обращенную к нему речь, но не с первого раза.

Дети данной группы обладают разными  степенями освоения лексики: часть  детей умеют слушать, понимать речь. Многие дети коллективно участвуют  в общении, как между собой, так  и с педагогом.

На данном этапе развития детей  запас понимаемых слов быстро растет, легко устанавливается связь  между предметами, действиями и их словесным обозначением. Дети понимает имена многих часто называемых окружающих людей, названий предметов, а так  же действий. Словом можно изменить состояние ребенка, разнообразить  его действия. Малыши выполняют сначала  простые, а потом и более сложные  словесные поручения в зависимости  от уровня развития и возраста. Словарь  состоит в основном из существительных  и глаголов. Говорят отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце  периода появляются двухсловные  предложения. Легко повторяют произносимые окружающими взрослыми слова  и простые фразы.

Некоторые дети моей группы часто  употребляют облегченные слова ("би-би", "туту"), не могут сразу сосредоточиться на игре, а так же при чтении сказок педагогом.

3.3 Методика проведения первичной  диагностики

Для изучения развития лексики детей  мы применяли следующие задания:

Игра - задание №1 "Изучение понимания речи"

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

Материал: дидактическая кукла  и 5 хорошо знакомых детям предмета посуды (тарелка, ложка, чайник, чашка, нож).

Процедура проведения: ситуация специально подготовленная, исследование должно проводиться индивидуально с  каждым ребенком.

1 Ситуация. Проверяли, отзывается  ли ребенок на свое имя.

2 Ситуация. Просили ребенка указывать  на называемый предмет посуды.

3 Ситуация. Просили ребенка дать  называемый предмет.

4 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела (глаза, руки, ноги, нос, уши, туловище, рот, щеки).

5 Ситуация. Просили ребенка найти  аналогичную часть лица или  тела у себя.

6 Ситуация. Предлагали произвести  с предметом определенные действия (покормить куклу из тарелочки  ложкой, налить чаю в чашку).

Формулировку задания повторяли  несколько раз.

Все данные я заносила в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы  ребенок его понял. Число правильно  выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:

1 раз - 2 балла; 2 раза - 1 балл (при  выполнении задания); Более 2 раз  и при не выполнении задания  - 0 баллов;

От 11 - до 14 б. - высокий уровень понимания  речи,

От 7 до 10 б. - средний уровень понятия  речи,

от 6 до 0 б. - низкий уровень понятия  речи.

Игра - задание №2 "Выполнение поручений "

Цель: выявление понимания ребенком действий

Материал: Сюжетная игрушка кукла  Маша, кроватка, стул, стол, тарелка, буфет, диван.

Методика. Специально подготовленная ситуация. Ребенку предлагают выполнить  следующие действия: "Покорми  куклу", "Положи куклу в кроватку", "Покатай Машу на машине", "Посади куклу на стул", "Поставь тарелку на стол для Маши" "Убери тарелку в буфет", "Усади куклу на диван".

Процедура проведения: ребенок выполняет  действия по просьбе взрослого, подносит тарелку ко рту куклы, кладет ее в  кроватку, возит на машине и т.д.

Задание выполнено правильно - 2 балла, частично выполнено - 1 балл, не выполнено - 0 баллов.

7 - 8 б. - высокий уровень,

6 - 3 б. - средний уровень,

2 - 0 б. - низкий уровень.

Игра - задание № 3 "Какой... ?"

Цель: выявить объем активного  и пассивного словаря.

Материал: дидактическая кукла, муляжи овощей и фруктов (мягкие и твердые) хорошо знакомые детям (яблоко, огурец, помидор, морковка, лимон, виноград).

Информация о работе Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста