Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа

Описание работы

Целью моего творческого отчета является: Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста.
Задачи творческого отчета:
1. Изучить понятия лексики, выявить особенности формирования лексики у детей раннего возраста.
2. Проанализировать особенности использования игрушек в детском саду, выявить педагогические влияния на формирование лексики детей раннего возраста.
3. Спроектировать и отработать систему занятий по развитию речи детей раннего возраста с дидактическими игрушками.

Содержание работы

Введение
Часть I. Развитие лексической стороны речи детей раннего возраста
1.1 Лексика как компонент структуры языка
1.2 Особенности лексики детей
1.3 Задачи и содержание словарной работы в ДОУ
1.4 Методы и приемы словарной работы с детьми раннего возраста
Часть II. Теоретические подходы к анализу роли игрушки в развитии словаря детей раннего возраста
2.1 Дидактическая игрушка и ее значение в развитии детей
2.2 Классификация дидактической игрушки
2.3 Дидактическая игрушка как средство формирования словаря детей раннего возраста
2.4 Вывод
Часть III. Практическая часть экспериментальной работы
3.1 Условия проведения экспериментальной работы
3.2 Характеристика испытуемых
3.3 Методика проведения первичной диагностики
3.4 Методика проведения формирующего эсперимента
3.5 Итоговая диагностика и анализ данных
3.6 Вывод
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

дипломная работа 1.docx

— 125.78 Кб (Скачать файл)

В-третьих, активизация словаря.

Усваиваемые детьми слова делятся  на две категории; пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при  всяком подходящем случае употребляет  в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в  активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет  закреплено и воспроизведено ими  в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводит ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

Новое слово должно войти в словарь  в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять  их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: "Да здравствует мыло душистое!" - но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: "Какой душистый цветок" или, трогая пушистую шапочку: "Какая пушистая шапочка!" В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором - что шапочка мягкая.

Следует обращать внимание на уточнение  значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

В-четвертых, устранение из речи детей  нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны  и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей  терминологии.

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы. В учебном процессе в детском саду выделяются занятия, главной целью которых будет решение какой-нибудь одной конкретной задачи словарной работы, а другие задачи (не только словарные) осуществляются попутно.

Содержание словарной работы в  различных возрастных группах определяется "Программой воспитания в детском  саду". В "Программе" словарная  работа строится на основе ознакомления детей с окружающим, поскольку  сообщение детям знаний и соответствующих  слов происходит в единстве.

Дети знакомятся с окружающим в  быту, в труде, в игре, на занятиях. Следовательно, программные требования по ознакомлению с окружающим даны в соответствующих главах "Программы".

Усложнение содержания словарной  работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям:

1) овладение словарем в единстве  с восприятием предметов и  явлений в целом;

2) рост словаря за счет понимания  слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений,  их отношения. Этот процесс  требует способности к расчлененному  восприятию, владения такими мыслительными  операциями, как анализ, сравнение;

3) введение в лексикон слов, обозначающих  элементарные понятия. Этот процесс  предполагает наличие у детей  умения обобщать предметы и  явления по существенным признакам.  Следовательно, при осуществлении  словарной работы необходимо  единство речевого и умственного  развития детей.

Прежде всего, дети усваивают бытовой  словарь: название частей тела, лица, игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений; природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных; обществоведческий  словарь: слова, обозначающие явления  общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия  и др.); эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный), качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (пришли - приплелись, засмеялись - захихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении, которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий - очень старый); лексику, обозначающую время, пространство, количество.

С возрастом кругозор детей расширяется - от представлений и элементарных понятий о предметах, с которыми дошкольники сталкиваются в режимных моментах, в ближайшем окружении (в 2-3 года), до понятий общественного  характера, событий общественной жизни  страны (6-7 лет).

1.4 Методы и приемы словарной  работы с детьми раннего возраста

Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а  также текущих воспитательных задач.

Методы и приемы словарной работы. Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской  речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и  методы, направленные на закрепление  и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Метод наблюдения достаточно полно  характеризуется в курсе "Дошкольная педагогика". Е. И. Тихеева сформулировала следующие требования к проведению экскурсий и осмотров:

1. Осмотры должны быть интересны  детям. Заинтересованность детей  ведет к точности наблюдения  и глубине восприятия.

2. Во время наблюдения не следует  перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями.  Это отвлекает ребенка от главного  и быстро утомляет. Один и тот  же предмет или явление могут  быть объектом наблюдений детей  разного возраста, но методы работы  должны быть различны.

3. Обеспечивать детям во время  наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети  отвечают и сами о чем-то  спрашивают, им разрешается не  только посмотреть вещь, но и  потрогать, подержать, поиграть  с ней.

4. "В интересах максимального  использования экскурсии в целях  развития речи детей необходимо  заранее установить те речевые  формы (точная номенклатура и  т. п.), которые будут закрепляться  или предлагаться впервые" (подчеркнуто  авторами учебного пособия).

5. Количество наблюдений и экскурсий  "должно быть педагогически  обоснованно и находиться в  соответствии с числом других  занятий".

К методам непосредственного ознакомления с окружающим относятся так же рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и  имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок  часто соприкасается в своей  жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При  этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова  разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся  к разным частям речи.

Воспитатель четко намечает те слова, которые подлежат усвоению детьми и  будут предметом особого внимания.

Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова  должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения  внимания детей к слову, к наименованию: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. С точки зрения физиологии и психологии роль этих приемов вызвана необходимостью запоминания слова, сохранения в памяти его звукового образа, образования кинестетических ощущений, возникающих при его многократном произнесении.

Очень важно варьировать методику повторений. Психологи справедливо  критикуют существующую методику развития речи за то, что многие упражнения состоят  из механического повторения какого-либо слова в целях формирования речевого навыка (весьма распространен прием "И ты скажи, и ты..."). Такое  повторение снимает коммуникативную  функцию речи, в результате чего речь становится искусственной и  бесцельной. С учетом этого можно  рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение  образца ("Послушайте, как я скажу  слово -аквариум. Теперь вы скажите..."); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение "Кто лучше скажет"; ответы на вопросы ("А ты как думаешь, как надо сказать?").

Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря большое место занимает показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом, об отдельных видах труда, о технике и средствах передвижения и др.). С физиологической точки зрения картина обеспечивает связь второй сигнальной системы с первой, быстрое усвоение слов. Таким образом, картина несет ребенку вместе с представлением и слово, ее рассматривание сопровождается речевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок, объяснением и толкованием новых слов, сопоставлением их с уже известными, постановкой вопросов, многократным проговариванием слов детьми в разном контексте.

При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая  постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. В этих случаях картина предоставляет простор для расширения кругозора и для увеличения запаса слов. В детском саду используются все виды специально созданных для детского сада дидактических картин (серии "Дикие животные", "Домашние животные", "Кем быть", "Времена года"), а также репродукции картин известных художников (А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, И.И. Левитана и других). Важно точно определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).

Одним из средств обогащения словарного запаса детей наряду с речью окружающих взрослых является художественная литература. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе над текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. В связи с этим работа над лексическим значением слов углубляет понимание замысла автора. В программном содержании наряду с воспитательными задачами целесообразно также определять и объем, и характер работы над словом. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков.

В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие  приемы работы над словом:

- накопление содержания речи  в предварительной работе, обогащение  знаний об окружающем с целью  подготовки детей к восприятию  произведения;

- акцентирование внимания на  словах, несущих основную смысловую  нагрузку;

- лексический анализ языка художественных  произведений (выявление значений  незнакомых слов и выражений,  уточнение оттенков значений  слов, употребляемых в переносном  смысле, анализ изобразительных  средств языка текста);

- объяснение педагогом значений  слов;

- проговаривание слов детьми;

- замена авторских слов словами,  близкими по значению;

- подбор слов для характеристики  героев;

- употребление слов в разном  контексте в связи с беседой  по содержанию произведения.

Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, которые К.Д. Ушинский назвал лучшим средством "привести дитя к живому источнику народного языка". С  ними можно связать много полезных для ребенка объяснений.

Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.

Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. Игрушки предоставляют многократные возможности для закрепления представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных этими представлениями словесных форм (Е.И. Тихеева). Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое значение имеет предложенная Е.И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.

В методике обращается внимание на разницу  в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических  игр с ними (О.И. Соловьева, А.М. Бородач  и другие). При рассматривании игрушек  применяются игровые приемы, игровые  действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые  правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму.

Информация о работе Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста