Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 09:57, дипломная работа

Описание работы

Целью моего творческого отчета является: Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста.
Задачи творческого отчета:
1. Изучить понятия лексики, выявить особенности формирования лексики у детей раннего возраста.
2. Проанализировать особенности использования игрушек в детском саду, выявить педагогические влияния на формирование лексики детей раннего возраста.
3. Спроектировать и отработать систему занятий по развитию речи детей раннего возраста с дидактическими игрушками.

Содержание работы

Введение
Часть I. Развитие лексической стороны речи детей раннего возраста
1.1 Лексика как компонент структуры языка
1.2 Особенности лексики детей
1.3 Задачи и содержание словарной работы в ДОУ
1.4 Методы и приемы словарной работы с детьми раннего возраста
Часть II. Теоретические подходы к анализу роли игрушки в развитии словаря детей раннего возраста
2.1 Дидактическая игрушка и ее значение в развитии детей
2.2 Классификация дидактической игрушки
2.3 Дидактическая игрушка как средство формирования словаря детей раннего возраста
2.4 Вывод
Часть III. Практическая часть экспериментальной работы
3.1 Условия проведения экспериментальной работы
3.2 Характеристика испытуемых
3.3 Методика проведения первичной диагностики
3.4 Методика проведения формирующего эсперимента
3.5 Итоговая диагностика и анализ данных
3.6 Вывод
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

дипломная работа 1.docx

— 125.78 Кб (Скачать файл)

Воспитатель повторяет фразу, побуждая детей договаривать слова: "Выглянуло... (солнышко), проснулись... (уточки),проснулись и... (закрякали)".

Педагог продолжает рассказ: "Проснулись и гуси (картинка). Пошли на пруд поплавать. Идут, кричат: "Га-га-га". Как гуси кричат? Куда они идут?

Выглянуло солнышко, проснулся индюк. Вот он какой этот индюк (картинка): сам большой, хвост колесом. По двору индюк ходит, сам с собой разговаривает: "Бал-бал-бал, бал-бал-бал!" Как индюк сам с собой разговаривает?

И курочки (картинка) проснулись. "Ко-ко-ко, - говорят. - Вот мы, ко-ко-ко". Кто проснулся? Как вы догадались, что курочки проснулись?"

Далее воспитатель показывает детям  голубей и петушка, напоминает, как  они кричат.

Затем педагог читает потешку "Наши уточки с утра...". Он повторяет потешку 1-2 раза, поощряя попытки малышей повторять звукоподражания.

Воспитатель проводит дидактическое  упражнение "Кто пришел? Кто ушел?".

"Выглянуло солнышко, и во  двор вышла маленькая девочка, - рассказывает педагог. - Вот она  (показывает картинку). Девочка вышла  покормить птиц. Сначала пришли  к ней... (уточки). Потом пришли... (гуси), затем пришел... (индюк), прибежали... (курочки).

Наелись птицы и собрались кто  куда. Сначала ушел... закройте глаза (дети не должны закрывать глаза  руками)". Воспитатель убирает  картинку и говорит: "Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте  глаза. А теперь откройте. Что скажете? (Гуси ушли. На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза. Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)" И так далее. (Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.)

С детьми младшей подгруппы занятие  на этом заканчивается.

Детям старше 2 лет 6 месяцев можно  предложить поработать воспитателем. Оставив на фланелеграфе 4 картинки (остальные лежат рядом), педагог приглашает желающего ребенка, объясняет, что нужно сделать и сказать.

Малыш просит детей закрыть глаза (Пожалуйста" закройте глаза. Не подглядывайте!), убирает (добавляет) картинку и разрешает сверстникам открыть глаза.

Воспитатель приглашает еще 2-3 детей, которые интересуются у сверстников, что изменилось на мольберте.

Дидактическая игра №3 "Это я придумал". Чтение детям русской народной потешки "Пошел котик на торжок..."

Цель. Закрепить умение детей объединять действием 2-3 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи; познакомить с народной песенкой "Пошел котик на торжок...".

Ход занятия. Игра "Это я придумал" - усложненный вариант игры "Поручения".

Перед детьми - 6-8 игрушек (по выбору воспитателя). Например, небольшая кукла, тарелка, медвежонок, бант, мячик, зайчик, шарманка, расческа.

Воспитатель просит детей назвать  игрушки. Объясняет, что они могут  действовать с игрушками как  захотят: "Например, я могу подарить бант медвежонку и сказать ему: "Тебе, медвежонок я подарю красивый зеленый  бант".

Педагог вызывает желающего ребенка, помогает ему осуществить задуманное и озвучить действие ("Зайчик играет на шарманке", "Куколка танцует", "Медвежонок взял мяч", "Медвежонок собирается есть" и т.п.).

Воспитатель убирает игрушки и  показывает детям игрушечного кота. Малыши рассматривают игрушки, а  педагог читает потешку: "Пошел котик на Торжок..." и называет имя присутствующего на занятии ребенка "Самому ли есть, либо Сашеньке снестъ? Я и сам укушу, да и Сашеньке снесу". (Сашенька "принимает" подарок, благодарит кота.)

Педагог читает потешку еще 3-4 раза, адресуя ее всем детям или кому-то персонально. Заканчивая занятие, предлагает малышам сказать котику что-нибудь хорошее, покормить его, поиграть с ним.

Дидактическая игра № 4 "Подбери перышко"

Цель. Учить детей различать  и называть красный, желтый, зеленый  цвета; повторять фразы вслед  за воспитателем.

Ход занятия. Перед детьми на мольберте  картинка, на которой изображен большой  красивый петух с пышным хвостом (хвост не раскрашен). В том месте, где должны начинаться перья, сделаны  прорези. (Перья воспитатель заранее  вырезает из бумаги.) Сбоку от мольберта - стол воспитателя. На нем разложены  перья трех цветов.

Педагог обращает внимание детей на петуха. Показывает другого петуха (картинку или игрушку) с ярким  пышным хвостом. Поясняет, что первый петушок тоже хочет иметь красивый хвост, и просит малышей подарить ему перышки: красные, зеленые, желтые (показывает).

"Сначала я подарю перышко  петушку, - говорит педагог. - Петушок,  какое перышко тебе подарить?" (Красное.)Воспитатель находит красное перышко, показывает детям, затем вставляет его в прорезь и говорит: "Вот тебе, петушок, красное перышко".

"Ку-ка-ре-ку!" - благодарит петушок  воспитателя.

"Пусть Вова подарит мне  перышко", - просит петушок.

Затем дети самостоятельно выбирают перья, показывают их остальным малышам  и называют цвет. (Я подарю петушку желтое перо.) Если ребенок ошибается, петушок говорит: "Ку-ка-ре-ку! Я хочу другое перо. Хочу перо зеленое!"

В заключение дети любуются красивым петушиным хвостом. "Красивый у  меня хвост!" - радуется петушок. "Очень-очень  красивый!" - подтверждают дети.

"Петушок доволен, -говорит воспитатель. - Он разрешил мне прочитать про него стихотворение:

Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он:

"Здравствуй!"

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки,

На головке - гребешок,

Вот какой он, петушок!"

Воспитатель читает стихотворение  еще раз.

Дидактическая игра № 5 "Как можно медвежонка порадовать?"

Цель. Продолжать учить детей играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

Ход занятия. "В прошлый раз, - начинает занятие педагог, - вы играли и разговаривали с киской. Это  видел медвежонок. Он прибежал на занятие и просит вас рассказать, какой он хороший, угостить его медом, сгущенкой, вареньем, фруктами, поиграть с ним в прятки. Согласны?"

Дети по очереди подходят к медвежонку, разговаривают с ним, угощают  его. Если, подражая друг другу, они начнут употреблять одни и те же обращения к игрушке (например: "Мишенька, хочешь варенья?"), нужно подсказать им, как можно иначе порадовать медвежонка ("Мишенька, я хочу угостить тебя вкусными яблоками", "Я сделала тебе компот (кашу)" и т.п.). Следует обязательно напомнить детям о том, что мишка ждет от них ласковых слов.

Занятие заканчивается игрой в  прятки. Мишка прячется, а дети его  находят.

Дидактическая игра № 6 "Построим куклам дом"

Цель. Продолжать развивать интерес  к играм с куклами и строительным материалом. Учить подбирать .игрушки и атрибуты для игры. Учить объединяться по двое - трое для самостоятельных игр.

Материал. Набор строительного материала: кубики, кирпичики, пластины; куклы разных размеров; образные игрушки (заяц, мишка, белочка, лисичка и т.д.).

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: "К нам в гости  пришла кукла Света. Она говорит, что ей негде жить. Давайте построим для Светы дом. Кто хочет построить? Сережа, ты хочешь сделать дом для  Светы? Давай вместе строить, а Света  посмотрит, как мы будем работать". Воспитатель сажает куклу на ковер.

В ходе строительства задает вопросы: "Из чего будем строить дом? (Из кирпичиков.) Сережа, принеси, пожалуйста, кирпичики. Как мы поставим кирпичики? (Узкой стороной.) Это будут стены  дома. А как сделать крышу? (Надо положить кирпичик сверху на стены.) Давай, Сережа, проверим, сможет ли Света жить в этом домике. (Если кукла высокая, то воспитатель показывает, как построить  высокий дом.)

Теперь надо сделать двери, чтобы  в доме было тепло. (При этом можно  поставить один или два кирпичика  независимо от величины построенного дома.)

В процессе строительства дома вместе с Сережей воспитатель привлекает к работе и других, заинтересовавшихся игрой детей: одному предлагает сделать  забор, другому - дорожку к дому и  т.д. Поощряет совместные игры детей.

Можно посоветовать малышам построить дома для своих кукол (зайцев, мишек), при этом спеть песню "Строим дом" (музыка М. Красева, слова С. Вышеславцевой):

Тук да тук,

Тук да тук,

Раздается

Громкий стук.

Строим дом,

Дом большой,

И с крылечком, ,

И с трубой.

Дидактическая игра № 7 "Серенькая кошечка".

Цель. Побуждать детей узнавать животных, называть, выделять отдельные части: хвостик, ушки, глазки, гребешок; развивать зрительное восприятие. Воспитывать добрые чувства по отношению к животным, желание заботиться о них.

Материал: игрушки - кошка, собака, петушок, картинки с изображением этих животных, ширма.

Ход занятия. Воспитатель обращает внимание детей на ширму, за ширмой раздается лай: "Ав-ав", педагог задает вопросы:

- Кто же это лает? Кто в  дом не пускает? (собачка)

- Правильно.

Выходит собачка из-за ширмы. Дети рассматривают ее и выделяют: ушки, хвостик, глазки, звукоподражают собачке. Аналогично дети знакомятся с котиком и петушком.

После этого воспитатель подводит детей к столу, где разложены  карточки с изображением животных, среди них дети должны найти карточки с изображением котика, петушка, собачки.

В конце занятия проводится игра.

Серенькая кошечка Села у окошечка. Хвостиком виляла, Деток  поджидала. (кошечка начинает искать своих котяток)

Где же мои ребятки, Серые  котятки? Спать пора котяткам, Сереньким  ребяткам.

После игры все дети гладят петушка, кошечку, собачку, ласково называют их. Животные уходят, дети говорят им: "До свидания".

Дидактическая игра № 8 "Волшебная коробка"

Цель. Формировать навык соотношения  цвета предметов и формы между  собой для решения практических задач, развивать зрительную активность и внимательность. Воспитывать культуру общения со сверстниками.

Материал: волшебная коробка, деревянные кубики и резиновые мячики разного  цвета (желтые и красные), контрастные  по размеру, две игрушечные машины (большая  и маленькая), игрушка мишка.

Ход занятия. В гости к детям  приходит мишка и приносит "Волшебную  коробку". Воспитатель предлагает детям узнать: "Что там лежит?" Затем открывает коробку и поочередно достает предметы.

Дети называют: - Кубик желтый. - Мячик красный и т.д.

Затем воспитатель предлагает развести игрушки по местам. Сначала детям  предлагают перевезти игрушки на большой машине. Воспитатель кладет один желтый кубик и просит ребенка  найти такой же один кубик и  положить в машину и т.д. Когда  все кубики будут находиться в  машине, воспитатель поясняет жестом (разведя руками), что кубиков  много и просит ребенка отвезти  кубики в указанное место, где  дети помогают выгружать кубики по одному и произносить слова: один кубик желтый и т.д.

Аналогично проводятся действия с  красными мячиками, но в маленькой  машине.

После этого детям предлагается покатать мячики и кубики, воспитатель  поясняет: "Мячик - катится, кубик - не катится".

В конце занятия проводится игра:

Мой веселый звонкий  мяч! Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой!

Дети прыгают как мячики, по окончании  слов стихотворения разбегаются.

Дидактическая игра № 9 "Занятие с матрешками"

Цель. Формирование представлений  о величине (большой-маленький), цвете, закрепление словарного запаса деталей игрушки (платочек, головка, фартучек).

Материал. Матрешки.

Ход занятия. Воспитатель сажает детей  за приготовленные для занятия столы. Показывает им матрешку (образец) и  предлагает рассмотреть ее. Некоторое  время наблюдает, какое это производит впечатление на детей, дает им высказаться, порадоваться. Затем спрашивает у  детей, что она им показывает.

Пояснениями и жестами организует восприятие детей, помогает вычленить  важные признаки, особо подчеркивает величину, количество: "Одна большая-большая матрешка".

Потряхивает матрешку и предлагает детям послушать, как в ней  что-то гремит, раскрывает, достает  еще одну маленькую матрешку и  говорит детям об этом. Опять дает время прореагировать на появление  новой матрешки.

Спрашивает, какая это матрешка, отмечает, что одна - большая, другая - маленькая. Во второй части занятия  детям предлагает взять по одной  матрешке и рассмотреть ее.

По просьбе взрослого дети находят  и называют части (детали игрушки) - головку, платочек, фартучек. Гремят матрешками, открывают, вытаскивают другую матрешку. Показывают большую, а потом маленькую. Закрепляют в речи эти термины.

Дидактическая игра №10 "Прятки"

Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.

Материал: дидактическая кукла, детская  мебель, игрушки.

Ход игры. На столе расставляется  кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать. - В этой комнате живет  кукла. Ее зовут... (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.)

К Свете в гости пришли друзья. Это... котята, зайчата, лягушата. Стали  они играть в прятки. Котята залезли  под... (кровать), лягушата прыгнули на… (диван), зайчата спрятались за... (шкаф). - Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей. Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?

Игра повторяется несколько  раз. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок. Котят  можно спрятать... Лягушонок решил  спрятаться... А в конце котята так далеко спрятались, что Света  долго их искала, затем попросила: "Подайте голос!" Котята стали... (мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата стали... (квакать). Как они  квакали? (Ква-ква.) - Давай с тобой вместе расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете... (пришли друзья). Стали они... (играть в прятки). Котята залезли... (под кровать), лягушата прыгнули... (на диван), а зайчата спрятались... (за шкаф). А Света... (всех нашла).

Информация о работе Разработка педагогических условий эффективного использования дидактической игрушки для развития лексики детей раннего возраста